© Е.В. Винникова,
соискатель кафедры «Финансовоэкономический инжиниринг» РГЭУ «РИНХ»
ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ САНАТОРНОКУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Финансовая устойчивость, консолидированный бюджет, финансовый результат, инвестиции, регион.
Одной из отраслей экономики Краснодарского края, способной в значительной мере способствовать решению многих проблем социально-экономического развития территории, увеличить уровень занятости населения, косвенно способствовать развитию сферы услуг, розничной торговли и общественного питания и, как следствие, налоговых доходов бюджета, является санаторно-курортная зона Краснодарского края, отличающаяся уникальностью природно-климатических ресурсов, поскольку теплые моря и целебный климат, уникальные природные минеральные источники и лечебные грязи, удивительная по красоте природа Северного Кавказа и богатое курортноисторическое наследие снискали Кубани славу одного из самых популярных курортно-туристских регионов страны.
Санаторно-курортный комплекс Краснодарского края выполняет особые
социально-экономические функции: способствует улучшению здоровья, повышению жизненной активности, производительности труда и т.д. До недавнего времени было невозможно определить влияние курортно-туристического комплекса на макроэкономические показатели развития Краснодарского края ввиду отсутствия официальной методики для соответствующих расчетов, тем более в рамках отдельно взятого региона (города). С этой целью в 2004 г. была разработана и согласована с Росстатом РФ «Методика расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития Краснодарского края». Разработанная Методика расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей Краснодарского края учитывает положения методологии построения сател-литных счетов туризма. В результате первого экспериментального расчета по данным за 2003 г. были получены оценки совокупного туристского выпуска (40 млрд руб.), доли туристской добавленной стоимости в ВРП (7,4%) и численности занятых в туристском комплексе края (300 тыс. чел.), признанные Росстатом корректными, т.к. согласно теории сатте-литных счетов более предпочтительным является использование в расчетах вместо данных действующего обследования бюджетов домашних хозяйств (как предусмотрено в Методике) данных специально организованного регионального обследования туристских расходов.
При расчете туристского выпуска и туристской добавленной стоимости за 2004 г., в отличие от расчета за 2003 г., к неспецифическим видам деятельности по обслуживанию туристов были также отнесены сельское хозяйство, промышленность, строительство, коммунальное хозяйство, доля туристского выпуска которых в общем объеме выпуска условно принята равной доле по другим неспецифическим видам деятельности (9,4%). В результате туристский выпуск составил в оценке 79,1 млрд рублей, туристская добавленная стоимость — 32,6 млрд руб. (табл.1).
Таблица 1. Туристский выпуск и туристская добавленная стоимость ____________________________________________________________________(Млн руб.)
Виды деятельности Выпуск Добавленная стоимость Доля туристской добавленной стоимости в общей добавленной стоимости, %
всего в т.ч. турист- ский всего в т.ч. турист- ская
Специфические виды туристской деятельности 41097 37721 16832 15500 92,1
Неспецифические виды туристской деятельности 427574 41423 176317 17123 9,7
Итого по всем видам деятельности 468671 79144 193149 32623 16,9
Источник: Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края. Аналитическая записка. Краснодарстат. — 2006.
Объем валового регионального продукта по Краснодарскому краю за 2004 г. составил 325811 млн руб. Находим удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП Краснодарского края:
32623 / 325811 х 100 = 10,0%.
Полученное соотношение является искомой оценкой вклада туризма в формирование ВРП.
Расчетным путем определим примерный вклад туризма в формирование консолидированного бюджета края (табл. 2).
Расчет занятости, порожденной туристским потреблением, производится также по отдельным специфическим и неспецифическим для туризма видам деятельности. Число рабочих мест, связанных с туризмом, составило, по оценке, 291 тыс. единиц, или 13,4% в общей численности занятых в экономике края.
Таким образом, в результате расчета получены следующие основные результаты, характеризующие примерный вклад туризма в экономику Краснодарского края.
1. Совокупный туристский выпуск за 2004 г. составил, в оценке, около 80 млрд руб. (по средствам размещения и турфирмам — только 23,3 млрд руб.).
2. Удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте составил примерно 10% (вместо 3%).
3. Туризм обеспечивает дополнительные рабочие места для 300 тыс. человек (13% занятого населения края).
Полученные в результате расчетов показатели являются приблизительной оценкой влияния туризма на различные сферы экономической деятельности в регионе, а также на формирование бюджета края.
В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию Методики расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития Краснодарского края (приведение в соответствие с требованиями ОКВЭД вместо отмененного ОКОНХ, расширение круга неспецифических для туризма видов деятельности и разработка методологии их учета).
Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края, порожденные туристским потреблением
Показатели Доходы — всего, млн руб. Удельный вес туристской добавленной стоимости в ВРП, % Доходы порожденные туристским потреблением, млн руб.
Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края 52299 10,0 5230
в том числе: доходы субъекта РФ 19360 1936
доходы муниципальных образований 32939 3294
Источник: Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края. Аналитическая записка. Краснодарстат. — 2006.
Таблица 3. Численность лиц, лечившихся и отдыхавших в специализированных средствах размещения, по курортным городам и районам края ______________________________________________________________________(за год тыс чел.)
2002 2003 2004 2005 2006
Всего по краю 1889,1 1985,9 1847,4 1962,5 1847,7
Анапа 252,7 260,3 288,5 387,3 355,6
Геленджик 248,5 225,6 259,6 294,0 260,8
Горячий Ключ 32,5 24,7 29,7 31,1 28,1
Ейск и Ейский 24,5 25,1 28,6 30,5 33,9
Новороссийск 29,8 21.3 34,2 45,7 45,9
Сочи 722,5 948,4 825,9 772,4 705,2
Темрюкский 34,4 44,1 38,3 44,2 37,6
Туапсинский 378,2 301,0 315,4 320,7 338,0
Источник: Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2001-2006 гг.: Стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. — Краснодар, 2007. — С.44.
Из таблицы №3 следует, что число отдыхающих во всех курортных городах Краснодарского края за 2002-2005 гг. увеличивается, а общая численность отдыхающих за 2006 г. в специализированных средствах размещения сократилась на 6% по отношению к 2005 г. Это объясняется рядом причин:
- сокращением числа специализированных средств размещения;
- технологической отсталостью баз размещения и инфраструктуры;
- недостаточным разнообразием предоставляемых услуг;
- проблемами загрязнения природной среды (выброс камки на песчаные пляжи побережья);
- отсутствием адекватной информации о предложении рекреационных услуг.
В Краснодарском крае ведут туристскую деятельность 331 туристская фирма, из них 22 имеющие лицензию на туроператорскую деятельность и 170 — на тура-гентскую деятельность, 26 туристских комплексов. Доходы от деятельности туристских фирм в 2006 г. выросли на 20% и составили 1057,9 млн руб. (табл. 4).
Из числа здравниц Краснодарского края, занимающихся оздоровлением и лечением детей, число детских оздоровительных учреждений имеет тенденцию к росту. Так в 2001 г. их было 670, а к 2006 г. произошел рост на 251 учреждение, что составило 921 детских оздоровительных учреждений.
Таблица 4. Основные показатели деятельности организаций курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 2005-2006 гг.
Число организаций, ед. Число мест размещения, тыс. ед. Численность обслуженные лиц, тыс. чел. Объем доxодов, млн руб.
2005 2006 2005 2006 2005 2006 2005 2006
Коллективные средства размещения 1150 1183 207 211 2796 2709,7 22382 26099
в том числе:
гостиничные предприятия 381 439 26,9 30,7 833 862 2472 3520
специализированные средства размещения 769 744 180 180,5 1963 1847,7 19910 22579
Детские оздоровительные учреждения 832 921 X X 206 211,7 X X
в том числе:
загородные 104 90 34 30 119 117,7 X X
санаторного типа 15 15 6 6 25 25,9 X X
Туристские фирмы 231 331 X X 112 128 877 1057,9
Итого по курортно-туристскому комплексу 2213 2435 X X 3114 3049,4 23259 27157
Составлено автором по данным: Источник: Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2001-2006 гг.: Стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. Краснодар, 2007.
Увеличилась численность отдохнувших детей в оздоровительных учреждениях в период с 2001 по 2006 гг. на 31 тыс. чел. Это связано с финансированием Фонда социального страхования Российской Федерации. В 2005 г. фактические расходы средств обязательного социального страхования на финансирование оздоровления детей превысили запланированные 12,6 млрд руб. и составили 14,3 млрд руб. [3,4].
Рост численности детей с хроническими заболеваниями, объективно нуждающихся в профилактическом санаторно-курортном лечении, осуществляется с участием средств обязательного социального страхования, преимущественно в период школьных каникул.
В 2007 г. финансирование оздоровления детей с участием средств обязательного страхования регулируется Федеральным законом от 19.12.2006 №234-ФЗ (с изм. от 22.03.2007) «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2007 год» и Постановлением Правительства РФ от
05.03.2007 №144, в котором определены порядок и условия расходования указанных средств на оплату полной или частичной стоимости путевок на оздоровление детей школьного возраста до 15 лет включительно.
За счет средств обязательного социального страхования в 2007 г. оплачивалось до 500 руб. на одного ребёнка в сутки в детские санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия с продолжительностью пребывания 21-24 дня [5].
В 2007 г. Федеральным законом от
19.12.2006 №234-ФЗ (с изм. от 22.03.2007 г.) предусмотрены ассигнования на оздоровление детей в размере 14,98 млрд руб., в 2008 г.- 15,49 млрд руб. [6,7].
В санаторно-курортных и туристских организациях края заняты более 100 тыс. человек (7% работающих во всех организациях).
Общий объем доходов организаций курортно-туристского комплекса в 2006 г.
достиг 27,2 млрд руб. или 117% в сопоставимой оценке к уровню 2005 г. (23,3 млрд руб.) (табл. 4).
Доходы коллективных средств размещения за 2006 г. составили 26,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 17% больше, чем в 2005 г.
Затраты коллективных средств размещения в 2006 г. составили 22,6 млрд руб.
В 2006 г. специализированные средства размещения из государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, от коммерческих и некоммерческих внебюджетных организаций дополнительно получили средства на общую сумму 3,5 млрд руб.
Таким образом, доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг превышают расходы. Финансовый результат в 2006 г. составил 4,2 млрд руб.
По информации департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края в 2005 г. от предприятий комплекса в консолидированный бюджет края поступило налоговых платежей на сумму 2,4 млрд руб., что по отношению к 2004 г. больше на 24%. 2006 г. дал 147% роста по налоговым отчислениям в сравнении с прошлым 2005 г. И это при том, что путевки за тот же период времени, поднялись в цене на 9-10%.
Инвестиции в основной капитал организаций, связанных с отдыхом и туризмом, в 2006 г. составили 3,11 млрд руб., в 2005 г. — 2,9 млрд руб. (рост на 7% в сопоставимой оценке к 2004 г.). Инвестиции из-за рубежа, направленные на развитие гостиниц и санаторно-оздоровительных учреждений, превысили 246 млн руб. (рост в 1,8 раза к 2004 г.)
Основные показатели, характеризующие финансовое состояние санаторно-курортных организаций Краснодарского края (табл. 5), дают представление о динамике рекреационного комплекса края за 2000-2006 гг.
Таблица 5. Основные показатели финансового состояния санаторно-курортных организаций
Краснодарского края за 2000-2006 гг.
Показатели 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Количество санаторно-курортные организаций 189 195 205 212 230 221 220
Удельный вес убыточные в общем числе санаторно-курортные организаций, % 37,3 34,8 45,8 44,8 32,6 33,0 28,1
Удельный вес при-бытьные в общем числе санаторнокурортные организаций 62,7 65,2 54,2 55,2 67,4 67,0 71,9
Сальдированный финансовый результат, млн.руб. 26,0 64,1 29,6 -97,5 99 121,8 525,8
Износ основные фондово/о 18,5 19,8 21,2 30,5 30,9 36,3 30,6
Составлено автором по данным: Источник: Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2001-2006 гг.: Стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. Краснодар, 2007.
Удельный вес прибыльных в общем числе санаторно-курортных организаций достиг в 2006 г. 71,9%, доля убыточных организаций снизилась по сравнению с предыдущим годом и составила 28%., износ основных фондов составил 30%, (в 2005 г. — 36%), но на общем фоне положительных преобразований в регионе необходимо решать вопрос об эффективности использования санаторно-курортного комплекса в целом.
Учитывая огромный санаторнокурортный потенциал Краснодарского края, способный увеличить доходную часть бюджета, его комплексное развитие является приоритетным направлением хозяйственной деятельности Краснодарского края.
Администрация Краснодарского края предпринимает активные меры для популяризации курортов края и привлечению инвестиций в их развитие. Разработана и осуществляется долгосрочная программа развития курортного комплекса края.
По решению Международного олимпийского комитета, город-курорт Сочи принимает зимнюю Олимпиаду-2014. Создание горнолыжного курорта международного уровня в районе Красной Поляны, строительство новых спор-
тивных сооружений, инженерной инфраструктуры, современного международного аэропорта потребуют более 300 млрд руб. вложений, из них 196 млрд — из средств федерального бюджета. Основные мероприятия внесены в федеральную целевую программу «Развитие Сочи как горнолыжного курорта».
Кубань вошла в число семи регионов страны, выигравших право на создание на своей территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Свободные экономические зоны дадут возможность активно привлекать капиталовложения и другие ресурсы для развития туризма и санаторнокурортного комплекса территорий.
СЭЗ в Краснодарском крае охватит пять участков Черноморского побережья. Два участка на территории города-курорта Анапа — «Благовещенская» (800 гектаров) и «Высокий берег» (215 гектаров), участки «Криница — Архипо-Осиповка» (570 гектаров) на территории города-курорта Геленджик, «Агрия» (370гектаров) на территории Туапсинского района, «Малый Ахун» (100 гектаров) на территории Сочи.
На участке «Благовещенская» под Анапой будут построены около 50 отелей, развлекательные центры и современная
пляжная инфраструктура на 40 тыс. мест; на «Высоком берегу» в Анапе планируется построить около 20 отелей, конгресс-центр и центр парусного спорта с мариной для стоянки яхт. — 15 тыс. мест.
В 50 км от Геленджика в зоне «Криница — Архипо-Осиповка» планируется создание 30 тыс. дополнительных мест, в зоне «Агрия» Туапсинского района — 18 тыс. мест. Сочинская особая зона «Малый Ахун» рассчитана на создание 8 тыс. мест. В этом районе появится современный горно-морской курорт, который станет центром БРА-терапии.
Ожидается, что все выделенные средства будут осваиваться в течение ближайших 2-3 лет. За это время планируется создать около 100 тыс. мест размещения для ежегодного приема до 2,6 млн отдыхающих в отелях среднего и премиум-класса.
Предполагается, что все эти проекты привлекут 150 млрд руб. частных инвестиций. Бюджетная эффективность туристско-рекреационной зоны в Краснодарском крае, по подсчетам специалистов, высока. Инвестиции федерального бюджета начнут возвращаться из налоговых платежей на 8-9-й год функционирования зоны, средства краевого и местных бюджетов вернутся на 12-14-й год. Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 7 млрд руб. ежегодно. Налоговые поступления от деятельности смежных отраслей -- поставщиков туристического сектора превысят 20 млрд руб. ежегодно. В крае будет создано 26 тыс. новых рабочих мест, а дополнительные доходы занятых в туристическом секторе превысят 5 млрд руб. в год.
Все это обусловливает необходимость осуществления комплексных мероприятий, направленных на сохранение и развитие потенциала санаторнокурортной сферы Краснодарского края, формирование системы современных курортных комплексов, способных решить как медико-социальные задачи обеспечения доступной и эффективной санаторнокурортной помощи населению, так и эко-
номические проблемы формирования прибыльной индустрии курортного дела в регионе.
Развитие и повышение эффективности деятельности организаций рекреационного комплекса возможно, на наш взгляд, при условии соблюдения системного подхода, включающего:
- разработку оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению существующих негативных тенденций;
- совершенствование региональной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономического и социального развития Краснодарского края должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйственном комплексе;
- продолжение работы по совершенствованию «Методики расчета доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития Краснодарского края» (приведение в соответствие с требованиями ОКВЭД вместо отмененного ОКОНХ, расширение круга неспецифических для туризма видов деятельности и разработка методологии их учета);
- развитие инфраструктуры: за
счёт строительства новых объектов, отвечающих современным мировым стандартам;
- рациональное освоение природных и экономических ресурсов региона;
- совершенствование методов подготовки квалифицированного обслуживающего персонала;
- классификацию средств размещения (в Краснодарском крае классификацию прошли 130 средств размещения, из них категория 5 звезд присвоена четырем, 4 звезды — 26).
- расширение ассортимента и повышение качества предоставляемых услуг.
Таким образом, Краснодарский край представляет собой туристско-рекреационный комплекс, который обладает всеми условиями, способными сформировать
социокультурный потенциал, для удовлетворения потребностей отдыхающих как в лечебно-оздоровительном направлении, так и в туризме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Кубань в цифрах: Стат. Сб. / Краснодарстат. — Краснодар, 2006. — 306 с.
2. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2001-2006 гг.: стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. — Краснодар, 2007. — 51 с.
3. О бюджете фонда социального страхования РФ на 2005 г.: ФЗ от 29.12.2004 №202-ФЗ (ред. от 12.06.2006) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — №1 (часть 1).- Ст. 28.
4. Об исполнении бюджета фонда социального страхования РФ за 2005 г.: ФЗ от 28.02.2007 №23-Ф3 // Собрание за-
конодательства РФ. — 2007. — №10. — Ст. 1150.
5. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 г.: постановление Правительства РФ от
05.03.2007 №144 //Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 11. — Ст. 1335.
6. О бюджете фонда социального
страхования РФ на 2007 год: ФЗ от
19.12.2006 №234-ФЗ (с изм. от
22.03.2007) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5500.
7. О бюджете фонда социального страхования российской федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.: ФЗ от 21.07.2007 N 183-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — №30. — Ст. 3797.
8. Оценка масштабов туризма и его влияния на экономику Краснодарского края. Аналитическая записка. — Красно-дарстат, 2006.