О.А. Чекун, И.И. Лушникова
Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов
Статья посвящена современным технологиям, их дидактическому потенциалу, использованию на уроках иностранного языка при обучении цифрового поколения студентов. В статье отмечаются факторы, способствующие внедрению новых технологий, психологические характеристики цифрового поколения. Ключевые слова: информационные технологии в обучении, информатизация образования, стиль мышления современных студентов, иноязычная информационная компетентность.
Качество обучения иностранным языкам в высшей школе на современном этапе напрямую зависит от внедрения технологий нового поколения, а именно информационных и коммуникационных технологий и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.
Под понятием «информационные и коммуникационные технологии»в учебно-методической литературе понимаются разные методы, способы и алгоритмы сбора, применения, представления и передачи информации с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Различные аспекты информационных и коммуникационных
к технологий и их роль в обучении и воспитании отражены в работах 11 Г.А. Берулавы, Е.С. Полат, Л.К. Раицкой, П.В. Сысоева, В.А. Тестова, В.А. Травнева и др.
Прежде всего, необходимо отметить факторы, способствующие интег-о § рированию информационных и коммуникационных технологий в обра-l_ | зовательный процесс: во-первых, информационное общество, испытыва-g ющее необходимость в современных информационных технологиях, т.к.
с каждым годом увеличивается объем информации, который, по подсче-^ там ученых, за последние 100 лет увеличился в 1 трлн раз, что глобально превосходит объем знаний, который может быть усвоен отдельным человеком [1]; во-вторых, информатизация образования в целом, требующая активного внедрения современных технологий на всех этапах обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста, а также изменение парадигмы образования, связанной со способом усвоения знаний и получением информации; в-третьих, особенности стиля мышления современных студентов, который сформировался под влиянием информационных и коммуникационных технологий.
Касательно третьего фактора, представляется важным отметить исследование американских ученых Л. Ланкастера и Д. Стилмана, в котором анализируются проблемы разных поколений за последние 70 лет, а именно их связь с общением, восприятием информации, стилем мышления, и представлена типология 4 поколений: поколение, рожденное между 1946-1964 гг. (Generation «BabyBoomer»); поколение 1965-1980 гг. (Generation «X»); поколение 1981-1999 гг. (Generation «Y»); поколение, представители которого родились с 2000 г. по настоящее время (Generation «Z»). Поскольку современные студенты принадлежат к поколению «Y», основная доля данного исследования приходится на это поколение, которое характеризуется виртуозным владением электронными технологиями, является «цифровыми аборигенами», поскольку родились в технологическом мире, не знают жизни без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета, в сравнении с преподавателями, принадлежащими к первым двум поколениям и являющимися «цифровыми иммигрантами», которые помнят докомпьютерный мир [7].
Стиль мышления современных преподавателей, по словам В. А. Тестова, тяготеет к абстрактно-логичным построениям, поскольку данное поколение выросло на традиционной системе обучения, идущей от Я. А. Коменс-кого, на книге как основном источнике знаний; для традиционной системы свойственен вербальный стиль изложения учебного материала [5].
Мышление же современных студентов тяготеет к образно-эмоциональному, когда усваивается лишь эмоционально-значимая информация.
Кроме того, отмечается, что современному студенту свойственно фраг- к ментарно-клиповое сознание, формирующееся под воздействием уско- о рения темпа жизни, клиповости информации, которые приводят человека к необходимости использования унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного [1]. Все это идет вразрез с вербальным стилем подачи § учебного материала и приводит к когнитивному диссонансу. Предъявле- ¿= ние учебного материала без образной основы не способствует его эффективному усвоению, для каждой темы необходимо разрабатывать видеосопровождение [1; 5].
Технологии, снимающие барьеры восприятия, соответствующие стилю мышления студентов, - это информационные и коммуникационные технологии, которые необходимо осваивать преподавателям, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку наиболее рациональным и эффективным. Кроме того, по В. А. Травневу, при использовании данных технологий наиболее глубоко и полно реализуются дидактические принципы обучения: 1) принцип наглядности - при использовании информационных и коммуникационных технологий появляется возможность наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности и модели; 2) принцип доступности и посильности - рассматриваемые технологии открывают принципиально новые возможности в реализации данного принципа, поскольку современные программы дают возможность генерировать задачи возрастающей трудности; 3) принцип индивидуализации обучения - современные технологии открывают возможности каждому студенту выстраивать индивидуальный маршрут обучения, преимуществом современных технологий и альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован, студент может усваивать ее в удобном режиме и темпе, она предполагает наличие значимой мотивации, поскольку смотрится лишь то, что интересно и привлекает внимание; 4) принцип сознательности - студент с помощью современных технологий может наиболее оптимальным образом организовывать свое обучение; 5) принцип активности - применение инновационных технологий неотъемлемо от самостоятельной активности студента по поиску необходимой информации в сети Интернет, выполнению различных заданий и т.д. [6].
Следует согласиться с тем, что информационные и коммуникационные технологии: способствуют качественно новому уровню взаимодействия преподавателя и студента; изменяют роль и функции преподавателя, который из источника новых знаний превращается в инструктора и консультанта; повышают активность студента путем включения его
к в различные виды деятельности по поиску информации, оперированию 11 знанием и применению добытых знаний; оптимизируют учебный про-| § цесс; мотивируют студента к образовательной деятельности.
Более того, Л.К. Раицкая указывает на важность формирования у сту-о § дентов иноязычной информационной компетенции, которая является осо-| бой и совершенно новой значимой компетенцией, включающей в себя 8 все умения, навыки действия, связанные с иноязычной информацией как на традиционных носителях, так и в сетях. Сегодня выпускники вуза §- для профессионального роста и успешной карьеры должны обладать не просто иноязычной коммуникативной компетенцией, но и иноязычной информационной компетенцией. Среди условий развития иноязычной информационной компетенции Л.К. Раицкая выделяет следующие: представление о видах информации и информационных ресурсах на иностранном языке; ориентирование в сети Интернет на изучаемом иностранном языке; владение навыками просмотрового, поискового чтения для просмотра огромных массивов информации; знакомство с терминологией Интернета и ИКТ на изучаемом языке в пределах, необходимых для работы с информационными источниками; изучение особенностей письменной речи (официальный, неофициальный, научный и пр. стили) на изучаемом языке в сопоставлении с устной речью тех же стилей; виды и стратегии поиска в сетях, поскольку Интернет-ресурсы представляют собой достаточно разнородные и разноформатные источники.
При адекватном и своевременном формировании навыков и умений, составляющих иноязычную информационную компетенцию, практическая работа с информацией на иностранном языке повысит мотивацию совершенствовать владение иностранным языком [3].
Для современного цифрового поколения студентов необходимо разрабатывать такие технологии, которые бы гармонично использовали преимущества традиционного и информационного образования. Данная проблема относится в полной мере к обучению иностранному языку, процесс которому должен быть направлен на совершенствование как иноязычной коммуникативной компетенции, так и иноязычной информационной компетенции, необходимых в условиях нового информационного общества.
Библиографический список
1. Берулава Г. А., Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе и личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2010. № 4. С. 11-18.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.
3. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 2. С. 28-35.
4. Сысоев В.П. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 83-95.
5. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3-10.
6. Травнев В.А., Гуркин В.Ф., Травнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. М., 2008.
7. Lancaster L. C., Stillman D. When generations collide: Who they are, why they clash, how to solve the generational puzzle at work. NY, 2002.