АНАЛИЗ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Климшина Т.К., Вяльцин С.В., Новокщенова И.Е.
Ханты-Мансийский государственный медицинский институт,
кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Ханты-Мансийск
В столице Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городе Ханты-Мансийске проведен анализ работы врачей-педиатров при помощи социологического опроса. Актуальность проведенного медико-социального исследования состоит в том, что анализ преемственности в работе врачей-педиатров города позволит выявить сильные и слабые стороны оказания медицинской помощи самому уязвимому контингенту - детям и подросткам. При анализе укомплектованности педиатрических участков выявлено, что в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра она составляет 100,0%. Однако, при полной укомплектованности педиатрических участков качество оказания лечебно-профилактической помощи детям и подросткам остается на достаточно низком уровне. Опрошены врачи-педиатры города Ханты-Мансийска. Генеральная совокупность представлена 19 врачами, большинство из которых имели основное место работы в поликлинике (89,5%). Двое из них детские оториноларингологии, один - хирург. Большинство (52,6%) занимают должность участкового педиатра, 15,8% - заведующие отделениями, 26,3% - врачи-ординаторы, 5,3% - главные врачи. В структуре по стажу врачебной работы большую часть - 57,9%, составляют врачи со стажем более 20 лет, до 5 лет - 21,1%, до 10 и до 15 лет имели одинаковый удельный вес -по 10,5%. На курсах последипломного образования давностью до 5 лет обучались 89,5% врачей. Более 68% респондентов прошли обучение в других городах и на рабочем месте. Имели информацию о состояния здоровья юношей территории почти 85% опрошенных врачей, почти 58% из них указали на негативные тенденции в этом процессе. На вопрос о распространенности основных заболеваний среди юношей положительно ответили 78,9% респондентов. В числе наиболее распространенных врачи чаще назвали сердечно-сосудистые заболевания - 30,8%. неврологические - 21,2%, органов дыхания - 17,3%, травмы занимают четвертое место и составляют 11,5%, психические заболевания и врожденные аномалии были названы в 9,6% ответов. Ситуацию «обычной» обозначили 26,3% врачей, 15,8% респондентов вообще не имели информации. Не знали главного педиатра территории 15,8% респондентов. Положительно на вопрос о возможности консультирования в ЛПУ специалистами-педиатрами высокой квалификации респонденты ответили в 78,9%. Не были осведомлены в этом вопросе более 21% опрошенных врачей. На вопрос о чтении лекций в лечебно-профилактическом учреждении по месту работы, посвященных проблеме повышения уровня здоровья юношей положительно ответили 63,1% врачей, остальные респонденты не помнили об этом или вообще ничего не знали. В то же время более 58% врачей из ответивших положительно указали давность последней лекции более 6 месяцев и более года. Необходимым систематическое чтение лекций о проблеме повышения уровня здоровья юношей призывного возраста считают 84,1% опрошенных врачей. Более 89% составили положительные ответы об информированности врачей по поводу учреждений, в которые необходимо направлять пациентов на консультацию. Более 57,9% респондентов ответили, что часто направляют пациентов на консультацию к узким специалистам. В числе трудностей, которые встречаются при направлении на консультацию, были названы следующие: очередь на прием к специалисту - 53,6%, отказ самого пациента - 17,9%, отказ в консультации со стороны медицинского работника - 10,7%, отсутствие возможности обследования в ЛПУ по месту работы 7,1%. Трудности не возникали лишь у 10,7% врачей. Все респонденты без исключения ответили положительно на вопрос о возможности реабилитации больного или выздоравливающего юноши. В следующем вопросе раскрываются возможные пути этой реабилитации, в частности в местном санатории - 26,6%, в учреждения санаторного типа другой территории - 8,8%, в спортивные секции - 17,6%, в группы здоровья и бассейн - 23,5%. Не указали конкретного пути реабилитации 23,5%, что настораживает на предмет достоверности таких ответов. Более 84% опрошенных врачей указали, что они занимаются диспансеризацией, 5,3% не занимаются вообще и 10,5% - не в полном объеме. Большинство врачей-педиатров (31,6%) назвали низкой эффективность диспансеризации в той форме, какая действует в настоящее время, средней назвали эффективность 21,1%, высокой посчитали эффективность лишь 10,5%, 36,8% врачей не смогли вообще ее оценить. В анкете присутствовали вопросы, касающиеся такого важного аспекта деятельности педиатров, как контакт их с родителями. Положительно ответили на этот вопрос 47,3% врачей. Отрицательно и «нет возможности» ответили 31,6%, 21,1% составили ответы «по возможности». Проводят беседы с родителями о состоянии здоровья детей и причинах возникновения заболеваний только 63,1% врачей, остальные либо вообще не придают значения контакту с родителями либо не имеют возможности. В то же время 57,9% врачей сказали о том, что родители не интересуются здоровьем детей. В 36,8% случаев педиатры встречались с явлениями аггравации и симуляции в связи с нежеланием служить в армии. Респонденты высказали мнение о причинах снижения уровня здоровья юношей призывного и допризывного возраста, в частности социально-экономические причины названы в 40,5%, социально-бытовые -в 32,5%, медико-социальные - в 21,6%, другие - в 5,4% случаях. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: во-первых, повысить мотивированность врачей - педиатров в тесной работе с родителями юношей допризывного и призывного возраста, во-вторых, регулярно проводить повышение квалификации врачей - педиатров как на рабочих местах, так и на иногородней базе системы ПДО с последующей аттестацией, в-третьих, не перекладывать санитарно-просветительскую работу на средний медицинский персонал, а самостоятельно проводить активную работу с родителями и детьми, в-четвертых, проанализировать рабочую нагрузку врачей-педиатров округа и при необходимости откорректировать ее, в-пятых, активно продолжить внедрение системы общеврачебной практики в ЛПУ города и округа.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва