Научная статья на тему 'ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТАХ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ'

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТАХ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
миграция / организация незаконной миграции / противодействие незаконной миграции / пересечение государственной границы / миграционное законодательство / фиктивная регистрация / фиктивная постановка на учет / migration / organization of illegal migration / countering illegal migration / crossing the state border / migration legislation / fictitious registration / fictitious registration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сариев Георгий Спартакович

в данной статье рассматривается проблема уголовно-правовых запретов в сфере незаконной миграции. Анализируются уголовно-правовые нормы, применяемые к лицам, нарушающим миграционное законодательство, и способы оптимизации уголовно-правового регулирования борьбы с незаконной миграцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сариев Георгий Спартакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CRIMINAL LAW PROHIBITIONS OF ILLEGAL MIGRATION

this article examines the problem of criminal law prohibitions in the field of illegal migration. The article analyzes the criminal law norms applied to persons violating migration legislation and ways to optimize the criminal law regulation of combating illegal migration.

Текст научной работы на тему «ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТАХ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

Сариев Георгий Спартакович Саратовская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры Россия, Саратов sariev. [email protected] Sariev Georgy Saratov State Academy of Law Institute of Public Prosecutor's Office

Russia, Saratov

ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРЕТАХ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ Аннотация: в данной статье рассматривается проблема уголовно-правовых запретов в сфере незаконной миграции. Анализируются уголовно-правовые нормы, применяемые к лицам, нарушающим миграционное законодательство, и способы оптимизации уголовно-правового регулирования борьбы с незаконной миграцией.

Ключевые слова: миграция, организация незаконной миграции, противодействие незаконной миграции, пересечение государственной границы, миграционное законодательство, фиктивная регистрация, фиктивная постановка на учет.

ON THE CRIMINAL LAW PROHIBITIONS OF ILLEGAL MIGRATION Annotation: this article examines the problem of criminal law prohibitions in the field of illegal migration. The article analyzes the criminal law norms applied to persons violating migration legislation and ways to optimize the criminal law regulation of combating illegal migration.

УДК 343

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

Key words: migration, organization of illegal migration, countering illegal migration, crossing the state border, migration legislation, fictitious registration, fictitious registration.

В связи с событиями, происходящими повсеместно в мире и влияющими на все сферы общественной жизни, в настоящее время наблюдается высокий рост миграционных процессов. Анализ статистических данных показал, что в период с января по декабрь 2023 года на территории Российской Федерации было зафиксировано свыше 3 миллионов человек нелегальных мигрантов [1]. Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробное изучение правоведами вопросов, касающихся миграции, единого определения миграционных процессов по-прежнему не выработано. Хотя они, как справедливо отмечает Кодзокова Л. А., «выступают в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве» [13, с. 198]. Кроме того, как отмечает Нуралиев Н. А. «для обозначения мигрантов, осуществляющих перемещение в нарушение законодательства и без соответствующего разрешения властей, также существует довольно много терминов. Их именуют и мигрантами с незаконным статусом, и нелегальными мигрантами, и незаконными мигрантами, и лицами с неурегулированным статусом» [14, с. 129]. Мировая миграция, с одной стороны, оказывает положительное воздействие на государство, поскольку, во-первых, происходит восполнение кадрового дефицита на рынке труда, а во-вторых, способствует решению различных задач, возникающих в рыночной системе. С другой стороны, отсутствие должного контроля за данным процессом со стороны государственных органов приводит к росту новых криминальных угроз, дестабилизации социального и экономического положения в стране. Так, нередко имеет место быть нелегальная миграция - она представляет собой «перемещения через границы территориальных образований, совершаемые с

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

нарушением действующего законодательства». [12, с. 905]. Все это, в своей совокупности, делает данную проблему на сегодняшний день наиболее актуальной.

За 2023 год доля преступлений, совершаемых мигрантами, составила около 2% от общего числа всех преступлений. Российский Институт демографии, миграции и регионального развития выяснил, что иностранные граждане и лица без гражданства совершили 40,15 тыс. преступлений, что составляет 2,04% от общего числа зарегистрированных преступлений в России [2].

В ответ на это государство ужесточило меры контроля и регулирования миграционных процессов. Вопросы миграции в основном регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ [3], который устанавливает порядок пересечения Государственной границы РФ. Уголовно-правовые запреты незаконной миграции закреплены в статьях 322-322.3 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ). Однако в текущем миграционном законодательстве выявлены значительные пробелы и недостаточное количество нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. В связи с этим разрабатывается законопроект, который будет регулировать правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ [4].

Статья 322 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное пересечение Государственной границы РФ. Данная норма направлена на защиту неприкосновенности Государственной границы РФ и соблюдение установленных правил ее пересечения иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ч. 1 указанной статьи запрещает пересечение Государственной границы РФ без документов, подтверждающих право на въезд или выезд, либо без специального разрешения, полученного в установленном законодательством РФ порядке.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

М.Н. Урда предлагает дополнить эту норму, включив в нее признак совершения деяния «с обманным использованием действительных документов третьих лиц» [5, с. 30]. Это предложение обосновано, поскольку в настоящее время наблюдаются изменения в характере преступности, что приводит к возникновению новых способов совершения преступлений.

Уголовная ответственность за организацию незаконного пересечения Государственной границы РФ предусмотрена статьей 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции». М.Н. Урда предлагает дополнить эту статью квалифицирующим признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет» [6, с. 155].

В свою очередь, Д.А. Фоменко предлагает формулировку «с использованием средств вычислительной техники» [7, с. 236]. Введение таких дополнений обусловлено повышенной опасностью данных преступлений, поскольку использование информационных технологий значительно усложняет их раскрытие и расследование правоохранительными органами, а также вызывает необходимость введения более строгих наказаний за их совершение.

Уголовная ответственность, закрепленная в статьях 322.2-322.3 УК РФ, охватывает случаи фиктивной регистрации граждан РФ по месту пребывания или проживания в жилых помещениях на территории Российской Федерации. Кроме того, она касается фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилых помещениях в Российской Федерации, а также фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации.

Ввиду схожести признаков деяний, указанных в диспозициях статей 322.2 и 322.3 УК РФ, целесообразно объединить эти нормы, внеся следующие изменения: исключить статью 322.2 из УК РФ; изменить название статьи 322.3,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

распространив ее действие на случаи фиктивной постановки на учет иностранных граждан (лиц без гражданства) по месту жительства, добавив в название статьи после словосочетания «по месту пребывания» слово «(проживания)»; сформулировать диспозицию нормы статьи 322.3 следующим образом: «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (проживания) в Российской Федерации путем предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов при постановке на миграционный учет лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние» [6, с. 210].

Полагаем, что указанные статьи объединены единым умыслом -осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства. Эти деяния совершаются сходными субъектами преступления и характеризуются неразрывными взаимосвязанными действиями, что обуславливает необходимость их объединения для устранения квалификационных сложностей на практике.

П.А. Акименко отмечает, что в уголовном законодательстве РФ отсутствует ответственность для иностранных граждан и лиц без гражданства за фиктивную регистрацию или постановку на учет в жилом помещении на территории РФ. Это противоречит конституционным принципам справедливости и равенства всех перед законом и судом, вызывая негативную реакцию у граждан РФ, так как за одно и то же правонарушение граждане РФ несут наказание, а иностранные граждане и лица без гражданства остаются безнаказанными [8, с. 101]. На наш взгляд, для решения выявленной проблемы следует включить в статьи 322.2-322.3 УК РФ часть, касающуюся совершения этих деяний специальным субъектом, сформулировав ее следующим образом: «Те же деяния, совершенные иностранным лицом или лицом без гражданства».

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

Р.Л. Рашитов подчеркивает важность введения в УК РФ новой статьи 322.4 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (лица без гражданства) лицом, подвергнутым административному наказанию»: Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, при отсутствии у них установленных законом разрешительных документов, лицом, подвергнутым административному наказанию [9, с. 223]. По нашему мнению, такое нововведение повысит эффективность предупредительных мер как в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, так и в отношении работодателей, нарушающих закон [10, с. 158]. Административная ответственность, установленная КоАП РФ, представляется недостаточной из-за несоразмерности штрафных санкций совершенным правонарушениям. Она не отвечает целям и задачам превенции, из-за чего работодатели продолжают нарушать законодательство в сфере миграции.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что изменение диспозиций, ужесточение наказаний, добавление дополнительных частей в статьи 322-322.3 УК РФ, а также разработка новой статьи, предусматривающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина (лица без гражданства) лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, могли бы существенно сократить количество подобных преступлений. Кроме того, целесообразно разработать Миграционный кодекс РФ для систематизации и объединения положений различных нормативных правовых актов в одном документе [11, с. 158].

В заключение также следует отметить, что стремление к глобализации хотя и упростило процесс перемещения людей между странами, но, тем не менее, как справедливо указывает Рашитов Л.Р. «не могло не привести к интернационализации такого социального негативного явления, как преступность» [15, с. 214].

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32

В этой связи, регулирование миграционных процессов и борьба с нелегальной миграцией являются одними из ключевых задач миграционной политики в Российской Федерации. Законодательные органы страны должны сосредоточить усилия на совершенствовании уголовно-правовых норм, устранении пробелов в текущем миграционном законодательстве, разработке новых нормативных правовых актов и разработке конкретных мероприятий по о выявлению, пресечению и предупреждению вовлечения иностранцев в преступную деятельность на территории Российской Федерации.

Осуществление миграционных процессов в соответствии с законодательством РФ будет способствовать экономическому росту страны, а также обеспечит значительный потенциал для развития гражданского общества и укрепления правового государства.

1. Результаты деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России за январь - декабрь 2023 года // URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/47183542 (дата обращения: 27.03.2024).

2. В институте РАН оценили уровень преступности среди мигрантов в России // URL: https://www.rbc.ru/economics/10/02/2024/65c4dd649a794779c7f85100 (дата обращения: 27.03.2024).

3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6164.

4. Власти России готовят жесткие правила для мигрантов // URL: https://ura.news/articles/1036288657 (дата обращения: 31.03.2024).

Список литературы:

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

5. Урда М. Н. Проблемы применения нормы, устанавливающей ответственность за незаконное пересечение Государственной границы // Уголовная юстиция. 2017. № 9. С. 30-36.

6. Урда М. Н. Уголовно-правовое противодействие незаконной миграции: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2023. 393 с.

7. Фоменко Д. Д. О квалифицирующих признаках организации незаконной миграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 10. С. 234-237.

8. Акименко П. А. Анализ уголовно-правовых норм, закрепленных в статьях 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 4. С. 97-103.

9. Рашитов Л. Р. Уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. С. 222-225.

10. Зарина А.М., Волкова О.А. Проблемы уголовно-правового регулирования миграции в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 57-61.

11. Прудников А.С., Новожилов Д.А. О некоторых аспектах противодействия незаконной миграции: вопросы теории и практики // Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. C. 158-161.

12. Слободчикова Д. В., Строева Г.Н. Миграция населения: теоретические аспекты // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2016. Т. 7. № 4. С. 900 - 907.

13. Кодзокова Л. А. Миграционные процессы: понятие, сущность, значение // Образование и право. 2022. №2. С. 198-202.

14. Нуралиев Н. А. Миграционные процессы: виды, факторы и причины развития // Известия вузов. №1. 2014. С. 128-132.

вопросы российской юстиции

15. Рашитов Л.Р. Понятие, состояние и структура преступности мигрантов в современной России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. №2 (44). С. 214-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.