Научная статья на тему 'Современные тенденции миграционных процессов'

Современные тенденции миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / миграционные процессы / незаконная миграция / меры борьбы с нелегальной миграцией / migration / migration processes / illegal migration / measures to combat illegal migration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Элла Александровна Джойс, Александр Александрович Симаков

В статье изучены и проанализированы факторы, стимулирующие миграционные процессы. Определено влияние глобализации и технологий, способствующих росту межгосударственных перемещений населения и формированию принципиально новой миграционной ситуации. Проанализированы актуальные вопросы незаконной миграции. Предложен комплекс мер борьбы с нелегальной миграцией и преступностью среди мигрантов в России, где основная роль по разработке эффективной политики и стратегии управления миграцией предназначена государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current trends in migration processes

The article studies and analyzes factors stimulating migration processes. The influence of globalization and technologies that contribute to the growth of interstate population movements and the formation of a fundamentally new migration situation is determined. Current issues of illegal migration are analyzed. A set of measures to combat illegal migration and crime among migrants in Russia is proposed, where the main role in developing effective policies and strategies for migration management is assigned to the state.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции миграционных процессов»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 141 — 145. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):141 — 145.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 331.556

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-141-145 NIION: 2007-0062-3/24-139

EDN: https://elibrary.ru/KPOIET MOSURED: 77/27-004-2024-03-339

Современные тенденции миграционных процессов

Элла Александровна Джойс1, Александр Александрович Симаков2

1 2 Омская академия МВД России, Омск, Россия

1 ella_smk@mail.ru

2 zoo19@mail.ru

Аннотация. В статье изучены и проанализированы факторы, стимулирующие миграционные процессы. Определено влияние глобализации и технологий, способствующих росту межгосударственных перемещений населения и формированию принципиально новой миграционной ситуации. Проанализированы актуальные вопросы незаконной миграции. Предложен комплекс мер борьбы с нелегальной миграцией и преступностью среди мигрантов в России, где основная роль по разработке эффективной политики и стратегии управления миграцией предназначена государству.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, незаконная миграция, меры борьбы с нелегальной миграцией

Для цитирования: Джойс Э.А., Симаков А.А. Современные тенденции миграционных процессов // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 141—145. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-141-145. EDN: https://elibrary.ru/KPOIET.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Current trends in migration processes

Ella A. Joyce1, Alexander A. Simakov2

1 2 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia

1 ella_smk@mail.ru

2 zoo19@mail.ru

Abstract. The article studies and analyzes factors stimulating migration processes. The influence of globalization

and technologies that contribute to the growth of interstate population movements and the formation of a fundamentally new migration situation is determined. Current issues of illegal migration are analyzed. A set of measures to combat illegal migration and crime among migrants in Russia is proposed, where the main role in developing effective policies and strategies for migration management is assigned to the state.

Keywords: migration, migration processes, illegal migration, measures to combat illegal migration For citation: Joyce E.A., Simakov A.A. Current trends in migration processes // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):141 — 145. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-141-145. EDN: https://elibrary.ru/KPOIET.

В настоящее время число международных мигрантов продолжает расти. По данным ООН только в 2020 г. насчитывалось около 281 млн международных мигрантов, это примерно 3,6% общей численности населения всего мира. Если сравнивать данные 2024 г. с таковыми за 1990 г., то мы видим тенденцию увеличения этого показателя на 128 млн человек. При этом миграционные потоки становятся все более разнообразными. Выбор мигрантов падает уже

© Джойс Э.А., Симаков А.А., 2024

не на традиционные страны назначения, а на страны с развивающейся экономикой (с лучшими возможностями для работы и образования). Именно поэтому можно говорить, что миграция становится все более урбанизированной. В свою очередь пандемия СОУГО-19 внесла изменения в миграционные процессы: снизились масштабы миграционных потоков. Это связано с тем, что многие страны закрыли свои границы, ввели ограничения на международные поездки и передвижения внутри страны.

Проводя анализ ситуации по России, можно отметить, что по данным за 2019 г. число иностранцев в стране колебалось от 9,6 млн до 11,2 млн человек, в 2020 г. оно снизилось до 7,1 млн человек, а в 2021 г. проявилась тенденция к значительному снижению до 5,5 млн человек. До сих пор на российском рынке труда ощущается дефицит трудовых мигрантов, который, по оценке Национальной ассоциации строителей, составляет 15,2 млн человек. Не стоит забывать, что именно мигранты играют важную роль в экономике страны и дальнейшем ее развитии. Таким образом, данная тенденция требует лучшего понимания миграции, ее влияния на общество и экономику, поскольку исследование миграционных процессов позволит разработать эффективную политику и дальнейшую стратегию управления миграцией.

В современном мире ярко выражено влияние глобализации и совершенствование технологий на миграцию в целом. Поскольку глобализация усиливает неравенство экономических условий и возможностей, то это, в свою очередь, является толчком для роста межгосударственных перемещений населения, создавая принципиально новую миграционную ситуацию. В мировой экономической системе глобализация определяет место и роль международной трудовой миграции, именно миграция становится важнейшим фактором демографического развития и экономического роста. В свою очередь, существенное влияние на миграцию оказывают технологии, социальные сети, цифровые платформы, предоставляя людям свободный доступ к информации относительно возможностей за рубежом, тем самым облегчая в организационном плане их международные переезды. Помимо этого, технологии способствуют интеграции мигрантов в новое общество, например, предоставляя им доступ к языковым курсам и услугам по трудоустройству. Важную роль играют социальные сети, обеспечивая структуру для обмена идеями, ценностями и идентичностями, минуя географические и административные барьеры. Учитывая то, что сети динамичны и по-разному влияют на идентичность мигрантов, это позволяет воздействовать на перспективы их адаптации в новой стране (в новой среде обитания).

Однако, несмотря на указанные преимущества, глобализация и технологии могут также усилить неравенство и социальную напряженность. К примеру, если миграция не регулируется адекватными законами и постановлениями, она может создать риск нарушения прав вовлеченных людей. Таким образом, можно отметить,

что глобализация и технологии оказывают существенное влияние на миграцию, создавая новые возможности, а порой и серьезные проблемы [1, с. 102].

В последнее время наблюдается активное влияние миграции на инновации и предпринимательство, например, растущая роль мигрантов в стартап-экосистеме. Как известно, экосистема стартапов представляет собой взаимосвязанную сеть, которая включает в себя разнообразные ресурсы, инструменты и заинтересованных субъектов (предпринимателей, инвесторов, правительственные организации, образовательные учреждения и различных поставщиков услуг). Воздействуя на эти составляющие элементы, можно способствовать росту и развитию новых или развивающихся предприятий в тех же секторах технологий и инноваций. И мигранты могут внести значительный вклад в эту экосистему, привнеся новые идеи, разнообразные навыки и международный опыт, что в свою очередь приведет к созданию инновационных продуктов (услуг) и увеличению диверсификации экосистемы стартапов.

Однако при внедрении (интеграции) в экосистему стартапов мигранты могут столкнуться с языковыми барьерами, дискриминацией и отсутствием доступа к ресурсам и возможностям. В связи с этим стартап-экосистемы должны быть инклюзивными и гостеприимными для мигрантов, т.е. предполагается создание благоприятных условий, предлагая образовательные программы для мигрантов, создавая сеть поддержки, предоставляя мигрантам возможность участвовать в стартап-мероприятиях и конкурсах, обеспечивая равный доступ к возможностям и ресурсам.

Анализ миграционных процессов в России позволяет сегодня выявить такую негативную тенденцию, как нелегальная миграция, происходящая с нарушением миграционного законодательства страны, что в свою очередь оказывает существенное влияние на рынок труда и общество в России. Чтобы улучшить финансовое положение своей семьи, нелегальные мигранты идут на неквалифицированный труд, который не требует специального образования, например, в сфере сельского хозяйства, строительства, обслуживания и т.д. Отметим, что нелегальная миграция также влечет за собой увеличение нагрузки на системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Как результат, страна теряет значительные экономические ресурсы, наблюдаются уклонения от уплаты налогов со стороны нелегальных мигрантов [2, с. 85].

Представляют интерес статистические данные по миграционной ситуации, предоставленные

МВД России. В 2024 г. на миграционном учете состоят почти 16,5 млн иностранных граждан, для сравнения: в 2019 г. было зарегистрировано 14,5 млн. По разным оценкам в России могут находиться от 1,5 до 3 млн нелегальных мигрантов. В 2022 г. число выявленных фактов организации нелегальной миграции (ст. 3221 УК РФ) увеличилось на четверть — с 737 до 926 (на 25,6%), в том числе на 9,3% больше установленных фактов организации незаконного въезда

Оценивая показатели таблицы, следует отметить, что в 2022 г. уровень преступности среди мигрантов в России оказался самым высоким за шесть лет. В 2023 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено 39,1 тыс. преступлений, что на 3% меньше по сравнению с предыдущим годом. Особое опасение вызывает рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных мигрантами. К примеру, среди структурообразующих преступлений, совершенных в 2021 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства, более трети (36,4%) составили деяния против собственности (гл. 21 УК РФ), 12,5% — преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 9,1% — преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), 2,8% — преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ).

Статистика Пограничной службы ФСБ России определяет общее количество поездок иностранных граждан в Россию. Так, по итогам 2023 г. их количество в целом составило 15,4 млн, из них с целью туризма — 670,69 тыс. Исследуя основные потоки миграции в России, отметим, что мигранты из Узбекистана уже несколько лет лидируют по количеству лиц, въехавших в РФ, эта тенденция сохранилась и на сегодняшний день. Основные потоки мигрантов в 2023 г. были распределены следующим образом: Узбекистан — 3,16 млн человек, Казахстан — 3,16 млн, Таджикистан — 2,12 млн человек. По сравнению с 2022 г. общее количество поездок иностранцев в Россию выросло на 15,7% [5].

в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию (ч. 1 ст. 3221 УК РФ) — рост с 398 до 435 [3, с. 147].

Нелегальная миграция способствует росту преступности в стране, данный вывод сделан на основе анализа статистических данных, представленных Главным информационно-аналитическим центром МВД России (табл. 1).

В целях борьбы с нелегальной миграцией и преступностью среди мигрантов в России предлагается применить следующие меры:

1) ужесточить контроль за въездом и пребыванием иностранных граждан. Достичь данной цели можно, если усилить пограничный контроль, усовершенствовать систему управления миграцией, а также сотрудничать с другими странами для предотвращения нелегальной миграции;

2) приветствовать активное участие граждан. Граждане должны сообщать о наличии нелегальных мигрантов в территориальные подразделения Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел. Данная информация может быть предоставлена лично, по почте или онлайн через сайт Главного управления по делам миграции МВД;

3) внедрить ограничения на работу. На сегодняшний день рассматривается запрет работать иностранцам в определенных секторах, таких как розничная торговля, рестораны, кафе, бары и транспорт, включая такси, в некоторых регионах данное решение уже принято;

4) регулировать механизм квотирования трудовой миграции. Данная мера позволит исходя из потребностей рынка труда в рабочей силе контролировать, а в случае необходимости и ограничивать присутствие мигрантов в России. Следует учитывать возможность введения более строгих правил получения разрешений на работу и проживание;

5) регулярно проводить всероссийские рейды. МВД России ежегодно проводит всероссийские рейды «Нелегал», в ходе которых выявляют десятки тысяч нарушений миграционного зако-

Таблица 1. Количество преступлений, совершенных мигрантами за период 2018—2023 гг., тыс. [4]

Год 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Количество преступлений 35,9 32,4 31,7 33,7 40,2 39,1

нодательства иностранцами. Только по результатам первого этапа операции «Нелегал 2024» в миграционной сфере пресечено более 50 тыс. нарушений, депортировано около 9 тыс. иностранных граждан, а 11 тыс. въезд в Россию был запрещен. Возбуждено порядка 2 тыс. уголовных дел. Необходимо ужесточить наказание за незаконное пребывание;

6) применять депортацию в случае необходимости. Усилить борьбу с нелегальной миграцией, в частности, за проявление экстремизма, нарушения правопорядка следует незамедлительно депортировать мигранта.

Учитывая вышесказанное, следует продолжить исследования в этой области с целью рационального управления миграцией и разработки адекватных мер вмешательства и контроля. Со стороны государственных миграционных органов необходимо разработать эффективную стратегию управления миграцией, которая учитывала бы как преимущества, так и проблемы, связанные с миграцией. Совершенствуя систему управления миграцией, следует обратить внимание на создание благоприятных условий и возможностей для легальной миграции:

■ повышение информативности населения о вопросах миграции, используя различные способы для борьбы с негативными стереотипами и предрассудками в отношении мигрантов (образовательные программы, информационные кампании и общественный диалог);

■ поддержка прав мигрантов, что в свою очередь подразумевает защиту прав мигрантов, борьбу с дискриминацией и расизмом, а также обеспечение доступа к социальной защите и услугам;

■ предоставление возможностей для легальной миграции, что предусматривает разработку программ трудовой миграции, образовательных и культурных обменов, а также программ для беженцев и лиц, ищущих убежище;

■ интеграция мигрантов в общество и на рынок труда. Этого можно достичь, включая ряд мероприятий по обеспечению языковой подготовки, признания квалификации и доступа к услугам по трудоустройству и т.д.

Таким образом, для улучшения ситуации с миграцией необходима согласованность усилий со всех сторон, а именно государственных ор-

ганов, общественности и международного сообщества.

Анализ различных аспектов миграции позволил выявить как положительные, так и отрицательные стороны. Текущая тенденция в миграции включает в себя три основных аспекта: изменения в миграционных потоках, влияние глобализации и технологий на миграцию, а также роль социальных сетей и цифровых платформ в миграции. Традиционно одним из отрицательных моментов по-прежнему остается нелегальная миграция, что на сегодняшний день является серьезной проблемой. Поскольку нелегальные мигранты часто работают в неформальном секторе и не имеют доступа к социальной защите и трудовым правам, это влечет за собой их эксплуатацию и уязвимость как работников. Кроме того, нелегальная миграция порой подрывает доверие общества к миграционной системе и может способствовать росту ксенофобии и дискриминации.

Список источников

1. Джойс ЭА, Симаков A.A. Миграция и экономическая безопасность / / Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 101 — 105.

2. Дроздова ЕА., Кудряшов О.В. Проблемы предупреждения рецидивной преступности среди осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства // Проблемы в российском законодательстве. 2018. № 2. С. 84—86.

3. Капинус О.С. Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации / / Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 145—151.

4. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» // URL: https://мвд.рф/mvd

5. Официальный сайт Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации // URL: www.https://ps.fsb.ru

References

1. Joyce EA., Simakov A.A. Migration and economic security // Audit statements. 2022. No. 1. P. 101 — 105.

2. Drozdova EA., Kudryashov O.V. Problems of preventing recidivism among convicted foreign Citizens and stateless persons / / Problems in Russian legislation. 2018. No. 2. P. 84—86.

3. Kapinus O.S. Crime of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation / / Bulletin

of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 1. P. 145—151.

4. Official website of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. FKU "Main

Information and Analytical Center" / / URL: https://

MBä.pÖ/mvd

5. Official website of Border Service of the Federal Security Service of the Russian Federation // URL: www.https://ps.fsb.ru

Научно-исследовательская работа по проблеме фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

В рамках государственного задания Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в 2024 г. была выполнена прикладная научно-исследовательская работа на тему: «Расширение фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы России с учетом последствий санкционных ограничений».

В исследовании представлены институциональные, правовые, финансово-экономические условия, влияющие на формирование и расширение фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы. Классифицированы подходы к содержанию фискального пространства. Выявлены факторы, влияющие на масштабы фискального пространства с учетом реализуемой бюджетно-налоговой политики, санкционных ограничений, современных вызовов.

Ключевыми результатами являются определение и апробация современного инструментария оценки фискального пространства для федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы в действующих условиях и направлений его расширения с учетом факторного анализа и типологизации регионов. Разработаны рекомендации для органов власти, в том числе по совершенствованию правового поля.

М.Е. Косов,

доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета, ведущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Информация об авторах

Э.А. Джойс — доцент кафедры экономической теории и финансового права Омской академии МВД России, кандидат педагогических наук;

А.А. Симаков — доцент кафедры управления и информационных технологий в деятельности ОВД Омской академии МВД России, кандидат технических наук, доцент.

Information about the authors

E.A. Joyce — Associate Professor at the Department of Economic Theory and Financial Law of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences; A.A. Simakov — Associate Professor of the Department of Management and Information Technologies in the Activities of the Department of Internal Affairs of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.

The article was submitted 16.07.2024; approved after reviewing 16.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.