Научная статья на тему 'Место пенсионных выплат в структуре обеспечения российских пенсионеров'

Место пенсионных выплат в структуре обеспечения российских пенсионеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ / LABOR PENSION / ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / PENSION PAYMENTS / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / DEMOGRAPHIC STRUCTURE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомина Ольга Борисовна, Аншукова Татьяна Борисовна

В статье анализируется структура финансового обеспечения пенсионеров в российском регионе. На современном этапе ее доминирующим компонентом являются пенсионные выплаты. Система пенсионных выплат выполняет базовую функцию сохранение деятельного существования пожилого человека в послетрудовой стадии. Доминирование пенсионных выплат в общей структуре финансирования объясняется их обязательным характером, а также сложностью реализации других способов обеспечения. Изменения на рынке труда, а также состояние здоровья значительно снижают возможности продолжения трудовой активности в пенсионном возрасте. Наиболее востребованными, но недостаточными методами коррекции материального положения являются ведение подсобного хозяйства и подработка. Неэффективность структуры обеспечения обусловливает самоидентификацию пенсионеров с низкообеспеченным социальным слоем. Изменения экономической и демографической ситуации определяют необходимость глубокого реформирования пенсионной системы и структуры ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITION OF PENSION PAYMENTS IN A STRUCTURE OF PROVISION OF THE RUSSIAN PENSIONERS

In the article a structure of financial provision of pensioners in the Russian region is analyzed. At the present stage pension payments are its dominant component. The system of pension payments fulfils a basic function keeping of active existence of elderly person in a postlabour stage. The domination of pension payments in the general structure of financing is explained by their mandatory nature, and also by complexity of implementation of the other ways of provision. The changes in labor market, and also the health level considerably reduce possibilities of continuation of labor activity at a retirement age. The most demanded, but insufficient methods of correction of financial position are maintaining subsidiary farm and a side job. The inefficiency of provision structure causes self-identification of pensioners with a low-provided social group. The changes of an economic and demographic situation define the need in deep reforming of the pension system and the structure of its providing.

Текст научной работы на тему «Место пенсионных выплат в структуре обеспечения российских пенсионеров»

УДК 316.346.32-053.9

МЕСТО ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ В СТРУКТУРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ

© Истомина Ольга Борисовна, доктор философских наук, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Педагогического института Иркутского государственного университета Россия, 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9. E-mail: olgaistomina@mail.ru © Аншукова Татьяна Борисовна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, специалист-эксперт Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24a. E-mail: anshukova.001@mail.ru

В статье анализируется структура финансового обеспечения пенсионеров в российском регионе. На современном этапе ее доминирующим компонентом являются пенсионные выплаты. Система пенсионных выплат выполняет базовую функцию - сохранение деятельного существования пожилого человека в послетрудовой стадии. Доминирование пенсионных выплат в общей структуре финансирования объясняется их обязательным характером, а также сложностью реализации других способов обеспечения. Изменения на рынке труда, а также состояние здоровья значительно снижают возможности продолжения трудовой активности в пенсионном возрасте. Наиболее востребованными, но недостаточными методами коррекции материального положения являются ведение подсобного хозяйства и подработка. Неэффективность структуры обеспечения обусловливает самоидентификацию пенсионеров с низкообеспеченным социальным слоем. Изменения экономической и демографической ситуации определяют необходимость глубокого реформирования пенсионной системы и структуры ее обеспечения.

Ключевые слова: трудовая пенсия, пенсионные выплаты, демографическая структура общества.

POSITION OF PENSION PAYMENTS IN A STRUCTURE OF PROVISION OF THE RUSSIAN PENSIONERS

Istomina Olga B., Doctor of Philosophy, Professor, Department of social and economic disciplines, Pedagogical Institute, Irkutsk State University

9 Sukhe-Batora St., Irkutsk, 664011 Russia. E-mail: olgaistomina@mail.ru

Anshukova Tatyana B., Research Assistant, Department of philosophy, Buryat State University, Specialist-expert, Administration of Pension Fund of the Russian Federation in Leninsky district of Irkutsk 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: anshukova.001@mail.ru

In the article a structure of financial provision of pensioners in the Russian region is analyzed. At the present stage pension payments are its dominant component. The system of pension payments fulfils a basic function - keeping of active existence of elderly person in a postlabour stage. The domination of pension payments in the general structure of financing is explained by their mandatory nature, and also by complexity of implementation of the other ways of provision. The changes in labor market, and also the health level considerably reduce possibilities of continuation of labor activity at a retirement age. The most demanded, but insufficient methods of correction of financial position are maintaining subsidiary farm and a side job. The inefficiency of provision structure causes self-identification of pensioners with a low-provided social group. The changes of an economic and demographic situation define the need in deep reforming of the pension system and the structure of its providing. Keywords: labor pension, pension payments, demographic structure of society.

Изменения экономической ситуации на современном этапе развития общества обусловливают трансформацию социального положения всех групп населения. Негативные последствия данной динамики особенным образом влияют на социальное самочувствие слабо защищенных категорий граждан. В социальной группе пенсионеров доминирующим источником доходов являются социальные выплаты, размер которых напрямую зависит от инфляционных процессов в государстве. Снижение реальных доходов российских пенсионеров определяет низкий уровень индекса их социального положения. Международные исследования глобального индекса старения проводятся в более чем 90 странах и ориентированы на выявление уровня комфорта для пожилого населения. В 2015 г. по данной позиции лидируют Швеция, Норвегия, Швейцария, а Россия занимает 65 место. Определение индекса основано на четырех критериях, а именно: материальная обеспеченность, состояние здоровья, занятость и образование, условия жизни. Индикаторами материальной обеспеченности пенсионеров

стали охват пенсионных доходов, уровень бедности в старости, относительное благосостояние пожилых людей и ВВП на душу населения. К общим условиям отнесены социальные связи, физическая безопасность, гражданские свободы и доступ к общественному транспорту [11]. Низкий индекс социального положения российских пенсионеров определяет необходимость поиска эффективных путей финансового обеспечения пожилых людей, а также способов повышения социальных выплат.

Социальные выплаты являются важной формой материальной поддержки, оказываемой населению государством в ситуации утраты трудоспособности или отсутствия возможности самостоятельного обеспечения. К социальным выплатам относят денежные средства, выделяемые различным группам населения в виде пенсий, пособий по безработице, пособий по рождению ребенка, пособий по инвалидности, по потере кормильца и т.д.

Социальные выплаты как мера социальной защиты направлены на сохранение приемлемого уровня материального и социального благополучия населения. Старость является значимым обстоятельством и условием для назначения социальной помощи со стороны государства. Для нивелирования социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности (в силу разных причин, в том числе по возрасту), или минимизации их негативного влияния на качество жизни населения государство реализует различные направления, из которых наиболее важным является социальная политика. Ее задачи, основанные на создании и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества, решаются в рамках программы социальной защиты населения. Часто данную форму определяют узко и отводят ей роль только экономической поддержки социально незащищенных групп населения. Однако следует отметить, что, несмотря на важность экономической основы социальной защиты, она имеет более широкие сферы применения, среди которых медико-рекреационная, психолого-реабилитационная, консультативная, досуговая, социокультурная деятельность. Для обеспечения эффективности социальной защиты населения необходимо соблюдать основные принципы общей стратегии государства. Прежде всего, к ним следует отнести гуманность, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [4]. Данные и иные принципы выполняют не только социализирующие функции, но и способствуют развитию социальных групп, в том числе пенсионеров.

Право пенсионеров на социальное обеспечение закреплено Конституцией РФ и осуществляется за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, а также ассигнований государства. Пенсионный фонд РФ относится к государственным социальным внебюджетным фондам, наряду с Фондами социального страхования РФ и обязательного медицинского страхования. Законодательством предусмотрены также формы негосударственного социального обеспечения. Для большей части пожилых граждан пенсионные выплаты являются единственным источником доходов. Меры социальной защиты корректируют, а в большинстве случаев определяют уровень жизни, обеспечивают материальные и культурные блага и обусловливают степень удовлетворенности потребностей в этих благах.

В социологической науке принято рассматривать уровень жизни с позиций макро- и микроуровня. Макроформа является характеристикой государства, а микроформа определяет свойства отдельной группы населения. В данной работе нами рассматривается микроуровень в отношении социальной группы пенсионеров по старости. В структуре финансового обеспечения пенсионеров как специфической социальной группы пенсионные выплаты занимают ведущее положение. Поскольку утрата трудоспособности вызвана возрастным фактором, возможности реализации других источников дохода весьма ограничены.

Пенсионные выплаты предназначены для сохранения деятельного существования человека. С целью защиты интересов пожилого населения в послетрудовой стадии государство ежегодно определяет минимальный размер пенсии. Так, в Иркутской области величина минимальной трудовой пенсии по старости в 2015 г. составляет 7 109 руб. [8]. Эта сумма формируется путем сложения данного показателя за предыдущий год и показателей инфляции, закрепленных в прогнозе социально-экономического развития определенного региона. В случае если размер пенсии меньше, чем установленный показатель в области, разница доплачивается из федерального бюджета. Пенсионный минимум в общегосударственной статистике в 2015 г. несколько меньше, чем в области, и составляет 6 354 руб. [6]. Средний размер трудовой пенсии по старости в Прибайкалье равен 11 568 руб. [6], что в 2,6 раза меньше средней заработной платы в регионе (29 855 руб.) и в 2,7 раза меньше, чем в целом по России (29 855 руб.) [5]. Индексация размера пенсионных выплат производится по решению Правительства РФ Министерством труда и социальной защиты на основании данных об инфляции с учетом установки государства о коэффициенте замещения средних трудовых выплат. В России этот ко-

эффициент равен 36%, в Германии - 80%, в Израиле - 86,7%, в Саудовской Аравии - 100% [7]. Величина данного коэффициента определяется уровнем экономического роста и социального благополучия. Показателем социальной стабильности в государстве, по справедливому замечанию экономистов, является уровень жизни стариков. Объективно, увеличение размера пенсионных выплат более чем на процент инфляции в ситуации «демографического возрастного взрыва» не представляется возможным, так как расходы бюджета ПФР (6 190 млрд руб., из них 5 406 млрд руб. на пенсионное обеспечение) в 1,2 раза больше, чем доходы бюджета ПФР (6 159 млрд руб.) [6].

Кризис пенсионных систем во многом объясняется изменениями демографической ситуации, сложившимися на этапе индустриального и постиндустриального развития. Во многих государствах пенсионная система как таковая с ее структурой и коэффициентом замещения заработка сформировалась в исторические периоды с невысокой демографической нагрузкой. Поэтому небольших сборов с работающего населения на выплаты немногочисленным пенсионерам было достаточно. Размер пенсии в странах-лидерах экономического развития был сопоставим с доходами в трудовой стадии, за исключением тех расходов, которые были необходимы на том этапе для обучения детей и приобретения жилья. Процессы демографического взрыва или старения населения обусловили неизбежный рост демографической нагрузки. Ее коэффициент показывает соотношение доли лиц нетрудоспособного возраста к числу населения в трудоспособном периоде. Изменения в соотношении трудоспособной и нетрудоспособной частей населения требуют серьезных изменений в подходах пенсионной системы, например, повышения ставки пенсионных отчислений, повышения пенсионного возраста, создания условий для добровольного продления трудовой деятельности и отсрочки пенсионных выплат, гендерного уравнивания пенсионных возрастов и т.п. По выражению Е. Гайдара: «Когда обязательства растут, а глубокая реформа невозможна, приходится идти на частичные непопулярные изменения в пенсионной системе» [1].

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ заложены перспективы увеличения пенсии к 2030 г. до 17 тыс. руб. Для достижения этого уровня новая пенсионная формула опирается на следующие задачи, которые требуют обязательного решения:

• гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;

• создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

• сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

• обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

• обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

• повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии [9].

Процесс реформирования российской пенсионной системы остается проблематичным по ряду

причин, наиболее очевидными из которых являются:

1) дистанция в продолжительности жизни мужчин и женщин (по Иркутской области в среднем в 13 лет), что дает основания для непопулярной в народе меры - уравнять пенсионный возраст в ген-дерном отношении;

2) низкий уровень продолжительности жизни, который вызывает протест населения против повышения пенсионного возраста;

3) криминализация социально-трудовых отношений (неофициальное трудоустройство обусловливает дефицит налоговых сборов, что сказывается на уровне социального обеспечения);

4) неготовность молодого населения беспокоиться о будущей старости;

5) недоверие населения государственной пенсионной системе;

6) правовая безграмотность и др.

Трудный характер реформирования пенсионной системы также обусловлен отрицательной динамикой внешнеполитических отношений, санкционными мерами в отношении России, девальвацией национальной валюты и иными экономическими процессами, которые негативно повлияли на возможности социальной политики. Одним из последствий этих событий стало изменение покупательной способности средней пенсии. Под этим термином понимается «экономический показатель, обратно пропорциональный количеству валюты, необходимой для покрытия определенной потребительской корзины из товаров и услуг. Покупательная способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена

величиной цен и тарифов на услуги» [12]. Иными словами, покупательная способность доходов - это данные о размере покупок товаров и услуг, возможных при существующем уровне цен на сумму, равную средней заработной плате или средней пенсии, в зависимости от фокус-группы исследования. Данная категория характеризует уровень платежеспособности населения и свидетельствует об уровне жизни как отдельной социальной группы, так и всего народонаселения. Поэтому покупательную способность называют товарным эквивалентом средней заработной платы или соотношением средней зарплаты с величиной прожиточного минимума [11].

Покупательная способность средней пенсии в Иркутской области в последние 10 лет имела тенденцию роста, ее коэффициент изменился с 1,293 в 2007 г. до 1,891 в 2012 г. [13, с. 18]. В 20142015 гг., вслед за экономическим кризисом упали покупательная возможность и покупательная активность - произошли изменения названного коэффициента (1,627). Снижение покупательной способности явилось прямым следствием инфляции. Если до 2014 г. прослеживались тенденции дефляции, то после падения покупательной способности российской валюты реальные доходы населения заметно уменьшились. По мнению интернет-пользователей и подписчиков еженедельника «Аргументы и факты» и новостного портала «45-90» уровень инфляции в 2014 г. выше, чем в данных официальной статистики. Так, по оценке Росстата, уровень инфляции равен 11,4%; по анализу Минпром-торга - 15-17%; по оценке пользователей «45-90» - 27%; а, по мнению подписчиков «АИФ» - 29,5%. Анализ уровня доходов и инфляции обнаруживает потерю более 30% реальных доходов с точки зрения покупательной способности. Вычет процента инфляции превратил в 2014 г. среднюю пенсию 11600 руб. в 8120 руб. [2]. Размер этих потерь становится более очевидным при анализе прямого товарного соотношения: доступность многих товаров снизилась, например, по данным Росстата, снизилась доступность капусты на 47%, моркови - на 34%, сахара - на 32%, риса - на 29%, яблок - на 27%, рыбы - на 26% и т.д. [3]. Кроме того, снижение покупательной способности отметили эксперты поисковой системы «Яндекс»: число интернет-запросов об экономии в марте 2015 г. выросло в два раза по отношению к этому месяцу предшествующего года. Ежедневно поисковая система получает 10-12 тыс. запросов об экономии [3].

В периоды социально-экономической нестабильности работающие люди переходят на сберегательную модель поведения. По мнению члена совета директоров Института анализа политической инфраструктуры А. Орлова, люди обычно экономят на вещах, которые составляют «потребности второго уровня», к таковым обычно относят отдых, транспорт, развлечения и пр. Для населения старше трудоспособного возраста, для которых пенсионные выплаты являются единственным источником доходов, зачастую режим экономии является ежедневной нормой, поэтому в ситуации снижения реальных доходов значительно ухудшается качество жизни данной социальной группы.

Материалы авторского социологического исследования, проведенного в январе 2015 г., подтверждают общероссийские тенденции превалирования пенсионных выплат в структуре обеспечения пенсионеров. Дополнительные источники незначительно меняют уровень доходов пожилых граждан: 100% респондентов назвали источником доходов трудовую пенсию по старости; 30% опрошенных получают социальные субсидии и льготы; 25% имеют дополнительный заработок к пенсии; 6% пенсионеров используют сбережения, сделанные до ухода на пенсию; 9% увеличивают доход за счет заработка жены (мужа); 12% имеют материальную помощь детей; 38,5% респондентов ведут личное подсобное хозяйство, которое помогает экономить на покупке продуктов питания. То, что только пятая часть опрошенных подрабатывает (неполный рабочий день или неделя), объясняется многими причинами разного характера: во-первых, к пенсионному возрасту у людей, занятых физическим трудом, как правило, исчерпывается запас здоровья и утрачивается возможность продолжить тяжелый труд в новом возрастном периоде; во-вторых, в условиях роста безработицы по наступлению пенсионного возраста многим гражданам, несмотря на законодательство, вовсе отказывают в труде или переводят на менее квалифицированный труд со снижением зарплаты.

Следует отметить, что на современном рынке труда прослеживается конфликт интересов: молодые пенсионеры хотят и могут работать, но работодатель не всегда готов это желание удовлетворить, отдавая преимущество молодым специалистам. При сокращении кадров на первом месте в группе риска оказываются именно пенсионеры. Но, думается, что в ближайшее десятилетие рост нехватки трудовых ресурсов, продиктованный текущей демографической ситуацией, вынудит работодателей сохранять пенсионеров на их рабочих местах. Тем более, что в этом заинтересованы не только работники-пенсионеры, но и само государство, которое согласно Стратегии, за дополнительный стаж и отсрочку получения пенсионных выплат готово увеличивать размер пенсии за 5 лет в 1,5 раза,

за 10 лет - в 2 раза. Данные меры вошли в программу реформирования для решения сокращения расходов в периоде дожития населения и оптимизации финансовых расходов на группу пенсионеров.

Объемы финансирования в возрасте дожития у мужчин и женщин различаются, эта тенденция прослеживается как в регионах, так и в государстве в целом. Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляет 70,3 лет, а в Иркутской области - 66,3 лет. Возраст дожития у мужчин в 3,7 раза меньше (66 месяцев), чем у женщин (244 месяца). Возраст дожития исчисляется в месяцах и рассчитывается путем вычитания от средней продолжительности жизни в стране или регионе пенсионного возраста, принятого на данной территории.

Диспропорция показателей возраста дожития у мужчин и женщин и пятилетняя разница в пенсионном возрасте обусловливают желание у женщин продлить трудовую активность, о чем свидетельствуют результаты опроса. Респонденты-женщины возрастного контингента от 55 до 60 лет охарактеризовали текущий период жизни как активный - 86%, работоспособный - 90%. Данные показатели являются основой для размышлений о гендерном равенстве пенсионных возрастов. Однако следует заметить, что желание продлить трудовую деятельность в пенсионном возрасте вызвано не только работоспособностью у определенной части пенсионеров, но и желанием сохранить уровень качества жизни, продлить финансовую стабильность, что особенно важно в условиях сложившейся до августа 2015 г. системы начисления дополнительных начислений к пенсии за каждый отработанный год.

Прекращение трудовой деятельности с выходом на пенсию кардинально меняет образ жизни человека, его режим и, конечно, структуру обеспечения индивида, его относительную финансовую независимость. Для повышения материального положения 21% респондентов подрабатывают по совместительству (трудовым договорам), 38,5% опрошенных ведут подсобное хозяйство; 3,0% организовали собственное дело; 9,5% - ничего не делают, т.к. нет возможности; 22% - ничего не делают, т.к. не позволяет здоровье; 3,5% - ничего не делают, т.к. не знают, что делать; 2,5% пенсионеров - затрудняются с ответом. Результаты опроса демонстрируют первостепенность пенсионных выплат в структуре обеспечения пожилых граждан.

Сумма имеющихся доходов обеспечивает материальное положение индивида. Конечно, утрата трудоспособности является социальным риском не только с точки зрения морального основания, но, прежде всего, финансового. По самооценке пенсионеров Иркутской области, полностью удовлетворены своим материальным положением только 5% опрошенных. Остальные ответили следующим образом: «денег хватает, но покупка дорогих вещей вызывает затруднения» - 28,5; «хватает на еду и можно купить кое-что из необходимых вещей» - 52,0; «хватает только на еду» - 12,0; «денег не хватает даже на еду, приходится постоянно брать в долг» - 2,5%. Кроме того, респондентам было предложено по самоопределению оценить социальный слой. Результаты опроса отражены в таблице 1.

Таблица 1

«К какому социальному слою населения Вы себя относите?», %

Слой Характеристика слоя Показатели

Высокообеспеченный Денег хватает на удовлетворение потребностей без особых ограничений 3

Среднеобеспеченный Денег хватает на питание, жилье, одежду, образование, здоровье, отдых, товары длительного пользования 21

Низкообеспеченный Денег хватает в основном на питание, жилье, товары первой необходимости 74

Необеспеченный Денег не хватает даже на питание 2

Доминирование пенсионных выплат в общей структуре финансирования объясняется их обязательным характером, а также сложностью реализации других способов обеспечения. Изменения на рынке труда, рост безработицы, сложность конкуренции пенсионеров, а также ухудшение состояния здоровья значительно снижают возможности продолжения трудовой стадии в пенсионном возрасте. Выявленные в ходе опроса методы коррекции материального положения, например, ведение подсобного хозяйства и подработка, несмотря на востребованность, являются недостаточными. Неэффективность структуры обеспечения и необходимость ее оптимизации обусловливают самоидентификацию пенсионеров с низкообеспеченным социальным слоем. Изменения экономической и демографической ситуации определяют необходимость глубокого реформирования пенсионной системы и структуры ее обеспечения.

Литература

1. Гайдар Е. История пенсий // Независимая газета. - 2004. - 13 июля.

2. Новостной портал «45-90» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.45-90.ru/news/kakimi-budut-pensi-v-2015-godu.html

3. Финансовые новости: статьи, оценки, аналитика мирового финансового рынка, котировки валют и котировки акций в реальном времени [Электронный ресурс]. - URL: http://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finan sy/pokupatelnaya-sposobnost-rossiyan-za-polgoda-snizilas-na-20percent-1000758387

4. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс]. - URL: http://www.grandars.ru/

5. Клерк.ру - все о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках, 1С и программах автоматизации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klerk.ru/buh/news/416762/

6. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pfrf.ru/open

data/

7. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/pension/13

8. Новости Mail.Ru: последние новости России и мира [Электронный ресурс]. - URL: https://news.mail. ru/inregions/siberian/38/economics/19833060/

9. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. - URL: www.pfrf.ru/files/id/pres scenter/docs/sprav_nov_pensform11 .doc

10. Новокузнецк. Новости Новокузнецка. Городская электронная газета Новокузнецка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novokuznetsk.su/news/city/1380702949

11. Словарь терминов по социальной статистике / Б. Батлер, Б. Джонсон, Г. Сидуэлл и др. - М., 1998. -

С.197.

12. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

13. Уровень жизни населения Иркутской области: стат. сб. - Иркутск: Иркутскстат, 2013. - С.18.

References

1. Gaidar E. Istoriya pensii [History of Pensions]. Nezavisimaya gazeta - The Independent Newspaper. 2004. July 13.

2. Novostnoi portal «45-90» [The news portal "45-90"]. Available at: http://www.45-90.ru/news/kakimi-budut-pensi-v-2015-godu.html

3. Finansovye novosti: stat'i, otsenki, analitika mirovogo finansovogo rynka, kotirovki valyut i kotirovki aktsii v real'nom vremeni [Financial News: Articles, Evaluations, Analysis of Global Financial Market, Currency Rates and Stock Quotes in Real Time]. Available at: http://www.finanz.ru/novosti/lichnyye-finansy/pokupatelnaya-sposobnost-rossiyan-za-polgoda-snizilas-na-20percent-1000758387

4. Entsiklopediya ekonomista [Encyclopedia of Economist]. Available at: http://www.grandars.ru/

5. Klerk.ru - vse o bukhgalterskom uchete, menedzhmente, nalogovom prave, bankakh, 1S i programmakh avtomatizatsii [Klerk.ru - All about Accounting, Management, Tax Law, Banking, 1С and Automation programs]. Available at: http://www.klerk.ru/buh/news/416762/

6. Ofitsial'nyi sait Pensionnogo fonda RF [The Official Website of the Russian Federation Pension Fund]. Available at: http://www.pfrf.ru/opendata/

7. Ofitsial'nyi sait Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity RF [The Official Website of the Russian Federation Ministry of Labor and Social Protection]. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/pension/13

8. Novosti Mail.Ru: poslednie novosti Rossii i mira [Mail.Ru News: the Latest News in Russia and Abroad]. Available at: https://news.mail.ru/inregions/siberian/38/economics/19833060/

9. Ofitsial'nyi sait Pensionnogo fonda RF [The Official Website of the Russian Federation Pension Fund]. Available at: http://www.pfrf.ru/opendata/

10. Novokuznetsk. Novosti Novokuznetska. Gorodskaya elektronnaya gazeta Novokuznetska [Novokuznetsk. News of Novokuznetsk. Novokuznetsk Municipal Electronic Newspaper]. Available at: http://www.novokuznetsk.su/ news/city/1380702949

11. A Dictionary of Statistics. Oxford University Press, 2008.

12. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' [Modern Economic Dictionary]. Moscow: INFRA-M Publ., 1999. 479 p.

13. Uroven' zhizni naseleniya Irkutskoi oblasti [The Living Standard of Irkutsk Region Population]. Irkutsk: Ir-kutskstat, 2013. P. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.