В связи с интенсификацией пассажирских перевозок в крупных городах на объектах метрополитена явно прослеживается необходимость в выработке комплекса мер по снижению уровня негативного воздействия на пассажиров и обслуживающий персонал станций. В данной ситуации возможен только комплексный подход: обеспечение нормативного освещения может осуществляться благодаря применению световодов и панорамного остекления. Безопасность обеспечивается при использовании раздвижных дверей и ворот, устройстве прямолинейных участков станций. Интеграция с музеями и образовательными центрами, синтез монументальных видов искусств позволяют реализовывать просветительскую функцию. Запоминающийся, неповторимый образ станций, большая высота потолков и многосвет-ные пространства, многопролетные безопорные конструкции упрощают навигацию и перемещение пассажиров. Проектирование многоэтажных и наклонных лифтов, траволаторов улучшает доступность станций. Интеграция с ландшафтом и устройство зеленой кровли, применение естественной вентиляции дает возможность считать данные проекты энергоэффективными. Очень важным является создание единой сюжетной линии пространства метрополитена и городской среды, взаимоувязка подземных объектов с наземными. Благодаря применению перечисленного становится воз-
можным проектирование комфортных и удобных общественных пространств метрополитена, универсальной архитектуры, рационализация использования строительных материалов и попытка решения транспортных проблем крупных мегаполисов.
Список цитируемой литературы:
1. Абрамчук В.П. Подземные сооружения / В.П. Абрамчук, С.Н. Власов, В.М. Мостков; под общ. ред. С.Н. Власова; Тоннельная ассоциация России (ТА). - Москва: Метро и тоннели, 2010. - 462 с. - ISBN 978-5-8493-0122-8.
2. Алексеев Ю.В. Развитие и реконструкция социально-транспортной инфраструктуры мегаполиса. Наземные автомагистрали над железной дорогой / Ю.В. Алексеев [и др.]. - Москва: ACB, 2011. - 328 с. - ISBN 978-5-93093-842-5.
3. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. / Глав. ред. коллегия: Н.В. Баранов (глав. ред.) и [др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Стройиздат, 1970. - 1 т. - Т. 11: Архитектура капиталистических стран XX в. - 1973. - 887 с.: ил.
4. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика: (Градостроительные особенности развития систем подземных сооружений) / Г.Е. Голубев. - Москва: Стройиздат, 1979. - 231 с.: ил.
5. Драновский А.Н. Подземные сооружения в промышленном и гражданском строительстве: Учеб. пособие для вузов по спец. «Пром. и гражд. стр-во» / А.Н. Драновский, А.Б. Фадеев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1993. - 354 с.: ил. - ISBN 5-7464-1087-Х.
6. Ивахнюк В.А. Строительство и проектирование подземных и заглубленных сооружений: учебное пособие / В.А. Ивахнюк. - Москва: АСВ, 1999. - 299 с. - ISBN 5-93093-023-6.
В.М. Шувалов, Е.Н. Зайченко DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10115
V.M. Shuvalov, E.N. Zaichenko
Развитие территории придорожного рекреационного автокластера Development of the territory of a roadside recreational autocluster
Ключевые слова: придорожные рекреационные автокластеры, комплексное проектирование, планировочная структура, зона отдыха, скверы при зданиях и сооружениях.
Keywords: roadside recreational autoclusters, integrated design, planning structure, recreation area, public gardens at buildings and structures.
Аннотация: В статье отражены методы развития территории придорожного рекреационного автокластера. Приведен перечень основных объектов, необходимых для комплексного благоустройства территории и создания инфраструктуры, обеспечивающей рекреацию и безопасность туристов. Особое внимание уделено биокоридорам, которые при необходимости обеспечивают миграции и обмен между популяциями в придорожной среде и осуществляют возможность миграционных связей флоры и фауны между экоцентрами. способствуют распространению видов, а также реколонизации нарушенных сред. Благоустроенная территория придорожного рекреационного кластера дополнительно может включать автомобильные и пешеходные коммуникации внутри кластера, зоны стоянок автомобилей, велосипедов, мотоциклов, территории пешеходных переходов с тактильным покрытием, эспланады. На территории кластера в составе спортивной зоны могут располагаться физкультурно-оздоровительные или спортивные комплексы, а также детские спортивно-игровые площадки с местами для катания на роликах и скейтбордах. Эспланады устраивают вдоль магистралей или в виде подходов к значимым природным и аттрактивным объектам природного или антропогенного происхождения.
Abstract: The article reflects the development methods of the territory of a roadside recreational autocluster. The list of the main objects necessary for the comprehensive improvement of the territory and the creation of infrastructure ensuring the recreation and safety of tourists is given. Particular attention is paid to bio corridors, which, if necessary, provide migration and exchange between populations in the roadside environment and provide the possibility of migration links between flora and fauna between eco centers. contributes to the spread of species,
as well as the recolonization of disturbed environments. A well-maintained territory of a roadside recreational cluster may additionally include automobile and pedestrian communications within the cluster, parking areas for cars, bicycles, motorcycles, and pedestrian crossings with tactile esplanade coverage. On the territory of the cluster as part of the sports zone, there may be a fitness center or sports complex, as well as children's sports and playgrounds with places for roller skating and a skateboard. Esplanades are arranged along highways, or in the form of approaches to significant natural and attractive objects of natural or anthropogenic origin.
Развитие территорий рекреационного назначения при проектировании придорожного рекреационного автокластера (ПРК) связано с архитектурно-планировочными работами по формированию следующих объектов мест отдыха: парк, сад, бульвар, сквер, площадки и зоны отдыха, территория санитарно-защитной зоны от основной транспортной коммуникации, биокоридоры (при необходимости) для обеспечения миграции и обмен между популяциями в придорожной среде. Ландшафтное обустройство данных территорий регламентируется территориальными строительными нормами.
Организация благоустройства территорий придорожного рекреационного кластера также включает автомобильные и пешеходные коммуникации внутри кластера, зоны стоянок автомобилей, велосипедов, мотоциклов, территории пешеходных переходов с тактильным покрытием, 1 эспланады 2 и экокоридоры 3. Благоустроенная территория придорожного рекреационного автокластера является неотъемлемой частью рекреационного комплекса региона.
При комплексном проектировании благоустройства территорий входящие в состав автокластера парки формируются с учетом функционального назначения кластера, который может быть специализированным или многофункциональным. В парках желательно устраивать местные системы проездов, теневые навесы и пер-голы для защиты от солнца и навесы от дождя. По коммуникационным линиям следует установить скамьи и урны, щиты информации и рекламы по сооружениям ПРК и его зонам.
Многофункциональные парки ПРК предусматривают массовый отдых автотуристов и местных жителей. В проекте запланированы площадки для активного и тихого отдыха, спортивных развлечений, устройство аттракционов для детей и для взрослых, туалеты и др.
Территория парка при ПРК предусматривает организацию системы аллей и дорожек, которые соединяют площадки и парковые сооружения, такие как аттракционы, беседки и павильоны. Плотность пешеходных дорожек в разных зонах должна соответствовать допустимой рекреационной нагрузке, которая основана на данных по пропускной способности парковых сооружений.
В современных парках при ПРК необходимо применять различные виды и приемы озеленения, вклю-
1 Тактильное покрытие - покрытие с ощутимым изменением фактуры поверхностного слоя.
2 Эспланады - широкие пешеходные проходы вдоль магистралей, предназначенные для прогулок туристов и организации подходов к некоторым объектам.
3 Экокоридор (биокоридор) обеспечивает миграцию и обмен между популяциями в природной среде для преодоления основной транспортной коммуникации.
чающие перголы, трельяжи, шпалеры с вертикальным озеленением и мобильным, в том числе контейнеры, вазоны. Парки при ПРК необходимо оборудовать архитектурно-декоративным освещением и световыми носителями информации по зонам парка и его специализации в целом. При создании декоративной растительной композиции применяют различные деревья и кустарники в комплексе с цветочным оформлением и с экзотическими видами растений. На территории парка ПРК возможно размещение некапитальных сооружений для розничной торговли, нестационарных объектов питания и туалетных кабинок.
При организации специализированного парка ПРК предусматривается организация специализированного вида отдыха. Данные по составу и количеству парковых сооружений в этом случае определяет задание на проектирование, которое утверждается при принятии проектного решения. Все элементы по благоустройству парка будут зависеть от его тематической направленности.
В составе ПРК на территории парка можно расположить физкультурно-оздоровительный или спортивный комплекс, а также детскую спортивно-игровую площадку с местами для катания на роликах и скейтбордах.
Мероприятия по комплексному благоустройству парка при выполнении проектных расчетов необходимо проводить в соответствии с нормативами площади на одного отдыхающего.
Территория ПРК может включать сады для отдыха, которые предназначены для прогулок и организации кратковременного отдыха автотуристов. Также могут проектироваться сады при сооружениях, сады-выставки и сады на крышах зданий и сооружений.
Сады при зданиях и сооружениях проектируются возле общественных зданий (ресторан, спортивный комплекс и т.д.), а также при организации зрелищных учреждений или при других зданиях и сооружениях общественного назначения. Планировка сада должна предусматривать рационально доступные подходы к зданию и возможность быстрой эвакуации рекреан-тов из объекта.
Приемы по озеленению и цветочному оформлению сада при здании или сооружении будут зависеть от функции и назначения здания или сооружения. Допускается устройство партерных или интерьерных озеленений с площадками отдыха, а также устройство кулис, беседок и ландшафтных цветников.
При проектировании сада-выставки скульптуры, экспозиционная территория действует как самостоятельный объект, как часть парка ПРК. Аналогично проектируют и сады-выставки цветов или произведений декоративно-прикладного искусства. Основная планировочная задача при организации сада-выставки - вы-
годно представить экспозицию и создать удобное движение туристов при осмотре. Сад-выставка включает информационное оборудование и схему расположения и наименования экспозиции. Метод озеленения направлен на создание хороших условий осмотра экспозиций, которые организуются газонными партерами или зелеными кулисами и боскетами.
Сады на крышах зданий и сооружений ПРК организуют в целях создания комфортной среды для кратковременного отдыха туристов и приятных эстетических и микроклиматических условий отдыха. Сад на крыше сооружения требует учета комплекса климатических, экологических и иных внешних условий, необходимых для развития растений, а также механических нагрузок и температурно-влажностного режима внутри здания, которые являются определяющими факторами при проектировании. Элементы комплексного благоустройства сада на крышах зданий определяются проектными решениями согласно СНиП 21.01, СНиП 2.01.07.
При проектировании бульвара или сквера, входящего в состав ПРК, необходимо предусматривать покрытие дорожек в виде мощения из плит с размещением декоративного ограждения и с элементами декоративно-прикладного искусства. Бульвары предусматривают полосу насаждений, установку фонтанов и разбивку цветников. На бульварах по берегу водоема можно организовать площадки для отдыха туристов со стороны водного зеркала.
Ьмчмм 4,. ¿¿¿дай!
Рис. 1. Факторы, влияющие на строительство экомостов Слева: Появление диких животных на автотрассе при отсутствии переходов приводит к ДТП. Самые опасные месяцы, когда копытные
могут появиться на дорогах, май-июнь (идет отел и расселение молодняка) и август-октябрь (животные спариваются и активно перемещаются по угодьям). Источник: © JLS Photography - Alaska Справа: Сооруженная автотрасса пересекла путь миграции красных крабов, многие из которых гибли под колесами автомобилей. Экомост на острове Рождества (Австралия) был создан для безопасной миграции красных крабов. Источник: © pikabu.ru
Рис. 2. Особенности архитектурного формирования экомостов Слева: Экологический коридор для перехода диких животных через автомагистраль в Голландии. Источник: https-.ll thesouloftheearth.eom/journal-nature-and-spirit/page/2/ Справа: Экомост вблизи Сеула в Корее создает естественную связь между двумя горными пиками. Животные могут безопасно переходить магистраль. Вход и выход на мост выполнен в виде горной тропы. Источник: http://www.gazetagreeneity.ru/rubrika/zhivotnye/ oeherednoy-eko-most-postroen-vozle-seula/
Площадки и зоны отдыха проектируются на территории ПРК в составе парков, садов, бульваров и скверов.
В состав ПРК входят площадки для стоянки автомобилей, которые необходимо размещать со стороны основной транспортной коммуникации. Главными критериями при проектировании площадки для стоянок автомобилей, становится пропускная способность кластера и его функциональное наполнение. Следует при организации стоянок автомобилей предусматривать зону для грузовых автомобилей, зону для туристических автобусов и зону для легковых автомобилей. Проект по организации этой территории должен обеспечить условия для выполнения маневра необходимой техники, учитывая радиусы разворота.
Площадки для велосипедов и мотоциклов размещают в стороне от основных транспортных и пешеходных потоков. Размеры площадок для организации стоянок велосипедов и мотоциклов определяют по количеству туристов на максимальную смену (7% от койко-мест в гостинице). Нормами предусмотрено на каждый велосипед 0,6м2 при опоре на одно колесо и 0,9м2 при опоре на два колеса. Технологическая норма хранения мотоцикла или мотороллер - 3 м2.
При проектировании санитарно-защитной зоны, отделяющей ПРК от основной транспортной коммуникации, необходимо руководствоваться решениями и требованиями СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03. Площадь озеленения санитарно-защитной зоны ПРК определяется проектным решением. Озеленение санитарно-защитной зоны формируется в виде живописных композиций, которые исключают однообразие и монотонность участков озеленения.
Следует предусмотреть при необходимости элементы сопряжения озеленяемого участка санитарно-защитной зоны ПРК с прилегающими территориями (бортовой камень, подпорные стенки и другие необходимые элементы); разработать необходимые элементы защиты насаждений санитарно-защитной зоны ПРК и общей защиты участка озеленения автокластера.
При проектировании пешеходных коммуникаций минимальную ширину основных пешеходных дорожек принимаем 2,25 м, для второстепенных дорожек - 1,5 м. Ширина дорожки рассчитывается исходя из мощности пешеходного потока.
Вдоль пешеходной коммуникации необходимо запроектировать озеленение, которое может располагаться с одной или двух сторон в виде газонов и цветников, рядовых посадок деревьев и кустарников. На пешеходной коммуникации можно разместить наружную рекламу по функциональным зонам ПРК и средства информации по коммуникационным линиям ПРК.
При формировании планировочной структуры объектов ПРК необходимо соблюдать градостроительные, функциональные и природные особенности территории. Проектирование благоустройства территорий рекреационного назначения обеспечивает приоритет природоохранных факторов. Объекты рекреации не должны нарушить естественный природный и исторический характер ландшафтов. Основные объекты
рекреации необходимо защитить экологическими методами от высоких техногенных и рекреационных нагрузок.
Проектом комплексного благоустройства территории придорожного рекреационного автокластера предусматривают:
1) твердые покрытия проездов, комбинированное покрытие дорожек (плитка, утопленная в газон);
2) озеленение участка;
3) питьевые установки в виде фонтанчиков;
4) контейнеры для сбора мусора;
5) установку урн и скамеек.
Проектом комплексного благоустройства также необходимо предусмотреть ограждение опасных мест, размещение осветительного оборудования, организацию информационных щитов. В зоне пляжа предусматриваются теневые навесы, переносные лежаки, кабинки для туалета и переодевания.
Проект площадок отдыха предусматривает:
1) сохранение травяного покрова, кустарника и прибрежной растительности не менее 80% общей площади;
2) дополнительную посадку берегоукрепительных растений;
3) недопущение использования территории для иных целей, не предусмотренных регламентом (выгуливание животных, установку и эксплуатацию аттракционов и др.).
Проектом зоны отдыха ПРК предусматривается устройство пешеходных дорожек и проходов, на которых осуществляется движение иностранных туристов и местного населения в культурно-бытовых целях или в целях транзитного перемещения. Вдоль магистралей устраивают широкие пешеходные проходы - эспланады, предназначенные для прогулок, подходов к значимым природным и аттрактивным объектам.
Экокоридоры должны проектироваться в составе ПРК. Это линейные природно-антропогенные системы, которые выполняют функцию биоценотического и экологического обеспечения территориального взаимодействия экосистем. Экокоридор регулирует характеристику биогеохимического, радиационно-теплового и биогеоценотического их взаимодействия. Экокоридоры нависают над дорогой и обеспечивают перемещение животных с обеих сторон автотрассы или другого инфраструктурного образования. Участки экологического коридора сохраняют режим по использованию земель, который обеспечивает охрану диких животных в месте их обитания и проход через автотрассу в миграционный период. Экокоридор сохраняет также места развития растений (рис. 1).
Происшествия с участием диких животных - больная тема, влияющая на дорожно-транспортную ситуацию региона. Безопасные переходы для животных строятся на определенных участках автотрасс. Во многих странах данная практика успешно используется уже более 60 лет (рис. 2).
Границы и площади экологических коридоров, вид режима и охраны определяются областным исполнительным органом. Генеральные планы, схема орга-
низации территории ПРК и иная градостроительная документация, которая затрагивает территорию экологического коридора, подлежат согласованию с уполномоченным органом.
В безопасном переходе нуждаются кроме млекопитающих и земноводные, популяция которых снижается, они гибнут под колесами в миграционные периоды. Эта проблема решается строительством специальных экоду-ков. Они внешне напоминают трубы с направляющими к ним бордюрами высотой 30-40 сантиметров. Первое подобное сооружение построено в Белоруссии (122-й километр, трасса Минск-Витебск, 2006 г.). Переход для амфибий построен на участке автодороги Р-83 (территория Национального парка «Беловежская пуща»). В 2012 году на экологической тропе в Лельчицком районе построен специальный переход для муравьев. Эко-мост построен в Австралии на острове Рождества для миграции красных крабов. Специальный мост особой конструкции из канатов построен для белок и куньих. В Красноярском крае на острове Татышев оборудован переход для сусликов.
Проектирование автотрассы и экологического коридора требует часто пермакультурного подхода, основой которого является наблюдение за природой и приоритет прокладки дорог по старым местам, использование существующих сооружений или выбывших из эксплуатации (пространство под мостом), использование паттернов, близких к естественным условиям сред, и задействование натуральных местных ландшафтов.
Таким образом, проект развития территории придорожного рекреационного автокластера предусматривает: озеленение территорий рекреационного назначения и зон отдыха, формирование благоустроенной территории и создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасность иностранных туристов и местных отдыхающих. Благоустроенная территория придорожного рекреационного автокластера является неотъемлемой частью рекреационного комплекса региона. Приведенный перечень основных объектов, необходимых для комплексного благоустройства территории и создания инфраструктуры придорожного рекреационного автокластера, обеспечивает безопасные переходы для животных на определенных участках автотрассы и регулирует характеристику биогеохимического, ра-диационно-теплового и биогеоценотического взаимодействия и отражает уровень развития региональных территорий.
Список цитируемой литературы:
1. О защите зеленых насаждений: Закон города Москвы от 05.05.99 N 17 в редакции от 19.12.2001. - Москва: Стандар-тинформ, 2018.
2. О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы: Закон города Москвы от 21.10.98 N 26. - Москва: Стандартинформ, 2018.
3. Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве: Закон города Москвы от 26.09.2001 N 48. - Москва: Стандартинформ, 2018.
4. Горохов В.А. Инженерное благоустройство городских территорий / В.А. Горохов. - Москва: Стройиздат, 1985.
5. Градостроительство: Справочник проектировщика / Под общей редакцией В.Н. Белоусова. - Изд. 2-е. - Москва: Строй-издат, 1978.
6. Ланцберг Ю.С. Городские площади, улицы и дороги: Учебное пособие для вузов / Ю.С. Ланцберг. - Москва: Стройиздат, 1983.
7. Николаевская И.А. Благоустройство городов / И.А. Николаевская. - Москва: Высшая школа, 1991.
8. СНиП 2.07.01 - 89* Градостроительство: Планировка и застройка городских и сельских поселений. Утвержден постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. N 18-32.. / ООО «РОСЭКОСТРОЙ», ОАО «НИЦ "Строительство"» // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200094155 (дата обращения: 17.02.2020). - Текст: электронный.
9. Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна / Т.Д. Шиканян. -Москва: Кладезь-Букс, 2012.
10. Шиканян Т.Д. Ландшафтный дизайн / Т.Д. Шиканян. - Москва: АСТ, 2017.
11. Шувалов В.М. Методы оптимизации придорожных автокластеров / В.М. Шувалов // Градостроительство. - 2017. - № 6 (52). - С. 25-38.
12. Шувалов В.М. Современные драйверы развития объектов загородной архитектуры России / В.М. Шувалов // Градостроительство. - 2019. - №5. - С. 58-66.
13. Shuvalov V.M. Building of clusters of energy-efficient roadside and road safety / V.M. Shuvalov, S.V. Ilvitskaya // Construction - formation of life environment: XXI international scientific conference, from 25 to 27 April 2018 the UNIVERSITY. - Collection of works indexed by the international database Scopus. (Smart City, 022026, Volume 365).
В.М. Шувалов DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10116
V.M. Shuvalov
Кластерный подход к формированию архитектуры придорожных объектов Cluster approach to the formation of roadside architecture
Ключевые слова: мобильность, дорожный сервис, функция обслуживания, объекты придорожного пространства, отдых путников, многофункциональность и комплексность.
Keywords: mobility, road service, service function, roadside facilities, leisure travelers, multifunctionality and comprehensiveness.
Аннотация: Статья посвящена проектированию и строительству объектов дорожного сервиса различного вида. Отмечается рост мобильности населения РФ в XXI веке, появление новых комплексов и многофункциональных рекреационных объектов в придорожном пространстве.
Abstract: The article is devoted to the design and construction of various road service facilities. There is an increase in the mobility of the population of the Russian Federation in the 21st century, the emergence of new complexes and multifunctional recreational facilities in the roadside space.
Цель исследования - изучить новые подходы к архитектурному формированию комплексов и многофункциональных рекреационных объектов в придорожном пространстве, используя кластерные методы их организации.
Основная задача - выявить наиболее рациональные придорожные рекреационные объекты, максимально направленные на снижение ДТП и восстановление духовных, психических и физических сил путников.
Ключевые понятия и определения исследования -многофункциональность и комплексность рекреационных объектов в придорожном пространстве и их кластерная организация.
Резкий рост автомобилизации населения России приводит к значительному росту мобильности населения (рис. 1). На автотрассах нашей страны ежедневно получают ранения и увечья 460 человек и погибает около 50 человек 1. Профессиональные водители, автотуристы и автолюбители, проводя на автотрассах более 4 часов ежедневно, сталкиваются не только с отсутствием объектов дорожного сервиса, но и с неблагоприятной крими-
1 Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года / МВД РФ, НЦ безопасности дорожного движения / media.mvd.ru: [официальный сайт]. - URL: https:// media.mvd.ru/files/embed/1535386 (дата обращения: 10.04.2020).
нальной обстановкой 2. По оценкам официальных источников (например, в США), ежегодно происходит около миллиона ДТП с животными. Основная часть животных при ДТП погибает в момент аварии под колесами автомобилей. По статистическим данным на дорогах США в течение 2012 года погибло более 500 тысяч животных (рис. 2).
В новом столетии придорожная среда рассматривается как необходимое жизненно важное архитектурное пространство. Рассматриваемое архитектурное пространство включает: автомобильную дорогу; придорожную среду; здания и сооружения, предназначенные для организации процессов автомобильного движения; сооружения для безопасности автотуристов, снижения ДТП и возможности рекреации в придорожной среде. Развитие этого пространства не должно вступать в противоречие с окружающими природными ландшафтами, особенно сегодня, когда на первый план выходят проблемы экологии.
Архитектурная организация территорий придорожного пространства и его благоустройства включает автомобильные и пешеходные коммуникации, зоны стоянок автомобилей, велосипедов, мотоциклов,
2 Согласно статистическим данным по РФ, в 2016 подверглось разбойным нападениям и грабежу 12,7 тыс. чел. (из них убито 8,4 тыс. чел.).