Научная статья на тему 'Современные тенденции государственной политики по развитию инновационной деятельности в России'

Современные тенденции государственной политики по развитию инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная политика / инновационная деятельность в россии / технологический базис экономики

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мягчихин Н. В.

В статье раскрыта роль государственной научно-технической политики при выборе приоритетных направлений, исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article views the role of state scientific and technical policy while choosing preferred directions, researches and designs, which are realized in the form of large interindustrial projects on creation, mastering and expansion of technologies, promoting cardinal changes in the technological basis of economy, and also on development of basic researches.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции государственной политики по развитию инновационной деятельности в России»

Н. В. Мягчихин

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор И. П. Павлова

В статье раскрыта роль государственной научно-технической политики при выборе приоритетных направлений, исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований.

The author of the article views the role of state scientific and technical policy while choosing preferred directions, researches and designs, which are realised in the form of large interindustrial projects on creation, mastering and expansion of technologies, promoting cardinal changes in the technological basis of economy, and also on development of basic researches.

Успешная реализация инновационных проектов во многом сегодня зависит от совершенствования механизма управления инновационно-инвестиционной деятельностью. Он должен включать принятие обоснованных управленческих решений при выборе и осуществлении инновационных проектов, эффективное использование ресурсов в производственной деятельности; рациональный подход к выбору источников финансирования. Следует заметить, что без осуществления инвестиционной деятельности реализация инноваций практически не может состояться. На сегодняшний день качественные инновации не реализуемы без крупных инвестиционных вложений, соответственно, высокоэффективные инвестиции - без инновационной составляющей. Таким образом, инвестиции являются одним из важнейших ресурсов для создания и освоения инноваций. Принципы организации финансирования инновационной деятельности должны быть ориентированы на множественность источни-

ков финансирования, на гибкость управления этим процессом.

Сегодня в качестве стартовой позиции инновационной деятельности рассматривается рыночный спрос на нововведение, который, в свою очередь, задает направление для научных исследований. Ученые начинают проектировать модель инновационного процесса именно с генерации идей. Современная экономическая ситуация свидетельствует о том, что источники новых идей могут иметь как фундаментальную научную основу, так и ориентироваться на предложения, поступающие из сферы производства и потребления.

Важную роль в государственной научно-технической политике играет выбор приоритетных направлений исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундамен-

Современные тенденции государственной политики по развитию инновационной деятельности..,

тальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника; производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); технологии живых систем (например, биотехнологии); новые материалы и химические продукты; транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.

Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народно-хозяйственных, международных и региональных программ и проектов.

Государственная научно-техническая программа должны представлять собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы должны отбираться исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

Существенный элемент прямой поддерж-ки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инновато-рам. Государство должно способствовать формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступать его агентом, например, при покупке и продаже лицензий. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг - связи, тепла, электроэнергии ит. д.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами, а также внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью1.

Задача развития отечественной науки и технологий отнесена Президентом РФ В. Путиным к числу приоритетов российского государства. Так, 30 июля 2007 г. В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные зако-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

нодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»2. (Об этом сообщает пресс-служба главы российского государства.) Законом предусматривается:

• предоставить налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности, дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения;

• увеличить норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• предусмотреть возможность отнесения к расходам затрат на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Меры госстимулирования, предусмотренные документом, повысят активность деятельности предприятий высокотехнологичного сектора и привлекут в отрасль дополнительные инвестиции. Главной задачей является создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида экономической деятельности.

Итак, основные тенденции, предпринимаемые правительством меры по развитию инновационного потенциала в целом позитивны. Успешная реализация обозначенных мер создаст дополнительные конкурентные преимущества России на международной арене. Ведь в условиях современной экономики без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны, а в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Региональная экономика / Под ред. Проф. Н. Г. Кузнецова, проф. С. Г. Тяглова. СПб., Феникс, 2003.

2 Федеральный закон принят Государственной Думой 29 июня 2007 г. и одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.