Научная статья на тему 'Современные тенденции развития санаторно-курортной сферы'

Современные тенденции развития санаторно-курортной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1957
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРИЙ / КУРОРТ / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ СФЕРА / ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазокина С.Л.

В статье рассматриваются современные тенденции, наблюдаемые в санаторно курортной сфере за последние двенадцать лет. Анализируются причины возникновения различных тенденций; а также предлагаются пути преодоления негативных тенденций и содействия развитию санаторно-курортной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития санаторно-курортной сферы»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

81

УДК 338.48 ББК 65.49

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ РФ

С.Л. Мозокина

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

В 2002 году в результате реформирования Фонда социального страхования РФ санаторно-курортное лечение перестало быть страховым случаем, и санаторно-курортные организации были вынуждены переориентировать свою деятельность на предоставление платных услуг населению. Количество санаторно-курортных организаций, способных функционировать в изменившихся условиях, стало сокращаться (продолжилась тенденция снижения численности санаторно-курортных учреждений, начавшаяся в 1992 г.). Только за последние 12 лет количество санаторно-курортных организаций РФ сократилось более чем на 20%. Так, в 2002 г. число санаторно-курортных организаций, по данным Росстата, составляло 2347, а в 2013 году - 1841 (табл.1).

Таблица 1. Динамика числа санаторно-курортных организаций и количества лиц, ____________размещенных в них (на основании данных Росстата [4])______

№ п/п Год Число санаторнокурортных организаций Число мест в санаторнокурортных организациях Число размещенных в санаторнокурортных организациях Число ночевок в санаторнокурортных организациях

1 2002 2 347 427 059 4 953 271

2 2003 2 259 437 587 4961 015

3 2004 2 233 434 960 5 472 792

4 2005 2 173 431 695 5 941 198 95 377 806

5 2006 2 148 441 482 6 084 758 94 218 835

6 2007 2 118 432 725 6 071 425 91 617 806

7 2008 2 147 445 924 6 356 495 93 400 633

8 2009 1 997 428 250 5 774 527 87 695 940

9 2010 1 945 422 886 5 674 233 81 705 105

10 2011 1 959 424 669 5 732 863 80 447 880

11 2012 1 905 419 980 5 750 682 80 207 748

12 2013 1 841 407 560 5 675 079 77 371 245

В результате резкого сокращения финансирования по линии социального страхования спрос на путевки стандартной длительности 21 день значительно снизился. Появились лечебно-оздоровительные программы, рассчитанные на 7-10 дней. Вследствие этого в санаторно-курортных организациях наметилась тенденция по увеличению количества предоставляемых мест и одновременно сокращению длительности путевок и курсовок. Таким образом, уменьшение количества санаторно-курортных организаций не привело к резкому сокращению числа лиц, размещенных в них за рассматриваемый период (рис. 1; рис. 2). Так, например, количество размещенных в санаторно-курортных организациях в 2002 г. составляло 4,9 млн человек, в 2008 г. - 6,4 млн человек, а в 2013 составило 5,7 млн человек (табл. 1).

Небольшой рост количества отдыхающих в российских здравницах наблюдался с 2004 по 2008 гг., что было вызвано периодом относительной стабилизации экономики. Финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. привел к очередному сокращению коли-

82

Теория и технологии сферы услуг

чества санаторно-курортных организации и уменьшению количества отдохнувших в них (рис.2).

■Число сан.-кур. орг.

Рис.1. Динамика числа санаторно-курортных организаций РФ. (на основании данных Росстат [4])

Число размещенных

Рис. 2. Динамика числа размещенных в санаторно-курортных организациях.

(на основании данных Росстат http://cbsd.gks.ru/ [4])

Ситуация могла быть значительно лучше после 2009 г., однако в 2010 г. Фонд социального страхования РФ прекратил выплаты на организацию оздоровительного отдыха детей в связи с вступлением в силу Федерального закона ФЗ № 213 от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования”». В результате с 2010 г. по 2013 г. мы можем наблюдать тенденцию незначительного сокращения числа лиц, размещенных в санаторно-курортных организациях.

Доходы и расходы санаторно-курортных организаций возрастали начиная с 2003 г. (табл. 2). Больше путевок стали закупать для своих сотрудников предприятия, в структуре доходов части санаториев этот показатель составлял порядка 30%. В период с 2008 по 2009 гг. (период кризиса) доходы от платных услуг оставались на одном уровне, затем начиная с 2010 г. продолжилось увеличение поступлений, связанное уже в основном ростом цен на оказываемые услуги. Так, например, за последние 5 лет средняя цена одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении выросла на 28,6%. В 2013 г. натуральный объем рынка санаторно-курортных услуг в России сократился на 0,9%, в то время как стоимостный объем увеличился на 4,4% и составил 101,7 млрд руб. [5].

Рост цен на санаторно-курортные услуги обусловлен прежде всего увеличением затрат, появлением востребованных на рынке дорогостоящих услуг, а также инфляционными процессами. Затраты санаторно-курортных организаций включают в себя расходы по содержанию номерного фонда, медицинской базы, оплате труда, квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала, коммунальные и хозяйственные расходы, рас-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

83

ходы на приобретение продуктов питания, налоговые платежи, в том числе по налогу на имущество и земельному налогу. Величина всех этих расходов постоянно возрастает, что и влечет за собой увеличение стоимости путевок. Так, например, если до 2006 г. на санаторно-курортные организации распространялись льготы по налогу на имущество и земельному налогу, то после отмены льгот усиление налогового бремени увеличило себестоимость путевок (надо принять во внимание, что согласно СанПиН 2.4.4.120403, площадь земельного участка для санаториев принимают при размещении на курортах 150 кв.м. на одну койку, при размещении вне курортов - 200 кв.м.).

Таблица 2. Динамика доходов и расходов санаторно-курортных организаций

Год Расходы санаторно-курортных организаций Доходы санаторно-курортных организаций

2003 38 882 757,50 33 778 640,70

2004 47 382 647,70 39 754 350,70

2005 57 417 133,90 50 823 085,50

2006 70 444 974,40 61 116 007,26

2007 77 491 653,20 68 777 068

2008 98 352 023,30 82 258 223,70

2009 100 332 952,90 83 812 574,90

2010 105 047 342,80 83 275 867,10

2011 110 624 172,20 89 683 671,80

2012 116 777 613,30 97 411 112

2013 123 399 808,40 100 265 367,60

140 000 000,00 120 000 000,00 100 000 000,00 80 000 000,00 60 000 000,00 40 000 000,00 20 000 000,00 0,00

2003 2005 2007 2009 2011

2013

□ Расходы санаторно-курортных организаций

□ Доходы санаторно-курортных организаций

Рис.3. Динамика доходов и расходов санаторно-курортных организаций (на основании данных Росстат http://cbsd.gks.ru/ [4])

Современные экономические условия, предполагающие отсутствие централизованного распределения путевок и дотаций на них, привели к увеличению предложения путевок по отношению к спросу. Кроме роста тарифов на услуги естественных монополий, ведущего к увеличению себестоимости путевок, на изменение спроса влияет также увеличение тарифов на железнодорожные и авиапассажирские перевозки. Одновременно в связи с увеличением количества отдыхающих, приобретающих путевки за полную стоимость и предъявляющих более высокие требования к уровню сервиса и разнообразию лечебнооздоровительных услуг, возникла необходимость предоставления новых услуг и процедур (SPA, wellness и т.д.), а также релаксационных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и других программ. Надо отметить, что в последние годы изменилась возрастная категория потребителей лечебно-оздоровительных услуг: если раньше это в

84

Теория и технологии сферы услуг

основном были граждане в возрасте 45-70 лет, то сегодня это категория 30-50 лет, которые наиболее требовательны именно к качеству обслуживания и организации досуга.

Несмотря на то, что спрос российских туристов на лечебно-оздоровительные, SPA-и wellness-услуги возрастает примерно на 10% в год, существует тенденция обострения конкуренции на рынке лечебно-оздоровительных услуг между российскими и зарубежными оздоровительными учреждениями: так, по оценкам Российского союза туриндустрии, около 30% российских туристов выезжает за рубеж с целью оздоровления. Сильной стороной российской санаторно-курортной системы является то, что она построена на уникальной фундаментальной научной базе, а основным преимуществом зарубежных курортов являются высокий уровень стандартов сервиса и современная инфраструктура.

Изменение данной тенденции наметилось в 2014 г. в связи с резким падением курса рубля по отношению к мировым валютам, ограничением на выезд некоторых категорий граждан, рядом банкротств крупных туроператоров, что привело к росту популярности отечественных курортов и соответствующему смещению спроса на рынке лечебно-оздоровительных услуг. Наиболее популярными направлениями внутреннего оздоровительного туризма стали Краснодарский край, Кавказские минеральные воды, Белокуриха, Крым.

Настоящий, 2014 год, ознаменовался тем, что Крым вошел в состав Российской Федерации. Санаторно-курортный и туристский сектор Крыма насчитывает 825 учреждений, в том числе 151 специализируется на санаторно-курортном лечении, 224 предоставляют услуги оздоровительного характера, 92 предоставляют детские оздоровительные услуги. В 2013 г. на полуострове отдохнуло 5 млн 890 тыс. человек, из них, по разным оценкам от 30 до 50%, - россияне [7]. Ежегодно в санаторно-курортных организациях Крыма проходили оздоровление порядка 100 тыс. детей, хотя в последние годы большинство санаториев и оздоровительных учреждений Крыма функционировали только в весенне-летний период [6].

Надо отметить, что рынок санаторно-курортных услуг вообще подвержен сезонным колебаниям: так, наибольшее количество санаторно-курортных услуг оказывается в период с июня по сентябрь, при этом наиболее востребованными являются июль и август. Развитие социального туризма могло бы способствовать заполнению санаторнокурортных учреждений России в низкий сезон и межсезонье. В настоящее время Фонд социального страхования РФ предоставляет путевки в рамках набора социальных услуг санаторно-курортного лечения отдельным федеральным льготным категориям граждан (в том числе инвалидам) в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.99 г. «О государственной социальной помощи», а также некоторые регионы реализуют свои программы, в том числе по поддержке отдыха и лечения граждан в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Однако пока этого объема предоставляемых социальных услуг недостаточно для того, чтобы полностью нивелировать проблемы низкого сезона в санаторнокурортной сфере.

Строительство современных комфортабельных санаторно-курортных объектов или реновация существующих, а также соответствующая маркетинговая политика на внутреннем и международном рынке позволили бы привлечь дополнительные потоки туристов, в том числе MICE-туристов. Совмещение деловых и событийных мероприятий с оздоровительными программами способствовало бы круглогодичной заполняемости санаторнокурортных учреждений и преодолению негативной тенденции снижения количества ночевок в санаторно-курортных организациях (табл.3).

Несмотря на то что количество мест в гостиницах начиная с 2007 г. превышает количество мест в санаторно-курортных организациях (рис.4), можно видеть, что число ночевок в санаторно-курортных организациях по-прежнему больше, чем в гостиницах и других аналогичных местах размещения, что говорит о существенно большем проценте загрузки санаторно-курортных организации и востребованности такого вида отдыха у населения. Однако в последние годы явно наблюдается тенденция увеличения загруженности

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 3 (21). 2014.

85

гостиниц по отношению к загруженности санаторно-курортных организаций. Это может быть вызвано как ценовой политикой, так и вводом в эксплуатацию новых современных гостиниц. Изменение налогового и правового регулирования в целях повышения инвестиционной привлекательности санаторно-курортных объектов позволило бы улучшить качество материально-технической базы и инфраструктуры санаторно-курортных объектов.

Таблица 3. Динамика числа ночевок и мест в коллективных средствах размещения РФ

Число ночевок в Число ночевок в Число мест в са- Число мест в гос-

санаторно- гостиницах и ана- наторно- тиницах и анало-

курортных орга- логичных средст- курортных орга- гичных средствах

низациях вах размещения низациях размещения

2002 0 45 907 317 427 059 343 339

2003 0 45 426 460 437 587 350 001

2004 0 46 235 759 434 960 344 436

2005 95 377 806 51 921 826 431 695 404 352

2006 94 218 835 55 147 958 441 482 429 173

2007 91 617 806 58 376 805 432 725 447 126

2008 93 400 633 63 976 936 445 924 498 414

2009 87 695 940 53 427 377 428 250 487 449

2010 81 705 105 60 425 354 422 886 529 554

2011 80 447 880 67 270 707 424 669 571 226

2012 80 207 748 73 492 103 419 980 617 849

2013 77 371 245 76 740 931 407 560 676 810

Рис.4. Динамика числа ночевок в санаторно-курортных организациях и ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения.

(на основании данных Росстат http://cbsd.gks.ru/ [4])

В целях развития санаторно-курортного комплекса РФ целесообразно принять ряд мер, направленных на развитие внутреннего и въездного лечебно-оздоровительного туризма, таких как:

• создание единого информационного ресурса, аккумулирующего данные о состоянии курортов, лечебно-оздоровительных и релаксационных услугах, предоставляемых санаторно-курортными организациями, наличии мест, ценах т.д.;

• осуществление маркетинговой деятельности по продвижению внутреннего и въездного лечебно-оздоровительного и медицинского туризма как на внутреннем, так и на международном рынках;

• внести изменения в систему налогообложения предприятий, в частности, разрешить полностью относить стоимость санаторно-курортных путевок, приобретаемых для

86

Теория и технологии сферы услуг

сотрудников, на затраты предприятия при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль; снизить налоги на землю и на имущество санаторно-курортных учреждений; при определении сумм на получение социальных налоговых вычетов учитывать полную стоимость путевки, а не только стоимость медицинского обслуживания.

Целесообразно было бы организовать систему добровольного социального страхования. На региональном уровне могут быть созданы специальные резервные фонды, финансируемые в рамках трехсторонних соглашений между работодателями, региональными фондами социального страхования и территориальными профсоюзными комитетами. Аналогично договорам добровольного медицинского страхования, договоры добровольного социального страхования можно было бы заключать как самостоятельно в свою пользу отдельными гражданами, так и в пользу третьих лиц. Последнее, на наш взгляд, наиболее интересное и перспективное направление. Так, работодатель, в качестве социального пакета, может осуществлять страхование своих сотрудников в целях предоставления им возможности приобретать путевки на санаторно-курортное лечение во время их очередного трудового отпуска за счет полиса добровольного социального страхования. Кроме работодателя частично в оплате такого полиса может принимать участие профсоюзный комитет данной организации, а также региональный фонд социального страхования. Контроль за сбором и расходованием средств можно возложить на региональный фонд социального страхования. Таким образом, средства, поступающие по договорам добровольного социального страхования (ДСС), могут планомерно направляться на модернизацию материально-технической базы санаторно-курортных учреждений.

Заинтересованность работодателя может быть стимулирована путем предоставления определенных налоговых льгот, таких, например, как внесение страховых платежей по договорам ДСС в состав затрат и соответственно снижение на данную величину налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятий. Кроме того, регулярное восстановление здоровья в санаториях и профилакториях позволит снизить заболеваемость и повысить производительность труда, что, в свою очередь, положительно скажется и на экономии средств фонда социального страхования, направляемых на оплату пособий по временной нетрудоспособности. Часть средств, полученных в результате такой экономии, также можно было бы направлять на оплату санаторно-курортного лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс РФ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.14 // Информационно-правовой портал «Гарант. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения

30.09.2014) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.99 г. «О государственной социальной помощи» // Информационно-правовой портал «Гарант. URL: http://base.garant.ru/180687/(дата обращения

30.09.2014) .

3. Федеральный закон № 213 от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законода-

тельные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования”» // Информационно-правовой портал «Гарант. URL: http://base.garant.ru/12168560(дата

обращения 08.11.14 г.).

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 08.11.14).

5. BusinesStat. URL: ййр://Ьште881а1.ги/ги881а/8етсе8/Ьеа11й/(дата обращения 30.09.14).

6. Ratanews. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_17032014_1.stm (дата обращения 30.09.14).

7. Ratanews. URL: http://ratanews.travel/news/news_13032014_1.stm (дата обращения 27.09.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.