Перечисленные приемы описывают современные решения проектирования железнодорожно-вокзальных комплексов. Их систематизация позволит использовать наиболее подходящие решения к сложившимся ситуациям на будущих проектах.
Список цитируемой литературы:
1. Батырев В. Вокзалы / В.М. Батырев. - Москва: Стройиздат, 1988. - 214 с. - ISBN 5-274-00181-5.
2. Мурунов А. Принципы архитектурной модернизации железнодорожных вокзальных комплексов на современном этапе: специальность 18.00.02 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Мурунов Андрей Юрьевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2005.
3. Южный вокзал Пекина / TFP Farrells // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily.com/272425/beijing-south-station-tfp-farrells (дата обращения: 15.10.2019). - Текст: электронный.
4. Южный железнодорожный вокзал Гуанчжоу / TFP Farrells // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https://www.archdaily. com/267849/guangzhou-south-railway-station-tfp-farrells (дата обращения: 10.10.2019). - Текст: электронный.
5. Явейн И.Г. Архитектура железнодорожных вокзалов [Текст] / И.Г. Явейн; Всес. акад. художеств. - Москва: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1938 (Л.). - 304 с., 2 вкл. л. план.: ил., план.
6. Gare TGV de Montpellier, железнодорожный вокзал Монпелье / Марк Мимрам // ArchDaily: [интернет-портал]. - URL: https:// www.archdaily.com/915279/gare-tgv-de-montpellier-montpellier-railway-station-marc-mimram (дата обращения: 16.10.2019). -Текст: электронный.
А.К. Братищев DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10114
A.K. Bratischev
Повышение уровня безопасности и комфорта на объектах метрополитена средствами архитектуры
Improving the level of safety and comfort at the metro facilities with architecture
Ключевые слова: устойчивое развитие подземных объектов, санитарные правила эксплуатации метрополитена, комфортная среда подземелья.
Keywords: sustainable development of underground facilities, sanitary rules for the operation of the subway, a comfortable environment of the underground.
Аннотация: C развитием транспортной инфраструктуры метрополитенов возникла необходимость выработки комплекса мер по снижению уровня негативного психологического и физического воздействия метро на здоровье пассажиров и сотрудников, длительное время пребывающих под землей, а также решения проблем передвижения и навигации на транспортных объектах.
Abstract: The active development of the transport infrastructure of subways poses complex tasks in developing a set of measures to reduce the level of negative psychological and physical effects on the health of passengers and employees who have been underground for a long time, and to solve the problems of movement and navigation at transport facilities.
Пассажирские транспортные перевозки средствами метрополитена значительно упрощают преодоление людьми больших расстояний. Подземные и наземные пространства станций в сочетании с вестибюлями, безусловно, участвуют в формировании городской среды. В городе, удобном для жизни, ресурсы распределяются в первую очередь в пользу пешеходов и общественных видов транспорта. Все это увязано с экономикой и максимально рациональным использованием городских территорий. Человек может пересесть с автомобиля на метро и тем самым разгрузить дороги, а движение автомобилей по городу и их парковочные места - это уже роскошь, растрата городской площади. Расположение метрополитена глубоко под землей помогает сохранить бесценное наземное пространство, не нарушает историческую застройку и естественный ландшафт.
Благодаря наземным вестибюлям метрополитена возникают новые организованные общественные пространства, парки с арт-объектами. Наземные вестибюли различными приемами - игрой света и не-
обычными формами - привлекают людей. На примере станции Nollendorfplatz в Берлине (рис. 1), построенной в 1913 г. шведским архитектором Альфредом Гре-нандером можно увидеть, что наземный станционный комплекс - это «дворец» с применением изящной ковки, привлекающий внимание, а не обычное утилитарное сооружение.
Круглый южный вестибюль станции метро «Орехово» похож на беседку, и мы осознаем близость парка -музея-заповедника Царицыно. Скульптор Л.Л. Берлин раскрывает тему «Охрана природы» в литых бронзовых скульптурах настенного панно, наглядность которого благоприятно сказывается на воспитании молодого поколения. Под изящной галереей, накрывающей вестибюль, гуляющие в парке люди могут спрятаться от дождя. Северный вестибюль выходит в парк, и мы видим там только обозначение метрополитена - букву «М», так как он подземный. Архитектор Л.Н. Попов скрыл его под землей от глаз гуляющих, чтобы не нарушить визуальное восприятие парка и входной зоны в него.
Практика
437
В рамках государственных программ по развитию индустрии отдыха и туризма в Москве созданы удобные пешеходные зоны и веломаршруты с установкой у вестибюлей метро организованных велопарковок, в связи с чем город становится доступным для пешеходов, а объекты метро более привлекательными. Новые станции оснащены лифтами для передвижения маломобильных групп населения, обновлена иллюминация наземных вестибюлей и прилегающих к ним территорий, ликвидированы ненужные ограждения и упорядочены парковочные места. Общественные пространства метро освобождены от избыточной рекламы, созданы современные элементы городского дизайна, дополнительное озеленение и навигация. Установлены информационные стенды и экраны для трансляции различного рода информации, помогающей туристам и жителям ориентироваться на объектах метро. Использование поездами метро электроэнергии в качестве основного ресурса для передвижения и применение систем естественной вентиляции делает его экологичным и энергоэффективным.
Активно применяют энергоэффективные технологии и качественные строительные материалы для возведения новых станций: шумозащитные элементы, натуральные керамические панели, новые системы дымоудаления и пожаротушения. Важное место уделяется естественному свету. Он «живой», в отличие от искусственного. Американский архитектор Луис Кан писал, что свет - это важнейшее структурное средство формирования пространства, влияющее на восприятие материала и образа архитектуры. Поэтому вестибюли и наземные станции проектируют с применением светопрозрачных конструкций: триплекса, стеклопрофилита и перфорированного металла. Благодаря панорамному остеклению лондонской станции Arnos Grove (рис. 2), построенной в 1932 году по проекту Чарльза Холдена, вестибюль освещен естественным светом. В проекте станции «Солнцево» в Москве создается эффект «солнечных зайчиков» за счет светящихся отверстий в стенах и потолке. На платформе «солнечные брызги» возникают из-за отражения от глянцевых поверхностей искусственных источников света. Все это придает определенный эмоциональный подъем пассажирам, спешащим на работу. Пространство наполняется воздухом и светом. На станции глубокого заложения «Спортивная» в Санкт-Петербург (рис. 3) двухуровневая структура со вторым светом позволяет улучшить освещенность платформы, повысить просматриваемость станции, придает ей воздушность. Так как многие люди страдают клаустрофобией, то применение систем двойного света позволяет преодолеть чувство замкнутого пространства. Также полуобвалованные станции (рис. 4) могут освещаться верхним естественным светом, что уменьшает их энергопотребление на освещение, но при этом ухудшается качество их использования в качестве бомбоубежища. Световые фонари, выходящие на поверхность, освещают наземное пространство своим светом в ночное время и принимают естественное освещение днем. Значительно экономится электроэнергия на эксплуатацию и ресурсы для ведение земляных работ при строительстве эстакадного метрополитена (рис. 5). Он более приятен для пассажиров, однако
не везде возможен (как например в районах с повышенной плотностью застройки).
Метрополитен благодаря своей интеграции с другими объектами городской инфраструктуры: вокзалами, автобусными и железнодорожными остановочными пунктами, магазинами, кафе, офисными и жилыми зданиями, гостиницами, улично-дорожной инфраструктурой - участвует в создании таких новых структур, как молы и транспор-тно-пересадочные узлы (ТПУ). В качестве примера можно привести строящийся ТПУ «Нижегородская» на востоке Москвы, за счет которого снизится нагрузка на автомагистрали, улучшится транспортное обслуживание близлежащих районов. В состав ТПУ входят пассажирские терминалы, административные здания, а также торговые центры и комплекс апартаментов с офисами и паркингами. Частью транспортно-пересадочного узла станут наземные перехватывающие парковки для автомобилей, въезжающих в город. Все это приведет к уменьшению времени в дороге у пассажиров и улучшению экологической обстановки. В условиях плотной городской застройки заслуживают внимания проекты станций с расположенными друг над другом техническими и пассажирскими зонами, как «Ходынское поле» в Москве (рис. 6). Совмещение станции метро с музейными и образовательными заведениями насыщает жизнь пассажиров под землей. Транспортные объекты в таком случае выполняют просветительскую функцию. Распределение пассажирских потоков снижает уровень негативного психологического воздействия на людей, разряжает обстановку. Так, на вокзале Liege-Guillemins Station в Бельгии (рис. 7), архитектора Сантьяго Калатравы, где на разных уровнях сочетается высокоскоростная железная дорога и метро, проектировщики для перекрытия пассажирской и служебной зоны использовали оболочки и многопролетные арки для создания безбарьерной среды. Пассажирские потоки на вход и выход были разведены по этажам.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
В связи с интенсификацией пассажирских перевозок в крупных городах на объектах метрополитена явно прослеживается необходимость в выработке комплекса мер по снижению уровня негативного воздействия на пассажиров и обслуживающий персонал станций. В данной ситуации возможен только комплексный подход: обеспечение нормативного освещения может осуществляться благодаря применению световодов и панорамного остекления. Безопасность обеспечивается при использовании раздвижных дверей и ворот, устройстве прямолинейных участков станций. Интеграция с музеями и образовательными центрами, синтез монументальных видов искусств позволяют реализовывать просветительскую функцию. Запоминающийся, неповторимый образ станций, большая высота потолков и многосвет-ные пространства, многопролетные безопорные конструкции упрощают навигацию и перемещение пассажиров. Проектирование многоэтажных и наклонных лифтов, траволаторов улучшает доступность станций. Интеграция с ландшафтом и устройство зеленой кровли, применение естественной вентиляции дает возможность считать данные проекты энергоэффективными. Очень важным является создание единой сюжетной линии пространства метрополитена и городской среды, взаимоувязка подземных объектов с наземными. Благодаря применению перечисленного становится воз-
можным проектирование комфортных и удобных общественных пространств метрополитена, универсальной архитектуры, рационализация использования строительных материалов и попытка решения транспортных проблем крупных мегаполисов.
Список цитируемой литературы:
1. Абрамчук В.П. Подземные сооружения / В.П. Абрамчук, С.Н. Власов, В.М. Мостков; под общ. ред. С.Н. Власова; Тоннельная ассоциация России (ТА). - Москва: Метро и тоннели, 2010. - 462 с. - ISBN 978-5-8493-0122-8.
2. Алексеев Ю.В. Развитие и реконструкция социально-транспортной инфраструктуры мегаполиса. Наземные автомагистрали над железной дорогой / Ю.В. Алексеев [и др.]. - Москва: ACB, 2011. - 328 с. - ISBN 978-5-93093-842-5.
3. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. / Глав. ред. коллегия: Н.В. Баранов (глав. ред.) и [др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Стройиздат, 1970. - 1 т. - Т. 11: Архитектура капиталистических стран XX в. - 1973. - 887 с.: ил.
4. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений) / Г.Е. Голубев. - Москва: Стройиздат, 1979. - 231 с.: ил.
5. Драновский А.Н. Подземные сооружения в промышленном и гражданском строительстве: Учеб. пособие для вузов по спец. «Пром. и гражд. стр-во» / А.Н. Драновский, А.Б. Фадеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 354 с.: ил. - ISBN 5-7464-1087-Х.
6. Ивахнюк В.А. Строительство и проектирование подземных и заглубленных сооружений: учебное пособие / В.А. Ивахнюк. - Москва: АСВ, 1999. - 299 с. - ISBN 5-93093-023-6.
В.М. Шувалов, Е.Н. Зайченко DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10115
V.M. Shuvalov, E.N. Zaichenko
Развитие территории придорожного рекреационного автокластера Development of the territory of a roadside recreational autocluster
Ключевые слова: придорожные рекреационные автокластеры, комплексное проектирование, планировочная структура, зона отдыха, скверы при зданиях и сооружениях.
Keywords: roadside recreational autoclusters, integrated design, planning structure, recreation area, public gardens at buildings and structures.
Аннотация: В статье отражены методы развития территории придорожного рекреационного автокластера. Приведен перечень основных объектов, необходимых для комплексного благоустройства территории и создания инфраструктуры, обеспечивающей рекреацию и безопасность туристов. Особое внимание уделено биокоридорам, которые при необходимости обеспечивают миграции и обмен между популяциями в придорожной среде и осуществляют возможность миграционных связей флоры и фауны между экоцентрами. способствуют распространению видов, а также реколонизации нарушенных сред. Благоустроенная территория придорожного рекреационного кластера дополнительно может включать автомобильные и пешеходные коммуникации внутри кластера, зоны стоянок автомобилей, велосипедов, мотоциклов, территории пешеходных переходов с тактильным покрытием, эспланады. На территории кластера в составе спортивной зоны могут располагаться физкультурно-оздоровительные или спортивные комплексы, а также детские спортивно-игровые площадки с местами для катания на роликах и скейтбордах. Эспланады устраивают вдоль магистралей или в виде подходов к значимым природным и аттрактивным объектам природного или антропогенного происхождения.
Abstract: The article reflects the development methods of the territory of a roadside recreational autocluster. The list of the main objects necessary for the comprehensive improvement of the territory and the creation of infrastructure ensuring the recreation and safety of tourists is given. Particular attention is paid to bio corridors, which, if necessary, provide migration and exchange between populations in the roadside environment and provide the possibility of migration links between flora and fauna between eco centers. contributes to the spread of species,