Научная статья на тему 'Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов'

Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1912
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODERN TECHNOLOGIES / DIDACTIC POTENTIAL / DIGITAL GENERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекун Ольга Алексеевна, Лушникова Ирина Ивановна

Статья посвящена современным технологиям, их дидактическому потенциалу, использованию на уроках иностранного языка при обучении цифрового поколения студентов. В статье отмечаются факторы, способствующие внедрению новых технологий, психологические характеристики цифрового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO DIGITAL GENERATION STUDENTS

The article is devoted to modern technologies, their didactic potential and usage at foreign language classes for teaching the digital generation students. The 115 factors contributing to the introduction of new technologies and psychological characteristics of the digital generation of students are noted in the article.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов»

О.А. Чекун, И.И. Лушникова

Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов

Статья посвящена современным технологиям, их дидактическому потенциалу, использованию на уроках иностранного языка при обучении цифрового поколения студентов. В статье отмечаются факторы, способствующие внедрению новых технологий, психологические характеристики цифрового поколения. Ключевые слова: информационные технологии в обучении, информатизация образования, стиль мышления современных студентов, иноязычная информационная компетентность.

Качество обучения иностранным языкам в высшей школе на современном этапе напрямую зависит от внедрения технологий нового поколения, а именно информационных и коммуникационных технологий и использования их дидактического потенциала в образовательном процессе.

Под понятием «информационные и коммуникационные технологии»в учебно-методической литературе понимаются разные методы, способы и алгоритмы сбора, применения, представления и передачи информации с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Различные аспекты информационных и коммуникационных

к технологий и их роль в обучении и воспитании отражены в работах 11 Г.А. Берулавы, Е.С. Полат, Л.К. Раицкой, П.В. Сысоева, В.А. Тестова, В.А. Травнева и др.

Прежде всего, необходимо отметить факторы, способствующие интег-о § рированию информационных и коммуникационных технологий в обра-l_ | зовательный процесс: во-первых, информационное общество, испытыва-g ющее необходимость в современных информационных технологиях, т.к.

с каждым годом увеличивается объем информации, который, по подсче-^ там ученых, за последние 100 лет увеличился в 1 трлн раз, что глобально превосходит объем знаний, который может быть усвоен отдельным человеком [1]; во-вторых, информатизация образования в целом, требующая активного внедрения современных технологий на всех этапах обучения для подготовки конкурентоспособного специалиста, а также изменение парадигмы образования, связанной со способом усвоения знаний и получением информации; в-третьих, особенности стиля мышления современных студентов, который сформировался под влиянием информационных и коммуникационных технологий.

Касательно третьего фактора, представляется важным отметить исследование американских ученых Л. Ланкастера и Д. Стилмана, в котором анализируются проблемы разных поколений за последние 70 лет, а именно их связь с общением, восприятием информации, стилем мышления, и представлена типология 4 поколений: поколение, рожденное между 1946-1964 гг. (Generation «BabyBoomer»); поколение 1965-1980 гг. (Generation «X»); поколение 1981-1999 гг. (Generation «Y»); поколение, представители которого родились с 2000 г. по настоящее время (Generation «Z»). Поскольку современные студенты принадлежат к поколению «Y», основная доля данного исследования приходится на это поколение, которое характеризуется виртуозным владением электронными технологиями, является «цифровыми аборигенами», поскольку родились в технологическом мире, не знают жизни без компьютеров, мобильных телефонов, Интернета, в сравнении с преподавателями, принадлежащими к первым двум поколениям и являющимися «цифровыми иммигрантами», которые помнят докомпьютерный мир [7].

Стиль мышления современных преподавателей, по словам В. А. Тестова, тяготеет к абстрактно-логичным построениям, поскольку данное поколение выросло на традиционной системе обучения, идущей от Я. А. Коменс-кого, на книге как основном источнике знаний; для традиционной системы свойственен вербальный стиль изложения учебного материала [5].

Мышление же современных студентов тяготеет к образно-эмоциональному, когда усваивается лишь эмоционально-значимая информация.

Кроме того, отмечается, что современному студенту свойственно фраг- к ментарно-клиповое сознание, формирующееся под воздействием уско- о рения темпа жизни, клиповости информации, которые приводят человека к необходимости использования унифицированных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного [1]. Все это идет вразрез с вербальным стилем подачи § учебного материала и приводит к когнитивному диссонансу. Предъявле- ¿= ние учебного материала без образной основы не способствует его эффективному усвоению, для каждой темы необходимо разрабатывать видеосопровождение [1; 5].

Технологии, снимающие барьеры восприятия, соответствующие стилю мышления студентов, - это информационные и коммуникационные технологии, которые необходимо осваивать преподавателям, чтобы сделать процесс обучения иностранному языку наиболее рациональным и эффективным. Кроме того, по В. А. Травневу, при использовании данных технологий наиболее глубоко и полно реализуются дидактические принципы обучения: 1) принцип наглядности - при использовании информационных и коммуникационных технологий появляется возможность наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности и модели; 2) принцип доступности и посильности - рассматриваемые технологии открывают принципиально новые возможности в реализации данного принципа, поскольку современные программы дают возможность генерировать задачи возрастающей трудности; 3) принцип индивидуализации обучения - современные технологии открывают возможности каждому студенту выстраивать индивидуальный маршрут обучения, преимуществом современных технологий и альтернативной информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован, студент может усваивать ее в удобном режиме и темпе, она предполагает наличие значимой мотивации, поскольку смотрится лишь то, что интересно и привлекает внимание; 4) принцип сознательности - студент с помощью современных технологий может наиболее оптимальным образом организовывать свое обучение; 5) принцип активности - применение инновационных технологий неотъемлемо от самостоятельной активности студента по поиску необходимой информации в сети Интернет, выполнению различных заданий и т.д. [6].

Следует согласиться с тем, что информационные и коммуникационные технологии: способствуют качественно новому уровню взаимодействия преподавателя и студента; изменяют роль и функции преподавателя, который из источника новых знаний превращается в инструктора и консультанта; повышают активность студента путем включения его

к в различные виды деятельности по поиску информации, оперированию 11 знанием и применению добытых знаний; оптимизируют учебный про-| § цесс; мотивируют студента к образовательной деятельности.

Более того, Л.К. Раицкая указывает на важность формирования у сту-о § дентов иноязычной информационной компетенции, которая является осо-| бой и совершенно новой значимой компетенцией, включающей в себя 8 все умения, навыки действия, связанные с иноязычной информацией как на традиционных носителях, так и в сетях. Сегодня выпускники вуза §- для профессионального роста и успешной карьеры должны обладать не просто иноязычной коммуникативной компетенцией, но и иноязычной информационной компетенцией. Среди условий развития иноязычной информационной компетенции Л.К. Раицкая выделяет следующие: представление о видах информации и информационных ресурсах на иностранном языке; ориентирование в сети Интернет на изучаемом иностранном языке; владение навыками просмотрового, поискового чтения для просмотра огромных массивов информации; знакомство с терминологией Интернета и ИКТ на изучаемом языке в пределах, необходимых для работы с информационными источниками; изучение особенностей письменной речи (официальный, неофициальный, научный и пр. стили) на изучаемом языке в сопоставлении с устной речью тех же стилей; виды и стратегии поиска в сетях, поскольку Интернет-ресурсы представляют собой достаточно разнородные и разноформатные источники.

При адекватном и своевременном формировании навыков и умений, составляющих иноязычную информационную компетенцию, практическая работа с информацией на иностранном языке повысит мотивацию совершенствовать владение иностранным языком [3].

Для современного цифрового поколения студентов необходимо разрабатывать такие технологии, которые бы гармонично использовали преимущества традиционного и информационного образования. Данная проблема относится в полной мере к обучению иностранному языку, процесс которому должен быть направлен на совершенствование как иноязычной коммуникативной компетенции, так и иноязычной информационной компетенции, необходимых в условиях нового информационного общества.

Библиографический список

1. Берулава Г. А., Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе и личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2010. № 4. С. 11-18.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.

3. Раицкая Л.К. Сущность и формирование иноязычной информационной компетенции в высшей школе // Вестник МГУ. Сер. 20. Педагогическое образование. 2010. № 2. С. 28-35.

4. Сысоев В.П. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 83-95.

5. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. № 4. С. 3-10.

6. Травнев В.А., Гуркин В.Ф., Травнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. М., 2008.

7. Lancaster L. C., Stillman D. When generations collide: Who they are, why they clash, how to solve the generational puzzle at work. NY, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.