РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА В ПОСТЯЖЕНИИ ЖЕЛАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
АванесовА.М., Тигрова Ю.И.
Российский университет дружбы народов, кафедра общей стоматологии, г. Москва
Стоит ли студенту медику, обучающемуся по специальности стоматология, работать в процессе учебы? Это достаточно актуальный вопрос в кругу учащихся, их родителей, преподавателей и работодателей в частности. Ни для кого не секрет, что обучение в медицинских вузах - это тяжелый труд, требующий много времени и сил. Тем не менее, многие, будучи студентами, стремятся к независимости, прежде всего финансовой. Причиной тому служит и максимализм, присущий возрасту подавляющего большинства студентов, и желание получать за свою работу кое-какие деньги. Столкнувшись с подобным явлением, студент задается вопросом: «Куда пойти работать?». На самом деле, на этот вопрос есть масса ответов. Сейчас множество вакансий, которые могут заинтересовать именно студентов. Работодателями предлагаются гибкий график, обучение в процессе работы, высокая заработная плата, а опыт, как правило, не требуется. Заинтересовавшись подобными предложениями, многие студенты работают официантами в кафе, курьерами, секретарями. Одним словом, в большинстве своем, будущие врачи, юристы, экономисты, инженеры задействованы на должностях, в обязанности которых входит то, что никоим образом не пересекается с получаемой ими профессией. Правильно ли это? Нельзя ли совместить работу и учебу таким образом, чтобы занимаемая должность и выполняемые обязанностей не только не мешали процессу получения профессии, но и способствовали лучшему усвоению материала, преподаваемого в вузе? Нельзя ли применять получаемые знания в стенах учебного заведения на практике и, работая, продолжать обучение? И наоборот - применять опыт, полученный в процессе работы, на занятиях? Ответы на эти вопросы каждый должен найти самостоятельно, решить для себя, что важно, а что второстепенно, так сказать, расставить приоритеты. Свою профессиональную деятельность я начала, будучи студенткой 2 курса стоматологического отделения медицинского факультета РУДН. В течение четырех лет я работала в стоматологии, то есть в сфере получаемой мною профессии. Мои обязанности на работе были тесно связаны с темами, активно изучаемыми практически на всех клинических кафедрах университета. Нередко то, что я видела в процессе работы, опережало план теоретических занятий. Тем самым, подойдя к той или иной теме, я могла четко представить себе, как это выглядит на практике, потому что ранее имела возможность это видеть. Несомненно, это облегчало процесс обучения. Став дипломированным специалистом в недалеком прошлом, получив небольшой опыт, могу с уверенностью сказать, что вся проделанная мною работа за эти годы не прошла впустую, она дала мне некий толчок в постижении новых целей и задач. Конечно, не все было просто и не все сразу получалось. Одно могу сказать с уверенностью: за годы учебы, совмещенной с работой в сфере получаемой профессии, я выработала для себя некую схему, которой по сей день придерживаюсь.
Прежде всего, должно быть желание работать. Желание, в свою очередь, рождает цель, а цель, как известно, нужно достигать. Самое сложное в деле достижения цели - это старт, начать и не бросить, когда покажется, что слишком много трудностей на пути. Как известно, «курочка по зернышку клюет».
Все выше сказанное применимо практически к любой профессии. Что же касается медицины и стоматологии в частности? Здесь много тонкостей. Подобная работа требует специальной подготовки. Медицина - отрасль трудовой деятельности, работа в которой сложна и кропотлива. Обязанность медика - оказание услуг, способствующих улучшению здоровья пациентов. А для стоматолога в одном ряду со знаниями стоят мануальные навыки, ведь стоматолог не может до конца считаться стоматологом, пока он не умеет работать руками. Сейчас ни для кого не секрет, что студенты медики стоматологи вынуждены искать себе место для практики самостоятельно, поскольку многие российские вузы, готовящие специалистов в этой сфере, не могут обеспечить учащимся получение мануальных навыков должным образом в связи с отсутствием клинических баз, необходимых материалов и пациентов. На плечи студентов ложится огромная ответственность: показать себя не только как студента с весомой теоретической подготовкой, но и как отличного работника, способного к постижению будущей профессии самостоятельно. Это задача не из легких. Отсюда вывод: для того, чтобы, окончив институт, получив диплом о высшем образовании, не задаваться вопросом: что делать дальше, как работать, нужно готовить себя к взрослой жизни уже в студенческие годы, получая профессию не только в стенах родного ВУЗа, но и в медицинских учреждениях, никаким образом к нему не относящихся. Проще говоря, работать в сфере получаемой профессии. На мой взгляд, это отлично сэкономит время в будущем. Хотя придется кое-чем пожертвовать ради этого. Например, свободным временем, которое можно было бы провести, с точки зрения подавляющего большинства студентов, более интересно. Но при желании, поверьте мне, можно успеть все.
С чего начать? Прежде всего, не стоит бояться и сидеть, сложа руки, ведь вы сами строите свое будущее. Если не будет желания у вас, не будет желания и у других помогать вам. При первичном устройстве на работу важно продемонстрировать работодателю свой потенциал, желание работать и совершенствоваться. В то же время, не стоит быть слишком настойчивым и навязчивым. Не забывайте, что далеко не каждый работодатель желает обучать студентов, ведь, с его точки зрения, вы пришли к нему работать, а не задавать никому ненужные вопросы и, тем самым, нарушать привычное течение рабочего процесса. Тактичность и умение вовремя и грамотно задать интересующий вас вопрос - очень важные качества, которые должны в вас присутствовать.
Не стоит торопиться, хвататься за все и сразу. В первое время довольствоваться многим не получится, придется освоиться, приглядеться к рабочему процессу, попробовать свои силы в малом. Однако, останавливаться на до-
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
стигнутом никогда не стоит. Получив тот или иной навык в работе ассистента (будь то знание последовательности постановки композитной пломбы и умение вовремя подключиться к процессу лечения или элементарная подготовка необходимых инструментов и материалов для той иной манипуляции при приеме пациентов), доведите его до совершенства. Индикатором успеха в этом вопросе послужит благодарность в ваш адрес со стороны врачей и пациентов, которые не оставят ваши достижения и труд незамеченными, ваша уверенность в собственных силах и возможностях возрастет. Но не стоит останавливаться. В тот момент, когда вы сами себе сможете сказать, что цель достигнута, ставьте перед собой новую, стремитесь к ней, и все обязательно получится.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва