ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ
Абакаров С.И., Сорокин Д.В., Тумасян Г.С.
Российская медицинская академия последипломного образования, кафедра ортопедической и общей стоматологии, г. Москва
Медицинское образовательное пространство России формируется на основе базового и дополнительного образования. В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 целью послевузовского профессионального образования является повышение уровня квалификации специалиста. Преемственность всех видов профессионального образования принято рассматривать в аспекте непрерывного профессионального образования. Данное понятие было впервые официально сформулировано ВОЗ в 1971 г.
Непрерывное профессиональное образование (НПО) означает период образования или подготовки врачей, начинающийся после завершения базового (институт) и последующего (интернатура, ординатура) медицинского образования. В идеале НПО длиться столько, сколько продолжается активная профессиональная жизнь врача. В настоящее время в европейских странах НПО рассматривается как процесс без которого невозможно соответствовать изменениям происходящим в современной медицинской науке и практике.
Отличие НПО врачей-стоматологов от двух предшествующих этапов медицинского образования, заключается в том, что НПО в большей степени подразумевает самоконтроль и основанное на собственной практике активное самообучение.
Для профессионального роста отдельно взятого врача доступ к образованию приобретает важное значение. Очевидно значение этого не только для развития стоматологии, но и социума в целом. Не случайно уровень образования является одним из базовых показателей для расчета так называемого индекса человеческого развития, составляемого ООН.
Профессионалы в области информационно-комуникационных технологий, отмечают что в наше время создается новая информационная среда, меняющая систему образования и обучения. Большая часть современных знаний в области стоматологии не может быть найдена в обычном учебнике и передана обычным, классическим способом. Иными словами в связи с разнообразием источников поддерживать и совершенствовать свой профессиональный уровень современному стоматологу и просто и тяжело одновременно.
Согласно типологии предложенной ЮНЕСКО непрерывное образование принято делить на формальное, неформальное информальное. Формальное образование предполагает обучение в соответствии с наличием предназначенных для обучения учреждений и специально подготовленных педагогических кадров. Такое обучение организованно, системно, и целенаправленно. Неформальное образование характеризуется отсутствием системности, учебного плана и часто проходит без участия профессиональных преподавателей. Информальное образование это по сути самообразование. Оно предполагает получение стоматологической информации из профессиональной литературы, ГЫТЕКЫЕТ, а также в процессе консилиумов, конференций и общения с коллегами.
Несмотря на относительную доступность стоматологической литературы, следует отметить крайне низкий познавательный уровень многих специализированных газет и журналов, появившихся в последнее десятилетие. В условиях рынка любой желающий имеет возможность опубликовать статью, которая, с одной стороны, может преследовать только рекламную цель, с другой стороны, может являться откровенно ненаучной.
В связи с большим количеством не рецензируемой литературы, практикующие врачи часто вынуждены делать необоснованные выводы о той или иной методике, технологии, без основ учета и правил доказательной медицины. Проведенное нами анкетирование среди 520 врачей стоматологов различных специальностей показало, что 78,8% опрошенных негативно оценивают поток полурекламных статей, из них 68,7% испытывают затруднения в оценке достоверности предлагаемой информации.
Также для самообразования используется ГЫТЕКЫЕТ, однако для этого необходимо обладать определенными навыками и умениями. По нашим данным уровень компьютерной грамотности среди врачей стоматологов разных специальностей колеблется от 20% до 42% и значительно зависит от возраста врача. При этом 54,6% отметили, что для поиска нужной информации им приходиться прилагать усилия, дифференцируя искомое среди перегруженного информационного потока.
Посещение стоматологических выставок и конференций, увы, не носит массовый характер и бывает нерегулярным. По нашим данным только 12,3% опрошенных по разным причинам делает это чаще, чем один раз в два года. Таким образом, основным, базовым поддерживающим уровень НПО является курсы повышения квалификации. Приказ МЗ № 286 (1994 год) о введении обязательной сертификации специалистов, способствовал системности и регулярности НПО в течение всей профессиональной деятельности стоматолога.
Очевидно, что перед высшим и последипломным медицинским образованием стоит задача интеграции в Болонский процесс, цель которого на основе межправительственного сотрудничества обеспечить достижения единых стандартов высокого уровня подготовки специалистов в Европе.
В тоже время, следует признать, что ряд вопросов, прежде всего касающихся единых подходов внутри Российского последипломного образования остается актуальным и сегодня.
Так унифицированная программа и квалификационные тесты, применяемые для оценки знаний, в ряде вузов были разработаны самостоятельно, сепаратно от головных и часто более 10 лет назад.
Современная стоматология развивается стремительно, и за прошедшие годы появилось большое количество инновационных технологий и принципов лечения.
Анализируя сложившуюся сегодня ситуацию по материалам и технологиям необходимо подчеркнуть, что в настоящее время благодаря интенсивному и динамичному развитию отечественной стоматологии за последние годы качество оказываемой помощи значительно возросло, а материальное и техническое обеспечение в России и странах Европы во многом идентично.
Мы считаем целесообразным, учитывая опыт отечественных стоматологических школ, ведущих региональных и зарубежных учреждений последипломного образования, проповедуя единый подход, разработать (или переработать) унифицированную программу и квалификационные тесты с учетом требований современности. Программа, как и экзаменационные тесты должны быть едиными на всей территории РФ, а их содержание используя принцип разумной целесообразности унифицировано с европейскими.
Необходим единый подход и в вопросах сертификации специалистов. Для сдачи экзамена на получение сертификата необходима подготовка не менее одного месяца (144 часа). Имеющиеся краткосрочные курсы (72 часа) не дают право специалисту на сдачу экзамена для получения сертификата. Используемые в некоторых образовательных учреждениях долгосрочные курсы (2 месяца) посещаются плохо в связи с невозможностью продолжительного отрыва от лечебного процесса.
Поэтому, в ряде ведущих вузов страны рассматриваются возможности введения единой накопительной системы баллов или часов с перестройкой имеющейся системы сертификации, основываясь на опыте ряда европейских стран. Для повышения качества учебного процесса на нашей кафедре помимо профильного предмета, как курсанты так и ординаторы в процессе обучения прослушивают определенное количество междисциплинарных лекций. По этому вопросу накоплен большой опыт. В частности введение в образовательный процесс лекций по правовым вопросам, организации здравоохранения, обезболиванию и неотложной помощи, рентгенодиагностике и др., не просто расширяет кругозор врача, но дает возможность адаптировано решать как профессиональные, так и социально-психологические задачи.
Важным вопросом является и междисциплинарная подготовка педагога. Преподавателем вуза может стать любой специалист, достигший определенных успехов в научной или практической деятельности. Однако педагогического образования такой специалист не имеет.
Подготовка начинающих преподавателей медицинских образовательных учреждений проводится на основании научной школы и приоритетов заведующего кафедры. При этом чаще всего используются им же выработанные педагогические приемы и технологии. Таким образом, используется принцип наблюдения за действиями старшего товарища. Не секрет, что такой принцип обучения внутри кафедры часто дает возможность начинающему ассистенту освоить базовые приемы, но иногда приводит к ошибкам, тормозящим процесс эволюции его как педагога. В связи с этим преподаватели стоматологического факультета РМАПО, одни из немногих в последипломных учреждениях России, регулярно, раз в пять лет подтверждают свою компетентность в области медицинской педагогики и владением новыми образовательными технологиями.
В соответствии с «Всемирными стандартами медицинского образования для улучшения охраны здоровья», предложенными всемирной Федерацией медицинского образования в Копенгагене (2003) мотивацией к НПО для отдельно взятого врача, являются такие факторы, как стремление к профессиональной заботе о пациенте и обязательства перед обществом. При этом отмечается и финансовая заинтересованность, как часть мотивации.
В рекомендациях Совета по Аккредитации непрерывного медицинского образования (США-2002) так же говорится о том, какую важную роль в НПО играет личная мотивация врача, его желание получать новые знания и самосовершенствоваться. Проведенный нами опрос слушателей свидетельствует, что по окончании курсов усовершенствования мотивация к овладению новыми знаниями, значительно возрастает. В ходе анкетирования выяснилось, что 98,8% опрошенных, даже в случае отсутствия обязательной сертификации, продолжали бы регулярно посещать курсы повышения квалификации.
Таким образом, приведенные данные наглядно свидетельствуют об ответственности образовательных учреждений системы последипломной подготовки, особенно возрастающей в период реформы здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.