Научная статья на тему 'Педагогические условия управления системой коррекционной работы в условиях детского дома'

Педагогические условия управления системой коррекционной работы в условиях детского дома Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / PUPILS OF THE ORPHANAGE / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / CORRECTIONAL WORK / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / THE PROGRAM OF CORRECTIONAL WORK / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MANAGEMENT OF THE CORRECTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неретина Татьяна Геннадьевна, Камышева Оксана Валерьевна

Статья посвящена описанию педагогических условий управления системой коррекционной работы в детском доме. Авторы дают обобщенную характеристику коррекционной работы с учетом психологических, медицинских, педагогических и социальных проблем воспитанников. Значительное внимание уделяется описанию условий и механизмов реализации в детском доме программы коррекционной работы, обеспечивающей системное сопровождение воспитанников специалистами различного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неретина Татьяна Геннадьевна, Камышева Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of management of the correctional system in the conditions of the orphanage

The article is devoted to the description of the pedagogical conditions for the management of correctional work in an orphanage. The authors give a generalized description of the correctional work taking into account the psychological, medical, pedagogical and social problems of the pupils. Considerable attention is paid to the description of the conditions and mechanisms for the implementation of the correctional work program in the orphanage providing system support for pupils by specialists of various profiles.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия управления системой коррекционной работы в условиях детского дома»

Педагогика

УДК: 376.6

кандидат педагогических наук, доцент Неретина Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

старший преподаватель Камышева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В

УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Аннотация. Статья посвящена описанию педагогических условий управления системой коррекционной работы в детском доме. Авторы дают обобщенную характеристику коррекционной работы с учетом психологических, медицинских, педагогических и социальных проблем воспитанников. Значительное внимание уделяется описанию условий и механизмов реализации в детском доме программы коррекционной работы, обеспечивающей системное сопровождение воспитанников специалистами различного профиля.

Ключевые слова: воспитанники детского дома, коррекционная работа, программа коррекционной работы, педагогические условия управления системой коррекционной работы.

Annotation. The article is devoted to the description of the pedagogical conditions for the management of correctional work in an orphanage. The authors give a generalized description of the correctional work taking into account the psychological, medical, pedagogical and social problems of the pupils. Considerable attention is paid to the description of the conditions and mechanisms for the implementation of the correctional work program in the orphanage providing system support for pupils by specialists of various profiles.

Keywords: pupils of the orphanage, correctional work, the program of correctional work, pedagogical conditions of management of the correctional system.

Введение. Управление системой коррекционной работы в условиях детского дома мы представляем как управленческий цикл в виду того, что функциональные звенья данной системы взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов. Рассматривая каждую функцию управления системой коррекционной работы, мы отмечаем, что они связаны с соответствующими этапами коррекционной работы.

Целью коррекционной работы в условиях детского дома является обеспечение полноценного, качественного медико-психолого-педагогического сопровождения (далее МППС) воспитанников в соответствии с их индивидуальными психо-физическими особенностями. Средствами достижения этой цели являются как целостная организация системы коррекционной работы, так и грамотное управление этой системой, а также система мер морального и материального поощрения педагогов, наличие профессионального педагогического состава, разработка модели выпускника детского дома на каждой ступени коррекционной работы. Важная задача управления системой коррекционной работы является отработка механизма продуктивной педагогической деятельности по реализации целей, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворить эти потребности - важнейшая задача руководства детского дома.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим педагогические условия обеспечения управления системой коррекционной работы. Первое условие - это организация воспитательного процесса в детском доме на основе взаимодействия всех специалистов и участников коррекционной работы. Большое значение имеет определение круга внешнего взаимодействия, то есть, привлечение специалистов со стороны, тем самым, определение окончательного состава службы МППС; организацию взаимодействия всех участников коррекционного процесса, и, конечно, сам процесс коррекционной работы всех специалистов [1, 3].

Разработанная нами модель управления системой коррекционной работы в детском доме демонстрирует взаимодействие всех участников коррекционного процесса, посредством поэтапного, согласованного и преемственного осуществления функций управления, отражающих соответствующие этапы психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк). На коррекционно-развивающем этапе ПМПк реализуется программа коррекционной работы с исполнением индивидуально-ориентированных программ. Реализации индивидуально-ориентированных программ предшествовала огромная взаимосвязанная работа всех участников коррекционного процесса, начиная от сбора информации о воспитаннике, разноуровневой диагностики, составления карт сопровождения воспитанников и до разработки индивидуальных программ коррекции (далее ИПК) [4].

Второе педагогическое условие основано на обеспечении дополнительной профессиональной подготовкой всех специалистов, реализующих программу коррекционной работы в условиях детского дома. С этой целью необходимо разрабатывать программы дополнительной профессиональной подготовки для педагогов детского дома и реализовывать их в рамках курсов повышения квалификации. Значимость коррекционной работы в детском доме, необходимость для общества социально-адаптированной личности выпускника детского дома требует от педагогического коллектива качественного выполнения своей работы. Качество подразумевает профессиональную подготовку, без которой невозможно грамотно разработать и реализовать индивидуально-ориентированные программы для каждого воспитанника и понимать различия в их психофизических особенностях, невозможно понять смысл взаимосвязи в работе педагогов и специалистов.

Третье педагогическое условие обеспечения управления системой коррекционной работы в детском доме предполагает организацию коррекционной работы с учетом психофизиологических особенностей воспитанников детского дома и социальных условий их жизни и деятельности. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении в детском доме - это дети-сироты и социальные сироты, родители которых лишены родительских прав судом. Как показывает практика, в основном детские дома заполнены социальными сиротами. Очень редко можно выделить какую-то одну причину попадания ребенка в детский

дом. Обычно это сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Последствия социального сиротства глубоки и имеют необратимые воздействия на здоровье и психику ребенка, как правило, это отягощается аномальным внутриутробным развитием, отрицательным социальным опытом проживания в неблагополучной семье, рядом наследственных факторов, материнской депривацией - все это в комплексе является причинами различных отклонений в развитии детей.

Учитывая все вышесказанное, мы убеждены, что коррекционную работу в детском доме необходимо строить с учетом психологических, медицинских, педагогических и социальных проблем воспитанника [2]. В разработанной нами программе коррекционной работы детского дома мы рассмотрели характерные особенности развития детей, рекомендуемые условия обучения и воспитания и примерный план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных занятий. Организация коррекционной работы с учетом психо-физиологических особенностей детей и социальных условий их жизни и деятельности рассмотрена нами в модели управления системой коррекционной работы. Диагностический этап ПМПк предполагает сбор информации о воспитаннике, многоуровневую диагностику воспитанника, составление представлений на каждого воспитанника. Все это обязательно осуществляется с учетом психофизических особенностей ребенка, потому что далее, на организационном этапе ПМПк, происходит комплектование коррекционных групп, составление карт сопровождения и, самое главное, разработка индивидуально-ориентированных программ коррекции. На контрольном этапе ПМПк необходимо осуществлять текущую диагностику и коррекцию программ, а на итоговом этапе ПМПк - планировать дальнейшую коррекционную работу, потому, что вся коррекционная работа с самого начала строится педагогами с учетом психофизических особенностей и социальных условий жизни и деятельности воспитанника.

К условиям реализации программы коррекционной работы в детском доме мы относим, во-первых, психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий: информационных, компьютерных для оптимизации учебно-познавательного процесса, повышение его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач коррекции, ориентированных на особые образовательные потребности воспитанников; использование специальных методов, приёмов, средств обучения коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное коррекции с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых корреционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий [5];

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Во-вторых, программно-методическое обеспечение, в частности коррекционные программы педагогов-специалистов:

- программы педагога-психолога: Программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Я - частичка общества», Программа по профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Дорожи своей жизнью»;

- программа педагога-валеолога: «Педагогика жизни»;

- программы социального педагога: «Профилактика девиантного поведения детей и подростков», «Профориентационная работа»;

- программы педагога-дефектолога: «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста (4-6 лет)»; «Развитие познавательной деятельности детей школьного возраста (7-16 лет) «Коррекционно-развивающий курс для школьников «Преодоление отставаний в учебе»;

- программы воспитателей: «Я и закон», «Краеведение»;

- программы педагогов дополнительного образования: «Вязание и вышивка», «Бумагопластика», «Вышивка лентами», «Поварята», «Резьба по дереву», «ЛФК», «Легкая атлетика».

В-третьих, кадровое обеспечение, которое включает в штат учреждения (или совместительство) специалистов со специальным образованием и соответствующей категорией (педагог-дефектолог, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, массажист и др.), имеющих грамотное представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации целостного коррекционного процесса.

В-четвертых, материально-техническое обеспечение, предполагающее:

- создание надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду учреждения;

- материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения учреждения и организацию их пребывания в учреждении (пандусы, учебные места, оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

В-пятых, информационное обеспечение, которое включает в себя:

- наличие современной информационной образовательной среды;

- создание широкого доступа для воспитанников, педагогов и всех специалистов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендация по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов детского дома, обеспечивающее системное сопровождение воспитанников специалистами различного профиля. Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный грамотный анализ всеми специалистами личностного и познавательного развития ребёнка;

- составление комплексных индивидуальных программ коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий всех имеющихся специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечивать систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать многие проблемы развития и социализации воспитанников детского дома. Координирующим органом службы психолого-педагогического сопровождения является ПМПк.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами:

- сотрудничество с дошкольными организациями, средними образовательными учреждениями по вопросам преемственности обучения, развития, адаптации, социализации, здоровьесбережения и интеграции воспитанников [5];

- сотрудничество муниципальным или региональным центром социальной защиты;

- сотрудничество со средствами массовой информации муниципального уровня.

Выводы. Таким образом, мы видим взаимосвязи в реализации каждого педагогического условия. Реализация программы коррекционной работы не возможна без дополнительной профессиональной подготовки педагогических кадров, которые обязаны знать особенности развития детей, поступающих в детский дом, иметь представления о направлениях коррекционной работы, осуществлять мониторинг и планировать свою деятельность, учитывая результаты предыдущих этапов. Педагоги должны адекватно осознавать, что: во-первых, задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе многоуровневой диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка; во-вторых, индивидуальная работа направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов и особенностей воспитанников; в-третьих, выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин отклонений в развитии ребенка. Каждое из названных педагогических условий является условием для организации управления системы коррекционной работы в детском доме, поскольку все они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Наш практический опыт показал, что целенаправленное управление коррекционной работой в детском доме имело положительные результаты. Разработанные нами программа коррекционной работы, программа дополнительной профессиональной подготовки, модель управления системой коррекционной работы, рекомендации по использованию различных коррекционных технологий обеспечили реализацию выдвинутых нами педагогических условий. Мы видим, что в целом изменился в положительную сторону уровень организации системы коррекционной работы в детском доме; повысилась осознанность и значимость, преемственность и поэтапность в работе педагогов и специалистов; усилилось понимание того, что от работы каждого зависит в целом достижение поставленной цели - успешная социализация воспитанников. Мы убедились, что не возможна качественная коррекционная работа без профессиональной подготовки педагогических кадров. Особо мы подчеркиваем важность взаимосвязи с педагогами школы, межшкольного методического центра, со специалистами опеки и попечительства; изучение и принятие передового опыта подобных учреждений. Большое значение имело применение в коррекционной работе как традиционных так нетрадиционных технологий, что также было бы не возможно без профессиональной подготовки педагогов. Мы еще раз подчеркиваем, что социально-педагогические, психологические и физические проблемы воспитанников требуют иного (современного, инклюзивного) подхода к содержанию деятельности педагогического коллектива [1, 3]. Коррекционная работа во многом определяется диагностической работой, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему своевременной грамотной педагогической поддержки, взаимодействием с социальным окружением. Наличие комплексной программы коррекционной работы, индивидуально-ориентированных программ, программы дополнительной профессиональной подготовки педагогических кадров является важным условием для полноценной реализации задач коррекционной работы в детском доме.

Литература:

1. Блажнова, Т.И., Неретина, Т.Г. Организация инклюзивного подхода в учебно-воспитательном процессе // В сборнике: научная мысль: традиции и инновации: сб. научн. труд. с межд. участием [Электронный ресурс] / Под редакцией С.С. Великановой, Н.Ф. Ганцен. Краснодар, 2016. - С. 6-11.

2. Кашуба, И. В., Тухватуллина, Г. Р. Профилактика виктимного поведения школьников общеобразовательного учебного заведения в деятельности классного руководителя: Сб. научн. тр. межд. научно-практ. конф. в 3-х частях, 31 января, Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. - С. 49-51.

3. Неретина, Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. - Т. 2. - С. 274-277.

4. Неретина, Т.Г. Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях детского дома / Т. Г. Неретина. - Магнитогорск, 2011. - 56 с.

5. Орехова, Т.Ф. Психолого-педагогические аспекты становления здоровья растущего человека в системе современного образования // Проблемы качества физк.-оздор. и здоровьесберегающей деятельности образ. орган.: Сб. ст. 7-й Межд.науч-практ. конф. - Екатеринбург, 2017. - С. 148-154.

Педагогика

УДК: 371.24

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, теории и методики обучения математике Овчинникова Марина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ОПОРНЫХ ФУНКЦИЙ В РЕШЕНИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые теоретические и методические особенности применения метода опорных функций для решения экстремальных геометрических задач, которые используются в подготовке будущих учителей математики. Приведены примеры задач и их решения, степень сложности которых имеет разные уровни.

Ключевые слова: экстремальные геометрические задачи, метод опорных функций, профессиональная подготовка учителя математики.

Annotation. Some of the theoretical and methodological peculiarities of support function method application to the extreme geometric tasks solution are described in this article. The samples of the tasks as well as their solutions with different levels of difficulty are also submitted.

Keywords: extreme geometrical tasks, support function method, professional training of Mathematics teacher.

Введение. Формирование и развитие субъектного опыта будущих учителей математики в процессе их личностно ориентированной профессиональной подготовки по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование. Математика и 44.04.0l Педагогическое образование, магистерская программа «Математика в профессиональном образовании» в ГПА КФУ проводится с использованием интеграции основных принципов профессиональной направленности (А.Г. Мордкович), практико-ориентированности (М.В. Егупова), межпредметных связей в преподавании математических дисциплин (Минаева А.М.), личностной ориентации (А.В. Глузман, Л.В. Кондрашова). В статье продолжается рассмотрение различных способов решения экстремальных геометрических задач в школьном курсе и иллюстрируется применение опорных функций для решения этих задач [4-9].

Формулировка цели статьи. Цель статьи - описание методических особенностей обучения будущих учителей математики работе с экстремальными геометрическими задачами, решаемыми при помощи метода опорных функций.

Изложение основного материала статьи. Перед рассмотрением данного способа обучающиеся, как обычно, получают задание найти в различных источниках материал, которые касается применения рассматриваемого метода, его теоретических основ и практических аспектов. Данный метод используется в решении задач математического анализа, дискретной математики и математической кибернетики. Разумеется, что на таком уровне владение методом опорных функций от будущих учителей не требуется. Мы предлагаем обучающимся ознакомиться с современными исследованиями, например, работы Б.А. Горлача, Г.Ю. Ермоленко [3], в которых раскрываются особенности применения этого метода для решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений, задачи Дирихле для эллиптических дифференциальных уравнений и т.д.

В условиях современной средней школы метод опорных функций применяется и в решении геометрических экстремальных задач. В примерах решений, приведённых в пособии И.Б. Абельсона [1] этот метод присутствует, но не конкретизируется его название. При анализе данного пособия мы обращаем внимание будущих учителей математики на целевую аудиторию, которой оно предназначается, особенности изложения материала (частные примеры, частные приёмы решения конкретных задач, теоретическое обоснование методов, предваряющих дифференциальное счисление, применение их в подробнейшем решении задач различными способами). Несмотря на то, что пособие было написано около столетия назад, оно остаётся ярким, интересным и актуальным.

Суть метода опорных функций заключается в том, что задачу на нахождение максимума или минимума какой-то величины на основе известных свойств фигуры формализуют математическим языком, то есть записывают в виде функции (формулы), которая дает возможность найти экстремальные значения исследуемой величины. Такая функция и называется опорной. Следовательно, этот метод можно применить к таким геометрическим задачам на максимум или минимум, условие которых можно выразить математически какой-то функцией. Тогда исследование экстремальных свойств фигуры сводится к исследованию функции, формулы. При этом на переменные, которые входят в формулу, накладываются определенные ограничения, связанные с тем, что рассматриваемые задачи носят геометрический характер, и не все возможные значения переменных соответствуют смыслу задачи. Например, аддитивные скалярные величины как длина, площадь, объём не могут принимать отрицательных значений и т.д. Это оговаривается перед решением, в процессе решения или в анализе полученных результатов.

Во многих геометрических задачах на нахождение наибольшего или наименьшего значений за опорную функцию берут функцию вида f(x) = ах2 + bx + с, которая легко исследуется на экстремум. Но опорными функциями могут также быть функции у = kx + b, (у = (ах - b)(cx - d) и другие.

Чаще всего такие задачи сводятся к исследованию именно квадратичной функции, поэтому мы рассматриваем основную теорему, на которой и основывается применение квадратичной функции к решению экстремальных геометрических задач.

Теорема. Квадратичная функция у = ах2 +bx + с приобретает наименьшее или наибольшее значение при

_ b х = 2a.

Если а > 0, то это значение наименьшее, если а < 0, то оно наибольшее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.