Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России '

Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демография / миграция / трудовые ресурсы / государственная политика / демографическая политика / национальные проекты / demography / migration / labor resources / state policy / demographic policy / national projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Александрович Симаков, Элла Александровна Джойс

Миграция и миграционные процессы в рамках национального хозяйства являются неотъемлемыми элементами, которые призваны обеспечить движение населения. Основная цель миграции заключается в привлечении работников в национальную экономику для увеличения производительности труда и роста макроэкономических показателей. Миграционные процессы могут как положительно, так и отрицательно влиять на рынок труда и занятость в стране. Основной задачей государства в этой сфере является регулирование посредством применения правовых, финансово-экономических, информационных и организационных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of migration processes on the economic security of Russia

Migration and migration processes within the framework of the national economy are integral elements that are designed to ensure the movement of the population. The main goal of migration is to attract workers to the national economy in order to increase labor productivity and increase macroeconomic indicators. Migration processes can both positively and negatively affect the labor market and employment in the country. The main task of the state in this area is regulation through the use of legal, financial, economic, informational and organizational tools.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 133—135. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):133—135.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 331.556 NIION: 2007-0062-1/22-032

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-133-135 MOSURED: 77/27-004-2022-01-232

Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России

Александр Александрович Симаков1, Элла Александровна Джойс2

1 2 Омская академия МВД России, Омск, Россия

1 zoo19@mail.ru

2 ella_smk@mail.ru

Аннотация. Миграция и миграционные процессы в рамках национального хозяйства являются неотъемлемыми элементами, которые призваны обеспечить движение населения. Основная цель миграции заключается в привлечении работников в национальную экономику для увеличения производительности труда и роста макроэкономических показателей. Миграционные процессы могут как положительно, так и отрицательно влиять на рынок труда и занятость в стране. Основной задачей государства в этой сфере является регулирование посредством применения правовых, финансово-экономических, информационных и организационных инструментов.

Ключевые слова: демография, миграция, трудовые ресурсы, государственная политика, демографическая политика, национальные проекты

Для цитирования: Симаков А.А., Джойс Э.А. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 133—135. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-133-135.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

The impact of migration processes on the economic security of Russia

Alexander A. Simakov1, Ella A. Joyce2

1 2 Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia

1 zoo19@mail.ru

2 ella_smk@mail.ru

Abstract. Migration and migration processes within the framework of the national economy are integral elements that are designed to ensure the movement of the population. The main goal of migration is to attract workers to the national economy in order to increase labor productivity and increase macroeconomic indicators. Migration processes can both positively and negatively affect the labor market and employment in the country. The main task of the state in this area is regulation through the use of legal, financial, economic, informational and organizational tools. Keywords: demography, migration, labor resources, state policy, demographic policy, national projects For citation: Simakov A.A., Joyce E.A. The impact of migration processes on the economic security of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):133—135. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-133-135.

Анализируя специфику миграционных процессов в РФ, важно отметить, какие функции они выполняют в экономике. Как правило, их подразделяют на две группы: общие (ускорительная, селективная и перераспределительная миграция) и специфические (экономическая и социальная миграция).

При анализе миграционных процессов выделяют следующие причины миграции населения:

© Симаков А.А., Джойс Э.А. 2022

экономические, экологические, политические, правовые, психологические, национальные и культурно-религиозные. Так, экономические причины обусловлены тем, что человек или группа лиц меняет место проживания с целью улучшения своего экономического положения. Экологические причины связаны с угрозой жизни и здоровья вследствие катастроф, бедствий и техногенных причин.

В РФ миграционная политика государства регулируется Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019—2025 годы,

Экономические науки

целью которой является создание комфортной среды, направленной на решение задач в сфере социально-экономического и демографического развития государства, повышения качественного уровня жизни, защиты рынка труда. Демографическая политика, проводимая РФ, направлена на увеличение продолжительности жизни населения, рост рождаемости и сокращение уровня смертности, регуляцию внешней и внутренней миграции. В связи с этим государство должно рационально подходить к использованию ограниченных трудовых ресурсов. В условиях демографического кризиса в РФ, когда происходит сокращение населения в РФ, а снижение рождаемости приведет к уменьшению численности трудоспособного населения, что увеличит социальные расходы на старшую возрастную группу и приведет к сокращению экономически активного населения в обозримом будущем, необходима продуманная миграционная политика. Депопуляция является прямой угрозой экономической безопасности страны. Поэтому важное значение приобретает государственная политика, связанная с решением демографических проблем в РФ.

Демография как наука исследует численность населения, состав, пространственное распределение и изменения в популяции, происходящие с течением времени. Население никогда не бывает статичным, оно растет или сокращается в результате взаимодействия рождаемости, смертности и миграции. Понимание причин и последствий демографической динамики населения, ее прогноз позволяют принимать правильные решения при управлении социально-экономическим развитием территорий.

На демографические процессы большое влияние оказывает множество прямых и косвенных факторов, к которым относят старение населения, депопуляцию, деградацию института семьи и брака, нерегулируемые миграционные процессы. В связи с этим Правительством РФ необходимо принятие мер, которые определят допустимый уровень существующих угроз и механизмы для их ликвидации. Одними из важнейших показателей безопасности являются представительство титульной национальности, коэффициент старости населения и его семейности. Влияние демографии и миграции на экономическую безопасность страны выражается в разных аспектах. Демографическая и миграционная ситуация влияет на рынок труда, потребление гражданами товаров и услуг, изменение налоговых ставок и социальных трудовых взносов. В результате роста ставок растет себестоимость товаров и услуг, снижается конкурентоспособность продукции, а растущие налоговые ставки замедляют рост экономики. В результате роста демо-

графических проблем растет спрос на трудовых мигрантов, что порождает определенные нюансы при функционировании экономики и проблемы, вызванные с их адаптацией. Наиболее характерно это для крупных экономически развитых регионов (таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург). При растущей мобильности населения вследствие облегченных условий внутренней и внешней миграции можно наблюдать изменение миграционного поведения, поэтому важно выстаивать грамотную государственную демографическую политику, призванную переформатировать уровень жизни населения в сторону ее улучшения [2, с. 203].

Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни с учетов повышения качества жизни, увеличения трудоспособности, роста рождаемости и сокращение уровня смертности, укрепление здоровья. В рамках национального проекта «Демография» предполагается реализация пяти федеральных проектов («Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни»), целью которых является увеличение естественного прироста населения, обеспечение рабочими местами, финансовая и иная поддержка семей, рост здоровья, развитие здорового образа жизни и качества жизни людей. Проект рассчитан на период с 2018 по 2024 гг. и предполагает 4637,8 трлн рублей на его реализацию (в том числе 4468,9 трлн руб. — из федерального бюджета). В целом для улучшения демографических показателей важно добиться увеличения доли наиболее продуктивных возрастных групп и снижения доли населения, не способного работать. Для увеличения естественного прироста населения важно повышать качество жизни населения, для чего требуются значительные демографические и экономико-политические ресурсы [1, с. 24]. Для совершенствования миграционных процессов необходимо создавать условия для современного и комфортного проживания, снижать социальную напряженность.

Анализируя статистические данные, необходимо отметить, что численность населения РФ за последние годы незначительно увеличилась (2011 г. — 141 млн человек, 2021 г. — 146 млн человек). На фоне ухудшения половозрастной структуры населения произошло снижение абсолютного числа родившихся. В январе-декабре 2020 г. родилось 1893,2 тыс. детей, или на 50,9 тыс. детей (2,6%) меньше, чем за аналогичные периоды раннее. Следует отметить, что за 2021 г. произошло снижение показателя рождаемости на 0,32 п. п. и наблюдается рост показателя смертности на 2,21 п. п. Рост смертности обусловлен

134

Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1

распространением коронавирусной инфекции, а также тем, что в условиях ограничений, связанных с пандемией, людям стало сложнее получать медицинскую помощь. Изучив динамику численности умершего населения, отметим, что, согласно данным Росстата, в январе-июле 2021 г. умерло 1083,8 тыс. человек, что на 23,7 тыс. человек (2,1% ) меньше, чем за соответствующий период 2020 г. Однако в сравнении с прошлыми годами мы наблюдаем увеличение количества умерших. Численность умершего населения РФ обусловлена рядом факторов, среди которых — высокая численность болезней сосудистой системы, рост инфарктов, сердечно-легочных заболеваний и т.д. По данным статистики средняя продолжительность жизни в 2021 г. составила 71,9 года (к примеру, в 2018 г. — 71,4 года), в том числе у мужчин — 66,5 года, у женщин — 77,1 года (в 2018 г. эти показатели составляли 65,9 и 76,7 года соответственно).

Несмотря на все изложенное, численность трудоспособного занятого населения в РФ, согласно данным Росстата, за последние годы существенно снизилась, что связано с трудностями функционирования рынка труда. Реализация положений Концепции государственной миграционной политики РФ создает условия для оптимизации миграционных процессов в РФ, а именно: использование дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования трудовых ресурсов, содействие развитию образовательной и внутренней миграции, создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, противодействие незаконной миграции и т.д. [3, с. 220].

Только тесное взаимодействие государственных властей с территориальными органами власти сможет обеспечить понимание причин и факторов миграции, понять закономерности и последствия миграционных процессов, что в свою

очередь позволит выработать и реализовать рациональную миграционную политику, направленную на улучшение социально-экономической обстановки в РФ.

Список источников

1. Джойс ЭА Региональный рынок труда и трудовая миграция / / Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов: сб. тр. II Меж-дунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 23—27.

2. Смирнова Е.В. Савельева Л.П. Проблемы реализации концепции государственной миграционной политики Российской Федерации // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2015. № 11. С. 202—204.

3. Саякбаева АА., Омурова С.К. Некоторые теоретические аспекты экономической безопасности страны // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 2. С. 217—225.

4. Федеральная служба государственной статистики // URL: www.rosstat.gov.ru

References

1. Joyce EA. Regional labor market and labor migration / / Increasing the managerial, economic, social and innovation-technical potential of enterprises, industries and national economic complexes. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. Penza, 2010. P. 23—27.

2. Smirnova E.V. Savelyeva L.P. Problems of implementation of the concept of the state migration policy of the Russian Federation / / Actual problems of law, economics and management 2015. No. 11. P. 202—204.

3. Sayakbaeva A.A., Omurova S.K. Some theoretical aspects of the country's economic security // Topical issues of modern economics. 2021. No. 2. P. 217—225.

4. Federal State Statistics Service // URL: www.rosstat.gov.ru.

Информация об авторах

А.А. Симаков — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления и информационных технологий в деятельности ОВД;

Э.А. Джойс — кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической теории и финансового права; Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author

A.A. Simakov — candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of

management and information technologies in the activities of the department of internal affairs;

E.A. Joyce — candidate of pedagogical sciences, associate professor at the department of economic theory and financial law;

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 10.03.2022. The article was submitted 1 7.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 1 0.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.