о
CD
Рост стоимости акций на бирже. Фондовый рынок: Курс для начинающих. М.: Альпина Паблишер, 2011. 340 с. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9, № 3. Белокоровин Э., Маслов Д. Бенчмаркинг — большие возможности малого бизнеса // Управление компанией. 2005. № 1.
Харт О. Неполные контракты и теория фирмы // Природа фирмы. М.: Дело, 2001. 358 с.
Российская ассоциация франчайзинга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/activities/ activities_strategy/raf_strategy.php.
Портал «Бизнес России»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allbusiness.ru/.
< >
Современные тенденции развития гостиничного бизнеса
Current trends of hotel business development
УДК 640.4
Капустина Ольга Игоревна
директор Смоленского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики 214031, г. Смоленск, ул. Смольянинова, д. 5
Kapustina Ol'ga Igorevna
Smol'yaninova Str. 5, Smolensk,214031
В статье рассмотрены современные проблемы развития гостиничного бизнеса в РФ и Смоленской области. Проанализирована система классификации гостиниц в России и за рубежом. Определены факторы, сдерживающие развитие туризма в Смоленской области. Проведена оценка групп потребителей гостиничных услуг Смоленской области.
In the article modern problems of development of hotel business in Russian Federation and Smolensk region are considered. The system of classification of hotels in Russia and abroad is analysed. The factors constraining development of tourism in Smolensk region are defined. The assessment of groups of hotel services consumers of Smolensk region is carried out.
Ключевые слова: туризм, гостиницы, система классификации гостиниц, конкурентоспособность, сезонность Keywords: tourism, hotels, system of hotels classification, competitiveness, seasonality
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения,
транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации [1].
Российская Федерация обладает высоким турист-ско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа — это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2010 г. число туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн чел. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн российских и иностранных туристов [2].
В условиях жесткой конкуренции динамично развивающийся гостиничный комплекс представляет собой мощную структуру региона или туристского центра, а также важную составляющую экономики туризма. В ее состав входят различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
По данным исследований, проведенных в развитых странах, на сектор предприятий размещения приходится до 65% занятых в туристской сфере и 68% поступлений от туризма, и его эффективное развитие является основой конкурентного преимущества отрасли на мировых и региональных рынках [3].
Гостиничному комплексу присущи следующие характеристики:
• неосязаемость (service intangibility), т. е. отсутствие возможности до момента непосредственного их оказания увидеть, услышать или попробовать на ощупь предлагаемую услугу;
• неотделимость от источника и объекта услуги (service inseparability), определяющая непосредственное одномоментное участие как лица, оказывающего услугу, так и лица, получающего ее;
• непостоянство качества (service variability) — изменчивость качества услуги, определяющаяся изменчивостью спроса, состояния оказывающего услугу и момента ее оказания;
• несохраняемость (service intangibility) — невозможность складировать услуги и продавать их в другое время [4].
Основными факторами, влияющими на восприятие качества услуги и конкурентоспособность гостиничных предпринимательских структур по сравнению с основными соперниками на рынке средств размещения, можно считать следующие: безопасность (чувство покоя и защищенности), надежность (ощущение высокого качества обслуживания), доступность (легкость, с которой можно получить обслуживание), репутацию (доверие потребителей), поведение обслуживающего персонала, компетенцию, условия (окружающая среда и инфрастуктура) [5].
Как вид экономической деятельности гостиничный комплекс включает в себя предоставление услуг, а также организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение. Гостиничное хозяйство — это сектор сферы услуг, специализирующийся на предоставлении временного проживания в разнообразных средствах размещения (предприятиях, оказывающих услуги проживания). К числу таких предприятий относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты и т. д. Средства и системы размещения — это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля) с различным уровнем сервиса, приспособленные специально для приема и ночевки временных посетителей.
Как средство размещения, принадлежащее к какой-либо конкретной группе, определенную гостиницу классифицировать бывает затруднительно, так как гостиничная индустрия состоит из самых различных сегментов и многие отели не подпадают под какую-либо определенную категорию и классификацию. В мировой практике существует несколько типов классификаций: классификация, основанная на показателях, отражающих размер гостиницы, целевые рынки, уровень обслуживания, качественные характеристики и торговые марки. По этой причине некоторые средства размещения соответствуют нескольким категориям.
Самой распространенной в мире системой классификации гостиниц является «звездная», основанная на оценке количественных характеристик средства размещения. Однако известны и другие принципы классификации, которые учитывают и качество обслуживания клиентов. Например, в Великобритании действует широкомасштабная многопрофильная организация АА (Automobile Association Development Limited),
предусматривающая классификацию отелей по пяти g категориям (от одной до пяти звезд); классификацию х ресторанов (от одной розетки до пяти). Как прави- о ло, количество звезд мотеля не имеет прямой связи q с качеством, а указывает на различный тип отеля, ^ степень обеспеченности его услугами и удобствами. ^ Для каждой категории отелей вводится показатель н качества в процентах от некоего эталона (этот по- m казатель может колебаться от 50% — минимум, ниже < которого отель переходит в более низкую категорию, 3 до 80% — максимум, выше которого отелю присваива- ^ ется знак высшего отличия — «красные звезды»). При ^ такой оценке учитываются в первую очередь уровень ° сервиса, гостеприимства, профессионализма, вежли- с вость, предупредительность и опрятность персонала, з качество питания [4]. 5
В Италии для лучших пятизвездных отелей введена < приставка luxury (роскошный), а в системе классифи- н кации компании «Supernational Hotels» —три основных < категории: deluxe — люкс, first — первый и tourist — туристский — подразделяются на подкатегории: superior — высший и moderate — средний. Аналогичный подход применен в документах ВТО «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями» (Мадрид, 1989 г.). Согласно этому подходу каждая гостиничная категория от (одной до пяти звезд) за счет увеличения числа проверяемых параметров и более четкой их градации подразделяется на классы: Т — tourist, ST — super tourist, F — first, SF — super first, D — deluxe.
В Российской Федерации принята система «звездной» классификации. Однако с введением 1 января 2000 г. системы добровольной сертификации качества предоставляемых услуг процесс отнесения гостиниц к определенному стандарту качества становится затруднительным. Индустрия средств размещения включает множество видов предприятий и организаций, занятых в различных сферах деятельности. Для сектора размещения на территории Российской Федерации принята стандартная классификация средств размещения.
В настоящее время на территории Российской Федерации выделяется более 20 видов средств размещения. Однако классификация по ГОСТу Р51185-98 средств размещения не является исчерпывающей, так как с развитием рынка гостиничных услуг появляются и новые виды объектов размещения туристов. Например, в настоящее время значительное количество средств размещения составляют «гостевые дома», которые целесообразнее было бы в связи со значительностью занимаемого и обслуживаемого ими сегмента выделить в самостоятельный объект классификации [6].
В классификациях, принятых на территории Российской Федерации и ВТО, встречаются значительные расхождения. По нашему мнению, для более динамичного развития рынка гостиничных услуг и эффективного взаимодействия его субъектов было бы целесообразно разработать унифицированную классификацию, отражающую современное состояние отрасли. Однако в последнее время в практике российского отельного бизнеса наметились изменения в процедуре сертификации и стандартизации средств размещения [7]. Так, правительством РФ 15 июля 2005 г. принят стандарт добровольной классификации гостиниц, разработанный Федерацией рестораторов и отельеров. Этот стандарт предусматривает новую классификацию номеров гостиниц (наряду с общепринятыми номерами появились, например, номера-студии). Разработка данного стандарта направлена на усовершенствование
о о со
< >
9
8 □
о О
7 О □ □
6 О О О
5 о о О
4 □ О о
3 о
2 1 1 1 1
О
Человеческие Удаленность Энерго- Инфраструктура Деятельность
ресурсы от Москвы обеспеченность администрации
региона
О — Смоленская □ — Тверская О — Тульская О — Владимирская
Рис. 1. Факторы, влияющие на развитие туризма в Смоленской области
существующей системы классификации гостиниц с целью улучшения конкурентоспособности положения гостиниц как на региональном, так и на международном туристическом рынке.
Классификация гостиниц и аналогичных средств размещения, используемая в международной и российской практике, выглядит следующим образом.
В зависимости от размера отеля и количества номеров гостиницы (отели) классифицируются следующим образом:
1) малые (до 150 номеров);
2) средние (от 150 до 299 номеров);
3) большие (от 300 до 600 номеров);
4) мега-отели (более 600 номеров).
При рассмотрении целевого рынка, на который ориентирована деятельность гостиниц, выделяются такие средства размещения:
1) бизнес-отели, представляющие самую большую группу, которая состоит из гостиниц разного типа с разнообразным набором представляемых услуг (организация и прокат автомобилей, персональный компьютер, факс, выход в Интернет, зал для проведения конференций и переговоров) и занимается, прежде всего, обслуживанием бизнес-туристов;
2) гостиницы при аэропортах (транзитные), различающиеся по размеру и уровню обслуживания, которые предлагают свои услуги бизнесменам, пассажирам отложенных или отмененных рейсов, а также персоналу, обслуживающему авиалинии;
3) сьюит-отели(апарт-отели), имеющие в номерах отдельную гостиную и кухню и ориентирующие свою деятельность на потребителей, ценящих комфорт и домашнюю атмосферу; часто предлагают услуги по размещению на длительный срок;
4) курортные гостиницы, которые отличаются от других гостиниц в первую очередь располагающей к отдыху атмосферой и перечнем дополнительных предлагаемых услуг по организации отдыха;
5) гостиницы «В&В» (небольшое средство размещения, не подпадающее под классическое определение гостиницы из-за ограниченного количества номеров);
6) характеризующиеся индивидуальным подходом к каждому клиенту и имеющие ограниченный набор предоставляемых услуг;
7) таймшер-отели и кондоминиум-отели — гостиницы, предоставляющие услуги по размещению на выкупленной клиентом на период отпуска части гостиничной собственности;
8) конгресс-отели (конгресс-центры), ориентирующие свою деятельность на обслуживание участников крупных форумов и конференций. Кроме вышеперечисленных, существует несколько альтернативных структур размещения. К таким объектам рынка средств размещения можно отнести:
1) размещение в жилом секторе, предназначенное для клиентов, останавливающихся на срок до шести месяцев и более, и предлагающее полностью меблированные апартаменты своим постояльцам;
2) размещение на морских и речных судах, предлагающее похожий на курортные гостиницы перечень услуг, но имеющее преимущество мобильности передвижения от одного объекта к другому. Значимость развития туризма в Смоленской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и разнообразными рекреационными ресурсами.
Смоленская область богата историко-культурными ресурсами, обладает достаточным количеством объектов туристского показа и насыщенной событиями культурной жизнью, что создает условия для развития многих видов туризма.
На территории Смоленской области находятся более 50 музеев и 3977 объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Смоленская область занимает выгодное географическое положение, она расположена в центре ВосточноЕвропейской равнины. Через территорию Смоленской области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, а также важнейший для страны автотранспортный коридор «Санкт-Петербург — Юг России». Автомагистраль Москва — Минск является важнейшей осью экономического развития Смоленской области. Магистральные линии железных дорог, расположенные на территории Смоленской области, связывают ее со всеми регионами Российской Федерации, странами Содружества Независимых Государств, Балтии и Европы [8].
При сравнении регионов, конкурирующих за размещение инвестиций, Смоленская область имеет хорошие показатели по наличию и качеству человеческих ресурсов и по энергообеспеченности (рис. 1). Из представленного рисунка видно, что одним из факторов, сдерживающих развитие туризма в Смоленской области, является недостаточно развитая инфраструктура, в том числе и инфраструктура сектора размещения.
Распределение групп туристов по гостиницам Смоленской области
Группы туристов Эксперты Сумма щ Вес К, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Неорганизованные туристы 2 2 3 3 1 3 1 2 2 2 21 31,34
Туристы выходного дня 1 2 3 2 1 1 2 2 2 3 19 28,36
Деловые туристы — 2 — 2 — — — 1 2 — 7 10,45
Местное население — 1 — 1 1 — 2 1 — 6 8,96
Иностранные туристы 1 1 1 — — — 1 — — 4 5,97
Другие категории 1 1 1 — 1 2 3 1 — 10 14,93
Итого 67 100,00
о о со
Таблица 2
Влияние факторов, определяющих конкурентную позицию гостиниц Смоленской области
Факторы Эксперты Сумма п1 Вес К, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Реклама — 1 — 1 — 1 2 — 2 — 7 13,73
Качество обслуживания туристов 2 1 2 1 1 1 2 1 1 12 23,53
Ценовая политика 1 2 2 1 1 2 2 1 1 — 13 25,49
Дополнительные услуги — — 1 1 1 — 1 1 — 5 9,80
Имидж гостиницы — — 1 1 — 1 1 — 1 1 6 11,76
Месторасположение гостиницы 1 2 — 1 1 1 1 — — 1 8 15,69
Итого 51 100
< >
В расчете на душу населения обеспеченность гостиничными номерами составляет 3 номера на 1000 человек или около 5 мест на 1000 человек. Это приводит к тому, что заполняемость гостиниц, расположенных выгодно с точки зрения географического положения, составляет от 15-20% в низкий сезон до 90% — в высокий.
Сложностью для проведения полного и качественного анализа является тот факт, что в регионе отмечается несоответствие показателей официальной статистики и экспертных оценок рынка средств размещения. Так, в 2011 г. по официальным данным насчитывалось 68 гостиниц и гостевых домов, а по оценкам экспертов рынок средств размещения насчитывал 78 гостиниц и гостевых домов. Приведенные данные свидетельствуют о сложности оценки положения и планирования развития гостиничного хозяйства Смоленской области ввиду неполноты статистической информации, представляемой официальными источниками. В связи с этим при оценке состояния гостиничного комплекса и перспектив его развития целесообразно опираться на экспертные заключения для представления объективного положения гостиничного комплекса в структуре туристской отрасли.
Необходимо отметить, что конкурентоспособность субъекта рынка состоит в способности обнаруживать преимущества над соперниками, а уровень конкурентоспособности определяется на основе оценки динамики совокупности конкурентных преимуществ, которыми обладает гостиничное хозяйство.
С целью выяснения существующей конкурентной ситуации на рынке средств размещения Смоленской области автором была разработана и предложена анкета, позволяющая изучить группы потребителей услуг гостиниц (табл. 1). Для получения экспертных оценок была адаптирована методика экспертного опроса, специфика которой состоит в том, что в опросе участвовало руководство гостиниц г. Смоленска и Смоленской области.
На основании результатов опроса привлеченных к анализу экспертов рассчитываются средние весовые коэффициенты для каждого фактора
п.
к = =п-. X п
Из приведенных данных видно, что в основном рынок гостиничных услуг ориентирован на неорганизованных туристов, однако многих в данном сегменте не устраивает качество предлагаемых гостиницами услуг, что безусловно оказывает влияние на конкурентоспособность всей гостиничной отрасли региона. (Данные об удовлетворенности качеством предоставляемых услуг эксперты получают, анализируя отзывы и жалобы обслуженных гостей). К числу других категорий туристов, пользующихся услугами гостиниц, эксперты отнесли, например, туристов выходного дня.
Все эксперты отметили, что каждый из них по отдельности обслуживает незначительную долю рынка от общего объема гостиничных услуг (от 1 до 17%). При рассмотрении факторов, определяющих рыночную позицию гостиниц на рынке, экспертам было предложено указать наиболее значимые из них, оказывающие влияние на деятельность гостиницы. Ответы распределились следующим образом (табл. 2).
Из приведенных результатов видно, что основной акцент при осуществлении своей деятельности делается на качество предоставляемых услуг и имени (репутации), которое завоевала гостиница за время осуществления своей деятельности на рынке. Однако необходимо отметить, что показатели качества услуг с точки зрения руководителей гостиниц и качество услуг и с точки зрения их клиентов зачастую диаметрально противоположны, и клиенты, останавливающиеся в гостиницах Смоленской области, негативно оценивают гостиничный сервис. Еще одним фактором, на который опираются гостиницы, является тарифная политика. Незначительный интерес для руководителей гостиниц вызывает введение дополнительных услуг, что говорит
Характеристика сезонности в загрузке гостиниц Смоленской области
Показатели >9 а М >9 л а т а >9 л е ^ >3 «в >9 И >9 л т о ^ . >9 (Я Л Ф » >9 Ю И >9 Ю И >9 Ю (в
И 0! е © £ в К К м о и т к о о И к е ЧД
Макс. загрузка 60 37,5 34 45 56 65,5 96 98 78 55 35 39
Мин. загрузка 35 20 20 25 28 35 50 53 47 30 22 25
Отклонение 25 17,5 14 20 28 30,5 46 45 31 25 13 14
Индекс сезонности 87,72 61,40 49,12 70,18 98,25 107,02 161,40 157,89 108,77 87,72 45,61 49,12
ш
О
Рис. 2. Сезонность в загрузке гостиниц Смоленской области
Рис. 3. Индекс сезонности в загрузке гостиниц Смоленской области
о пока недостаточной конкуренции предпринимательских структур гостиничного комплекса в регионе.
К числу негативных факторов, влияющих на конкурентоспособность предпринимательских гостиничных структур Смоленской области, необходимо отнести ярко выраженную сезонность туристских потоков, оказывающую существенное влияние на загрузку гостиницы и ее прибыльность. В табл. 3 и на рис. 2 и 3 представлена характеристика рынка гостиничных услуг в зависимости от сезонности.
Анализ состояния и развития туристской индустрии показал, что туризм как в России, так и в Смоленской области находится лишь на начальной стадии развития, несмотря на то что Россия в последнее десятилетие вышла на мировой рынок.
До недавнего времени гостиничный комплекс как в России, так и в регионах (в частности в Смоленской
области) был ориентирован только на две группы клиентов: деловых людей и туристов. Однако в последнее время наметилась следующая тенденция: регионы, ориентирующие свою деятельность на туризм, выявляют конкурентные преимущества, с помощью которых можно обосновать свою туристскую привлекательность.
Тем не менее необходимо отметить, что предприятия туристского обслуживания сферы размещения расположены на территории Смоленской области крайне неравномерно, что исторически связано с привлекательностью для основного туристского потока (табл. 4).
Экономический эффект от развития туризма будет проявляться через увеличение загрузки коллективных средств размещения и пунктов общественного питания, рост спроса на сувенирную продукцию, на транспортные и прочие сопутствующие услуги.
Динамика и структура туристского потока в Смоленской области [7]
№ п/п Наименование показателя Базовый показатель 2011 г. Плановые показатели по годам
2011 2012
1 Объем туристского потока в Смоленской области, тыс. чел. 203,6 210,0 225,0
2 Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, млн руб. 806,6 830,0 890,0
3 Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн руб. 66,0 69,5 75,0
4 Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн руб. 255,2 267,0 286,0
о о
CD
Формирование современной туристской отрасли обеспечивает равные условия для осуществления туристской деятельности физическими, юридическими лицами и общественными объединениями, что способствует развитию конкуренции. Конкуренция возрастает, когда на рынке появляется большое количество предприятий, равных по своим возможностям.
Усиление конкурентной борьбы способствует появлению новых стратегий и инициатив в сфере туризма и в конечном итоге стимулирует развитие отрасли.
Однако для того чтобы туризм стал активно развиваться и приносить доходы экономике Смоленской области, необходимо иметь развитую туристскую индустрию и привлекательный туристский продукт.
Влияние туризма на экономику Смоленской области пока незначительно: оно адекватно вкладу в развитие данной отрасли и сдерживается в основном неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.
Создание эффективной конкурентной среды в сфере туризма на территории Смоленской области позволит обеспечить:
• достижение устойчивых конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках туризма;
• повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю туристскими услугами;
• подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения, решение экономических и социальных проблем;
• внедрение в общественное сознание и деловую практику цивилизованных форм предпринимательской деятельности и конкурентной борьбы, защиты прав и интересов потребителей.
Однако в сфере туризма существуют следующие факторы, препятствующие развитию конкуренции в указанной сфере на территории Смоленской области:
• отсутствие системы качественного информирования туристов о туристско-рекреационном потенциале Смоленской области;
• неэффективное использование информационно-телекоммуникационных технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;
• недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях, расположенных на территории Смоленской области;
• недостаточное рекламно-информационное обеспечение туристской индустрии в Смоленской области;
• отсутствие целенаправленной пропаганды историко-культурного наследия Смоленской области;
• недостаточный объем инвестиций в развитие туристской индустрии в Смоленской области;
• неиспользование в качестве объектов туристского показа большого количества объектов природного и культурного наследия, расположенных на территории Смоленской области;
• недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей Смоленской области;
• недостаточное внимание общеобразовательных учреждений к региональному компоненту в образовании (особенно к предмету «История православной культуры земли Смоленской»);
• территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии в Смоленской области;
• непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма в Смоленской области;
• отсутствие туристских брендов;
• дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма в Смоленской области.
Для преодоления указанных факторов, препятствующих развитию конкуренции в сфере туризма на территории Смоленской области, необходимо реализовать следующие направления развития:
• развитие системы информационного туристского обслуживания;
• формирование развитой туристской инфраструктуры на территории Смоленской области с целью привлечения на рынок новых хозяйствующих субъектов;
• предоставление государственной поддержки организациям, оказывающим услуги по социальному туризму (для ветеранов Великой Отечественной войны, детей, школьников, молодежи, инвалидов);
• развитие системы обеспечения туристской безопасности;
• совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма.
Литература
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (с изменениями, внесенными от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.russiatourism.ru/ZAKON-132-FZ.doc.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации: Приказ Ростуризма от 6 мая 2008 г. № 51: [Электронный ресурс]. М.: Федеральное агентство по туризму, 2008. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/files/STRATEGIA.doс.
3. Филипповский Е. Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2007. 167 с.
Сенин В. С., Денисенко А. В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 454 с.
Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования: Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98.
7. Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения / Утв. приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 21 июля 2005 г. № 86.
8. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Смоленской области на 2010-2012 годы (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19 мая 2010 г. № 288, от 3 февраля 2011 г. № 48, от 13 мая 2011 г. № 265).
Развитие механизма регулирования диверсификацией деятельности предпринимательских структур в условиях интеграции
Development of regulation mechanism diversification by activity of business structures in integration conditions
УДК 339.924
Бахарев Вячеслав Олегович
декан Санкт-Петербургского государственного университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А
Bakharev Vyacheslav Olegovich
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103
В современных условиях возникают новые интеграционные объединения, приводящие к усилению сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации с сопредельными странами. В этом плане положительным примером может стать сотрудничество между Россией и Финляндией, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, основанное на на Соглашении от 20 января 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве. В условиях посткризисной перестройки экономики в настоящий момент особенно актуальным является расширение спектра финских предприятий, вовлеченных в торговлю с Россией.
New integration associations appear in the modern conditions and leading to strengthening of cooperation of frontier regions of the Russian Federation with the adjacent countries. In this plan cooperation between Russia and Finland, including Staint-Petersburg and Leningrad region, basis on the Agreement from January 20th of 1992 between the Government of the Russian Federation and the Government of the Finnish Republic about trade and economic cooperation can become a positive example. In the conditions of postcrisis reorganization of economy at the moment expansion of a spectrum of the Finnish enterprises involved in trade with Russia is especially actual.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, глобализация, интеграция предпринимательских структур, товарооборот
Keywords: enterprise structures, globalization, integration of enterprise structures, commodity turnover
Голубецкий Владимир Сергеевич
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Golubetskiy Vladimir Sergeevich
Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103
В условиях глобализации мировой экономики возникают новые интеграционные объединения и происходит усиление сотрудничества приграничных регионов Российской Федерации с сопредельными странами. В этом плане положительным примером может стать сотрудничество между Россией и Финляндией, в том числе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Оно основывается на Соглашении от 20 января 1992 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве.
Исторические предпосылки, значительная протяженность сопредельной территории, эффективность и результативность совместных предпринимательских структур, создание мощной инфраструктуры позволили поэтапно сформировать и реализовать концептуальную схему взаимовыгодного экономического сотрудничества. При этом отправным моментом данного результата стало подписанное в 1994 г. между ЕС и Россией Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором в отношении торговли России с членами Европейского Союза закреплено взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Анализ статистической отчетности показал, что и в 2010 г. российско-финляндская торговля сохранила тенденцию роста товарооборота, наблюдающуюся с 2000 г.
При положительной динамике российско-финская торговля перестала быть клиринговой и находиться под жесткой государственной регламентацией, по