Научная статья на тему 'Современные тенденции подготовки магистров по направлению "гостиничное дело"'

Современные тенденции подготовки магистров по направлению "гостиничное дело" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY BUSINESS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ / MA PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедяева Т.В., Сандрина В.Е.

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии. Высокопрофессиональные специалисты гостиничной индустрии могут быть подготовлены благодаря высокому уровню качества высшего образования, которое может и должно быть частью государственных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедяева Т.В., Сандрина В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary tendencies in preparation of MA students majoring in hotel administration (Russia, St. Petersburg)

The article discusses specific features of the educational process at the MA level aiming at preparing the graduate students to innovative activity in hotel administration. Preparation of high quality specialists is possible only through a high level of higher education, which can and should become an elements of state programs

Текст научной работы на тему «Современные тенденции подготовки магистров по направлению "гостиничное дело"»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

Т.В. Бедяева,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук bediaeva@mail.ru

В.Е. Сандрина,

доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат педагогических наук vvikki77@rambler.ru

В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии. Высокопрофессиональные специалисты гостиничной индустрии могут быть подготовлены благодаря высокому уровню качества высшего образования, которое может и должно быть частью государственных программ.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, инновации, магистерские программы

ББК У44(2)135

Необходимость подготовки инновационного кадрового потенциала в гостиничной индустрии выявила проблему подготовки выпускников магистратуры в соответствии с международными стандартами формирования инновационных кадровых ресурсов. Современное состояние формирования и развития кадрового потенциала заключается в обеспечении экономики Российской Федерации профессиональными специалистами, демонстрирующими возможности в реализации политики индустриально-инновационного развития в периоды глобальных процессов экономической интеграции.

Сфера деятельности в гостиничной индустрии требует подготовки нового выпускника вуза, способного к инновационной деятельности, имеющего системно организованные общепрофессиональные, профессиональные и общекультурные компетенции, позволяющие успешно организовывать свою трудовую деятельность. Многие исследователи предпринимают попытки выделить «ключевые», основополагающие качества, формирование которых влечет за собой формирование других профессионально важных качеств [1]. Модернизация системы высшего профессионального образования в связи с введением ФГОС ВПО нового поколения способствует подготовке квалифицированных специалистов, которые способны работать в динамично изменяющихся условиях цифровой экономики.

В Докладе о мировом развитии «Цифровые дивиденды» (2017) Группы Всемирного банка отражено, что «для максимального использования потенциала цифровой революции, странам необходимо заниматься и «аналоговыми дополнениями»: совершенствовать законодательство, обеспечивающее конкуренцию между компаниями, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и обеспечивать подотчетность институтов». Согласно докладу, следует уделять особое внимание следующим факторам:

1. Развитию коммуникаций, удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в рабочей силе и роли частного сектора в совершенствовании программ, используемых высшими учебными заведениями;

2. Развитию профессиональной подготовки и технологий передачи информации, а также жизненно важным социальным и эмоциональным навыкам, которые могут помочь персоналу реагировать на различные непредвиденные изменения рынка.

В частности, по мнению экспертов Группы Всемирного банка, данные факторы благотворно влияют на долгосрочные цели в области занятости, повышают профессиональную мобильность и способствуют инвестициям и дальнейшей реформе системы высшего профессионального образования.

Высокопрофессиональные специалисты гостиничной индустрии могут быть подготовлены благодаря высокому уровню

качества высшего образования, которое может и должно быть частью государственных программ.

Проблема заключается во взаимодействии в процессе профессиональной подготовки специалистов гостиничной индустрии вузов и представителей профессионального сообщества, а также координации деятельности с Министерством образования и науки Российской Федерации. Следует более активно развивать сотрудничество между профессиональным сообществом и министерством и осуществлять совместные программы различных ведомств, поскольку деятельность в этой области требует больших усилий и отнимает много времени.

Имеет смысл подчеркнуть, что эта проблема существует длительный период внутри отечественного научного и экспертного сообщества. Особую значимость приобретает формирование кадрового потенциала с точки зрения стратегии ускоренной индустриально-инновационной модернизации и перехода от «сырьевой экономики» к экономике с приоритетным развитием высокотехнологичных отраслей. Это связано с необходимостью модернизации системы образования на основе анализа существующего потенциала, стратегических задач, а также достижений лучшей международной практики в этой области.

В Российской Федерации система образования развивается в контексте рыночных изменений из-за социально-экономических условий развития общества, и эта новая реальность оказывает сильное влияние на развитие образования. В то же время эксперты отмечают, что до 40% валового национального продукта большинства развитых стран направлено на развитие высшего образования. По оценкам эксперта (Maree Ann Walo), один доллар, потраченный в системе образования, дает прибыль в размере 3-6 долларов [3].

Все это накладывает определенные требования на совершенствование методов обучения в процессе получения образования в магистратуре. Магистратура выступает основным элементом образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.

Одна из тенденций инновационного развития экономики связана с системным подходом к созданию человеческого капитала, который позволит учитывать совокупность как внутренних, так и внешних факторов развития.

Более того, ряд экспертов (Maree Ann Walo, Jonathan Sallet) говорят о «кластерном подходе» в образовании, полагая, что целью образовательного кластера является эффективное функционирование рынка высшего образования за счет максимального использования внутренних и внешних факторов его развития. Таким образом, цель образовательного кластера раскрывается в его миссии как инновационной форме интеграции науки и образования для решения сложных проблем в

процессе профессиональной подготовки и развития компетентных специалистов, предоставления образовательных услуг заинтересованным потребителям.

В современной науке довольно успешно используется кластерный подход, в котором возникает необходимость учета множественных взаимосвязей между элементами, объединенными в единое целое (Jonathan Sallet, Cooke P., S^vell Ц). Кластер (от английского cluster-скопление) — это «объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами». Термин «кластер», применяемый в области информационных технологий, последнее время активно стал использоваться в отечественном образовании.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо-и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом.

В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. выявление и стимулирование развития возникающих территориально-производственных кластеров рассматривается как одно из важнейших направлений. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям среднего и высшего профессионального образования, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.

В этой связи «кластер образования» должен обеспечить непрерывное «погружение» магистрантов в сферу их будущей профессиональной деятельности, позволит изучить, синтезировать и оперативно реагировать на достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание образования. К преимуществам образовательного кластера относят: высокий уровень подготовки, непрерывность, доступность, конкурентоспособность образования.

В настоящее время мы видим интеграционный процесс формирования инфраструктуры науки, университетов и бизнеса. В частности, инновационный образовательный кластер может быть реализован при подготовке магистрантов к инновационной деятельности по двум направлениям: первый — передача и коммерциализация технологии путем распространения результатов собственных исследований на рынок; а во-вторых — привлечение предприятий, в том числе иностранных, к созданию научных подразделений, высокотехнологичных компаний в зоне университета.

Ряд зарубежных исследователей отмечают, что следует создавать в ведущих университетах такие образовательные кластеры как:

- Медицинский образовательный кластер в медицинских университетах;

- Технический образовательный кластер на базе технических университетов;

- Экономический образовательный кластер и т.д.

Глубокая интеграция образования, науки и промышленности должна осуществляться в ведущих университетах страны, что является эффективной формой реализации конкурентных преимуществ для социально-экономического развития страны в целом.

В этом случае стратегическое партнерство кластерного типа в отличие от обычного сотрудничества университетов и предприятий, в том числе и гостиничной индустрии должно основываться на следующих принципах.

Первый принцип — это сотрудничество группы экспертов в области образования, которое осуществляется по нескольким направлениям подготовки магистрантов. В этом случае профессиональная подготовка в магистратуре происходит на основе единой материально-технической базы с одним преподавательским составом для подготовки квалифицированных кадров на высоком профессиональном уровне. Это позволит подготовить квалифицированных специалистов мирового уровня на основе совмещения образовательного процесса с наукой и промышленностью и позволит формировать про-

фессиональные компетенции, проводить исследовательские проекты, которые способны обеспечить инновационный прорыв в стране. Приоритет также направлен на сохранение и воспроизводство научной элиты.

Следующий принцип — коммерциализация образования, а именно увеличение предоставления платных услуг в образовании до уровня, позволяющего получить прибыль учредителям образовательных учреждений. Следует иметь в виду, что университеты в большинстве европейских стран являются ключевым элементом не только образования, но и системы научных исследований. Но в эпоху формирования экономики знаний ограниченные бюджетные ресурсы недостаточны для полного финансирования образования, «обучения на протяжении всей жизни» всех желающих и способных для такого обучения, обеспечения необходимой индивидуализации образовательных программ на рынке труда для повышения роли образовательных учреждений в инновационном развитии экономики [4].

В то же время стремление Российской Федерации к интеграции в рыночную среду образования привело к чрезмерной коммерциализации сферы подготовки специалистов для экономики с уменьшением их уровня качества и структурных диспропорций профессий.

В этой связи и с точки зрения совершенствования управления человеческим капиталом в высшем профессиональном образовании необходимо искать «золотую середину» между формированием человеческого капитала и эффективной коммерциализацией рынка образования.

Что касается активного формирования «новой экономики» и усиления конкуренции на мировых рынках, особенно высоких технологий, следует отметить интеграцию науки и образования в единый комплекс. Наиболее рациональный подход к дальнейшему институциональному развитию науки и образования — создание условий для появления ряда различных интегрированных структур в виде образовательных кластеров для обеспечения высокого уровня и передового характера обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов в перспективных областях науки и техники, повышения качества образования и эффективности исследований.

Таким образом, для организации образовательного процесса в магистратуре по обеспечению готовности выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии следует ориентироваться на:

1. Общенациональные цели и задачи в образовании, связанные с развитием научно-образовательного комплекса;

2. Наиболее эффективные формы интеграции науки, образования и гостиничной индустрии;

3. Создание условий для развития эффективных форм интеграции науки, образования и гостиничной индустрии [3].

Российские ученые и эксперты в области образования также ставят вопрос об интеграции науки и образования. В частности, развитие инновационной деятельности в стране напрямую связано с состоянием фундаментальных, прикладных научных и коммерческих, научно-технических разработок. Основными ориентирами становятся творческое мышление, умение создавать новые решения, технологии и инновации. Это требует новых методов, новых форм обучения в магистратуре, новых экспертов. Без инноваций в образовании, творческих и амбициозных менеджеров, мы не сможем создать новую экономику. Страна, не способная развивать знания в XXI веке, обречена на стагнацию, поэтому следует сформировать кадровый резерв для высокотехнологичных и наукоемких отраслей будущего. В то же время, приоритетом должно быть: первое — образование, наука, второе и третье — инновационная экономика [3]. Основными условиями для решения таких амбициозных целей и задач является необходимость интеграции науки, образования и промышленности. Именно в рамках сотрудничества между преподавателями и ведущими менеджерами гостиничной индустрии прослеживается возможность сохранения ведущих научных школ, повышения качества образования, формирование новых подходов к подготовке выпускников к инновационной деятельности в гостиничной индустрии.

Литература

1. Бедяева Т.В. Формирование профессионально важных качеств специалиста в процессе непрерывного образования в системе «колледж-ВУЗ»: автореф. дисс... на соискание уч. степ. канд. пед. наук. — СПб., 2005.

2. О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации // Комитет Государственной Думы по образованию. Парламентские слушания. 18 февр. 2016 г. — М., 2016. — 13 с.

3. Jonathan Sallet and Ed Paisley Innovation Clusters Create Competitive Communities. Huff Post Social News September 21, 2009.

4. Cooke P. Regional Innovation Systems: General Findings and Some New Evidence from Biotechnology Clusters // The Journal of Technology Transfer. 2002. Jan. Vol. 27. No. 1.

5. OECD (2016), Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills, OECD Publishing, Paris //http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en

3. Maree Ann Walo (BBus) The Contribution of Internship in Developing Industry-Relevant Management Competencies in Tourism and Hospitality Graduates, 2000

4. Measuring the Impact of University Business Cooperation (EAC/23/2012) Case Studies, Project Number: 2014.3254 Catalogue Number: NC-04-14-302-EN-N

5. INCHER-Kassel: Higher Educatio n Research — A Compilation of Journals and Abstracts 2013.

6. Solvell O. Clusters — Balancing Evolutionary and Constructive Forces. — Ivory Tower Pub. — Stockholm, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.