Научная статья на тему 'Структурная реорганизация научно-технического потенциала АПК России -основа инновационной политики'

Структурная реорганизация научно-технического потенциала АПК России -основа инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурная реорганизация научно-технического потенциала АПК России -основа инновационной политики»

I non-sugars *ar solutions

assurance of nds of starch lesnov A.Yu. syrup for soft

a R.K. Grain

Kinetics of erials

rafiltration of

mation

; problem of ; branches

s L.I. On the

eat industry

on Control

nologies of

id its specific tion

luryan M.P.,

ns solution in

sditional plant LYu. Express-l.R. A unit to V.A. Diagram elastic lag of

tazhina T.P.

ig harvest and

tazhina T.P.

rider fruits

shevoi E.P.,

in

i raw material

iture loss of

! algorithm of ;smg complex

jro-Industrial

-• 664:658.014

СТРУКТУРНАЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК РОССИИ -ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

А.Н. БОГАТЫРЕВ, О.А. МАСЛЕННИКОВА На этапе структурной перестройки АПК наибо-

Министерство науки и технической политики Российской Федерации Московская государственная академия пищевых производств

Анализ воспроизводственных тенденций в современной экономике дает основание связывать научно-технический прогресс с понятием инновационного процесса. Последний объединяет науку, технику,- экономику, предпринимательство и управление, охватывая таким образом весь комплекс отношений производства, обмена и потребления. Отсюда вытекает его согласованность со всеми аспектами государственной экономической политики, в частности, со структурной перестройкой экономики, которая должна быть ориентирована прежде всего на интенсивные источники экономического роста, т.е. на развитие за счет всемерного расширения инновационных процессов, обеспеченных достаточными инвестициями. Необходимо, чтобы инвестиции, направляемые в приоритетные сферы экономики, обеспечивали бы не просто поддержание производства, а формирование его наиболее прогрессивного тех?юлогического уклада как условие повышения общей эффективности. Таким образом, инновационная политика оказывается главным инструментом, содержанием и приоритетом развития АПК, способствующим выходу из кризиса, сдерживанию инфляции, решению социальных проблем.

Главные задачи интеграции инновационной, инвестиционной и структурной политики заключаются в изменении соотношений между старыми и новыми технологическими укладами в пользу последних, в технологической реконструкции производства на основе новейших достижений науки и техники. В качестве основных направлений инновационной политики должны быть:

избирательное развитие принципиально новых, критически важных технологий КВТ, направленное на повышение экспортного потенциала по отдельным видам продукции;

широкомасштабное внедрение базовых технологий, обеспечивающих значительное повышение качества продукции, экологическую безопасность, сокращение издержек производства и снижение дефицитности внутреннего рынка за счет массового использования в производстве имеющихся отечественных научно-технических достижений и закупки зарубежных лицензий;

свертывание технологически устаревших производств;

изменения в технике и технологии, обеспечивающие необходимые масштабы ресурсосбережения.

лее целесообразной для России является инновационная политика, ориентированная на приоритетную поддержку научных направлений, имеющих первоочередное значение для решения социально-экономического развития страны, увеличения ее экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции, обеспечения прогресса научных знаний на мировом уровне. При этом национальный потенциал должен быть дополнен зарубежным инновационным потенциалом для оказания технологической поддержки развитию отраслей АПК. Основываясь на подтвержденном мировым опытом .факте, что главным фактором экономического роста страны является наука и критически важные технологии, государство должно перейти в своей политике от концепции выживания к концепции качественного преобразования научного потенциала и повышения его роли в воспроизводственном процессе. Предлагается использовать прогрессивный тип инновационной политики, основополагающими принципами которой являются следующие:

органическое единство научно-технического прогресса с экономическим, социальным и духовным развитием общества;

сочетание самоуправления в науке и государственное регулирование научной деятельности;

первоочередная государственная поддержка сильных личностей в науке и научных коллективов, способных продвигать науку на мировой уровень; поиск и подготовка новых научных лидеров, в том числе талантливой молодежи;

интеграция отечественной науки в мировую систему научно-технического сотрудничества и максимальное использование передовых достижений мировой науки и технологии в национальных интересах;

сочетание многообразия форм организации научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ (НИОКР) с индивидуальным научно-техническим творчеством, признание и правовая поддержка реальных форм интеллектуальной собственности;

коллегиальность принятия решений в сфере НИОКР на основе научной экспертизы и конкуренции. «

Наука и научно-техническая деятельность как начальные стадии инновационного процесса должны быть полностью подчинены реализации вышеуказанных направлений. Соответственно концепция структурной перестройки научно-техническо-го потенциала АПК основывается на оценке знаний как основополагающего фактора роста общей эффективности экономики. Чтобы добиться экономической независимости и взаимовыгодного парт-

ИЗВЕСТИЯ

нерства на мировом рынке, Россия должна располагать научно-техническим потенциалом, способным обеспечить постоянное технологическое обновление производственной, социальной сферы (в том числе образования) и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем освоения как собственных, так и мировых достижений науки и техники.

Направления структурной перестройки научно-технического потенциала АПК России должны определяться с учетом пяти основных положений, характеризующих место и роль инноваций в экономическом развитии страны:

обеспечение соответствия направлений исследований и разработок задачам развития;

усиление технологизации и ускорение коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

оптимизация соотношений затрат на науку с общими результатами экономической деятельности;

повыш&ние престижа научного труда в шкале общественных ценностей;

изменение организационных структур научно-технического потенциала.

Рассмотрим более подробно каждое из этих положений.

1. Структура НИОКР по производству основных групп продуктов питания должна быть изменена в пользу приоритетов развития отраслей, располагающих значительным научно-техническим потенциалом.

На современном этапе развития России важнейшей стратегической задачей, стоящей перед всеми перерабатывающими отраслями АП^, является удовлетворение физиологических потребностей населения высококачественным, биологически полноценным, безопасным продовольствием. Одним из основных видов потенциальной опасности является ухудшение экологической обстановки и, как следствие, связанный с этим высокий уровень загрязнения продуктов питания тяжелыми металлами, радионуклидами,токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами, способствующими нарастанию негативных тенденций в состоянии здоровья населения страны.

Реализация этой задачи возможна при условии безотлагательной разработки и внедрения в производство КВТ. Под данным термином подразумеваются такие технологии, которые имеют межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технических областей или направлений НИОКР и вносят решающий вклад в ключевые проблемы реализации приоритетных направлений развития науки и техники, без которых их осуществление невозможно.

В АПК России экспертами выявлены семь наиболее существенных КВТ. К ним относятся: экологически чистые пищевые продукты питания нового поколения массового и лечебно-профилактического назначения с учетом современных медико-биологических требований;

биохимические технологии производства белковых композитов с заданным аминокислотным составом и различными функциональными свойствами для использования их в пищевой инженерии экологически чистых продуктов как основы совер-

шенствования структуры питания населения страны;

ресурсосберегающие технологии переработки сельскохозяйственного сырья на базе новых физических, биохимических и микробиологических методов обработки;

научные основы создания технологических процессов производства продуктов детского питания нового поколения;

биотехнологические процессы производства ферментных препаратов, ароматизаторов и пищевых кислот на базе биоконверсии сельскохозяйственного сырья и использования методов мутагенеза и генной инженерии;

современные методы хранения сельскохозяйственной продукции на основе исследования биохимических и биологических процессов, применения новых упаковочных экологически безопасных материалов и методов контроля и регулирования состава среды;

комплексные технологии искусственного выращивания ценных пород морских рыб, морепродуктов и пресноводной аквакультуры с целью увеличения производства белковой продукции массового и лечебно-профилактического назначения.

При реализации этих КВТ будут решены следующие ключевые проблемы:

обеспечение безопасности сельскохозяйственного и продовольственного сырья, пищевой продукции;

снижение уровня заболеваемости и смертности людей, связанных с использованием неполноценного питания и загрязнением окружающей среды;

комплексная переработка сельскохозяйственного сырья на основе иовых безотходных и экологически безопасных технологий;

уменьшение продовольственной и сырьевой зависимости России 01 зарубежных стран;

сокращение потерь сельскохозяйственной продукции на пути от поля до потребителя;

охрана окружающей среды при производстве сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции.

В настоящее время научно-технический потенциал АПК_России сконцентрирован на решении важнейших задач по улучшению продовольственного обеспечения населения за счет практической реализации качественно новых научных идей по созданию КВТ в области поиска и разработки нетрадиционных источников сырья, создания ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий и продуктов массового и лечебно-профилактического назначения, способствующих снижению уровня заболеваемости и смертности людей, связанных с неполноценным питанием и загрязнением окружающей среды.

Такого рода работы проводятся в рамках Государственной научно-технической программы (ГНТП) ’’Перспективные процессы в перерабатывающих отраслях АПК”.‘В разработках по ГНТП участвуют более 100 научных учреждений Россельхозакаде-мии, Минсельхозпрода, Академии наук, Госкомвуза и других министерств и ведомств России, а также предприятия и хозяйства, негосударственные инновационные структуры, временные творческие коллективы ученых и специалистов. Особенностью выполнения программы является то, что она ориентирована на конкретные результаты ее реализации. При этом упор сделан преимуще-

ственно ( вания и венная ( возможнс развития, ливается тенциаль: сторов дл тов.

Только шено 10^ числе 75 По ини стерства целью ПЄ] ственной ственнос-

КИ, ТЄХНР

раслях А научно-те кой анно ций, у к каждой р их в пpo^ авторски: Управл ный сове' — акад. жают ра программ Одновр новацион анно-эко| лизации гиям с ^ числе ин компаний нового п АПК.

Реализ развитие полнее с ских прс повышен

ТЄХН0Л0Г1

сти, обе< мировых различно ально-те> формациі ности, по научно-те ла Росси АПК - і ственныл 2. Ори ствовани тивности ти конку ния ИХ рі в измене где в наст ваний по щи ми ст;

Осущеі направле нием ори инноващ кации на

Я. №1-2,1995

гления стра-

переработки ■ювых физи-ических ме-

[ческих про->го питания

зодства фер-и пищевых !ХОЗЯЙСТВеН-|утагенеза и

скохозяйст-ания биохи-трименения )пасных ма-улирования

иного выра-иорепродук-2ЛЬЮ увели-и массового ния.

иены следу-

зяйственно-вой продук-

смертности 1еполноцен-)щей среды; зяйственно-и экологи-

ырьевой за-|н;

1енной про-я;

роизводстве ЗОЙ продукций потен-1а решении [овольствен->актической :ых идей по разработки оздания ре-пасных тех-|бно-профи-щих сниже-зсти людей, и загрязне-

<ах Государ-1мы (ГНТП) >атывающих "I участвуют ;льхозакаде-<, Госкомву-России, а юударствен-гнные твор-истов. Осо-вляется то, результаты преимуще-

ственно (на 70—80%) на внебюджетные ассигнования и только на 20—35% требуется государственная бюджетная поддержка. Используются и возможности Российского фонда технологического развития, других внебюджетных источников. Усиливается работа по маркетингу, привлечению потенциальных отечественных и иностранных инвесторов для совместной реализации научных проектов.

Только на первом этапе работы по ГНТП завершено 104 научно-технических разработки, в том числе 75 — по новым технологиям.

По инициативе Управления НТП в АПК Министерства науки и технической политики РФ с целью периодического информирования производственной, научной, коммерческой сфер и общественности о новейших результатах развития науки, техники, технологии в перерабатывающих отраслях АПК сформирован сборник завершенных научно-технических разработок с указанием краткой аннотации, контактных реквизитов организаций, у которых можно получить материалы по каждой разработке для освоения и использования их в производстве, а также сведений о патентах и авторских свидетельствах.

Управление НТП в АПК Миннауки РФ и Научный совет по вышеуказанной ГНТП (руководитель

— акад. Россельхозакадемии И.А. Рогов) продолжают работу по совершенствованию структуры программы, ее содержания и научной новизны.

Одновременно разрабатывается специальная инновационная программа, включающая организационно-экономический механизм практической реализации НИОКР по критически важным технологиям с участием зарубежных партнеров, в том числе инвесторов, ведущих научных центров и компаний по производству техники и технологии нового поколения в перерабатывающих отраслях АПК.

Реализация первоочередных мер, связанных с развитием инновационной деятельности, будет полнее способствовать решению научно-технических проблем, имеющих важное значение для повышения технического уровня производства, технологического перевооружения промышленности, обеспечения ее конкурентоспособности на мировых рынках, оптимального использования различного рода ресурсов — финансовых, материально-технических, кадровых, организационно-информационных и др. — в условиях их ограниченности, поддержания на достаточно высоком уровне научно-технического и промышленного потенциала России, а также главной задачи всех отраслей АПК — полного удовлетворения населения качественными продуктами питания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ориентация на науку как фактор совершенствования экономики требует повышения эффективности научно-технической деятельности в части конкурентоспособности идей, а также ускорения их реализации, что должно найти отражение в изменении технологической структуры НИОКР, где в настоящее время значительней доля исследований по сравнению с разработками и последующими стадиями инновационного процесса.

Осуществление необходимых изменений в этих направлениях связано в первую очередь с усилением ориентации исследований на конечные цели инновационного процесса, повышением квалификации научных и технических кадров, обеспечени-

ем оборудованием, приборами, материалами на уровне требований современной науки, развитием опытно-экспериментальной базы и инфраструктуры нововведений.

3. Сравнительный анализ наукоемкости национального дохода ряда стран дает основание определить уровень затрат на исследования и разработки в АПК России как близкий к нижнему пределу. Независимо от того, насколько последние будут удовлетворяться за счет собственных разработок, затраты на науку в целом, должны быть существенно увеличены, поскольку и для освоения приобретаемых нововведений требуется определенный уровень научно-технического развития в конкретных областях производства. Следует также иметь в виду происходящее во всем мире удорожание инноваций и относительное увеличение расходов на науку в общем технологическом цикле нововведений, что' объясняется усложнением целей и соответственно методов исследований.

Финансирование научно-технической сферы в России за счет промышленности практически прекратилось. Такое положение чревато потерей управляемости инновационным процессом со стороны государства. В то же время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой оказывается существенное (до 50%) государственное финансирование НИОКР. Так, например, доля расходов на НИОКР в промышленности составила по стране, %: США — 47,9, Германия — 34,1, Франция

— 48,1, Великобритания — 36,9, Италия — 49,7 и т.д.

В нашей стране в 1980 г. расходы на науку составляли 4% от госбюджета, в 1990 г. — 5%. За 1991 —1994 гг. удельный вес ассигнований резко уменьшился — до 0,5%. В структуре затрат на НИОКР резко возросла доля заработной платы и накладные расходы, сократились затраты на техническое оснащение. Многие научно-исследовательские организации не имеют возможности приобретать оборудование, приборы, материалы. По расчетам министерств, ведомств, ряда НИИ и конструкторских бюро к 2000 г. расходы на финансирование научно-технической деятельности необходимо увеличить в пределах от 3—5 до 5—7 раз, в сельском хозяйстве и высшей школе — в 10—11 раз. В целом по России в условиях ограниченности ресурсов вряд ли возможно увеличить масштабы развития более чем на 30% к уровню 1990 г.

Важнейшей гарантией сохранения научного потенциала и в дальнейшем приведения в соответствие расходов на науку с потребностями технологической перестройки производственной сферы АПК является поддержка, науки средствами государственного бюджета, в том числе и валютой. В период до 2000 г. в общих расходах на исследования и разработки доля бюджета включительно должна повышаться, поскольку экономическое положение указанной сферы не позволит ей в ближайшие пять лет обратиться к инновации как фактору стабилизации.

Необходимы последовательные целенаправленные действия по созданию системы, формирующей финансовый потенциал нововведений. Такая система должна включать налоговую и кредитную политику, поощрение иностранных инвесторов, подключение к инновационным процессам коммерческих банков и предпринимателей, использо-

вание разгосударствления и приватизации как ин- улучшения подготовки высококвалифицирован- ных і

новационного фактора и т.д. ных ученых и специалистов, адаптированных к тольк

Существенный эффект может дать децентрали- работе в условиях рыночных отношений. Это такие . примі

зация государственных функций по регулирова- формы сотрудничества, как полноправное участие : Ест

нию научно-технического развития, проходящая в студентов и аспирантов в работе творческих науч- 1 водст

рамках общей тенденции формирования самостоя- ных коллективов, постоянный контакт с ведущими учно-

тельной социально-экономической политики в ре- учеными, создание школы по подготовке молодых ' Поэте

гионах России. Роль местных органов власти не ученых, отвечающей мировому уровню. было

должна ограничиваться выделением средств на Формирование кадрового потенциала научно- селек

науку и высшую школу без получения экономиче- технической сферы — длительный и СЛОЖНЫЙ . Обі

ской отдачи от этих ассигнований. Решая задачу процесс, опирающийся на многие факторы. Нужна ; ской

стимулирования НТП, ускорения структурной пе- специальная правительственная программа подго- ны о:

рестройки производства и модернизации отраслей товки научных кадров, которая была бы поддержа- вован

на базе новых технологий, руководство регионов на соответствующими аспектами инновационной вукж

России может приступить к формированию и реа- политики. В программе должны найти отражение инно

лизации региональной программы разработки пер- такие проблемы, как интеграция науки, произвол- ное с

спективных, критически важных технологий и ства и образования, мотивация научного труда, иссле

технических средств, развития малого инноваци- систему качественной подготовки научных кадров. лях);

онного бизнеса и региональной инновационной При усовершенствовании структуры научных , ния; сети на базе существующих научно-исследователь- кадров необходимо учитывать изменения направ- ймучі

ских организаций. Финансовой основой нового лений исследований и разработок, осуществляв- Бе^

локального механизма технологического развития мые в соответствии с перестройкой экономики, дельц

регионов России могут быть специальные отрасле- диверсификацией производственной сферы, миро- * невоз

вые и межотраслевые фонды НИОКР и освоения вые тенденции развития науки с приоритетными образ

новых видов наукоемкой продукции за счет отчие- градациями и другие факторы. і струн

лений от ее себестоимости. 5. В настоящее время научное обеспечение фун- будут

4. Критическое положение с кадровым потенци- кционирования сельского хозяйства, пищевой и ной <

алом в научно-технической сфере еще недостаточ- перерабатывающей промышленности в стране осу- акаде

но оценено. Речь идет не только о резком, почти ществляют более 310 научно-исследовательских дальн

двукратном сокращении численности ее работни- институтов, опытных станций и отраслевых лабо- ничеі

ков. Главное в том, что из-за низкой заработной раторий, 62 вуза. Общая численность работников лятьс

платы и неопределенности ситуации за последние научной и научно-педагогической деятельности со- щих і

три года из научно-исследовательских организа- ставляет почти 94 тыс., в том числе более 2,3 тыс. но оЕ

ций уходят наиболее инициативные и квалифици- докторов и 21,1 тыс. кандидатов наук. Научно-ис- гани-

рованные специалисты среднего возраста, быстро следовательские организации и вузы имеют 460 укр

прогрессирующие в других сферах деятельности. опытно-производственных и 68 учебных хозяйств. (в ми

Одновременно по тем же причинам в науку не Всего в АПК России функционируют 825 научных свое?

идут молодые специалисты; резко сократился при- учреждений — 135,3 тыс. человек. Это огромная лент

ем в аспирантуру; многие научные работники интеллектуальная сила, крупномасштабное вклю- ния,

уехали по контрактам за рубеж. чение которой в научное обеспечение перестроеч- доваї

За период с 1970 по 1992 г. среди отраслей ных процессов в агропромышленном секторе эко- шенс

народного хозяйства наука перемещена по заработ- номики даст возможность существенно поднять ’ стви;

ной плате со второго на двенадцатое место. уровень и качество принимаемых решений по сотр)

В 1993 г. оплата труда несколько повышена, но стратегии и тактике проведения реформы в АПК. ное с

остается более низкой, чем в сфере материального Она позволит более уверенно и динамично, с щимі

производства в целом и в промышленности в част- меньшими потерями двигать вперед эту жизненно доваї

ности. важную для общества сферу производства, в кото- фо

При таком положении никакие финансовые рой сосредоточена почти треть производственных венн

средства не изменят ситуации. Сельскохозяйствен- фондов России, занято более 40% работающих в низа:

ная наука испытывает острый недостаток высоко- материальном производстве и создается треть на- деми

квалифициров&нных научных работников в обла- ционального дохода. К сожалению, крупные изме- тирої

сти генетики, молекулярной биологии, физиоло- нения в экономике и общественно-политической ют н

гии растений и животных, а также в других сфере заслонили собой проблемы НТП. Наука ствл5

областях, способных повысить уровень исследова- вплотную встала перед необходимостью искать цикл

ний в интересах АПК. В этой кризисной ситуации средства для своего существования. Особенно в нової

необходимо, однако, сохранить группы исследова- трудное положение поставлена наука АПК России. , раз

телей и отдельных специалистов, способных гене- Из-за неготовности рыночных структур к разра- нової

рировать и реализовать научно-технические идеи ботке, освоению и использованию КВТ произвол- коне.

Была бы полезна инвентаризация сети НИО с ственный аппарат подвергается "технологической иия,

целью выявления и поддержки коллективов, от- инфляции”, которая сопровождается снижением На

дельных ученых, способных эффективно работать технического уровня предприятий вследствие ори- суще

в новых условиях. Это также дало бы возможность ентации только на простейшие и коммерчески зулм

рассмотреть варианты формирования новых орга- беспроигрышные технологии. Массовый характер более

низационных структур, усиления научно-техниче- начинает принимать выход опытных производств наші

ского потенциала промышленности, особенно пе- из состава научно-исследовательских и учебных венн

рерабатывающей. учреждений с целью получения коммерческой вы- ' сист(

В результате трансформации организационных годы, что ведет к разрушению инновационного °бесг

структур науки представляется целесообразным цикла исследований и, в итоге, к фактическому науч!

усилить исследовательскую работу в вузах с целью сворачиванию работ. Падает престиж традицион- захН

ифицирован-ярованных к лй. Это такие вное участие веских науч-г с ведущими 1ВКе молодых :ю.

[ала научно-и сложный торы. Нужна рамма подго-5ы поддержа-товационной и отражение и, производ-чного труда, чных кадров, ры научных гния направ-эсуществляе-экономики, феры, миро-юритетными

1ечение фун-пищевой и з стране осу-ювательских :левых лабо-работников ельности со-)лее 2,3 тыс. Научно-ис-имеют 460 ых хозяйств. 325 научных то огромная абное вклю-перестроеч-секторе эко-

ШО ПОДНЯТЬ

)ешений по рмы в АПК. 1НЭМИЧН0, с

у жизненно ства, в кото-зодственных ботающих в ся треть на-упные изме-злитической т\. Наука :тью искать Особенно в ШК России. :тур к разра-Т производ-ологической нижением едствие ори-юммерчески ый характер производств и учебных рческой вы-)вационного жтическому традицион-

ных сфер науки и образования, растет интерес только к тому, что необходимо для утилитарного применения в рыночных структурах.

Естественной альтернативой крупному производству является гибкий и восприимчивый к на-учно-техническим идеям малый и средний бизнес. Поэтому переключение внимания на его развитие было бы естественным продолжением проводимой селективной структурной политики.

Общая ориентация развития научно-технической сферы на решение проблем экономики страны определяет исходные положения совершенствования ее организационных структур, способствующих повышению эффективности НИОКР и инновационных«Процессов в целом: организационное сближение фундаментальных и прикладных исследований, ведущихся в одних областях (целях); интеграция науки, производства и образования; развитие новых организационных форм, преимущественно инфраструктуры нововведений.

Без глубокой всесторонней оценки каждой отдельной ситуации, без специальных обоснований невозможно дать конкретные предложения о преобразовании существующих организационных структур. Несомненно, что такие преобразования будут наиболее обоснованными в производственной сфере, системе образования и в Россельхоз-академии. Также необходимо учитывать, что в дальнейшем изменения в организации научно-технической деятельности все больше будут определяться инновационной активностью хозяйствующих субъектов. С учетом зарубежного опыта можно обозначить общие направления изменения организационных структур в науке:

укрепление и развитие внутрифирменной науки (в мировой практике для овладения рынками сбыта своей продукции производство старается немедленно использовать новейшие научные достижения, предоставляемые фундаментальными исследованиями, что влечет за собой постоянное совершенствование организационных форм взаимодействия: наиболее эффективной признается модель сотрудничества, предусматривающая каждодневное общение ученых со специалистами, отвечающими за сбыт продукции; фундаментальные исследования все шире проводятся в фирмах);

формирование ограниченного числа государственных научных центров и бесприбыльных организаций на базе крупных отраслевых НИИ и академических институтов, которые,пользуясь гарантированной поддержкой государства, разрабатывают наиболее перспективные направления, осуществляя исследования по всему инновационному циклу — от обоснования идей до выпуска образцов новой продукции и технологий;

развитие прогрессивных форм инфраструктуры нововведений (маркетинговые, информационные, консалтинговые услуги, патентование, сертификация, сервис и др.)

Начиная с 1992 г., в АПК России происходит существенное замедление процесса освоения результатов науки. В производство внедряется не более 15% завершенных НИОКР. Это связано, по нашим оценкам, с реформированием видов собственности и действующей ранее централизованной системы научно-технического и информационного обеспечения потребителей, а также с тем, что научные результаты осваиваются на опытных базах НИИ и реже — в хозяйствах и на предприятиях

АПК, что, в свою очередь, не позволяет создавать комплексные полномасштабные высокоэффективные объекты нового технологического уклада.

С целью улучшения использования НИОКР в сфере АПК обоснована целесообразность формирования совместно с Минсельхозпродом и местными органами управления ряда областей инновационных проектов агротехнополисов, реализация которых позволит разработать долгосрочные федеральные и региональные программы развития технологий и техники.

Таким образом, в агропромышленной сфере необходимо создание системы научно-производствен-ных и учебных центров, аналогичных технополисам, имеющих достаточно развитую инфраструктуру, в которых в отличие от обычных предприятий будет осуществляться отработка новейших завершенных научно-технических разработок отечественной науки, адаптация на конкретных народнохозяйственных объектах АПК с последующим тиражированием в других регионах страны. Развитие агротехнополисов будет осуществляться по принципу циклически замкнутого производства: предприятие—переработка—хранение и реализация.

Создание агротехнополисов позволит решить следующие задачи:

обеспечить взаимовыгодное объединение усилий научно-исследовательских организаций и предприятий АПК для комплексного освоения на-учно-технических разработок в производственной сфере на конкурсной основе;

существенно сократить сроки внедрения завершенных научно-технических разработок на объектах АПК, проведение их испытаний и доводки до серийного производства;

оказать активную инжиниринговую и консультативную помощь коллективным и фермерским хозяйствам в освоении прогрессивных технологий, машин и оборудования;

обеспечить получение высокорентабельных производств в сфере АПК, их широкомасштабное внедрение и тиражирование в России;

сосредоточить финансовые средства различных инвесторов для внедрения высокоэффективных технологий, машин и оборудования на объектах агротехнополисов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предоставить заводам Минсельхозпрода, Роском-маша и оборонных отраслей возможность испытания новых образцов техники в агротехнополисах для ускорения серийного выпуска высокоэффективного оборудования;

осуществить на научной основе с учетом практической реализации инновационных проектов маркетинговые исследования в сфере АПК;

повысить конкурентоспособность рынков продукции, техники, технологии.

Учитывая значимость этих задач, проекты агротехнополисов включены в состав государственных научно-технических программ в агропромышленной сфере с тем, чтобы на основе правительственного решения была возможность привлекать к реализации инновационных проектов финансовые средства Минэкономики, Минсельхозпрода, Миннауки России, Россельхозакадемии и других ведомств.

С 1994 г. начались работы в шести агротехнополисах: ’’Заокский” и ’ Пронский” Рязанской, ”Пе-реславский” Ярославской, "Ступинский” и ”Мат-

веевский” Московской области, ’’Зерно Кубани” Краснодарского края.

Управлением Миннауки России совместно с головными исполнителями инновационных проектов в рамках агротехнополисов принципиально решены проблемы отбора конкретных объектов освоения и определен перечень завершенных на-учно-технических разработок, которые предполагается внедрять на перечисленных выше объектах; имеются реальные результаты работ на ряде объектов внедрения в агротехнополисах ’Ступинский”, ’’Матвеевский”, ’’Переславский”.

Заметим, что реализацию структурной реорганизации научно-технического потенциала наиболее логично осуществлять на основе единой ГНТП, в рамках которой должны учитываться и концентрироваться все виды инвестиций в науку и технологическое обновление производства.

Государственная научно-техническая программа должна соответствовать критериям технологичности: государственная поддержка КВТ, технических средств и тех работ, по которым предстоит достигнуть результаты мирового уровня. В остальных случаях позиция государства должна быть нейтральной, в виде совместных разработок или заимствований, системности (обеспечение всех условий для выхода на заданные цели), реальности и реализуемости.

В настоящее время инновационный процесс замедлился, главным образом из-за отсутствия средств у предприятий. На все инвестиционные и инновационные процессы отрицательно влияет ценовая, кредитная и налоговая политика.

В сложившихся условиях чрезвычайно трудно оживить инновационную деятельность. Внутренние побудительные мотивы к инновациям, обусловливаемые необходимостью замены устаревшего оборудования и освоения новых технологий с целью повышения конкурентоспособности продукции, в условиях монополизации экономики и неразвитости рыночных отношений действуют очень слабо. Даже при самом интенсивном внедрении рыночных структур инновационная активность в ближайшее время повысится незначительно. Относительно слабое их воздействие на инновацион-

ный процесс будет сохраняться до устойчивого проявления внутренних мотиваций к изменениям структуры производства, адекватным рыночному спросу. В этих условиях решающую роль приобретают внешние стимулы, вытекающие из экономической политики государства.

Везде в мире государство способствует инновационной деятельности. С каждым годом новая техника, оборудование, технологии дорожают, увеличивается производственный риск и государство обязано оказывать помощь предприятиям. Формы ее разнообразны. Это и прямая помощь в субсидиях и кредитах, и косвенная, выражающаяся в льготных налогах на инвестиции для приобретения техники и технологии, модернизации и реконструкции производства.

Государство должно создавать благоприятный климат для инновационных процессов и являться связующим звеном между наукой, производством и образованием. Для этого необходимо, чтобы оно содействовало развитию науки, в том числе прикладной; подготовке научных кадров; разработке программ, направленных на повышение инновационной активности в сфере производства; формированию государственных заказов на НИОКР, обеспечивающих начальный спрос на инновации с последующим их распространением и тиражированием в народнохозяйственных комплексах экономики; внедрению налоговых и прочих экономикоправовых механизмов воздействия на эффективность инновационных решений; оказанию посредничества во взаимодействии академической, вузовской, отраслевой и производственной науки.

При переходе к рынку политика государственного регулирования должна быть подчинена задачам сохранения, накопления и мобилизации научно-технического потенциала для осуществления структурной перестройки экономики России.

Отдел развития АПК

Кафедра менеджмента и учета на предприятии

Поступила 05.11.94

Ю.А. ИЕ

Московск,

прикладні

На со логичен АПК вьи биосырь зации и нейшим гресса о как нео1 гии и 0| тинговы отношен здании ских ср происхо: направл систеї оптимал туре и с предпри ятий и концент транспо] ктуры сг структ лением 1 сырья, и и ассорт ва и сво ных уел ных и эь парам* процесса сырья с і та на в« Наибо щих пре выпуска В нас продукт новании с исполь нейного делях, к< Однако, фиксиро учитывае заказами приятие цен на гк жек прої ности. Т,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.