УДК 378.046.4
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ
ГОСТЕПРИИМСТВА Г. МОСКВЫ
Дмитриева Н.В., доцент кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства», кандидат экономических наук, [email protected], [email protected] Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский
государственный университет туризма и сервиса»
Despite a qualitatively high level of the hotel industry in Moscow, compared with data on the federal level in Russia, there are management and training issues hindering the development of the business. The author recommends strategies to improve the training system for the hotel industry of the city.
Keywords: Hotel Business, Training.
Несмотря на качественно более высокий уровень столичной гостиничной индустрии по сравнению с общероссийскими показателями, здесь еще существуют проблемы, тормозящие поступательное развитие отрасли. О недостаточно высоком уровне организации труда и подготовки кадров для гостиничного комплекса Москвы свидетельствует ряд фактов, приведенных в статье. Предложены основные направления совершенствования системы подготовки кадров для гостиничного комплекса города
Ключевые слова: гостиничный комплекс, подготовка кадров.
Столичная гостиничная индустрия занимает одно из ведущих мест в городской экономике: она дает работу 40 тыс. человек, в т.ч. социально незащищенным категориям граждан. Высокий потенциал гостиничной отрасли по созданию новых рабочих мест придает ей особое значение не только в условиях Москвы или России, но и в международных масштабах. Именно этот фактор заставляет международных экспертов ставить гостиничные услуги на одно из первых мест среди всех прочих отраслей сферы обслуживания. Вакансии, регулярно открывающиеся в московских гостиницах, позволяют уже сегодня значительно увеличить число работающих в гостиничной сфере столицы, а при полномасштабном развитии гостиничного комплекса можно выйти на мировые показатели, превышающие достигнутый уровень более чем в 8 раз. Москва занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам, получаемым от гостиничной деятельности. Потенциал столичной гостиничной базы несопоставим ни с одним другим городом нашей страны: на долю Москвы приходится 4% всего номерного фонда РФ и 50% всех доходов, что перекрывает показатели даже крупных областей.
Мировой опыт развития гостиничного бизнеса показывает, что эта отрасль должна сама нести ответственность за разработку и поддержку структуры профессионального обучения для индустрии туризма в целом. Москва имеет все возможности для развития разнообразного и экономически устойчивого гостиничного
стр. 71 из 194
бизнеса, поэтому так велико и актуально значение подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала гостиничной индустрии. Профессиональное обучение должно быть организовано для всех без исключения работников туристской сферы, от рядовых сотрудников до руководителей.
Эксперты, исследующие рынок гостиничных услуг Москвы, отмечают, что, несмотря на качественно более высокий уровень столичной гостиничной индустрии по сравнению с общероссийскими показателями, здесь еще существуют проблемы, тормозящие развитие отрасли. О недостаточно высоком уровне организации труда и подготовки кадров для гостиничного комплекса Москвы свидетельствуют следующие факты:
• неэффективная организация труда в ряде гостиниц, приводящая к росту трудозатрат в процессе гостиничного обслуживания;
• низкое качество предлагаемого набора услуг, на котором отражается неудовлетворительное состояние гостиничных зданий, требующих текущего или капитального ремонта;
• устаревшие основные фонды и применение несовременных технологий;
• отсутствие на рынке гостиничных услуг достаточного количества кадров, имеющих необходимую для современных условий работы квалификацию;
• отсутствие резерва подготовленных кадров, позволяющего гибко решать проблемы сезонного колебания загрузки;
• отсутствие кадрового резерва увеличивает время, необходимое для подготовки квалифицированного специалиста.
Сегодня на гостиничном рынке столицы имеются современные гостиничные комплексы, отвечающие международным требованиям к объектам подобного класса. Однако наличие такого рода гостиниц не снимает полностью всех проблем. Повышение открытости рынка гостиничных услуг для посетителей и обострение конкуренции заставляют руководителей отелей постоянно вспоминать основное правило гостиничного бизнеса: привлекательность услуг должна постоянно повышаться в глазах клиента.
Фактор меняющегося потребителя усиливает искушенность клиентов в вопросах ассортимента услуг и способа их предоставления. Залогом процветания гостиничных предприятий стало совершенствование структуры обслуживания гостей, направленной на повышение качества оказываемых услуг. Таким образом, вопросы повышения качества выходят на первый план, и с их решением гостиничная индустрия в целом связывает свои надежды на будущее. В свою очередь, для реализации задач управления качеством необходимо повысить профессиональный уровень работников гостиничной сферы.
Мировая практика показывает, что решение вопросов подготовки кадров для гостиничной отрасли не может зависеть от усилий только самих гостиниц, здесь требуется содействие на уровне города. Несмотря на достигнутые в этом направлении положительные моменты, нельзя обойти молчанием тот факт, что кадровая ситуация в гостиничной отрасли Москвы далека от совершенства. Об этом говорят следующие факты:
• в настоящее время в гостиничном бизнесе преобладают лица, имеющие
техническое образование, что ограничивает их интересы материально-технической
сферой, оставляя без внимания вопросы стратегического управления и кадрового менеджмента;
• заинтересованность руководителей в подготовленных специалистах имеет ряд существенных ограничений. Не все предприятия имеют план повышения квалификации собственных сотрудников, проводят их на нерегулярной, случайной основе с соответствующим влиянием на качество подготовки;
• в настоящее время на рынке подготовки кадров для гостиничной сферы
отсутствуют единые критерии, позволяющие оценивать качество подготовки специалистов. В Москве на 170 гостиниц имеется свыше 100 учебных заведений, занятых подготовкой, переподготовкой или повышением квалификации
гостиничных работников. Большинство из учебных заведений не имеют необходимой методической и тренинговой базы для подготовки специалистов, отвечающих уровню современных требований. В такой ситуации директора гостиниц неохотно берут на работу молодых специалистов, подготовленных в учебных заведениях столицы;
• в гостиницах отчетливо проявляется тенденция к найму персонала высшего и среднего уровня подготовки. При этом вакансии открываются, в основном, на низший и средний уровень, так что квалификация нанимаемого сотрудника часто оказывается выше, чем это требуется по характеру его работы;
• не все руководители гостиниц осознают важность человеческого фактора, о чем говорит низкая заинтересованность директорского корпуса в вопросах управления человеческими ресурсами своих гостиничных предприятий.
Недостатки, имеющие место в области кадрового обеспечения столичных гостиниц, являются прямым продолжением недочетов существующей системы подготовки кадров для гостиничной отрасли. Так, по мнению специалистов, система высшего гостинично-туристского образования страдает излишним академизмом и оторванностью от практики. Гостиницы неохотно берут на работу бывших студентов
вузов, поскольку их выпускники знают лишь теорию, не имея практической подготовки. Выпускники профильных высших учебных заведений испытывают психологические трудности с адаптацией в гостиничном бизнесе, потому что их собственные представления о своем месте в гостиничной иерархии серьезно расходятся с реальностью.
Основной социальный показатель образовательной ориентации — это уровень и качество подготовки, степень ее соответствия требованиям выполняемой работы, личным интересам и возможностям реализации в труде полученных знаний.
Эффективность системы подготовки кадров для индустрии гостеприимства должна быть связана с разрешением следующих противоречий:
• между общественной потребностью в развитии,
• между растущими потребностями производства и социальнопрофессиональными ориентациями молодых людей,
• между необходимым уровнем развития личности и реальным уровнем общего развития выпускников учебных заведений.
Система среднего профессионального образования в гостиничной сфере более полно, чем высшая школа, соответствует потребностям отрасли. В то же время здесь есть свои проблемы. Наиболее острая — отсутствие тренинговой базы.
В отличие от системы подготовки кадров профессиональная переподготовка и повышение квалификации позволяют удачно сочетать теорию и практику. Повышая квалификацию, работник отрасли получает возможность дополнить свои знания практически без отрыва от производственного процесса. Возможно, на сегодняшний день это лучший способ решения кадровых проблем, потому что благодаря ему работник получает возможность получить в сжатые сроки именно те знания, которые ему необходимы, получая одновременно возможность для кадрового роста. В дальнейшем популярность этой системы будет еще больше возрастать, особенно за счет развития внутрипроизводственного тренинга.
Осознание гостиничной отраслью важности управления качеством внесло соответствующие коррективы в систему подготовки кадров. Сертификация учебных заведений, готовящих кадровую смену для отрасли, где управление качеством объявлено приоритетной задачей, становится обязательным условием их функционирования в развитых в туристском отношении странах.
Для решения вышеизложенных задач распоряжением Правительства Москвы от 15 января 2003 года «О создании Государственного унитарного предприятия города Москвы» было создано ГУП «Учебно-тренинговая гостиница». Деятельность учебнотренинговой гостиницы осуществляется с учетом объективной необходимости
постоянного совершенствования теоретических знаний на базе функционирующей гостиницы и проводится в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и новыми условиями деятельности в период переходной экономики. При этом в организованном плановом образовательном процессе реально учитываются особенности и масштаб функционирования различных столичных гостиничных предприятий, накопленный универсальный практический опыт по качественному обслуживанию туристов, имеющиеся недочеты и сложности в работе, носящие зачастую повсеместный характер, несмотря на отличия в звездности и количестве номерного фонда средств размещения. Прохождение практики студентов учебных заведений в гостинице базируется на программах, разработанных преподавателями вузов и городского учебного центра переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса, специалистами-практиками. Студенты знакомятся со всеми службами и подразделениями гостиницы непосредственно на рабочих местах: служба размещения, хозяйственная служба, служба безопасности, бухгалтерия, коммерческая служба. Учащиеся проявляют живой интерес к будущей специальности, активно задают вопросы сотрудникам гостиницы, внимательно изучают служебную литературу, имеющиеся инструкции и положения, отрабатывают необходимые навыки и умения, которые могут пригодиться им впоследствии. Прохождение практики в гостинице, безусловно, способствует лучшему усвоению теоретических знаний, полученных в учебном заведении, помогает определиться с выбором будущей специальности, понять характер взаимоотношений между различными подразделениями предприятия.
Клиентов гостиницы обслуживает персонал предприятия, студенты лишь помогают в этой работе, проходя производственную практику. На базе учебно-тренинговой гостиницы в рамках программы повышения квалификации проходят семинары для специалистов московских гостиниц на различные темы, например, «Актуальные вопросы налогообложения гостиничных предприятий», «Современные финансовые инструменты в деятельности гостиничных предприятий. Арбитражная практика по налоговым спорам», «Современные технологии и решения для гостиничного бизнеса», «Анализ финансовохозяйственной деятельности гостиничных предприятий». Занятия проводятся совместно со специалистами городского учебного центра переподготовки и повышения квалификации специалистов гостинично-туристского комплекса.
Таким образом, система подготовки кадров для индустрии гостеприимства должна быть направлена на решение следующих задач:
стр. 75 из 194
• преодоление разрыва между глобализмом и персонифицированностью современного образования;
• обеспечение доступности качественного образования разных уровней;
• удовлетворение возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации;
• создание условий, благоприятных для развития творческой индивидуальности личности, ее социального и профессионального становления;
• создание системы поддержки при вхождении в профессиональную среду;
• развитие инновационных форм образования в образовательных учреждениях разных типов;
• создание условий для реализации принципа непрерывности в образовании;
• обновление нормативно-правовой, материально-технической, финансовоэкономической и кадровой базы сферы образования;
• формирование требований к содержанию организуемого учреждениями образования образовательного процесса;
• определение общего и особенного в деятельности учреждений образования с учетом разнообразия возлагаемых на них функций;
Таким образом, до сегодняшнего дня основными недостатками системы профессиональной подготовки кадров, мешающих гостиничной индустрии города выйти на международный уровень обслуживания, остается раздробленность образовательной сферы, отсутствие четких критериев оценки качества подготовки специалистов и оторванность процесса обучения от практики.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки кадров для гостиничного комплекса города можно назвать усиление практической направленности процесса подготовки и повышения квалификации гостиничных работников. Все большее значение будут приобретать вопросы организации тренинга для будущих и действующих специалистов отрасли. Формирование знаний, умений, навыков и профессионального опыта для столь многогранной отрасли, как гостиничное хозяйство, должно опираться на базовые и проверенные педагогической практикой стандарты профессионального образования, систему концепций, моделей, понятий и представлений, соединенных в единое целое — систему непрерывного профессионального образования в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса.
Литература
1. Доклад Губернатора Московской области Громова Б.В. "Итоги работы Правительства Московской области в первом полугодии 2008 года и уточнение задач на второе полугодие 2008 года". www.bgromov.ru
2. http://www.russiatourism.ru