Научная статья на тему 'Влияние миграционных процессов на состояние рынка труда Новосибирской области'

Влияние миграционных процессов на состояние рынка труда Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1739
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / MIGRATION / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POLICY / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анофриков Сергей Павлович

Актуальность темы обусловлена усилением миграционных процессов на постсоветском пространстве. Обозначенное явление приводит к ряду позитивных и негативных последствий, характерных для всех стран. Однако средние данные о рассматриваемом явлении в стране невозможно использовать для разработки эффективной экономической политики на уровне отдельного ее региона, в связи с чем необходимо изучение региональных особенностей данного процесса. Цель исследования: выявить зависимость состояния рынка труда Новосибирской области от миграционных процессов и сформировать некоторые рекомендации по устранению их отрицательного воздействия. Методы: исследование проведено на основе сочетания принципов исторического и логического анализа, кроме того, в работе применялись методы сравнения, корреляционно-регрессионного анализа и другие общепринятые экономико-статистические и аналитические методы. Результаты: охарактеризованы миграционные процессы в Новосибирской области. Обозначено влияние миграции на состояние рынка труда. Выделены проблемы рынка труда, порождаемые миграцией. Предложены некоторые мероприятия, способствующие улучшению ситуации на рынке труда региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topic of the study is important due to increase of migration processes in post-Soviet area. This phenomenon leads to a number of positive and negative consequences typical for all countries. However the average data of the considered phenomenon is impossible to be used for the development of the effective economic policy at the level of a particular region. That is why it is necessary to investigate regional features of the process. The purpose of the investigation is to find out the dependence of the labor market condition in Novosibirsk region on the migration processes and to form some recommendations on their negative influence elimination. Methods: The investigation was based on the combination of principles of historical and logical analysis, moreover the author has used the methods of comparison, correlation and regression analysis and other common economic, static and analytic methods. Results: The migration processes of Novosibirsk region were characterized. The influence of migration on the labor market was marked. The author has marked as well the problems of the labor market, caused by migration. Some measures to improve the situation on the labor market were proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние миграционных процессов на состояние рынка труда Новосибирской области»

УДК 331.5.024.54

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

С.П. Анофриков

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск

E-mail: anofrikov@rambler.ru

Актуальность темы обусловлена усилением миграционных процессов на постсоветском пространстве. Обозначенное явление приводит к ряду позитивных и негативных последствий, характерных для всех стран. Однако средние данные о рассматриваемом явлении в стране невозможно использовать для разработки эффективной экономической политики на уровне отдельного ее региона, в связи с чем необходимо изучение региональных особенностей данного процесса.

Цель исследования: выявить зависимость состояния рынка труда Новосибирской области от миграционных процессов и сформировать некоторые рекомендации по устранению их отрицательного воздействия.

Методы: исследование проведено на основе сочетания принципов исторического и логического анализа, кроме того, в работе применялись методы сравнения, корреляционно-регрессионного анализа и другие общепринятые экономико-статистические и аналитические методы.

Результаты: охарактеризованы миграционные процессы в Новосибирской области. Обозначено влияние миграции на состояние рынка труда. Выделены проблемы рынка труда, порождаемые миграцией. Предложены некоторые мероприятия, способствующие улучшению ситуации на рынке труда региона.

Ключевые слова:

Миграция, рынок труда, занятость, политика занятости, экономика региона.

Рыночная экономика, как и любая другая система, не является идеальным построением и ее функционирование связано с рядом проблем. Особо это касается сферы труда, так как эффективное использование трудового потенциала и вновь прибывающих трудовых ресурсов является залогом высоких темпов экономического роста и в целом формирования социально ориентированной рыночной экономики. Однако средние показатели по стране малопригодны для устранения диспропорций в конкретном регионе. Поэтому для проведения эффективной политики в сфере миграции и занятости видится обоснованным обращение к региональному уровню [1-7].

Как известно, миграция может влиять не только на количественное соотношение между спросом и предложением на рынке труда, но и определенным образом сказываться на качестве рабочей силы.

При анализе влияния миграционных процессов на состояние рынка труда следует различать как отрицательные, так и положительные стороны подобного воздействия. При этом связь между миграцией и состоянием рынка труда характерна не только для формирующейся российской экономики, но и для экономики развитых государств [8-11].

Наиболее часто при подобных исследованиях сталкиваются с проблемами:

• повышения уровня напряженности на рынке труда, в связи с усилением конкуренции со стороны мигрантов за свободные рабочие места;

• снижения уровня доходов населения, что вызвано более низкими претензиями мигрантов к уровню заработной платы;

• экономической безопасности, что обусловлено зависимостью экономики принимающей мигрантов страны от их услуг на рынке труда.

Однако обозначенным проблемам можно противопоставить положительные тенденции, вызываемые миграцией:

• одной из основных демографических проблем как России в целом, так и Новосибирской области в частности, выступает проблема старения населения, которую в некоторой степени можно решить за счет усиления иммиграционных потоков. Данное положение основывается на том, что основную часть иммигрантов составляют люди трудоспособного возраста, положительно влияющие на средний возраст населения области;

• мигранты занимают в основном рабочие места, непривлекательные для местного населения, тем самым обеспечивая бесперебойное функционирование многих предприятий в различных отраслях экономики и способствуя экономическому развитию региона [12];

• в связи с более низкими претензиями к уровню заработной платы мигранты способствуют снижению издержек производства, замедляя тем самым инфляцию.

Вопросам миграции всегда уделялось особое внимание. В условиях Советского Союза эти проблемы решались административными методами, к которым можно отнести институт прописки, ограничение прописки в крупных городах, закрепление сотрудников за предприятием, институт распределения молодых специалистов, целенаправленное перемещение трудовых ресурсов для освоения новых территорий и т. п.

В постсоветской России миграция также остается объектом государственного воздействия. Но если в 90-е гг. прошлого века в основном решались проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов, то есть просматривалась

социальная направленность миграционной политики, то в начале XXI в. четко прослеживается совершенствование стратегии миграционной политики государства на перспективный период, направленной на улучшение социально-экономического положения в стране, а также на решение демографических проблем, так остро стоящих перед Россией в последнее время [13].

Однако процессы, происходящие в настоящий момент в сфере миграционного обмена, все еще усиливают неравномерность размещения населения по территории страны, тем самым увеличивая разрыв между размещением трудового и природно-ресурсного потенциалов.

По официальным данным в процессе внутренней миграции население страны перераспределяется в пользу Центрального и Северо-Западного федеральных округов, являющихся наиболее привлекательными. Все округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока.

Такое перераспределение населения не способствует решению ни социально-экономических, ни геополитических задач, стоящих в настоящий момент перед Россией. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование миграционной политики, влияющей в конечном счете на улучшение состояния рынка труда большинства регионов, в том числе и Новосибирской области.

Согласно официальным статистическим данным в 2001-2003 гг. произошло существенное снижение (в два раза) числа прибывших в Новосибирскую область по сравнению с 2000 г., связанное с резким ужесточением порядка приема мигрантов из стран СНГ в Россию (рис. 1).

Так, в 2003 г. миграционная убыль достигла рекордного значения 3233 человек (34 % от показателя 2000 г.). В этом же году была принята концепция регулирования миграционных процессов. После принятия мер по легализации иммигрантов и ряда других мер по совершенствованию законодательства стала наблюдаться тенденция повышения миграционного прироста населения Новосибирской области в 2004-2009 гг. В 2006 г. были приняты меры, направленные на привлечение соотечественников в Россию и упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном основании, в связи с чем к 2009 г. миграционный приток достиг 50151 человек, а миграционный прирост составил 13 тысяч человек. В 2010 г. сокращение сальдо миграции произошло в основном за счет снижения потока мигрантов, прибывших из стран СНГ, и увеличения числа выбывших в другие регионы России, в 2011 г. - за счет снижения потока мигрантов, приезжающих в область из других регионов.

В 2006 г. указом Президента РФ была утверждена Государственная программа содействия стимулированию привлечения соотечественников, проживающих за рубежом. Было выбрано 12 «пилотных» регионов, куда на первом этапе реализации начали переселяться соотечественники. В их число наряду с Красноярским, Приморским и Хабаровским краями, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Тамбовской, Тверской и Тюменской вошла и Новосибирская область. Таким образом, государство приняло специальную миграционную программу, направленную на привлечение необходимых категорий мигрантов в страну. Немаловажно, что помимо поли-

Рис. 1. Динамика миграции населения Новосибирской области за 2000 - 2011 гг [14]

тического и демографического эффектов названная программа имеет и четко выраженное этическое значение - Россия стала принимать своих соотечественников (большинство из них русские и представители народов России), которые в советское время, после окончания вузов по направлению государства («распределению») ехали на работу в национальные республики, ставшие независимыми государствами. В 2007-2011 гг. в рамках государственной программы в Новосибирскую область переселились около четырех тысяч человек и еще около пяти тысяч находятся на различных стадиях переселения. Основными донорами трудовых мигрантов для нашего региона по данной программе стали Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Украина, Армения, Латвия, Молдова, Таджикистан, Германия, Азербайджан, Туркмения, Грузия и Израиль. Положительным эффектом реализации данной программы можно считать переселение граждан в возрасте до 40 лет, имеющих высшее профессиональное образование. Преимущественно участники программы - мужчины (61,5 %).

Основной поток мигрантов, приезжающих из стран СНГ, составляют мигранты из Казахстана. Их доля составляет 54 % от числа прибывших из стран СНГ. Казахстан является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности правительства Новосибирской области. В связи с этим в 2010 г. Правительством Новосибирской области и Акиматом Восточно-Казахстанской области было подписано Соглашение о торгово-экономическом, социальном, научно-тех-

ническом и культурном сотрудничестве, что позволило увеличить прирост мигрантов из Казахстана на 436 человек (22,3 %).

Динамика эмиграции за последние 10 лет кардинально изменилась (рис. 2).

В 2000-2005 гг. наблюдается существенное превышение числа выбывших в страны дальнего зарубежья над числом выбывших в страны СНГ. Наибольший пик был достигнут в 2001 г., когда число выбывших в станы дальнего зарубежья составило 2531 человек (66,4 % от числа прибывших из других стран). В 2005 г. произошло резкое падение числа эмигрантов. Число выбывших в страны дальнего зарубежья составило 1183 человека, что в два раза ниже показателя 2001 г. Такое падение произошло в результате резкого снижения эмиграции в Германию. С 1990 г. в Германии действовал закон «О приеме переселенцев» до 1 января 2006 г., когда прием контингентных беженцев из стран СНГ в Германию прекратился.

С 2006 г. наблюдается устойчивая тенденция снижения числа эмигрантов. И в 2011 г. число выбывших в зарубежные страны составило 768 человек (20 % от показателя 2000 г.).

Наряду с международной миграцией существенное влияние на регион оказывает внутренняя миграция населения.

В отличие от миграционного прироста иностранной рабочей силы, внутренняя миграция характеризуется миграционной убылью. Как и федеральный округ в целом, Новосибирская область, получая приток населения с востока и севера, стала больше населения отдавать в европейскую часть

3000

2500

2000

х

о

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Год

■ Число выбывших о стропы СНГ □ Число выбывших в дольное зарубежье

Рис. 2. Эмиграционные потоки из Новосибирской области за 2000-2011 гг. [15-18]

страны, то есть преобладает западный дрейф. Наивысший показатель миграционной убыли был достигнут в 2010 г. и составил 7025 человек, что на 19,7 % выше показателя 2011 г. Однако в перспективе развитие внутренней миграции должно стать альтернативой привлечения иностранных работников.

В настоящее время очень остро стоит проблема не только привлечения мигрантов, но и их профессионализм. Так, в 2011 г. наблюдается высокая доля мигрантов, прибывших в Новосибирскую область из стран СНГ, имеющих начальное образование (86,3 %) [19]. Такая динамика может негативно сказаться на социально-экономическом положении в Новосибирской области. Поэтому срочно должны быть приняты меры миграционной политики по повышению уровня качества мигрантов в Новосибирскую область.

Несомненно, миграция оказывает существенное воздействие на состояние рынка труда как страны в целом, так и региона в частности. А в связи с неразвитостью российского рынка труда и невозможностью его саморегулирования особое внимание нужно уделять роли государства при решении проблем занятости и безработицы.

Как видно по данным, представленным в таблице, в Новосибирской области наблюдается устойчивый темп роста уровня занятости с 2001 по 2011 гг.

На начало 2008 г. этот показатель составлял 63,3 %, что на 9 % выше показателя 2001 г. Отклонения показателей наблюдаются в 2009 г. в связи с влиянием острой фазы мирового финансово-экономического кризиса. Но уже в 2011 г. уровень занятости в Новосибирской области достиг отметки в 65,2 %.

Рассматриваемые показатели свидетельствуют о том, что уровень миграционного прироста и уровень занятости изменяются однонаправлено. Положительная динамика миграционного прироста влечет за собой увеличение уровня занятости, что также положительно сказывается на состоянии рынка труда Новосибирской области.

Однако на протяжении рассматриваемого периода наблюдаются колебания миграционного прироста и уровня занятости населения Новосибирской области. Резкое расхождение данных показателей в 2001-2003 гг. объясняется проводимой политикой Новосибирской области. В данный период был принят ряд мер, направленных на ужесточение порядка приема мигрантов из стран СНГ, в результате чего уровень миграционного прироста значительно сократился.

В 2001 г. была разработана программа содействия занятости населения Новосибирской обла-

сти. В качестве приоритетного направления реализации государственной политики занятости на территории Новосибирской области определено создание новых экономически эффективных рабочих мест, в связи с чем уровень занятости населения существенно повысился.

В 2003 г. была принята Концепция регулирования миграционных процессов. В результате были отменены некоторые ограничения миграционной политики и выбраны приоритетные направления по привлечению трудовых мигрантов в Новосибирскую область.

Также важно отметить, что на состояние рынка труда влияют не только миграционные процессы, но и многие другие факторы, одним из которых выступает процесс старения населения.

Однако, несмотря на то, что миграция оказывает положительное влияние на состояние рынка труда Новосибирской области, а следовательно, и на экономическое положение региона, на сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с данным явлением:

• количественный и качественный состав мигрантов не в полной мере соответствует потребностям экономического развития региона. Высокий удельный вес мигрантов с низким уровнем образования и квалификации можно объяснить тем, что в случае отсутствия свободных рабочих мест в легальном секторе экономики данные лица не исключают возможность занятости в теневом секторе. Этого нельзя сказать о высококвалифицированных специалистах, для которых предпочтительнее легальная занятость у себя на родине, чем нелегальная в другой стране, даже при более высоком уровне оплаты;

• наблюдается затягивание формирования и практической реализации подходов к привлечению мигрантов с востребованными в регионе профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и прочими качествами, способных быстро адаптироваться к российским условиям;

• недостаточно используется миграционный потенциал, заложенный в системе образования. На международном уровне переезд для получения образования, а также академическая мобильность студентов, преподавателей и ученых считается эффективным источником квалифицированных работников, являющихся также наиболее подготовленными к интеграции в принимающую общественную среду;

• миграционная политика, носящая до сих пор преимущественно ограничительный характер, а также неразвитость инфраструктуры в сфере

Таблица. Уровень миграционного прироста и уровень занятости населения Новосибирской области в 2000-2011 гг.

Показатель / Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Уровень миграционного прироста, %% 1,09 0,30 -0,08 -0,75 0,09 0,45 0,68 0,91 2,42 3,48 2,56 2,25

Уровень занятости населения, % 57,1 54,4 56,9 57,0 57,6 60,1 60,2 61,0 63,3 60,7 65,0 65,2

миграции провоцируют массовость незаконной миграции, являющейся одним из основных источников рабочей силы для теневого сектора экономики, что в конечном счете приводит к макроэкономической нестабильности [20]. Кроме того, результатом незаконной миграции выступает усиление антимигрантских настроений среди коренного населения России, определенную роль при сглаживании которых должны выполнять СМИ [21-23].

По результатам проведенного анализа для улучшения ситуации на рынке труда Новосибирской области можно рекомендовать упростить процедуру получения гражданства для необходимых России категорий мигрантов; снизить ставку налога на доходы физических лиц для трудовых мигрантов - иностранных граждан - с 30 до 13 %, что не только легализует существенную часть теневого рынка труда, но также позволит вывести из «тени» значительные финансовые средства; утвержденную квоту на право привлечения иностран-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анофриков С.П. Особенности государственного регулирования регионального рынка труда // Государственное регулирование экономики. Региональный аспект: матер. VII Междунар. науч-но-практ. конф.: в 2 т. Т. II. - Нижний Новгород: ННГУ, 2009.- С. 10-12

2. Горбуля Л.А. Трудовая миграция на Дальний Восток России: проблемы и перспектива // Вестн. Тихоокеан. гос. ун-та. -2009. - № 2. - С. 257-262.

3. Горбенкова Е.В. Привлечение иностранной рабочей силы на Дальний Восток России: подходы к проблеме и предпосылки развития // Проблемы современной экономики. - 2012. -№ 1. - С. 285-288.

4. Дибирдеев В.И. Управление миграционными процессами региона. - Чита: Забайкал. гос. гуманит.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2008. - 71 с.

5. Жвирблис Ю.А. Экономические последствия международной миграции рабочей силы в Республике Хакасия // ЭКО. -2009.- №10. - С. 104-110.

6. Калихман Т.П. Прошлое и настоящее китайской миграции в Сибири // Известия РАН: Сер. Географ. - 2010. - № 2. - С. 135-138.

7. Неверова Г.П. Тенденции процесса миграции в регионе с учетом возрастной структуры населения // Региональные проблемы. - 2010. - Т. 13. - № 2. - С. 117-121.

8. Reed H., Latorre M. The Economic Impacts of Migration on the UK Labour Market. URL: http://www.newunionism.net/library/inter-nationalism/IPPR% 20-% 20Economic% 20Impacts% 20of% 20Mi-gration%20on%20the%20UK%20Labour%20Market%20-% 202009.pdf (дата обращения: 10.08.2012).

9. Dustmann C., Frattini T. Can a Framework for the Economic Cost-benefit Analysis of Various Immigration Policies be Developed to Inform Decision-making and, if so, What Data are Required? URL: http://www.ukba.homeoffice.gov.uk/sitecontent/do-cuments/aboutus/workingwithus/mac/dustmann-and-fratti-ni/report.pdf? view=Binary (дата обращения: 10.08.2012).

10. Giovanni P. Immigrants, Complementarities and Native Wages: Evidence from California. URL: http://www.sudaneseecono-mist.org/print/Giovanni_Peri_1.pdf (дата обращения: 10.08.2012).

11. Immigration and Labour Supply. URL: http://www.rba.gov. au/publications/bulletin/2007/ sep/pdf/bu-0907-2.pdf (дата обращения: 10.08.2012).

ных работников закрепить за конкретным работодателем, обосновавшим необходимость привлечения иностранных работников перед сторонней комиссией, а также упростить процедуру обоснования необходимости привлечения иностранной рабочей силы работодателем.

Результатом реализации подобных мер может стать рост численности трудоспособного населения, снижение нелегальной миграции, привлечение высококвалифицированных специалистов, необходимых экономике области.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации государственного контракта № 12.741.11.0170 на выполнение работ для государственных нужд («Открытый конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по организационно-техническому обеспечению проведения всероссийских и международных молодежных конференций в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»).

12. Дукарт С.А., Слета Е.В. Проблемы оценки трансформации рынка труда в условиях модернизации экономики // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т. 316. - № 6. - С. 8-12.

13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации // Федеральная миграционная служба. 2011. URL: http://www.fms.gov.ru/law/865/details/49505/ (дата обращения: 25.08.2012).

14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. URL: http://novos-ibstat.gks.ru (дата обращения: 20.08.2012).

15. Миграция населения Новосибирской области в 2007 году: стат. сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. - Новосибирск, 2008. - 100 с.

16. Миграция населения Новосибирской области в 2008 году: стат. сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. - Новосибирск, 2009. - 68 с.

17. Миграция населения Новосибирской области в 2009 году: стат. сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. - Новосибирск, 2011. - 71 с.

18. Миграция населения Новосибирской области в 2011 году: стат. сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. - Новосибирск, 2012. - 85 с.

19. Численность, состав и движение населения Новосибирской области в 2011 году: стат. сборник / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. - Новосибирск, 2012. - 63 с.

20. Шмаков А.В. Общее макроэкономическое равновесие на легальном и параллельном рынках труда // Экономическая наука современной России. - 2007. - № 2. - С. 34.

21. Сараева О.В. Миграция в дискурсах российской массовой коммуникации // Вестник экономики, права и социологии. -2011. - №3. - С. 193-196.

22. Сараева О.В. Конструирование образов миграции на региональном и федеральном уровнях // Вестник ТОГУ. - 2012. -№3. - С. 267-276.

23. Стратегия-2020: новая модель роста, новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. // ИНТЕЛРОС. 2012. URL: http://www.intelros.ru/pdf/strategiy2020-2012-1itog.pdf (дата обращения: 25.08.2012).

Поступила 13.12.2012 г.

UDC 331.5.024.54

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INFLUENCE OF MIGRATION PROCESSES ON THE CONDITION OF LABOR MARKET IN NOVOSIBIRSK REGION

S.P. Anofrikov

Siberian State University of Telecommunications and Information, Novosibirsk E-mail: anofrikov@rambler.ru

The topic of the study is important due to increase of migration processes in post-Soviet area. This phenomenon leads to a number of positive and negative consequences typical for all countries. However the average data of the considered phenomenon is impossible to be used for the development of the effective economic policy at the level of a particular region. That is why it is necessary to investigate regional features of the process.

The purpose of the investigation is to find out the dependence of the labor market condition in Novosibirsk region on the migration processes and to form some recommendations on their negative influence elimination.

Methods: The investigation was based on the combination of principles of historical and logical analysis, moreover the author has used the methods of comparison, correlation and regression analysis and other common economic, static and analytic methods.

Results: The migration processes of Novosibirsk region were characterized. The influence of migration on the labor market was marked. The author has marked as well the problems of the labor market, caused by migration. Some measures to improve the situation on the labor market were proposed.

Key words:

Migration, labor market, employment, employment policy, regional economy

REFERENCES

1. Anofrikov S.P. Osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya re-gionalnogo rynka truda [The propreties of state regulation of regional labor market]. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki. Regionalnyy aspect: Materialy VII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [State management of the economy. Regional aspect: Materials of the seventh international scientific conference]. Nizhny Novgorod, 2009, pp. 10-12.

2. Gorbulya L.A. Trudovaya migratsiya na Dalniy Vostok Rossii: problemy i perspektiva [Labor Migration to the Far East of Russia: problems and perspective]. Vestnik Tihookean. gos. universite-ta, 2009, no. 2, pp. 257-262.

3. Gorbenkova E.V. Privlechenie inostrannoy rabochey sily na Dal-niy Vostok Rossii: podkhody k probleme i predposylki razvitiya [Hiring foreign labor to the Far East of Russia: approaches to the problem and prerequisites for the development]. Problemy sovre-mennoy ekonomiki, 2012, no. 1, pp. 285-288.

4. Dibirdeev V.I. Upravlenie migratsionnymi protsessami regiona [Management of migration in the region]. Chita, Trans-Baikal N.G. Chernyshevsky Humanities University, 2008. 71 p.

5. Zhvirblis Yu.A. Ekonomicheskie posledstviya mezhdunarodnoy migratsii rabochey sily v Respublike Khakassia [The economic impact of international migration of labour in The Republic of Khakassia]. EKO, 2009, no. 10, pp. 104-110.

6. Kalikhman T.P. Proshloe i nastoyashchee kitayskoy migratsii v Sibiri [The past and the present of Chinese migration to Siberia]. Izvestiya RAN: ser. Geografiya, 2010, no. 2, pp. 135-138.

7. Neverova G.P. Tendentsii protsessa migratsii v regione s uche-tom vozrastnoy struktury naseleniya [Trends in migration in the region taking into account theage structure of the population]. Regionalnyeproblemy, 2010, vol. 13, no. 2, pp. 117-121.

8. Reed H., Latorre M. The Economic Impacts of Migration on the UK Labour Market. Available at: http://www.newunio-nism.net/library/internationalism/IPPR%20-%20Econo-m i c % 20Impacts% 20of% 2 0 M i g r a -tion%20on%20the%20UK%20Labour%20Market%20-%202009.pdf (accessed 10 August 2012).

9. Dustmann C., Frattini T. Can a Framework for the Economic Cost-benefit Analysis of Various Immigration Policies be Developed to Inform Decision-making and, if so, What Data are Required? Available at: http://www.ukba.homeoffice.gov.uk/sitecon-tent/documents/aboutus/workingwithus/mac/dustmann-and-frattini/report.pdf? view=Binary (accessed 10 August 2012).

10. Giovanni P. Immigrants, Complementarities and Native Wages: Evidence from California. Available at: http://www.sudanesee-conomist.org/print/Giovanni_Peri_1.pdf (accessed 10 August 2012).

11. Immigration and Labour Supply. Available at: http:// www.rba.gov.au/publications/ bulletin/2007/sep/pdf/ bu-0907-2.pdf (accessed 10 August 2012).

12. Dukart S.A., Sleta E.V. Problemy otsenki transformatsii rynka truda v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [The problems of evaluation of labor market transformation under the modernization of the economy]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2010, vol. 316, no. 6, pp. 8-12.

13. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiy-skoy Federatsii [The concept of the state migration policy of Russian Federation]. Federalnaya migratsionnaya sluzhba, 2011. Available at: http://www.fms.gov.ru/law/865/details/49505/ (accessed 25 August 2012).

14. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy ststisti-ki po Novosibirskoy oblasti [Regional office of Federal agency for state statistics in Novosibirsk region]. URL: http://novosib-stat.gks.ru/? (accessed 20.08.2012).

15. Migratsiya naseleniya Novosibirskoy oblasti v 2007 godu: stat. sbornik [Migration of population of Novosibirsk region in 2007: stat. collection]. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudar-stvennoy statistiki po Novosibirskoy oblasti, Novosibirsk, 2008. 100 p.

16. Migratsiya naseleniya Novosibirskoy oblasti v 2008 godu: stat. sbor-nik [Migration of population of Novosibirsk region in 2008: stat. collection]. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistikipo Novosibirskoy oblasti, Novosibirsk, 2009. 68 p.

17. Migratsiya naseleniya Novosibirskoy oblasti v 2009 godu: stat. sbornik [Migration of population of Novosibirsk region in 2009: stat. collection]. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudar-stvennoy statistiki po Novosibirskoy oblasti, Novosibirsk, 2011. 71 p.

18. Migratsiya naseleniya Novosibirskoy oblasti v 2011 godu: stat. sbornik [Migration of population of Novosibirsk region in 2011: stat. collection]. Territorialny organ Federalnoy sluzhby gosudar-stvennoy statistiki po Novosibirskoy oblasti, Novosibirsk, 2012. 85 p.

19. Chislennost, sostav i dvizhenie naseleniya Novosibirskoy oblasti v 2011 godu: stat. sbornik [The number, structure and movements of Novosibirsk region in 2011: stat. collection]. Territorial-

ny organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistikipo Novosibirskoy oblasti. Novosibirsk, 2012. 63 p.

20. Shmakov A.V. Obshchee makroekonomicheskoe ravnovesie na legalnom i parallelnom rynkakh truda [Overall macroeconomic balance in the legal and parallel labor markets]. Ekonomicheskaya nauka v sovremennoy Rossii, 2007, no. 2, p. 34.

21. Saraeva O.V. Migratsiya v diskursakh rossiyskoy massovoy kom-munikatsii [Migration in the discourses of the Russian mass media]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2011, no. 3, pp. 193-196.

22. Saraeva O.V. Konstruirovanie obrazov migratsii na regionalnom i federalnom urovnyakh [The construction of migration types on

regional and federal levels]. Vestnik TOGU, 2012, no. 3, pp. 267-276.

23. Strategiya-2020: novaya model rosta, novaya sotsialnaya politika. Itogovyi doklad o rezultatakh ekspertnoy raboty po aktual-nym problemam sotsialno-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do 2020 goda [Strategy-2020: the new model of increase, new social policy. The final report on the results of the expert work with actual problems of social-economic strategy in Russia in the period to 2020]. [INTELROS], 2012. Available at: http://www.in-telros.ru/pdf/strategiy2020-2012-1itog.pdf (accessed 25 August 2012).

УДК 314.724

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Л.М. Борисова, Н.В. Ионикан, Ю.С. Нехорошев

Томский политехнический университет E-mail: unexx@rambler.ru; natasha2307@mail.ru

Для современной России актуальной и по-прежнему острой является задача сохранения и повышения численности населения. Рассмотрение естественного движения населения как единственного и абсолютного решения данной задачи невозможно. В связи с этим становится необходимой реализация научно-обоснованной миграционной политики, наряду со стимулированием процессов воспроизводства населения. С целью обоснования данного положения исследована текущая ситуация в сфере внутренней миграции в России, проведен анализ факторов межрегиональных миграционных потоков. В качестве основных были использованыы следующие методы исследования: статистический, описательный, аналитический. По итогам исследования выявлены причины существующей внутренней миграции, определеныы факторыы, ограничивающие внутреннюю мобильность трудовых ресурсов. Установлено, что в отличие от развиты/х стран внутренняя миграция не рассматривается правительством РФ как реальный инструмент выравнивания межрегиональной дифференциации показателей социально-экономического развития. Сделан вывод о необходимости усиления контроля и ужесточения управления миграционными процессами в России.

Ключевые слова:

Межрегиональная миграция, факторы миграции, результативность межрегиональных миграционных связей, внутренняя мобильность трудовых ресурсов.

Начало нового тысячелетия охарактеризовалось вступлением экономики Российской Федерации в фазу экономического роста. Стабильность и устойчивость экономического роста возможны только в рамках инновационного развития, где приоритетными будут процессы аккумулирования человеческого капитала в стране. В течение всего периода развития экономической теории подчеркивается высокая значимость человеческого фактора как главной движущей силы прогресса. И здесь необходимо уделять внимание как качественным, так и количественным характеристикам.

В связи с этим определенную значимость приобретают задачи по выявлению факторов, побуждающих население к миграции либо ограничивающих ее, задачи количественного измерения миграционных потоков, а также социально-экономических последствий, которые обусловлены направлением и ростом территориальной подвижности населения.

Однако в современных условиях при высокой интенсификации глобализационных процессов [1-3] переход российского общества к обществу с открытой рыночной экономикой сопровождался

большими потерями человеческих ресурсов. Негативные тенденции, сложившиеся в обществе, привели к необходимости вмешательства государства в решение проблем демографии. Естественное движение населения не может быть абсолютным решением задачи сохранения и повышения численности населения в России. Поэтому наряду со стимулированием процессов воспроизводства населения необходимым является решение проблемы реализации научно-обоснованной миграционной политики, которая предполагает стимулирование межрегиональной подвижности и повышение интенсивности внешней миграции с целью роста численности и грамотного распределения населения РФ.

Миграция населения - процесс, реагирующий на социально-экономические трансформации [4, 5] и являющийся одним из элементов оценки регионального неравенства.

В России достаточно велика дифференциация регионов по различным значимым показателям социально-экономического развития, причем она имеет тенденцию к росту. Теоретически можно ожидать от межрегиональной миграции определенную активизацию, но, несмотря на происходящую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.