Научная статья на тему 'Современные тенденции проектирования железнодорожных вокзальных комплексов'

Современные тенденции проектирования железнодорожных вокзальных комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
536
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокзал / железнодорожно-вокзальный комплекс / градообразующий объект / railway station / railway station complex / city-forming object

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Воронов Василий Александрович

В статье рассматриваются современные архитектурные приемы проектирования ЖВК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern design trends of railway station complexes

The article examines the modern architectural methods of design railway complexes.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции проектирования железнодорожных вокзальных комплексов»

pp. 336-337. - URL: https://www.britishnewspaperarchive. co.uk/search/results/1868-10-10/1868-10-10?Newspaper Title = Illustrated%2BLondon%2BNews&IssueId=BL%2 F0001578%2F18681010%2F&County=London%2C%20 England (date of access: 22.04.2020). - Mode of access:

authorized users of the site British newspaper archive. - Text: electronic.

31. Scherl, A. Ein neus Schnellbahn-system: Vorschläge zur Verbesserung des personen Verkehrs / A. Scherl. - Berlin: Verlag von August Scherl, 1909.

В.А. Воронов DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10113

V.A. Voronov

Современные тенденции проектирования железнодорожных вокзальных комплексов Modern design trends of railway station complexes

Ключевые слова: вокзал, железнодорожно-вокзальный комплекс, градообразующий объект. Keywords: railway station, railway station complex, city-forming object.

Аннотация: В статье рассматриваются современные архитектурные приемы проектирования ЖВК. Abstract: The article examines the modern architectural methods of design railway complexes.

У современных железнодорожных вокзальных комплексов (ЖВК), которые не относятся к реставрации ранее существующих вокзалов, можно заметить несколько выразительных тенденций. Одна из них - слияние объема вокзала и объема дебаркадера. При этом ранее было весьма понятно, что представляет собой здание вокзала, а дебаркадером являлась часть пассажирской платформы аэровокзала, железнодорожного вокзала или пристани, перекрытая навесом. Сейчас же дебаркадер все чаще становится основной и преобладающей формой, под которой одновременно сочетаются функции обслуживания пассажиров и перекрытия надпутевого пространства. Эта идея наиболее заметна в особо крупных ЖВК. Можно обратить внимание, что появляется некоторое сходство в системе пассажиропотоков и в архитектурных приемах между крупными ЖВК и пассажирскими терминалами аэропортов.

В целом, можно выявить следующие особенности проектирования современных ЖВК (которые, как правило, являются транзитными):

- прибытие основной массы пассажиров заведомо на 2-й по высоте уровень;

- использование большепролетных перекрытий в залах приема посетителей и залах ожидания;

- использование второго света;

- основное направление движения пассажиров происходит относительно направления путей уровнем выше и перпендикулярно (так образуется разумный маршрут вдоль всего вокзала, где с уровня пассажиров можно спуститься на нужную платформу);

- четкое деление структуры вокзала на вертикальные уровни со своими функциями;

- слияние объема вокзала и объема дебаркадера.

Примером подобной тенденции может послужить

Южный железнодорожный вокзал в Гуанчжоу (TFP Farrells, 2010), который является одним из крупнейших в мире (примерно в три раза больше лондонского вокзала Кингс-Кросс) [4]. В дополнение к услугам железнодорожных перевозок, также доступны и другие виды транспорта, такие как такси, автомобили, метро и автобусы. Условно станция делится на 4 вертикаль-

ных уровня: подземный уровень, наземный уровень (зона прибытия), уровень платформ и уровень зоны отправления. Два подземных этажа включают в себя станции метро и автомобильную стоянку. На уровне земли находится зона прибытия, напрямую связанная с городскими транспортными сетями. Отправление осуществляются из надземного зала с просторными залами ожидания и видом на 28 платформ, находящихся ниже. Открытая планировка станции позволяет пассажирам свободно ориентироваться на ее территории. Использование 68-метровых пролетов позволяет создать комнаты ожидания в конкорсе, в то время как пассажиры на других уровнях имеют хорошую визуальную связь с эскалаторами, лифтами, входами и другими подобными удобствами.

У главных выходов на каждом конце станции расположены пространства атриума. Эти атриумы объединяют конкорс, находящийся над путями, где находится зона отправления и зал ожидания. Зал прибытия расположен на уровне земли. Основная центральная крыша разделена пополам центральным фонарем дневного света длиной 348 м, который наиболее широк у входов и сужается к центру, обеспечивая порядок в зале отправления и уточняя маршрут для пассажиров. Для фонаря использована диагональная сетка из конструкционной стали в форме свода бочонка; пространство покрыто воздушными прозрачными полимерными подушками БТББ, которые обеспечивают максимальный естественный дневной свет, попадающий в интерьер станции, одновременно сводя к минимуму приток тепла. Формы крыши представляют собой бочкообразные своды, напоминающие традиционные викторианские железнодорожные залы с постоянной шовной крышей. Фонари расположены между железнодорожными путями, так что естественный свет может проникать в зал прибытия на уровне земли (рис. 1).

Основные темы проекта - соединение двух районов города по обе стороны от станции и возможность создания зеленой зоны. По мнению авторов проекта, допустимо сделать эту станцию, по сути, «парковой»; таким образом, станция будет служить катализатором для

Практика

435

генерации совершенно новых городских площадей [4]. Геометрия входных атриумов продолжается от одной стороны к другой через заполненный светом центральный световой фонарь, который соединяет входные группы. Благодаря тому, что станция выступает в качестве объединяющего элемента в городе, железнодорожные пути расположены на надземных эстакадах, что обеспечивает свободный пешеходный доступ через зал прибытия.

Другим не менее выразительным примером перечисленных ранее тенденций является Южный вокзал Пекина (ТБР БаггеШ, 2008). Вокзал является ключевой железнодорожной станцией для новых высокоскоростных междугородных сетей Китая. Расположенная на участке площадью 31 гектар, станция создает городскую связь с окружающим городским пейзажем и выступает в качестве «ворот в город», в то время как сама станция рассчитана на пассажирооборот 105 миллионов пассажиров в год к 2030 году, причем способна обслуживать в часы пик поток 33 280 пассажиров в час и в общей сложности 286 500 пассажиров в день [3]. Данный ЖВК представляет собой мультимодальную транспортную развязку со стратегией вертикального разделения, разработанную таким образом, чтобы пассажиропотоки были прямыми, удобными и высокоэффективными (рис. 2).

Рис. 1. Фонарь второго света Южного железнодорожного вокзала в Гуанчжоу, Китай. TFP Farrells, 2010

Рис. 2. Южный вокзал Пекина, Китай. TFP Farrells, 2008

Станция имеет простую форму эллипса, которая вмещает 3 основных этажа с двумя уровнями для автомобильного паркинга и двумя вспомогательными офисными блоками. При таких больших объемах пассажиров важно разделять прибывающих и отбывающих пассажиров. Одной из основных целей проекта было создать потоки отправления и прибытия с максимально коротким расстоянием и временем.

Стратегия проектирования также включает в себя отдельные зоны, обеспечивающие бесшовную интеграцию и переход к различным типам автомобильного движения. Она включает 909 подземных парковочных мест в подземном паркинге, 28 мест для стоянки такси, с 138 местами для ожидания и 38 местами для автобусов, 12 посадочных мест и 26 отсеков для приема пассажиров (48 мест для ожидания) в качестве комплексного транспортного узла [3].

Интересным примером современных вокзалов Европы является железнодорожная станция Монпелье во Франции (Marc Mimram, 2017). Одной из ключевых особенностей объекта является решение кровли. Вместо того чтобы закрывать пространство экраном из стекла, здесь используется управление оттенком свечения, чтобы направлять сильный свет через непрозрачный фильтр. Крыша, похожая на лист, построена из кружевной оболочки, изготовленной из сверхвысокопрочного бетона (UHPC) - минерального материала, который придает ему желаемую структуру и пропускает свет. Каждая из 115 оболочек UHPC имеет пролет 18,4 метра со средней толщиной 4 сантиметра [6].

Стеклянные вставки были добавлены к дважды изогнутым поверхностям бетонных оболочек. Вокзал разделен на два уровня: на первом расположены перроны и часть административных помещений, а также лестницы, лифты и эскалаторы, позволяющие подняться на второй уровень, где находится основной вход в вокзал. На втором уровне - зал ожидания и основные помещения вокзала. Также на втором уровне находится перрон для городских поездов, расположенный перпендикулярно направлению основных железнодорожных перронов и имеющий свою входную группу в здание вокзала. К вокзалу примыкает своеобразный пешеходный балкон, с которого осуществляется спуск к платформам. Примечательно то, что для спуска и подъема предусмотрены не только лестницы и эскалаторы, но и пандусы. Спуститься на платформы также можно из зала ожидания.

Рис. 3. Железнодорожная станция Монпелье, Франция. Marc Mimram, 2017

Перечисленные приемы описывают современные решения проектирования железнодорожно-вокзальных комплексов. Их систематизация позволит использовать наиболее подходящие решения к сложившимся ситуациям на будущих проектах.

Список цитируемой литературы:

1. Батырев В. Вокзалы / В.М. Батырев. - Москва: Стройиздат, 1988. - 214 с. - ISBN 5-274-00181-5.

2. Мурунов А. Принципы архитектурной модернизации железнодорожных вокзальных комплексов на современном этапе: специальность 18.00.02 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Мурунов Андрей Юрьевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2005.

3. Южный вокзал Пекина / TFP Farrells // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily.com/272425/beijing-south-station-tfp-farrells (дата обращения: 15.10.2019). - Текст: электронный.

4. Южный железнодорожный вокзал Гуанчжоу / TFP Farrells // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily. com/267849/guangzhou-south-railway-station-tfp-farrells (дата обращения: 10.10.2019). - Текст: электронный.

5. Явейн И.Г. Архитектура железнодорожных вокзалов [Текст] / И.Г. Явейн; Всес. акад. художеств. - Москва: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1938 (Л.). - 304 с., 2 вкл. л. план.: ил., план.

6. Gare TGV de Montpellier, железнодорожный вокзал Монпелье / Марк Мимрам // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https:// www.archdaily.com/915279/gare-tgv-de-montpellier-montpellier-railway-station-marc-mimram (дата обращения: 16.10.2019). -Текст: электронный.

А.К. Братищев DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10114

A.K. Bratischev

Повышение уровня безопасности и комфорта на объектах метрополитена средствами архитектуры

Improving the level of safety and comfort at the metro facilities with architecture

Ключевые слова: устойчивое развитие подземных объектов, санитарные правила эксплуатации метрополитена, комфортная среда подземелья.

Keywords: sustainable development of underground facilities, sanitary rules for the operation of the subway, a comfortable environment of the underground.

Аннотация: C развитием транспортной инфраструктуры метрополитенов возникла необходимость выработки комплекса мер по снижению уровня негативного психологического и физического воздействия метро на здоровье пассажиров и сотрудников, длительное время пребывающих под землей, а также решения проблем передвижения и навигации на транспортных объектах.

Abstract: The active development of the transport infrastructure of subways poses complex tasks in developing a set of measures to reduce the level of negative psychological and physical effects on the health of passengers and employees who have been underground for a long time, and to solve the problems of movement and navigation at transport facilities.

Пассажирские транспортные перевозки средствами метрополитена значительно упрощают преодоление людьми больших расстояний. Подземные и наземные пространства станций в сочетании с вестибюлями, безусловно, участвуют в формировании городской среды. В городе, удобном для жизни, ресурсы распределяются в первую очередь в пользу пешеходов и общественных видов транспорта. Все это увязано с экономикой и максимально рациональным использованием городских территорий. Человек может пересесть с автомобиля на метро и тем самым разгрузить дороги, а движение автомобилей по городу и их парковочные места - это уже роскошь, растрата городской площади. Расположение метрополитена глубоко под землей помогает сохранить бесценное наземное пространство, не нарушает историческую застройку и естественный ландшафт.

Благодаря наземным вестибюлям метрополитена возникают новые организованные общественные пространства, парки с арт-объектами. Наземные вестибюли различными приемами - игрой света и не-

обычными формами - привлекают людей. На примере станции №о11еш1оНрЫ2 в Берлине (рис. 1), построенной в 1913 г. шведским архитектором Альфредом Гре-нандером можно увидеть, что наземный станционный комплекс - это «дворец» с применением изящной ковки, привлекающий внимание, а не обычное утилитарное сооружение.

Круглый южный вестибюль станции метро «Орехово» похож на беседку, и мы осознаем близость парка -музея-заповедника Царицыно. Скульптор Л.Л. Берлин раскрывает тему «Охрана природы» в литых бронзовых скульптурах настенного панно, наглядность которого благоприятно сказывается на воспитании молодого поколения. Под изящной галереей, накрывающей вестибюль, гуляющие в парке люди могут спрятаться от дождя. Северный вестибюль выходит в парк, и мы видим там только обозначение метрополитена - букву «М», так как он подземный. Архитектор Л.Н. Попов скрыл его под землей от глаз гуляющих, чтобы не нарушить визуальное восприятие парка и входной зоны в него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.