Научная статья на тему 'Современные тенденции обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования'

Современные тенденции обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ФГОС / ФГТ / CONTINUING EDUCATION / THE WAYS OF CONTINUITY / FEDERAL STATE GENERAL EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Л. С.

В статье рассматриваются общие вопросы обеспечения преемственности на современном этапе развития дошкольного и начального общего образования в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»

Соболева Л.С. ©

Магистрант, кафедра истории и теории педагогики, Институт педагогики и психологии

образования,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются общие вопросы обеспечения преемственности на современном этапе развития дошкольного и начального общего образования в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, направления реализации преемственности, ФГОС, ФГТ.

Keywords: continuing éducation, the ways of continuity, Federal State General Educational Standards.

Характерной особенностью современного общества являются стремительные темпы изменений и обновлений, охватывающие все сферы жизнедеятельности современного человека: экономическую, политическую, культурную, социальную. На современном этапе цивилизованного развития общества развитые страны вступили в эпоху постиндустриального или информационного общества, общества, основанного на знаниях. Среди требований, которые ставит социум перед человеком, все чаще звучит конкурентоспособность, меняются требования к уровню образования, профессиональным компетенциям, личностным характеристикам. «Для обеспечения доступного качественного образования ключевое значение имеет наличие у каждого ребенка равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Создать равные стартовые возможности -значит, достичь оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста до начала обучения в школе. Адекватное возрастным и индивидуальным возможностям гармоничное развитие ребенка-дошкольника позволит ему быть успешным в школе. Именно поэтому достижение равных стартовых возможностей - одно из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая обеспечивает конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование» (из доклада на Всемирной конференции в Москве по воспитанию и образованию детей младшего возраста, 2010 г.)

Знания, которыми овладевает человек, устаревают намного быстрее, чем 40 или 50 лет назад. В связи с этим важной предпосылкой функционирования современного общества является система непрерывного образования. Пархоменко Н.А. при определении современного этапа экономического и общественного развития обращает внимание на такие стороны непрерывного образования как: всеохватность, или вовлечение всего населения, всех социально-демографических групп; индивидуализированность, учет потребностей каждого человека и преемственность, т.е. «сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве общесоциальных целей и способов их реализации» [5].

По утверждению профессора Г.П. Зинченко, термин "непрерывное образование" впервые употреблен в 1968 г. в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован "Доклад Фора", в котором вносилось предложение принять как

©Соболева Л.С., 2013 г.

руководящую концепцию так называемое "непрерывное образование" для будущих нововведений во всех странах мира.

В.В. Каштанов считает, что международная комиссия по развитию образования при ЮНЕСКО, возглавляемая политическим деятелем Франции О. Фором, уже в 1973 г. фактически завершает формирование концепции непрерывного образования на мировом уровне [2;161].

Началом разработки концепции непрерывного образования в России, является 1979 г., когда в Москве состоялся симпозиум на тему "Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования".

По мнению О.В. Купцова, сущностью непрерывного образования является процесс приобретения дополнительных знаний. В противовес этой позиции, Б.С.Гершунский убежден, что, решая проблему непрерывного образования, нельзя ограничиваться простой механической достройкой существующей системы образования, когда усиливаются лишь компенсационные и адаптационные функции образования. По Б.С. Гершунскому, суть непрерывного образования заключается в создании необходимых условий для всестороннего гармоничного развития индивида независимо от его возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства с обязательным учетом его особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок [1]. В подобной трактовке подчеркнута главная мысль непрерывного образования - развитие личности человека. Этой точки зрения придерживается и ряд других отечественных авторов - В.Г. Онушкин и Ю.Н. Кулюткин [6], Е.Н. Жильцов и Н.Н. Оттенберг.

На современном этапе мирового развития общества непрерывное образование рассматривается как единственная перспектива психолого-педагогической идеи.

В ходе исследования «Технология преемственности в системе непрерывного образования» под руководством В.Н. Просвиркина было доказано, что 30% детей поступают в первый класс с проблемами в развитии психических функций и логопедии, что формирует предпосылки дальнейшей неуспешности. По данным исследователей образовательные учреждения выделяют отдельные проблемы на каждой ступени образования, но для их решения не хватает внутренних ресурсов учреждений. В.Н. Просвиркин отмечает, что на современном этапе развития Российской системы образования, в свете перехода на ФГТ и ФГОС, следует учитывать приоритет дошкольного и начального школьного возраста: основа формирования интеллекта ложится на эпоху детства, поэтому основная задача коллектива образовательного учреждения - создание максимальных условий для развития ребенка.

Н.Е. Веракса в статье «ФГОС и проблема преемственности дошкольного и начального общего образования» [4] обращает внимание на то, что «дошкольное образование становится важным звеном системы общего образования многих стран», необходима специальная разработка «линии преемственности дошкольного и начального общего образования». При анализе ФГОС и ФГТ наблюдается «разрыв в организации образовательного процесса». Основанием преемственности является развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, целостной картины мира и познавательной мотивации.

Практика преемственности дошкольного и начального образования существует давно. Обобщив опыт взаимодействующих учреждений можно выделить три основных направления по реализации преемственности:

- работа с родителями;

- работа с воспитанниками, будущими первоклассниками;

- методическая работа с воспитателями и учителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ

Работа с детьми состоит из:

- организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

- организации выставок детских работ, вернисажей;

- посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

- совместных эколого-валеологических походов;

- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города;

- посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

- организацию дня открытых дверей.

В свете модернизации Российского образования пересматривается и проблема обеспечения преемственности. Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны -дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка - дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.

Для учителей преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Они считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Для воспитателей обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается.

На форуме МЦКО в разделе Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГТ и ФГОС при обсуждении проблем сотрудниками дошкольных образовательных учреждений высказывается мнение о том, что «многие воспитатели жалуются на некомпетентность школ в знании ФГТ. А ведь именно там прописано, каким должен быть выпускник детского сада и на что должны ориентироваться учителя, когда начинают работать с первоклашками» (методист ГБУ МЦКО отдела оценки

качества дошкольного образования Ольга Докукина). В противовес этому при определении концептуальных задач к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в ОС «Школа 2100» одной из проблем обозначена неквалифицированная подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях: «Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно» [3].

В условиях модернизации образования преемственность рассматривается главным образом не на когнитивном уровне, в основе - личностная готовность. «Современное образование (и дошкольное, и школьное) отличается именно переориентацией с формирования умений и навыков на развитие способностей» [3]. Успешность обучения может быть достигнута лишь при комплексной интеграции образовательного процесса, или потенциала школы и ДОУ Таким образом, преемственность рассматривают как совокупность целевого, содержательного, технологического, психологического, управленческого и струкурно-организационного элементов образовательного процесса.

Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

Содержательная преемственность_обеспечена созданием сопряженных учебных

планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.

Технологическая преемственность может быть обеспечена отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Выработаны и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно-развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.

Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально-положительное общение.

Управленческая и структурно - организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: мини-педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, организации шефской помощи школа - ДОУ.

Литература

1. Б.С. Гершунский - Педагогические аспекты непрерывного образования // Вестник высшей школы. - 1987. - №8. - С. 21-29.

2. В.В.Каштанов Непрерывное образование во Франции. Перспективы развития системы непрерывного образования. - М.: Изд. АПН СССР, 1987.

3. Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности и непрерывности образования в ОС «Школа 2100» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.school2100.ru/school2100/preemstvennost/preemstvennost.php

4. Н.Е. Веракса - ФГОС и проблема преемственности дошкольного и начального общего образования// Нижегородское образование. - 2011. - №2. - С.16-20.

5. Н.А. Пархоменко - Становление системы непрерывного образования в России. [электронный ресурс]. Режим доступа: www.preemstvennost.ru

6. Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н. - Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Советская педагогика. - 1989. - №2. - С.12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.