Научная статья на тему 'Современные тенденции развития образования: введение и реализация ФГОС нового поколения'

Современные тенденции развития образования: введение и реализация ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С. С.

В статье предпринята попытка рассмотреть и оценить современные тенденции развития образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Сквозь призму авторской позиции дана оценка происходящих реформ в системе российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития образования: введение и реализация ФГОС нового поколения»

the cultural and educational centers of a family, Church, public associations, mass media [3, p. 90].

The list of references:

1. Kagan VI, Sychenikov I.A. Bas of optimization of training at the higher school. - М., 2007.

2. Karakovsky Century And. Educational system of school. - М., 2004.

3. Makaev VV, Malkova Z.A., Suprunova L.L. Polycultural formation - an actual problem of modern school // Pedagogics. - 2008. - № 4.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

© Пичугин С.С.*

Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа

В статье предпринята попытка рассмотреть и оценить современные тенденции развития образования в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Сквозь призму авторской позиции дана оценка происходящих реформ в системе российского образования.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные или мета-предметные умения и, стоящие за ними компетенции. Таким образом, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нового поколения (ФГОС НОО) ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность,

* Заведующий кафедрой Теории и методики начального образования, кандидат педагогических наук, доцент.

становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству [6, с. 3].

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования, они абсолютно не противоречат традициям русской школы: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться - работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение -для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни [8, с. 164].

Свое логическое продолжение обозначенные приоритеты получили в ФГОС НОО нового поколения, где во главу угла поставлено овладение детьми универсальными учебными действиями. Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и позволит полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Ученику предоставляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут. Таким образом, главенствующей целью образования становится развитие творческих, созидательных, способностей обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и самосохранения. Цели образования должны быть сориентированы, с одной стороны, на образовательный идеал, а, с другой - на реалии современной жизни, т.е. нести в себе ценностно-прагматический потенциал [5, с. 147].

В условиях серьезных перемен, происходящих в российском образовательном пространстве, перед учительством встает извечный и далеко непростой вопрос: «Чему и как учить?» Современный учитель волне осознает, что он, с одной стороны, должен измениться как личность, чтобы суметь интегрироваться в новые условия и, с другой стороны, он должен предельно внимательно подойти к выбору инновационных технологий, современных методов и средств, учебных программ, отвечающих современным требованиям ФГОС НОО.

В связи с этим перед педагогами начальной школы встает задача развивать способность ученика быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни [3, с. 144].

Другими словами, современная задача учителя заключается в решении двух проблем: с одной стороны, формирование базовых знаний, необходимых для интеграции в образовательное пространство и социализации в современное общество и, с другой стороны, развитие универсальных учебных действий, позволяющих самостоятельно добывать знания на протяжении всей жизни.

Перед образовательной системой страны стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способ-

ной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи саморазвивающейся личности.

Американский философ А. Тоффлер, рассуждая на эту тему, отмечал, что «быстрое устаревание знаний и увеличение продолжительности жизни - причина того, что навыки, полученные в юности, вряд ли будут актуальны в старости или даже в зрелые годы, поэтому школа должна создать серьёзные предпосылки для пожизненного образовательного процесса» [9, с. 324-327].

Развитие СМИ и сети Интернет привело к тому, что школа сегодня перестает быть единственным источником информации. В этих условиях приоритетной задачей школы становится интеграция, обобщение, осмысление новых компетенций, увязывание их с жизненным опытом самого ребенка на основе формирования умения учиться.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:

- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения. Достижение указанных результатов сможет обеспечить, по мнению разработчиков, возможность продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования [10].

По замыслу разработчиков национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Акцент делается на овладение школьниками способами и технологиями, которые пригодятся им в

будущем. При этом подчёркивается субъектно-творческий характер такой деятельности: исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых школьники научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Отметим, что для учителей законом должно стать правило: прежде чем перейти к оценке результатов учебной деятельности, необходимо научить детей учиться. В младших классах, особенно в начале учения сам процесс учебной работы школьников, умение рационально его организовывать следует рассматривать как главный и основной объект педагогической оценки. Это качество, будучи сформированным, обеспечивает успешность учения детей и в начальной школе, и в дальнейшем [4, с. 178].

Сравнивая, традиционную и инновационную модели обучения (см. табл. 1), обратимся к исследованию М.А. Пинской [7, с. 180].

Таблица 1

Традиционная модель Обучение на протяжении всей жизни

- Учитель - источник знаний. - Ученики получают знания от учителя. - Ученики работают индивидуально. - Тесты - инструмент, ограничивающий продвижение вперёд до тех пор, пока ученики полностью не овладеют набором навыков, а также регулирующий доступ к дальнейшему образованию. - Все ученики выполняют одинаковые задания. - Определяют «хороших» учащихся, и им разрешают продолжить образование. - Преподаватель - гид по источникам знаний. - Люди учатся через реальные действия. - Люди учатся в группах и друг у друга. - Оценка используется как ориентир для учебных стратегий и определения пути дальнейшего обучения. - Преподаватели разрабатывают индивидуальные учебные планы. - У людей есть доступ к образовательным возможностям на протяжении всей жизни.

Обучение, нацеленное на проверку результатов

Обучение, где специальное внимание уделяется оценке, основано на чётких стандартах, определении отправной точки, прогрессе, соответствии стандартам и определении того, достигнуты ли они. Учебный план отражает различные стартовые позиции учащихся. Отводя ученикам, даже самым маленьким, важную роль при отслеживании своих учебных достижений и привлекая их к обсуждению результатов оценки, мы создаём мощные факторы мотивации и инструменты для независимого и более эффективного обучения.

Исследование качества образования, проводимое в рамках международного проекта PISA, в очередной раз подтвердило низкий уровень готовности наших учащихся к практическому применению знаний и умений. По словам руководителя Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Г.С. Ковалевой [2, с. 10], наши дети не приучены:

- отсекать лишнюю информацию;

- работать с противоречивыми фактами;

- привлекать к решению математических задач открытия разных наук;

- по-разному преподносить одни и те же факты, если того требует экономическая, политическая или другая ситуация;

- бороться за победу до конца, уверенно браться за решение любых заданий, даже если «это нам не задавали».

Наши учителя, к сожалению, привыкли учить и оценивать узкопредметно, в то время, когда предложенные в исследовании задания предполагают работу учащегося на стыке наук, производя системный анализ проблемы, выстраивая ее модель, принимая собственное решение в ситуации выбора.

На этот раз в исследовании PISA приняли участие пять с половиной тысяч российских учащихся из 210 образовательных учреждений 45 субъектов РФ. Ребятам было предложено выполнить от 15 до 20 заданий по чтению художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов, личных и деловых писем, инструкций, товарных ярлыков.

В разделе «Читательская грамотность» наша страна оказалась на 41 месте, в разделе «Математика» мы не поднялись выше 38 места, а в разделе «Естественно-научный цикл» российские школьники продемонстрировали результат, соответствующий лишь 37 месту в общем рейтинге стран-участниц международного исследования. Результаты тестирования показали, что лучше нас учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии. Так, среди стран-лидеров оказались такие страны как Китай, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайбей, Япония и Финляндия.

Умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод оказалось по силам в среднем 10 % детворы из 65 стран-участниц исследования, причем в странах-лидерах таких учеников оказалось до 14 %, а в России, где система заданий в большей степени заточена на фактологию и алгоритмику, их число на превысило 1,4 %.

Если учесть, что голой, самой примитивной грамотой (в отличие от грамоты функциональной), то есть умением читать-считать-писать, сегодня, как правило, владеют даже многие выпускник ДОУ получается, что из стен нашей школы без какого-либо образования выходит более 98 % населения, -полагает М. Изотов. Именно для них и предстоит построить новую школу -универсальных умений и компетенций.

Особое место в процессе реформирования российского образования отведено учителю. Учителю в своей работе с детьми сегодня как никогда необходимо найти непростое сочетание стабильности, упорядоченности, с одной стороны, и разнообразие с добавлением непредсказуемых элементов - с другой [1, с.177].

Успех начатых преобразований напрямую будет зависеть от того, на сколько изменится сам педагог, примет ли новые «условия игры», поведет ли за собой своих подопечных. Сумеет ли организовать учебную деятельность своих питомцев таким образом, чтобы она вооружила каждого ученика эффективным инструментом познания - позволила учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Несомненно, это удел творческих, думающих, увлеченных мастеров своего дела.

Список литературы:

1. Гликман И.З. Обучение и внутренний мир школьника // Народное образование. - 2007. - № 8.

2. Зверев А.А. Отечественная традиция преподавания: воспроизведение шаблонных формул // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». - 2011. - № 39.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних пед.заведений. - М., 2001.

4. Кумарина Г.Ф. Педагогическая оценка в начальной школе: роль и основные функции // Народное образование. - 2010. - № 1.

5. Новичков В.Б. Необходима новая теория содержания образования // Народное образование. - 2007. - 7.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2010.

7. Пинская М.А. Формирующее оценивание и качество образования // Народное образование. - 2010. - № 1.

8. Поташник М.М. Качество образования: жизнь постоянно актуализирует это понятие, обогащает его // Народное образование. - 2006. - № 4.

9. Тоффлер А. Футурошок: пер. с англ. - М., 1997.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

© Полуэктова О.К.*

Трехгорный технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,

г. Трехгорный

В статье автор акцентирует аспекты проблемы развития графической компетенции в техническом вузе, рассматривает особенности графического языка, его возрастающее значение в условиях наукоемких производств.

Современное развитие Российской Федерации на рубеже XXI века основывается на восстановлении и постоянном росте промышленного потенциала государства. Базисом данного развития является высокая интеллектуализация всех отраслей хозяйственной деятельности на основе при-

* Старший преподаватель кафедры Общеинженерных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.