Научная статья на тему 'Основные тенденции и перспективы развития российского гостиничного рынка'

Основные тенденции и перспективы развития российского гостиничного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ / ОТЕЛИ / ГОСТИНИЧНЫЙ РЫНОК / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / HOTEL BUSINESS / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСТИНИЦ / STATISTICAL INDICATORS OF HOTELS / OTELS / HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенкова Ирина Алексеевна

В статье анализируются основные закономерности развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. Представлена общая информация о гостиничных предприятиях, информация о количестве мест и номеров в гостиницах, численности посетителей гостиниц по различным критериям,анализ посещаемости гостиниц и экономических результатов их деятельности. Рассматривается динамика развития гостиничного бизнеса за последний пятилетний период. На основе проведенного анализа обосновываются тенденции и перспективы развития гостиничного рынка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS AND PROSPECTS OF RUSSIAN HOTEL MARKET

The article contains an analysis of the development regularities of the hospitalityindustry in the Russian Federation. It involves general information about hotels, anumber of beds and rooms in hotels, a number of hotel visitors according to variouscriteria as well as an analysis of an attendance of hotels and their economic resultsfor the last 5 years. The author reveals trends and prospects of the hotel market inRussia based on the analysis of the data.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и перспективы развития российского гостиничного рынка»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА

MAIN TRENDS AND PROSPECTS OF RUSSIAN HOTEL MARKET

УДК 338.462

САВЕНКОВА Ирина Алексеевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, irina. savenkova@hotmail.com

SAVENKOVA, Irina Alekseevna

Post-graduate Student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, irina.savenkova@ hotmail.com

Аннотация.

В статье анализируются основные закономерности развития гостиничного бизнеса в Российской Федерации. Представлена общая информация о гостиничных предприятиях, информация о количестве мест и номеров в гостиницах, численности посетителей гостиниц по различным критериям, анализ посещаемости гостиниц и экономических результатов их деятельности. Рассматривается динамика развития гостиничного бизнеса за последний пятилетний период. На основе проведенного анализа обосновываются тенденции и перспективы развития гостиничного рынка в России.

Ключевые слова: гостиницы, отели, гостиничный рынок, гостиничный бизнес, статистические показатели гостиниц.

Abstract.

The article contains an analysis of the development regularities of the hospitality industry in the Russian Federation. It involves general information about hotels, a number of beds and rooms in hotels, a number of hotel visitors according to various criteria as well as an analysis of an attendance of hotels and their economic results for the last 5 years. The author reveals trends and prospects of the hotel market in Russia based on the analysis of the data.

Key words: hotels, hospitality, hotel business, statistical indicators of hotels.

Развитие гостиничного бизнеса является одной из важных задач социально-экономического развития нашей страны. При этом необходимо отметить, что отечественный гостиничный рынок в последние годы подвергается

регулярным негативным воздействиям внешней среды, что, несомненно, замедляет темпы его развития. Для разработки комплекса мер, направленных на улучшение существующей ситуации, необходимо составить целостное

представление о текущем положении дел в отрасли. В связи с этим в статье проводится анализ существующих тенденций и перспектив развития российского гостиничного рынка.

Целесообразно начать анализ с общей информации о ситуации на гостиничном рынке. К концу 2014 г., согласно данным Росстата [1], в России насчитывалось 10714 гостиниц и аналогичных средств размещения (рисунок 1). Проанализируем темпы роста количества гостиниц и аналогичных средств размещения за последние пять лет (с округлением до десятых долей). Итак, в 2010 г. рост составил 6,2%, в 2011 г. - 7%, в 2012 г. - 10,7%, в 2013 г. - 5,9%, в 2014 г. - 8,6%. В первую очередь отметим, что темпы роста оставались положительными в течение всего рассматриваемого периода. Стоит отметить, что ежегодное увеличение числа гостиниц и аналогичных средств размещения наблюдается с 2002 г. В целом за последние 5 лет количество гостиничных предприятий в России выросло на 44,6%.

Для углубленного анализа необходимо отметить, что гостиницы и аналогичные средства размещения наряду со специальными

средствами размещения входят в укрупненную группу коллективных средств размещения. Под гостиницами и аналогичными средствами размещения понимают организации, предоставляющие помещение для временного проживания. Группа гостиниц и аналогичных средств размещения включает в себя гостиницы, меблированные комнаты, мотели, пансионаты, общежития для приезжих, другие организации гостиничного типа. Гостиница - предприятие, предоставляющее услуги размещения и, в большинстве случаев, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг [2]. Мотель -гостиница с автостоянкой, предоставляющая услуги для размещения автомобилистов [2]. Пансионатом считается средство размещения, расположенное в курортной местности и предоставляющее размещение и питание [2].

Рассмотрим количество гостиниц и аналогичных средств размещения в типологическом разрезе (рисунок 2). Важное примечание состоит в том, что методология, применяемая Росстатом, подразумевает формирование статистической информации о деятельности

Рисунок 1

Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. [1]

коллективных средств размещения (в том числе исследуемых в статье гостиниц и аналогичных средств размещения) с годовой и квартальной периодичностью по формам №1-КСР «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (годовая) и №1-КСР (краткая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения» (квартальная). Причем микропредприятия освобождаются от предоставления данных сведений, статистика по ним формируется путем досчета. В связи с этим в данных о гостиницах и аналогичных средствах размещения в разрезе типа размещения отсутствуют данные о микропредприятиях. Таким образом, в данном случае исследуются 7898 предприятий гостиничного бизнеса.

Итак, согласно данным Росстата, гостиницы доминируют среди гостиниц и аналогичных средств размещения (5445 единиц, 69%). В то же время популярны меблированные комнаты (1002 единицы, 13%) и общежития для приезжих (492 единицы, 6%). Пансионаты (236 единиц, 3%) и мотели (155 единиц, 2%) практически отсутствуют. Другие организации гостиничного типа (568 единиц) составляют 7%.

В связи с тем, что типология гостиниц и аналогичных средств размещения рассмотрена, а также тем, что в дальнейшем будет анализироваться вся совокупность гостиниц и аналогичных средств размещения без разделения их

по типу, далее по тексту под «гостиницами», «отелями», «гостиничным рынком», «гостиничным бизнесом» и аналогичными выражениями подразумеваются не только гостиницы, но и аналогичные средства размещения.

Охарактеризуем гостиничное хозяйство страны по территориальному признаку, в данном случае данные приведены с учетом микропредприятий (таблица 1).

Из представленных в таблице 1 данных можно заключить, что лидерами по количеству гостиниц на 2014 г. являются Центральный федеральный округ (1974 гостиницы, 18,4%), Приволжский федеральный округ (1849 гостиниц, 17,2%), Южный федеральный округ (1773 гостиницы, 16,5%).

Проанализируем такие аспекты как форма собственности и принадлежность к сети отелей.

Данные для определения формы собственности получены из отчета Вште851а1 [3], так как в базе данных Росстата данная информация отсутствует. Попутно отметим, что по этим данным в России 9779 гостиниц и аналогичных средств размещения на 2014 г., что отлично от данных Росстата. Однако данное расхождение в данном случае считаем несущественным для того, чтобы сделать вывод, что подавляющее большинство гостиниц имеет частую форму собственности (таблица 2).

Рисунок 2

Типы гостиниц и аналогичных средств размещения, % [1]

Таблица 1

Число гостиниц и аналогичных средств размещения по федеральным округам, ед. [1]

Федеральный округ Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. Процент в общем числе гостиниц, %

Центральный федеральный округ 1974 18,4

Северо-Западный федеральный округ 1202 11,2

Приволжский федеральный округ 1849 17,2

Уральский федеральный округ 982 9,1

Сибирский федеральный округ 1518 14,1

Дальневосточный федеральный округ 825 7,7

Южный федеральный округ 1773 16,5

Северо-Кавказский федеральный округ 352 3,3

Крымский федеральный округ 270 2,5

Таблица 2

Распределение числа гостиниц по формам собственности [3]

Форма собственности Число гостиниц, ед. Процент к общему количеству, %

Государственная 110 1,1

Муниципальная 155 1,6

Частная 8924 91,3

Частная иностранная 147 1,5

Иная 443 4,5

Что касается принадлежности к сетям, то, по данным «Эрнст энд Янг (СНГ) Б. В.», на октябрь 2014 г. в России присутствовало 137 гостиниц под международным управлением и 72 гостиницы - под российским. На октябрь 2015 г. в России представлено 23 международных гостиничных оператора, которые управляют152 гостиницами с общим номерным фондом 34466 номеров в 38 городах. В то же время под национальными брендами на октябрь 2015 г. представлено 73 гостиницы [4]. Таким образом, сетевые гостиницы составляют пока только 2% от общего числа гостиниц в России, причем гостиниц под международными брендами вдвое больше, чем под национальными.

Среди недостатков проведенного анализа следует выделить отсутствие информации о

распределении гостиниц по классам (звездам), однако надеемся, что данный недостаток можно будет исправить в последующих публикациях, когда появится общедоступная информация о присвоенных гостиницам «звездах». Предположительно, такая информация может появиться до конца 2016 г., чему способствует проводимая ныне массовая классификация гостиниц. Другим недостатком является отсутствие анализа разделения гостиниц по размеру. Известно, что гостиницы различаются по количеству постоянных спальных мест, данный показатель называется вместимостью гостиницы. В американской и отечественной практике существует следующая градация гостиниц по вместимости: менее 100 мест -малые гостиницы, от 100 до 500 мест - средние

гостиницы, более 500 мест - крупные гостиницы [5]. Отсутствие данного анализа постараемся частично компенсировать расчетом среднего показателя числа мест в гостиницах, для этого воспользуемся данными об общем числе мест в гостиницах (рисунок 3). Частное от деления числа мест в гостиницах на число

гостиниц за 2014 г. составляет 76 мест. Таким образом, в одной гостинице в среднем 76 мест.

Рассмотрим, на сколько мест в среднем рассчитан один номер в гостинице. Для расчета данного показателя нам потребуется информация об общем числе номеров в гостиницах, представленная на рисунке 4.

Рисунок 3

Число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. [1]

Рисунок 4

Число номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. [1]

как видим из рисунка 4, число номеров в гостиницах растет соответственно числу гостиниц. На 2014 г. среднее число номеров в гостинице составляло 2,2, т. е. преимущественно гостиницы предоставляют номера с двухместным размещением.

На данный момент рассмотрены характеристики гостиниц без учета спроса на оказываемые ими услуги. Анализ востребо-

ванности предоставляемых услуг является чрезвычайно важной характеристикой в рыночной экономике. Поэтому необходимо провести анализ наполняемости гостиниц и аналогичных средств размещения на основе данных о численности размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения (рисунок 5), а также о числе ночевок в них (рисунок 6).

Рисунок 5

Численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения, чел. [1]

Рисунок 6

Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, ед. [1]

Данные, представленные на рисунке 5 и рисунке 6, позволяют сделать вывод, что численность размещенных лиц и число ночевок увеличивались ежегодно, а также то, что в 2014 г. каждый посетитель останавливался в гостинице либо аналогичном средстве размещения в среднем на 2-3 суток.

Также у нас есть возможность рассчитать загруженность гостиниц, для этого разделим число ночевок на число мест в гостиницах и на число дней в году. Полученные данные представим в таблице 3. Как видим, среднегодовая загруженность постепенно снижалась в 2013-2014 гг. Подчеркнем также, что данный рассчитанный показатель отражает лишь общую тенденцию, при необходимости более глубокого анализа должен быть учтен фактор сезонности.

Обратимся к анализу соотношения иностранных (таблица 4) и российских (таблица 5) туристов в общем потоке постояльцев гостиниц.

Отметим, что данные приведены без учета микропредприятий. С учетом микропредприятий численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 2014 г., составила 33159,8 тыс. человек. Рассчитаем процентное соотношение лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, по странам, из которых они прибыли на территорию России (рисунок 7).

Данные рисунка 7 отражают имеющееся распределение: 85% всех постояльцев гостиницы в 2014 г. составляли граждане России, 4% - граждане СНГ, 11% - граждане других стран. Это говорит о том, что в России велика доля внутренних перемещений. Пока нельзя определенно сказать, как повлияет рост курса евро и доллара на перемещения в дальнейшем, так как ожидается, что россияне будут отдавать предпочтение отдыху в России (в том числе в связи с закрытием популярных ранее зарубежных направлений - Турции и Египта), но также вероятно и то, что и иностранные туристы обратят внимание на Россию в связи с ослаблением курса рубля относительно доллара и евро (данная тенденция уже наметилась, однако ее подробное рассмотрение выходит за рамки данной статьи).

Как и представители любого другого бизнеса, отельеры должны знать собственную аудиторию, чтобы максимально учесть ее вкусы и ожидания. Цель поездки в значительной мере определяет требования, предъявляемые клиентами. Ознакомиться с данными о численности лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения (без учета микропредприятий), по целям поездки можно в таблице 6.

Данные в разрезе целей поездок, представленные на рисунке 8, демонстрируют следующую структуру поездок: 42% поездок являются деловыми и профессиональными. Это весьма значительная доля в общей структуре поездок, а следовательно, можно сделать вывод, что отельерам следует обращать внимание на потребности бизнес-клиентов и предоставлять им специальные услуги, такие как аренда конференц-залов, переговорных комнат и т. д.

Среди личных поездок доминируют до-суговые поездки (35% всех поездок). Соответственно, человек, собирающийся в отпуск, хочет в том числе посмотреть достопримечательности места, в которое он едет, соответственно, гостиница должна находиться в удобном месте для осмотра достопримечательностей. Данным фактом обусловлено преимущественное расположение гостиниц в центральной части городов, где, как правило, расположены достопримечательности.

Также можно выделить поездки в целях образования и профессиональной подготовки (5%), в религиозных/паломнических целях (0,3%) и лечебных и оздоровительных целях (0,7%). Доля прочих поездок составляет 17%.

Пожалуй, наиболее важной является финансовая деятельность фирм. Обратимся к соотношению доходов и расходов гостиниц и аналогичных средств размещения (рисунок 9).

Основываясь на данных рисунка 9, можно заключить, что стоимостный объем рынка гостиничных услуг в 2014 г. составил 190 616, 9 млн руб. Рост показателя существенно замедлился: если в предыдущие годы наблюдался средний рост на уровне 17,25% (в 2010 г. - 17,7%, в 2011 г. —18,7%, в 2012 г. - 17,9%, в 2013 г. — 14,7%), то в 2014 г. - только 2,7%. Прибыльность гостиничного бизнеса находилась практически

Таблица 3

Загруженность гостиниц и аналогичных средств размещения, % (рассчитано на основании данных из [1])

Годы 2010 2011 2012 2013 2014

Загруженность 37 39 39 37 36

Таблица 4

Численность иностранных граждан, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. чел. [6]

Лица из стран СНГ, тыс. чел. Лица из других страны (кроме стран СНГ), тыс. чел.

2000 2005 2011 2012 2013 2014 2000 2005 2011 2012 2013 2014

1164,3 774,3 790,7 904,4 1059,1 1187,5 1788,0 2725,6 2997,8 3222,8 3292,4 3293,4

Таблица 5

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс. чел. [6]

Всего, тыс. чел. Из них детей, тыс. чел.

2000 2005 2011 2012 2013 2014 2000 2005 2011 2012 2013 2014

13607,0 15046,9 20336,2 22477,3 23350,9 24475,2 359,8 456,4 755,0 931,4 1032,3 1184,9

Рисунок 7

Соотношение численности лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, по странам, из которых они прибыли на территорию РФ, % (рассчитано на основании данных из [6])

Таблица 6

Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, по целям поездок, тыс. чел. [7]

2010 2011 2012 2013 2014

Личные 11384 13248 14605 15298 16613

В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отпуск, досуг и отдых 6267 7407 8147 8928 10070

образование и профессиональная подготовка 2088 1814 1514 1363 1322

лечебные и оздоровительные процедуры 126 169 157 174 159

религиозные/паломнические 28 54 61 49 74

прочие 2875 3804 4725 4783 4988

Деловые и профессиональные 9875 10877 12000 12404 11925

Рисунок 8

Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, по целям поездок, % [7]

в точке безубыточности в 2010 г., росла в период 2011-2013 гг., однако в 2014 г. резко снизилась в связи с увеличением расходов.

Охарактеризуем текущую ситуацию на рынке гостиничных услуг России, чтобы объяснить данную динамику. В последние годы рост туристических потоков способствовал росту числа гостиничных предприятий.

Также на открытие новых гостиничных организаций оказали влияние международные события: саммит АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи и др. Однако кризисный период в нашей стране, связанный с ослаблением курса рубля относительно курса доллара и евро, а также обострением политической обстановки,

250 ООО 000;00 200 000 000,00 150 000 000;00 100 000 000,00 50 000 000;00 0,00

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Доходы Расходы

Рисунок 9

Доходы и расходы гостиниц и аналогичных средств размещения, руб. [1] Таблица 7

Средняя стоимость проживания в гостинице за сутки, руб. [8]

Российская Федерация г. Москва г. Санкт-Петербург

2013 2014 2013 2014 2013 2014

Стоимость ночевки в гостинице, руб. 1716,37 1772,61 2275,79 2292,01 1659,80 1706,64

обусловил увеличение расходов отельеров на содержание гостиниц, доходы же остались на неизменном уровне.

Несмотря на негативные экономические процессы в стране, спада на гостиничном рынке удалось избежать благодаря увеличению числа туристов из Китая, Индии и других восточных стран, росту спроса на апартамент-ное размещение и услуги хостелов, а также перераспределению спроса на более низкий ценовой сегмент [3].

Согласно данным Росстата, средняя стоимость проживания в гостинице в 2014 г. выросла лишь на 3,3% по сравнению с 2013 г. (таблица 7).

Кроме того, отметим, что валовая добавленная стоимость гостиниц и ресторанов в ВВП

составила 1% в 2013 г. (ВВП - 66689,1 млрд руб.) и 1% в 2014 г. (ВВП - 70975, 8 млрд руб.). Инвестиции в основной капитал гостиниц и ресторанов составили 0,8% в 2013 г. и 0,8% в 2014 г. из всего объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности. Финансовые вложения в гостиницы и рестораны составили 98,4 млрд руб. в 2013 г. и 68,4 млрд руб. в 2014 г. [8].

Среднегодовая численность занятых в экономике со стороны гостиниц и ресторанов составила 1267 тыс. человек в 2013 г. (1,9% ко всем занятым) и 1275 тыс. человек в 2014 г. (1,9% ко всем занятым) [8].

Следует отметить, что основные данные анализа деятельности гостиничных предприятий отечественного рынка в данной статье

основываются на статистической информации за 2010-2014 гг., что обусловлено отсутствием этой информации за 2015 г. Однако даже данные за указанный период позволяют с достаточной степенью достоверности сформулировать выводы об основных тенденциях и перспективах развития гостиничного рынка на ближайшие годы.

Так, в результате проведенного анализа можно отметить положительную динамику роста числа гостиниц и аналогичных средств размещения в последние годы. Лидерами по количеству гостиниц являются Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Увеличение числа гостиниц будет наблюдаться и в последующие годы [9]. Среднегодовая загруженность гостиниц по России находится на уровне 36-39% в рассматриваемом периоде. В дальнейшем, предположительно, загруженность гостиниц сохранится на существующем уровне. Основную долю посетителей гостиниц составляют граждане России, наиболее распространенными целями поездок являются досуговые и деловые. Граждане России и далее будут основными посетителями гостиниц, так как две параллельные тенденции: рост числа зарубежных туристов и повышение интереса россиян к отдыху внутри страны - уравновесят друг друга, что позволит сохранить прежнее соотношение.

Несмотря на то, что число ночевок активно росло в рассматриваемом периоде, стоимостный объем рынка гостиничных услуг в последнее время существенно снизил темпы роста. Кроме того, значительно выросли расходы отелей, что вызвало резкое снижение прибыльности в прошлом году. В связи с вышесказанным необходимо понимать, что, хотя ситуация еще не аналогична кризисным 2008-2009 гг., все же ослабление курса рубля оказалось важным фактором, негативно повлиявшим на экономические показатели гостиничного бизнеса в плане увеличения расходов гостиниц. Поэтому в ближайшие годы рынок будет восстанавливаться до прежних показателей.

Существенного спада на гостиничном рынке удалось избежать благодаря увеличению числа туристов из Китая, Индии и других восточных стран, росту спроса на апарта-ментное размещение и услуги хостелов, а также перераспределению спроса на более низкий ценовой сегмент. В перспективе ожидается дальнейший рост числа зарубежных туристов, в том числе и из европейских стран, для которых отдых в России выгоден в связи со снижением курса рубля относительно доллара и евро.

Внутренний туризм будет продолжать рост в связи с закрытием таких прежде популярных среди россиян направлений, как Турция и Египет, снижением реальных доходов населения, уже упомянутым ослаблением курса рубля (что ведет к снижению возможности населения посещать зарубежные страны и, соответственно, к появлению интереса к внутреннему туризму). Кроме того, росту внутренних перемещений способствует программа государственного субсидирования авиаперевозок для льготных категорий граждан, действующая уже для 42 внутрироссий-ских направлений.

Благоприятное воздействие на отрасль оказывают также региональные инициативы. Эффект данных мероприятий долгосрочный и проявится в течение последующих лет.

Одновременно на внутренний и внешний туристский потоки окажет влияние предстоящий чемпионат мира по футболу, который впервые пройдет в России с 14 июня по 15 июля 2018 г. в 11 городах России. Наряду с уже начавшимся открытием новых гостиниц происходит и улучшение инфраструктуры городов, в которых будут проводиться соревнования. Это, а также разрабатываемые специально к данному чемпионату туристические маршруты будут способствовать созданию долгосрочного спроса на туристические поездки по России. А рост числа поездок неминуемо увеличит и спрос на гостиничные услуги.

Список литературы

1. Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru/# (дата обращения: 21.04.2016).

2. ГОСТ Р 53423-2009. Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения // АО «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/ gost-r-53423-2009 (дата обращения: 21.04.2016).

3. Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2010-2014 гг., прогноз на 2015— 2019 гг. // BusinesStat. URL: http://businesstat.ru/images/demo/ hotels_russia.pdf (дата обращения: 21.04.2016).

4. Гостиницы под управлением международных операторов в России — 2016 // Ernst & Young. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-international-hotel-brands-review-2016-rus/$FILE/EY-international-hotel-brands-review-2016-rus.pdf (дата обращения: 21.04.2016).

5. Анализ состояния гостиничного сектора в Европе и России // TOURest. URL: http:// tourest.ru/publ/analiz_gostiniz_v_evrope (дата обращения: 21.04.2016).

6. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. М.: Росстат, 2015. 728 с.

7. Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по целям поездок // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения: 21.04.2016).

8. Россия 2015: Стат. справочник. М.: Росстат, 2015. 62 c.

9. Байков Е. А. Инновационные аспекты развития культурно-познавательного туризма в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 58—65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.