Таким образом, для разрешения проблем адаптации студентов-иностранцев необходимо проводить качественную подготовку кадров: педагогическую, психологическую, языковую. Также нужно повышать уровень толерантности студентов принимающего вуза (необходимы исследования, направленные на выявление проблемных моментов: имеются ли у студентов какие-либо предубеждения против выходцев из тех или иных стран и регионов; готовы ли студенты принимать в свою среду иностранных учащихся; не воспринимают ли местные студенты иностранных негативно, если да, то почему).
Другим важным аспектом решения проблем, связанных с социальной адаптацией иностранных студентов, является их информирование. В рамках повышения осведомленности студентов-иностранцев стоит проводить экскурсии по ключевым точкам вуза: учебным корпусам, общежитиям, спортивным сооружениям, медицинским учреждениям и т.д., а также по окрестным объектам инфраструктуры (например, почта, банк, Интернет-кафе) -на родном языке приезжих. Студенты должны знать, где искать то или иное здание, куда можно обратиться в случае возникновения проблем со здоровьем, связью, финансами.
Важной является организация работы специалистов, чья деятельность не связана с обучением студентов: медицинского персонала, психологов, кураторов. Все эти специалисты должны владеть иностранным языком направляющей студентов страны и ориентироваться в ее культурных особенностях.
Помогать студентам-иностранцам может специализированная служба. Ее задачи связаны не только с информированием иностранных студентов, но и с вовлечением их в культурную, спортивную жизнь вуза (и города). Такая служба может быть организована из
числа студентов-волонтеров, желающих оказать помощь иностранным студентам, попрактиковаться в иностранных языках, познакомиться с представителями иных культурных сообществ.
Работа с иностранными студентами в вузе подразумевает формирование понимания значения адаптированности, повышение мотивации студентов, выработку самостоятельности, пробуждение интереса к принимающей стране, ее культурным особенностям и к предметной области научно-исследовательской работы студентов.
Литература
1. Взгляд на образование 2012 // Официальный сайт Организации экономического развития и сотрудничества // [Электронный ресурс] - URL: http://www.oecd.org/edu/ educationataglance2012oecdindicators-chaptercaccesstoeducati onparticipationandprogression-indicators.htm.
2. Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. // Официальный сайт Министерства науки и образования РФ // [Электронный ресурс] - М1р://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образо-вания_%28Проект%29.pdf
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. // Официальный сайт Федеральной Миграционной Службы России // [Электронный ресурс] - URL: http://www.fms.gov. ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf
4. Кравченко А.И. Социология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 384 с.
5. Pis'mennaya E.E., Riazantsev S.V. The Effects of Foreign Academic Migration for Russia / Russian Education and Society. - vol. 52. - №5. - May. - 2010. - pp. 55-70.
6. Письменная Е.Е. Тенденции учебной иммиграции в Россию: современные тенденции. - М.: Экономическое образование, 2008. - 160 с.
Степанова Баирма Баировна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: 682022@ mail.ru
Stepanova Bairma Bairovna, postgraduate student, department of political sciences and sociology, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected]
УДК 316.346.32-053.9 © Т.Б. Аншукова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
В статье анализируются научные дефиниции пенсионной системы, ее функции, виды, а также современные тенденции развития пенсионного обеспечения в российском обществе. Трансформация социально-демографической структуры социума обусловила сложности реализации прав пожилого населения на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг.
Ключевые слова: социальная защита, реформа пенсионной системы, пенсионный возраст, трудовая пенсия, пенсионные выплаты, демографическая структура общества.
T.B. Anshukova
MODERN TENDENCIES OF PENSION PROVISION IN RUSSIA
In the article the scientific definitions ofpension system, its functions, types are analyzed, as well as current trends of development ofpension provision in Russian society. Transformation of social and demographic structure of society has caused difficulties of implementation the rights of the elderly population on receiving a state aid in the form of a set of social services.
Keywords: social protection, reform of pension system, retirement age, labor pension, pension payouts, demographic structure of society.
В современном обществе социальная защита населения является важнейшим направлением социальной политики государства. Ее роль заключается в установлении и поддержании необходимого материального и социального положения всех членов общества, в обеспечении определенного уровня доходов для не- или слабо защищенных слоев населения, утративших в силу разных причин способность самостоятельного обеспечения. К таковым группам относятся лица, вышедшие на пенсию по старости, болезни, безработные, дети-сироты, одинокие матери, многодетные семьи и др. В кризисные периоды общества данные категории населения нуждаются в привлечении дополнительных гарантий со стороны государственных и негосударственных органов социальной защиты. Кроме базового критерия гуманности социальной опеки, требуется комплексность мероприятий адресной помощи в обеспечении прав гражданина и личности. Социальная сфера государственной политики, ее стратегий является маркером стабильности общества: обеспечение социально незащищенных слоев населения является свойством устойчивой экономики государства. Предоставление социальных гарантий населению с учетом особенностей и социальных характеристик в мировой истории признано наиважнейшим процессом формирования положения человека в обществе.
Функции и формы современной системы социальной защиты населения рассматриваются по-разному, но ее главным критерием, установленным в статьях 7, 39 Конституции РФ, является предупреждение и/или максимально возможное нивелирование негативных последствий для человека, а также его семьи в ситуации наступления социальных рисков или иных социально значимых обстоятельств с целью сохранения или формирования приемлемого уровня материального и социального благополучия.
Система социальной защиты населения содержит четыре компонента: 1) «систему социального обеспечения, включающую социальное обслуживание; 2) систему социального страхо-
вания, представленную федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором; 3) систему социальной помощи, включающую в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор; 4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты (например, индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства» [1, с. 7-8].
Реализацией решений социальной политики заняты государственные внебюджетные фонды, а именно: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. К государственным формам социальной защиты следует отнести доступное здравоохранение и образование, льготы, меры социальной поддержки, систему социального обслуживания и предоставления социальных услуг и, конечно, пенсионное обеспечение. Социальное обеспечение занимает одно из определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и напрямую связано с политикой социального благополучия населения. Достойное пенсионное обеспечение населения является неотъемлемой частью современной системы социальной защиты населения в любом государстве.
В России пенсионная система находится в состоянии реформирования. Необходимость трансформации данной формы государственной поддержки объясняется многими процессами, наиболее серьезным из которых является такая проблема современных социально-трудовых отношений, как демографическое старение нации, которое обусловливает увеличение расходов, покрывающих выплаты социальных гарантий. Данное увеличение сопровождается снижением
уровня социальных бюджетов ввиду уменьшения численности лиц, находящихся в фазе трудовой, а значит, налоговой активности. Демографические, социально-экономические проблемы вынуждают государство пересмотреть вопросы пенсионного обеспечения граждан. Процесс реформирования, начавшийся в 1990 г., продолжается и требует серьезных действий. Главным шагом является выбор модели обеспечения, ее структуры, а также алгоритма работы, финансирования, развития, обеспечения надежности, определение продолжительности и др.
Основные задачи пенсионной реформы -обеспечение надежности выплат социальных гарантий и увеличение размеров пенсий. 23 декабря 2013 г. были приняты основополагающие законопроекты по пенсионной реформе, среди которых: «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии». Основа пенсионной реформы 2014 г. в России - перевод пенсионных накоплений за текущий год в распределительную систему. Речь идет о принятом правительством в конце сентября решении перечислить все пенсионные накопления за 2014 г. в распределительную систему обязательного пенсионного страхования. Иными словами, направить их на выплату текущих пенсий.
Пенсионная система Российской Федерации - это совокупность, создаваемых в России правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий. Понятие «пенсия» (от лат. ре^ю -«платеж») определяется в отраслевых классификациях по-разному. Большинство дефиниций имеют экономический характер. Рассмотрим некоторые из них:
1) ежемесячные выплаты алиментарного характера из фондов для нетрудоспособных граждан в случае старости, инвалидности, выслуги лет, потери кормильца, назначаемые в связи с прошлой общественно полезной деятельностью, в размерах, как правило, соизмеримых с получаемым ранее заработком [7];
2) регулярная денежная выплата социально-алиментарного назначения, производимая лицам пожилого возраста, инвалидам и иным категориям граждан и их семьям в случаях, предусмотренных законом, из общественных фондов потребления в связи с их прошлой трудовой деятельностью, которая прекращена или заменена более легкой деятельностью по предусмотренной законом уважительной причиной; выплата, размер которой соизмеряется, как правило, с прошлым заработком [7];
3) гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца [2, с. 92];
4) регулярная и (как правило) пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях (определенный возраст, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет и особые заслуги перед государством). Является формой социального обеспечения. Различаются государственные и негосударственные пенсии
[4];
5) регулярные денежные выплаты, выплачиваемые гражданам, на основании действующего законодательства, при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет, особые заслуги перед государством и др. Такие выплаты могут производиться как из госбюджета, так и из средств специальных пенсионных фондов, если данный гражданин является членом такого фонда [6];
6) денежное обеспечение, получаемое гражданами из общественных фондов потребления в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Право на пенсию установлено Конституцией СССР (ст. 120). Выплачиваются также пенсии за выслугу лет и по случаю потери кормильца. Назначаются за прошлый труд или общественно-полезную деятельность и служат, как правило, постоянным и основным источником средств к существованию [3].
В основе данных дефиниций - понимание материальной компенсации по потере трудоспособности ввиду оговоренных законом причин. Среди них старость, утрата здоровья, инвалидность, сиротство. Комплексное определение, основанное на синтезе юридических, экономических, социальных, медико-рекреационных подходов, представлено в ФЗ № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001: «Ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных
катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».
Пенсионная система РФ включает в себя формирование, назначение, увеличение, развитие и выплату пенсий. В настоящее время структура трудовых пенсий, установленная ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», складывается из трех частей: страховой, базовой, накопительной. Размер базовой и страховой частей индексируется с учетом инфляции. Следует отметить, что пенсия, пенсионное обеспечение содержат в себе множество функций. Важнейшими из которых являются: 1) социальная (получение государственной социальной помощи в виде портфеля социальных услуг); 2) воспроизводственная; 3) стимулирующая.
Изменение численности возрастных контин-гентов определило дефицит средств, направленных на покрытие пенсионных выплат. Эффективным методом решения данной проблемы является используемое в ряде стран повышение пенсионного возраста. Поскольку около 80% пенсионеров получают трудовую пенсию по старости, пенсионному законодательству трудно преодолеть ситуацию: неуклонно уменьшающееся число работников при постоянном росте числа пенсионеров.
Главным поручителем пенсионного обеспечения в России выступает государство. Оно обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Официальным органом государственной власти, выполняющим все функции по пенсионному обеспечению, является Пенсионный фонд. Пенсионное обеспечение в РФ регламентируется целым рядом законодательных актов. Несмотря на широту санкций, юридическое сопровождение в современных условиях не способно значительным образом корректировать социальную ситуацию в государстве и его ре-
Пенсионный возраст и продолж
гионах. В Иркутской области по состоянию на 1 июля 2013 г. каждый третий житель представляет социальную группу пенсионеров (733,8 тыс. чел.). Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля лиц старше шестидесяти пятилетнего возраста превышает 7% от общей численности. В 2010 г. в России этот показатель составил 12,9%, в Иркутской области - 10,4% [9, с. 3]. В расчете на 1000 человек населения в области в 1996 г. приходилось 218, а в 2013 г. - 266 человек пенсионного возраста. Затраты на пенсионное обеспечение увеличиваются не только в связи с расширением данной социальной группы, но и с пусть незначительным, но все же увеличением средней продолжительности жизни населения, что означает: пенсию нужно выплачивать большему числу людей в течение более длительного периода. Необходимость поиска источников прибыли для покрытия расходов на пенсионные отчисления обусловливает неизбежность реформ.
Пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся: для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет. Сложность реформирования пенсионной системы заключается, с одной стороны, в растущей потребности увеличить пенсионный возраст ввиду нехватки средств, невозможности обеспечить достойный уровень социальных выплат, с другой, пониманием того, что динамика пенсионного возраста исключит возможность достаточно большой группы лиц обрести статус пенсионера по причине недожития. Это объясняется тем, что средняя продолжительность жизни в Иркутской области составляет 66,3 года, что значительно ниже, чем пенсионный возраст в иных государствах. Сегодня в большинстве стран мира возраст наступления пенсии составляет 65 лет. Сравнительный анализ пенсионного возраста и продолжительности жизни в ряде странах мира представлен в таблице 1 [10].
Таблица 1
>ность жизни в разных странах мира
Страна Пенсионный возраст Продолжительность жизни
мужчины женщины
Грузия 65 60 77
Дания 67 67 78
Норвегия 67 67 80
РФ 60 55 68
США 65 65 78
Таджикистан 63 58 74
Финляндия 63 63 78
Япония 70 70 82
Процесс реформирования остается проблематичным по ряду причин, наиболее очевидными из которых являются:
- дистанция в продолжительности жизни мужчин и женщин (по Иркутской области в среднем в 13 лет), что дает основания для непопулярной в народе меры - уравнять пенсионный возраст в гендерном отношении;
- низкий уровень продолжительности жизни, который вызывает протест населения против повышения пенсионного возраста;
- криминализация социально-трудовых отношений (неофициальное трудоустройство обусловливает дефицит налоговых сборов, что сказывается на уровне социального обеспечения);
- неготовность молодого населения беспокоиться о будущей старости;
- недоверие населения государственной пенсионной системе;
- правовая безграмотность и др.
Сложности реформирования связаны также с
изменением геополитических факторов. Например, вхождение Крыма в состав РФ требует дополнительных расходов на незапланированные выплаты крымчанам-пенсионерам.
Увеличение продолжительности активной фазы, трудовой стадии социализации личности из-за качества (с точки зрения здоровья) и длительности жизни может быть реализовано при условии повышения уровня жизни населения, который зависит от множества экономических, политических, социальных регуляторов.
Важным средством регуляции пенсионного обеспечения на современном этапе являются личностно-психологические и социально-экономические факторы: участие в легальных трудовых отношениях, личный контроль за отчислениями работодателя в ПФР, повышение правовой грамотности, своевременная информированность об изменениях пенсионной системы в государстве, формирование «подушки безопасности» в виде накоплений, недвижимости, вкладов в негосударственные пенсионные фонды. Это специализированные некоммерческие организации, выплачивающие дополнительные пенсии. Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель. Более 200 тысяч граждан ушли в НПФ из Пенсионного фонда по Иркутской области [5]. По состоянию на 28.06.2013 г. в
России зарегистрировано 125 негосударственных пенсионных фондов.
Еще один из способов увеличить будущую пенсию - это корпоративные пенсии. Такого вида социальная поддержка развивается на крупных и средних предприятиях. Одной из главных целей руководства предприятий является мотивация работника оставаться работать в компании, тем самым сохранить численность высококвалифицированных работников, а так же привлекать к сотрудничеству молодое население.
Пенсионная система России нуждается в серьезных коррективах с учетом всех социально-демографических изменений. В основе новой модели должна лежать простая, понятная населению форма взаимоотношений работника и государства, гаранта социального обеспечения этого работника в старости или потери трудоспособности. Важно понимать, что только комплексная система мер способна изменить социально-трудовую и социально-демографическую ситуацию. Это и обеспечение социально-экономической стабильности в обществе, повышение качества жизни, выполнение социальных гарантий населения, увеличение продолжительности жизни и трудовой активности, формирование ответственности как работодателей, так и работников, информирование работающих обо всех изменениях пенсионной системы, укрепление доверия населения административным системам государства и другие. Следует помнить, что целью социальной политики является развитие образующих то или иное общество классов и социальных групп, а также поддержка в процессе социализации личности. Социальная политика ориентирована на исключение или нивелирование деструктивных процессов в обществе на разных этапах его развития, на выполнение масштабных стратегических установок политики государства в целом.
Литература
1. Шарин В.И. Фонды социальной защиты. - Екатеринбург, 2001.
2. Кураков Л.П. Словарь-справочник по экономике. -М., 2004.
3. Академик. Словари и энциклопедии // [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse
4. Большой юридический словарь онлайн // [Электронный ресурс] - URL: http://juridical.slovaronline.com
5. Новости@mail.ru: лента новостей // [Электронный ресурс] - URL: http://news.mail.ru/inregions/siberian/38/ society/16687110/
6. Onlinedics.ru: крупнейший сборник онлайн-словарей // [Электронный ресурс] - URL: http://www. onlinedics.ru/slovar/biz/p/pensija.html
И.И. Осинский, В.А. Хабудаева. Традиции в культуре современной бурятской молодежи
7. Пенсионный консультант: аналитический портал // [Электронный ресурс] - URL: http://www.pension-npf.ru/ index. php? src=227
8. Пенсионный фонд Российской Федерации: официальный сайт // [Электронный ресурс] - URL: www.pfrfru/ ot_irkut/
9. Старшее поколение Приангарья: стат. сб. - Иркутск, 2010.
Аншукова Татьяна Борисовна, соискатель, специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ Ленинского района г. Иркутска, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Anshukova Tatiana Borisovna, competitor for a candidate degree, specialist-expert, Administration of Pension Fund of the Russian Federation, Leninsky district, Irkutsk, e-mail: [email protected]
УДК 316.752 © И.И. Осинский, В.А. Хабудаева
ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Раскрываются традиции в культуре современной бурятской молодежи, в частности, в языке, религии, обычаях, обрядах, праздниках. Прослеживаются тенденции их изменения в процессе трансформации российского общества.
Ключевые слова: национальные традиции, бурятская молодежь, язык, религия, обычаи, традиции, обряды, праздники.
I.I. Osinsky, V.A. Khabudaeva TRADITIONS IN THE CULTURE OF MODERN BURYAT YOUTH
The traditions in the culture of modern Buryat youth, particularly in language, religion, customs, rituals, holidays are revealed. The trends of their changes in the process of transformation of the Russian society are traced.
Keywords: national traditions, Buryat youth, language, religion, customs, traditions, rituals, holidays.
Исследование проблем традиционной культуры в наше время приобретает особую актуальность и значимость.
Традиции - это духовная основа, на которой базируется общество, все его сферы. Они выступают мощной интегрирующей силой, объединяющей все социальные группы, общественные институты социума. Без традиций не могут существовать ни одна нация, ни одно общество, ни одна культура. Народ строит свое будущее на фундаменте прошлого.
Особую роль в судьбах национальных традиций играет молодежь, выполняющая в обществе функцию преемственности поколений. Именно от нее зависит будущее национальных традиций: в каком виде и как они сохранятся для следующих поколений. Молодежь пополняет культурный и интеллектуальный потенциал страны, от нее зависит стабильность во всех сферах жизнедеятельности общества. Миссия молодежи во многом определяется ее численностью, а также численностью этноса, который она представляет. В Сибири проживает более 30 этносов. Наиболее многочисленным этносом являются буряты. Их численность в данном регионе составляет более 440 тыс. чел. [1].
Какое место занимают традиционные ценности в духовной культуре современной бурятской молодежи? Для ответа на этот вопрос авторы
опирались на материалы собственного социологического исследования молодежи Республики Бурятия, проведенного в 2012-2013 гг., данные Всероссийской переписи населения 2010 г., полустандартизированных индивидуальных интервью, материалы исследований других авторов. Генеральную совокупность составила молодежь, проживающая на территории Республики Бурятия. Объем выборочной совокупности равняется 426 чел.
Одной из основных традиционных ценностей любого народа является язык. Он хранит и ретранслирует духовные ценности, выражает менталитет, углубляет у этнофоров ощущение принадлежности к данному этносу. Языку присуща важнейшая функция в формировании национального самосознания, без которого не может быть самой этносоциальной целостности.
Как свидетельствует наше исследование, бурятская молодежь ценит факт приобщения к нему: 75,1% опрошенных представителей бурятской молодежи считают родным языком бурятский язык, 34,5% - русский язык, 9,6% указали в качестве родного языка оба - и русский и бурятский язык. Молодежь старшего возраста чаще указывает бурятский язык в качестве родного, нежели младшего возраста. 85,9% респондентов бурятской молодежи считает необходимым знание родного языка, так как он сохраняет само-