СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Абакаров С.И., Сорокин Д.В., Тумасян ГС.
Российская медицинская академия последипломного образования, кафедра ортопедической и общей стоматологии, г. Москва
Очевидно, что проводимая в стране реформа здравоохранения непременно коснется и различных аспектов последипломной профессиональной подготовки врачей. Это связано с тем, что интенсивное развитие здравоохранения в большой степени определяется качеством медицинского образования на всех его этапах. Сегодня, никто не оспаривает необходимость в его повышении в последипломной подготовки врача. Для повышения качества образовательного процесса на сегодняшний день делается многое. Так, ряд ведущих в этой сфере деятельности учреждений в связи с новыми возможностями по финансированию проводят обновление материально-технической базы. Известно, что получило широкое распространение применение в учебном процессе современной компьютерной демонстрационной техники. Однако, методы подачи материала и технология обучения не редко остаются традиционными на протяжении десятилетий. Понятие технология обучения было официально сформулировано в 1970 году ЮНЕСКО. В документе посвященном этому вопросу указано, что в основе технологии обучения лежит системный подход, она внедряется в целях повышения эффективности учебного процесса и что наиболее важно строится с учетом личностных особенностей индивидов, включенных в учебный процесс.
На каждом этапе развития человечества появляются такие новые формы и технологии обучения, которые соответствуют развитию научно-технического прогресса на данном отрезке времени.
Известно, что обучение взрослых людей имеет свои особенности. В связи с этим M. Knowles ввел термин «андра-гогика», или «педагогика взрослых». Андрагогика основывается на 5 основных принципах:
• взрослые независимы и самоопределяемы;
• они в состоянии накапливать практический и жизненный опыт, который следует считать важным основанием для обучения;
• взрослые в большой мере оценивают качество обучении, в зависимости от того, в какой мере оно удовлетворяет их повседневным нуждам;
• их в значительной степени интересуют подходы к обучению, которые ориентированны на решение конкретных проблем, а не на предмет как таковой;
• взрослые в большей степени имеют внутренние, а не внешние источники мотивации к обучению.
Принято полагать, что для создания оптимальных условий обучения взрослых, необходимо соблюдение следующих условий:
• включение обучаемого в процесс совместного планирования используемых методов обучения;
• вовлечение обучающихся в определение своих собственных потребностей в обучении, что стимулирует внутреннюю мотивацию к получению знаний и навыков;
• поощрение самостоятельного определения учащимися личных задач обучения, что позволяет лучше контролировать процесс обучения;
• поддержание у обучающихся стремления к самостоятельному поиску источников информации и использованию ресурсов для достижения своих целей;
• помощь обучающимся в выполнении личных планов обучения;
• вовлечение обучающихся в процесс оценки знаний, что позволяет совершенствовать навыки критического отношения к себе.
Именно для взрослых после Всемирной конференции ЮНЕСКО (Токио 1972 год), как наиболее действенная, была предложена технология модульного обучения. Затем ценность ее была определена для обучения студентов и школьников. Интенсивное развитие в России этот метод получил после постановления правительства Российской Федерации № 796 от 06.07.1994 г., одобрившего модульную систему обучения и рекомендовавшего ее к внедрению в учебных центрах и заведениях Министерства Образования РФ. В настоящее время данная технология используется в ряде вузов России для повышения эффективности образовательной подготовки студентов. Одним из первых медицинских вузов, использующих в учебном процессе модульное обучение является ММА им. И.М. Сеченова. Цявичене П.Ю. определяет модуль, как блок информации, включающей в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижении поставленных целей.
«Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике, позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал не нарушая единого содержания.» (Водянникова И. А.).
Бартош Н.О. полагает, что практическое и научное значение модульной технологии заключается в следующем:
• в ней сочетаются новые подходы к обучению и традиции комбинированного занятия;
• она интегрировала многое из опыта педагогической теории и практики, в том числе теории программированного обучения, теории развивающего обучения, а из психологии используется рефлексивный подход;
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
• позволяет избежать стресса у обучаемого, поскольку постоянная рефлексия дает информацию преподавателю о состоянии учебного процесса;
• при модульной технологии обучаемый сам оперирует учебным содержанием, что ведет к осознанному и более глубокому усвоению материала.
В последипломном образовании данную технологию впервые применили в США еще в конце 60-х гг. Однако, в медицине развития модульного обучения произошло только в последнее десятилетие. Анализируя профессиональную подготовку кадров за рубежом, следует отметить следующие основные отличия модульного обучения от других технологий:
• курс разбит на законченные части (модули и их элементы) имеющие самостоятельное значение;
• дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объем и вид изучаемого материала, но и на уровень его усвоения;
• отсеивание лишнего для данного конкретного вида работ материала;
• максимальная индивидуализация обучения;
• меняется форма общения обучаемого, врача и преподавателя. Отношения становятся более паритетными. Обычно модуль представлен как основной элемент многофункционального блока и включает в себя следующие компоненты:
• учебную цель;
• содержание учебного материала;
• практические занятия;
• контроль за усвоение знаний.
Примечательно и очень важно для последипломного образования врачей, что содержание учебного материала может и должно варьировать в зависимости от специфики и уровня подготовки курсантов. При этом, с помощью модулей можно дифференцированно «управлять» содержанием учебного материала, менять учебные цели и проводить предварительную оценку профессиональных знаний и способностей обучающихся.
Очевидно, что принятие Россией Болонской декларации, ставящей целью достижение возможно высокого уровня подготовки специалистов, потребует пересмотра программ и подходов в дополнительном медицинском образовании. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать также и унификацию в технологиях преподавания, включая модульный подход.
Модульный подход в последипломным образовании врачей-стоматологов обеспечивает возможность оперативной и адекватной коррекции учебных программ в соответствии с велением времени, требованиями научно-технического прогресса, кроме того, доказано, что модульная технология способствует повышению активности врачей, повышая их мотивацию к приобретению новых знаний. Важными преимуществами данной методики являются принцип индивидуальности обучения, акцент на самостоятельную работу, опора на профессиональный опыт обучающегося, а также возможность сочетания профессиональной деятельности и обучения. Очевидно, что более широкое применение модульной технологии в медицинских образовательных учреждениях, будет способствовать совершенствованию образовательного процесса и эволюции последипломного образования России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва