Научная статья на тему 'Перспективы и направления политики развития инновационной деятельности в Российской Федерации'

Перспективы и направления политики развития инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1093
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малюшина Инна Валерьевна

Раскрыта роль государственной научно-технической политики при выборе приоритетных направлений, исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the state scientific and technical policy is revealed in case of choosing priority directions, researches and investigations that are realised in the form of large interbranch projects on creation, development and distribution of technologies promoting cardinal changes in the technological basis of the economy and also on development of fundamental researches.

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления политики развития инновационной деятельности в Российской Федерации»

И. В. Малюшина

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа представлена кафедрой экономической теории Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор И. П. Павлова

Раскрыта роль государственной научно-технической политики при выборе приоритетных направлений, исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, научно-техническая политика.

308

Перспективы и направления политики развития инновационной деятельности в Российской Федерации

I. Malyushina

PROSPECTS AND DIRECTIONS OF THE INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The role of the state scientific and technical policy is revealed in case of choosing priority directions, researches and investigations that are realised in the form of large interbranch projects on creation, development and distribution oftechnologies promotingcardinal changes in the technological basis ofthe economy and also on development of fundamental researches.

Key words: innovation, innovative activity, innovative process, scientific and technical policy.

Сегодня важную роль в государственной научно-технической политике играет выбор приоритетных направлений исследований и разработок, которые реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Успешная реализация инновационных проектов во многом сегодня зависит от совершенствования механизма управления инновационно-инвестиционной деятельностью, включая принятие обоснованных управленческих решений при выборе и осуществлении инновационных проектов, эффективном использовании ресурсов в производственной деятельности и рациональном подходе к выбору источников финансирования. Проанализиро-

вав экономическую литературу по исследуемому вопросу, можем сделать вывод о том, что без осуществления инвестиционной деятельности реализация инноваций практически не может состояться. На сегодняшний день качественные инновации не реализуемы без крупных инвестиционных вложений, соответственно, высокоэффективные инвестиции — без инновационной составляющей. Таким образом, инвестиции являются одним из важнейших ресурсов для создания и освоения инноваций.

Отметим, принципы организации финансирования инновационной деятельности должны быть ориентированы на множественность источников финансирования, на гибкость управления этим процессом.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее высокая степень инвестиционной отдачи достигается при условии ее непосредственной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Сегодня в качестве стартовой позиции инновационной деятельности рассматривается рыночный спрос на нововведение, который, в свою очередь, задает направление для научных исследований. Ученые начинают проектировать модель инновационного процесса именно с генерации идей, что отражает современную экономическую ситуацию, которая свидетельствует о том, что источники новых идей могут иметь как фундаментальную научную основу, так и ориентироваться на предложения, поступающие из сферы производства и потребления.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в

ЭКОНОМИКА, ПРАВО

перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Так, на сегодняшний день приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются:

• информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.);

• новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые ус-

луги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами и внутри регионов. Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение. Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью [1, с. 5].

В связи с этим задача развития отечественной науки и технологий отнесена Президентом РФ Д. Медведевым к числу приоритетов российского государства.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» [2, с. 5] обозначил новые перспективы для развития инноваций в России. Об этом сообщает пресс-служба главы российского государства. Законом предусматривается:

• предоставить налогоплательщикам, осуществляющим финансирование инновацион-

ной деятельности, дополнительные преференции и льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций и единому налогу, уплачиваемому при использовании упрощенной системы налогообложения;

• увеличить норматив расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• предусмотреть возможность отнесения к расходам затрат на патентование, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Меры госстимулирования, предусмотренные документом, повысят активность деятельности предприятий высокотехнологичного сектора и привлекут в отрасль дополнительные

инвестиции. Главной задачей является создание необходимой законодательной базы, способствующей развитию этого вида экономической деятельности.

Итак, предпринимаемые правительством меры по развитию инновационного потенциала в целом позитивны. Успешная реализация обозначенных мер создаст дополнительные конкурентные преимущества России на международной арене. Ведь в условиях современной экономики без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны, а в условиях усиливающейся конкуренции на мировой арене выигрывают именно те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Региональная экономика / Под ред. проф. Н. Г. Кузнецова, проф. С. Г. Тяглова. СПб.: Феникс, 2003. 320 с.

2. Федеральный закон принят Государственной Думой 29 июня 2007 г. и одобрен Советом Федерации 6 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.