Информация об авторах
Иванова Кристина Геннадьевна, аспирант кафедры архитектуры и градостроительства, тел. (3952) 405-519, 89149425883, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Пуляевская Евгения Владимировна, кандидат архитектуры, зав. кафедрой архитектуры и градостроительства, тел. (3952) 405-519, 89149395136, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Ivanova K.G., Post-graduate, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 405-519, 89149425883, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Pulyaevskaya E.V., candidate of architecture, associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 405-519, 89149395136, e-mail: pulya.arch@ bk.ru; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 72.01
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНСАМБЛЯ ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ В ХАРЬКОВЕ
© Л.В. Качемцева, Н.П. Хороян
В статье рассматривается история формирования одной из главных площадей города Харькова. Выявляются проектировщики, внесшие наиболее заметный вклад в создание комплекса пассажирского вокзала Южной железной дороги и Привокзальной площади в Харькове. Дается характеристика построек вокзала и зданий, составляющих ансамбль площади. Обозначаются временные рамки основных этапов создания Привокзальной площади. Фиксируются композиционные, морфологические и функциональные изменения площади на каждом из этапов. Статья сопровождается объемным иллюстративным материалом.
Ключевые слова: пассажирский вокзал; Привокзальная площадь; формирование ансамбля; Харьков.
MAIN STAGES OF ENSEMBLE DEVELOPMENT OF LANDSIDE AREA IN
KHARKOV
© L.V. Kachemtseva, N.P. Khoroian
History of development of one of the main squares in Kharkov is considered in this article. Designers who considerably contributed to the development of complex of South railway station and Landside area in Kharkov are pointed out. The article contains characteristics of station and building constructions which crate the square ensemble. Time limits of the main construction stages of landside area are defined. Compositional, morphological and functional
changes of the square at every stage are fixed. The article is followed by a significant illustrative material.
Key words: railway station; landside square; ensemble creation; Kharkov.
Создание в Харькове крупнейшего пассажирского узла Украины, который сегодня является одним из самых сложных на постсоветском пространстве, началось в конце 60-х гг. Х1Х в. Формирование Привокзальной площади в городе началось тогда же при сооружении станции Курско - Харьково - Азовской железной дороги. В тот период в Российской империи развернулось масштабное строительство новых железнодорожных линий и станционных строений.
В мае 1864 г. было принято решение правительства о начале строительства железной дороги Москва - Орел, которая затем была продолжена до Курска. Железная дорога, длиной 512 верст (547,84 км), была открыта в сентябре 1868 г. Согласно проекту, дорога, ведущая в южные земли империи, далее должна была пройти через Харьков, который к тому времени был крупным торговым центром и по числу ежегодно проводившихся ярмарок занимал первое место в России. Региональное значение Харькова усиливалось также наличием старейшего на юге университета (с 1805 г.): город являлся центром учебного округа, охватывавшего несколько южных губерний, вплоть до Северного Кавказа.
В октябре 1866 г. было определено место для строительства вокзала Южной железной дороги в Харькове: тюремная (Архиерейская) левада близ Холодной горы. Этот участок раньше представлял собой болотистую местность. В начале XIX в. восточную часть левады занимала шелковичная плантация. «На основании высочайше утвержденного направления железной дороги, станция должна быть у Холодной горы. Местность эта близка к центру города, не требует никаких издержек на приспособление путей к этой местности, так как она прилегает к шоссе, идущему к центру города» [13].
Работы по строительству железной дороги начались 5 мая 1868 г. одновременно по всей линии Белгород - Харьков. В сентябре того же года состоялась закладка первого харьковского вокзала по проекту архитектора А.А. Тона. «18 сентября 1868 года в присутствии министра финансов Рейтера, вице-губернатора, строителя дорог Полякова и многочисленной публики проходила закладка первого камня под здание вокзала» [14]. Строительство было закончено в 1870 г. Двухэтажное здание представляло собой симметричный объем с выступающим центральным входным блоком и боковыми ризалитами и располагалось по центральной оси привокзальной площади. Стилевое решение здания вокзала было типично для казенного строительства периода эклектики и использовало элементы неороманского и псевдорусского стилей (рис. 1). Уже в 1874 г., через четыре года после открытия, здание вокзала пришлось расширить в северном направлении.
Рис. 1. Первый харьковский вокзал, арх. А.А. Тон, 1870-1874 гг.
Кроме этого здания на Привокзальной площади были возведены дом для управляющего дорогой и ряд других жилых и хозяйственных строений.
В 1888 г. губернский архитектор Б.С. Покровский выполнил проект планировки всей прилегающей территории, которым было определено место расположения здания вокзала и намечены подводящие к нему улицы.
Первоначально с севера площадь была ограничена складскими постройками, а с юга - зданиями служб и Железнодорожного училища, домом управляющего железной дорогой. Ведущую роль в формировании ансамбля площади сыграло здание вокзала, построенное в 1896-1901 гг. по проекту архитектора С.И. Загоскина при участии Ю.С. Цауне. Это здание, как и современный вокзал, занимало западную сторону площади (рис. 2).
Рис. 2. План Привокзальной площади (1901) со зданием пассажирского вокзала по проекту арх. С.И. Загоскина, при участии Ю.С. Цауне (1896-1901 гг.)
На рубеже Х1Х-ХХ вв. значение харьковского транспортного узла возрастало. Так, в 1895 г. через Харьков прошла Балашовская железная дорога, ведущая в Поволжье через Донбасс, где началась интенсивная разработка месторождений каменного угля. 1 января 1907 г. состоялось слияние управлений Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог в одно учреждение - управление Южных железных дорог. В 1911 г. через Харьков прошла Северо-Донецкая железная дорога, по которой уголь из Донбасса и руда из Кривого Рога перевозились к промышленным предприятиям центральных районов европейской части страны. Харьков стал одним из крупнейших железнодорожных узлов юга Российской империи.
В конце XIX в., когда было введено ранжирование вокзалов по «классности» в зависимости от значения станции, вокзал в Харькове был отнесен к внеклассным индивидуальным. В 1896-1901 годах вокзальное здание было расширено и модернизовано, став одной из самых крупных станционных построек в Российской империи: к старому зданию с южной стороны пристроили новый корпус, а потом началась перестройка и старого объе-
ма. Строительство этого вокзала велось по проекту архитектора С.И. Загоскина, заканчивал строительство Ю.С. Цауне.
После коренной реконструкции здание вокзала приобрело конфигурацию двух прямоугольных корпусов, соединенных между собой двумя переходами от привокзальной площади к посадочным платформам. Просторный восьмиугольный вестибюльный зал, увенчанный куполом, закреплял пересечение осей этих переходов. К залу примыкали меньшие помещения кассовых залов. Ось вновь образованной доминанты фиксировала один из углов площади (рис. 3).
Фасады основного здания с характерным восьмигранным куполом над главным вестибюлем были оформлены в стиле неоренессанса, интерьеры - в стилях разных эпох. Зал с рестораном для пассажиров I и II классов украшали росписи художника М. Пестрикова. Для сообщения между вокзалом и путевыми платформами был устроен конкорс.
ЗОДЧ1Й._ | _ЖЕЛ-ВЗНОДОРОЖНЫЯ СТРОЕНИЯ - BATIMENTS DE CHEMINS DE FER. ЛИСГЪ К. 6&.
П^ип^нп H uipiBAi ащ. K> С lÎMjKt. p,„j к HM|r. pl, j Zuri lrch И
■ARCHITECTE. XXX] 1 — 1903. PLANCHE Jfi 05.
Рис. 3. Публикация проекта вокзала арх. С.И. Загоскина и Ю.С. Цауне
в журнале «Зодчий», 1903 г.
Структура Привокзальной площади формировалась вместе с развитием транспортного узла в г. Харькове. В 1914 г. здесь было закончено строительство одного из крупнейших зданий города - Управления Южных железных дорог по проекту академика архитектуры А.И. Дмитриева. В ансамбле с вокзалом оно подчеркнуло ведущую функциональную роль площади на новом этапе развития города (рис. 4). Застройка квартала, в котором находится здание Управления Южных железных дорог, была завершена в 1960-е годы.
А ^ * Л Г г { я 4 * » * } а * * ¿и * £ I
Рис. 4. Модель здания Управления Южных железных дорог, акад. арх. А.И. Дмитриев, гражд. инж. Д.С. Ракитин, 1914 г.
Формирование ансамбля площади продолжилось в 1920-е годы. В 1926 г. в ее восточной части был заложен жилой дом для рабочих-железнодорожников (автор проекта -академик архитектуры А.Н. Бекетов) (рис. 5). Спустя год был сдан в эксплуатацию первый
основной корпус. В 1927 г. по проекту арх. А.Г. Мордвинова начали возводить здание почтамта на северной стороне площади. Таким образом, оформились восточная и северная стороны Привокзальной площади (рис. 6).
Рис. 5. Жилой дом для рабочих-железнодорожников, акад. арх. А.Н. Бекетов
Современное состояние
Рис. 6. Здание Почтамта на Привокзальной площади в Харькове, арх. А.Г. Мордвинов, 1929 г.
Вторая мировая война нанесла станции Харьков-Пассажирский большие потери. Были разрушены: большая часть здания вокзала, конкорс, мосты, паровозное и вагонное депо, железнодорожные пути. В послевоенные годы потребовалась основательная реконструкция как всего железнодорожного узла, так и его вокзальных построек.
В 1947 г. московские архитекторы Г.И. Волошинов и Б.С. Мезенцев при участии харьковского архитектора Е.А. Лымаря закончили разработку проекта нового харьковского вокзала. Это здание примкнуло к одному из частично уцелевших после войны корпусов старого вокзала Загоскина - Цауне, образовав единую линию станционных строений и преобразовав их в вокзальный комплекс берегового типа.
Строительство началось в 1950 г. с изготовления железобетонных фундаментов под колонны дебаркадеров. 22 февраля 1951 г. были забиты первые сваи под фундамент центральной части. В том же году закончили строительство южного и северного крыльев здания вокзала, а к 1 июня была завершена его центральная часть. Вокзал был сдан в эксплуатацию в 1952 г. (рис. 7).
Рис. 7. Третий харьковский вокзал после сдачи, арх. Г.И. Волошинов и Б.С. Мезенцев, при участии арх. Е.А. Лымаря. 1952 г.
Нынешнее, третье по счёту, здание вокзала открыли 2 ноября 1952 г. Новый вокзал был выдержан в триумфальной архитектурной стилистике, характерной для начала 1950-х гг., интегрировавшей композиционные приемы Ар Деко и неоренессанса. Также в декоре этой постройки нашли применение украинские этнические мотивы. Фрагменты старого здания, уцелевшие после войны и сохранившие свою конструктивную прочность, были композиционно увязаны с новой постройкой и включены в общую функциональную схему вокзала. Новое сооружение продолжило фронт фрагментов уцелевшего старого здания, создав единую линейную композицию на западной стороне площади. Это позволило продлить в северном направлении два тупиковых прежде железнодорожных пути и сформировать существующую ныне первую платформу. В результате этой перепланировки вокзал станции Харьков-Пассажирский был преобразован из вокзала комплексного типа, каким он был создан по проекту Загоскина-Цауне, в вокзал берегового типа.
Строительный объём здания третьего харьковского вокзала составил 80 тыс. м3, высота его центрального зала - 26 м, высота башен - 42 м, диаметр часов на Южной башне - 4,25 м (что делает их самыми большими в городе). В 1950-х годах были возведены навесы над платформами.
В 1950 г. в конкурсном режиме был разработан проект расширения Привокзальной площади за счет присоединения нового участка, расположенного южнее здания Управления ЮЖД, в сторону Холодногорского (Свердловского) путепровода (рис. 8).
Рис. 8. Холодногорский (Свердловский) путепровод был построен из монолитного железобетона в 1928 г., арх. Н.М. Топорков, скульпт. И.П. Кавалеридзе. В 1953-54 гг. был восстановлен по проекту А.М. Мацкевича
Вновь образуемая часть площади предназначалась для обслуживания пассажиров, прибывающих в Харьков. Автомашины, троллейбусы, автобусы, трамваи и др. виды го-
родского транспорта должны были прибывать на площадь «отправления» (старую Привокзальную площадь), высаживать пассажиров, а затем по широкому 55-метровому проезду между зданиями вокзала и Управления ЮЖД направляться на площадь «прибытия» (новый сегмент Привокзальной площади), где городские транспортные средства должны были ожидать прибывающих пассажиров. Раздельное обслуживание приезжающих и отъезжающих пассажиров позволяло избежать пересечения пассажиропотоков и хаотичного скопления людей на площади перед зданием вокзала. Такая идея зонирования Привокзальной площади в целом сохранилась и сегодня.
Так, во второй половине ХХ в. была изменена и развита структура Привокзальной площади. К старой площади добавился новый участок к югу от здания Управления ЮЖД. Само здание Управления было достроено и получило форму замкнутого прямоугольника с пятью внутренними дворами. Площадь окончательно получила разделение на две функциональные зоны: южную - прибытия (со стороны ул. Полтавский шлях) и северную -отправления пассажиров (перед входом в главное здание вокзала). Для создания новой части площади (зоны прибытия) в 1960-1970-е годы был снесен квартал старых построек. В результате Привокзальная площадь слилась с короткой ул. Красноармейской и раскрылась в сторону Свердловского путепровода над железнодорожными путями, продолжением нынешней улицы Полтавский шлях (рис. 9).
Рис. 9. Привокзальная площадь в Харькове. Современное состояние. Фото В. Бысова
В 1975 г., с вводом в строй первой очереди метрополитена, городской общественный транспорт был выведен за пределы зоны «отправления» Привокзальной площади, а в зоне «прибытия» был замкнут трамвайный круг.
В 1978-1982 гг. здание вокзала было расширено в южном направлении. Для этого уцелевший во время войны южный фрагмент старого вокзала со станционными службами, кабинетами и канцелярией был снесен, и на его месте возведен новый двухэтажный корпус. В нем разместились кассовые залы, а на втором этаже - зал ожидания и административно-управленческие помещения. К новым объемам вокзала с южной стороны была также пристроена 16-этажная гостиница «Экспресс» на 54 номера. Сдержанная до скупости, но при этом претендующая на монументальность стилистика новых объемов отвечала эс-
тетическим представлениям периода «застоя». Объем нового кассового зала и высотная гостиница «Экспресс» композиционно завершили застройку площади со стороны ул. Полтавский Шлях (рис. 10).
В 2002-2003 гг., к 350-летнему юбилею Харькова, был произведен косметический ремонт всего вокзального комплекса. Были реконструированы северные платформы вокзала пригородного сообщения, новое здание терминала было оборудовано вестибюлем с турникетами. В том же году провели капитальную реконструкцию и комплексное благоустройство основной, северной части Привокзальной площади перед зданием вокзала. Здесь разбили новые газоны, соорудили фонтаны, установили дополнительное освещение, на всей площади было выполнено декоративное мощение из тротуарной плитки. По периметру площади сохранили возможность движения автотранспорта (рис. 10).
Рис. 10. Привокзальная площадь в Харькове Современное состояние Фото В. Бысова
Парковка для автомобилей сегодня оборудована перед корпусом кассового зала постройки 1980-х годов, примыкающего к сохранившемуся фрагменту вокзала Загоскина-Цауне и соединяющего его с корпусом гостиницы (рис. 10, 11). В южной части площади и сегодня находится круг трамваев. Эта часть площади наполнена многочисленными торговыми точками и ресторанами быстрого питания.
Основываясь на изложенном выше, можно обозначить этапы формирования ансамбля Привокзальной площади в Харькове.
1 этап. Середина 1860-х - 1880-е гг. Сооружение первого харьковского железнодорожного вокзала и формирование первичной структуры площади.
2 этап. Середина1890-х - 1910-е гг. Расширение и модернизация вокзала. Формирование южного фронта застройки площади.
3 этап. Середина1920-х - начало 1930-х гг. Оформление восточной и северной стороны Привокзальной площади.
4 этап. Начало 1950-х - 1960-е гг. Послевоенное восстановление вокзала, расширение привокзальной площади, изменение ее функциональной структуры.
5 этап. Середина 1970-х - 1980-е гг. Расширение вокзала. Изменения структуры Привокзальной площади Южного вокзала, связанные с вводом в строй первой очереди метрополитена.
Статья поступила 30.06.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Багалей Д.И., Миллер Д.П.. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905), Репринт. изд. Х.: Основа, 1993. Т.2.
2. Альбом старинных планов г. Харькова, снимков его видов и портретов его деятелей. Репринт. изд. Х., 1993.
3. Дьяченко Н.Т. Улицы и площади Харькова. Х.: Прапор, 1977.
4. Лейбфрейд А.Ю., Полякова Ю.Ю. Харьков. От крепости до столицы. Х.: Фолио,
1998.
5. Шкодовский Ю.М., Лаврентьев И.Н., Лейбфрейд А.Ю.,.Полякова Ю.Ю. Харьков. Вчера, сегодня, завтра. Х.: Фолио, 2002.
6. Картотека фотоматерiалiв до ютори забудови Харкова /упорядник О.Ю. Лейбфрейд / музей ХНУМГ iM. О.М. Бекетова.
7. Архiвнi матерiали Управлiннямi стобудування та архггектури Харювсько'1 облдержадмшютраци.
8. Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института Гражданских инженеров (строительного училища). 1842-1892. СПб.: Тип-Лит. К.Л. Пентковского, 1893. С. 250.
9. Довщники «Весь Харьков» за 1912-1914 гг.;
10. Харьковский календарь на 1900 г. Х.: Издание Харьковского Губернского Статистического Комитета, 1900.
11. «Южный край» от 27.11.1903.
12. Лейбфрейд А.Ю. Братья Загоскины. Сирин. № 3, 1994.
13. «Губернские ведомости». № 48 от 1.05.1868 г.
14. «Губернские ведомости». № 105 вщ 18.09.1868 г.
Информация об авторах
Качемцева Любовь Владимировна, кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектуры, тел.: +380666357700, e-mail: [email protected], Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.
Хороян Наталья Петровна, кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектуры, тел.: +380507725514, e-mail: [email protected], Харьковский национальный университет строительства и архитектуры, 61002, Украина, г. Харьков, ул. Сумская, 40.
Information about the authors
Kachemtseva L.V., candidate of architecture, associate professor, Department of foundations of architecture, tel.: +380666357700, e-mail: [email protected], Kharkov National University of Civil Engineering and Architecture, 61002, Ukraine, Kharkov, Sumskaya str., 40.
Khoroyan N.P., candidate of architecture, associate professor, Department of foundations of architecture, tel.: +380507725514, e-mail: [email protected], Kharkov National University of Civil Engineering and Architecture, 61002, Ukraine, Kharkov, Sumskaya str., 40.