Ю.В. Наволочная
Педагогические условия развития иноязычного письменного дискурса студентов посредством социальных сервисов
В статье рассматриваются педагогические условия развития иноязычного письменного дискурса посредством социальных сервисов. Выделяется комплекс условий (учет индивидуальных и психологических особенностей современных студентов; создание языковой онлайн-среды на базе социальных сервисов с учетом их дидактических свойств и функций для развития иноязычного письменного дискурса; формирование информационной компетенции; организация подготовки к речевой деятельности онлайн; создание мотивации студентов к использованию социальных сервисов для развития иноязычного письменного дискурса) и раскрывается сущность каждого из них.
Ключевые слова: иноязычный письменный дискурс, социальные сервисы, языковая онлайн-среда, педагогические условия развития иноязычного письменного дискурса.
В современном информационном обществе студенты пишут гораздо больше, чем раньше, но большинство письменных произведений они создают посредством информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, с использованием социальных сервисов. Перед современным преподавателем иностранного языка стоит задача использовать привычную для студентов онлайн-среду в образовательных целях и помочь им приобрести набор способов и стратегий, которые позволят выбирать подходящее средство и форму для выражения мыслей в онлайн-режиме в письменных текстах, что, безусловно, будет способствовать развитию иноязычного письменного дискурса студентов. Следовательно, проблема поиска эффективного способа формирования иноязычного письменного дискурса является актуальной, и одним из решений данной проблемы является применение социальных сервисов и создание на их основе виртуальных учебных групп.
Успешность развития иноязычного письменного дискурса студентов посредством социальных сервисов зависит от соблюдения определенного комплекса педагогических условий. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих максимально эффективное целенаправленное педагогическое воздействие на студентов [4; 6].
Проведенный анализ научной литературы по проблемам обучения онлайн и формированию письменного дискурса [2; 7; 9-12] позволил выделить комплекс педагогических условий, которые необходимы для эффективного развития иноязычного письменного дискурса.
га оло
г
ГС ГС
ч а
Ф \0
с о
1. Учет индивидуальных и психологических особенностей современных 53 студентов. Как известно, при построении процесса обучения необходимо учитывать психологические особенности учащихся. В современ- ^ ном мире широкое распространение и использование информационных о | технологий привело к изменению ментальных привычек студентов, их |« когнитивных стратегий. Современные студенты в большинстве своем с ° являются «цифровыми аборигенами», т.к. родились в технологическом ™ л мире и не представляют свою жизнь без компьютеров, мобильных теле- | § фонов, Интернета [9, с. 70; 10, с. 5]. Ученые отмечают формирование особого мышления. Данный тип мышления имеет множество названий: сетевое мышление; №^мышление; интернет-мышление; гипертекстовое ассоциативное мышление. Мы вслед за Л.К. Раицкой будем называть данный тип мышления гипертекстовым [7].
Основной особенностью гипертекстового мышления является его следование тексту интернет-среды в широком смысле (тексты, образы, видео, фото и др.). Этот тип мышления называют также «синергетическим» [Там же, с. 41]. Особого внимания заслуживает тот факт, что применение коммуникационных и информационных технологий может привести к негативным последствиям, таким как снижение объема запоминаемой информации. ИКТ зачастую минимизируют, а иногда и полностью заменяют собственную деятельностную активность человека [8]. Для того чтобы нивелировать риски, сопряженные с использованием ИКТ, преподавателю важно представлять весь спектр изменений психологических особенностей студентов, вызванные влиянием данных технологий.
2. Создание языковой онлайн-среды на базе социальных сервисов с учетом их дидактических свойств и функций для развития иноязычного письменного дискурса. Как и любая среда, языковая онлайн-среда воздействует на формирование личности, развитие языковой компетенции, ценностных суждений, иноязычного письменного дискурса в процессе взаимодействия, обмена информацией. Языковая онлайн-среда на базе социальных сервисов обладает большим дидактическим потенциалом в познавательном, развивающим, воспитательном и учебном планах. При использовании социальных сервисов в обучении важно помнить, что они изначально создавались с целью общения и только потом стали использоваться как средства обучения, поэтому при создании виртуальной учебной группы важно продумать ее структуру. Преподаватель моделирует языковую онлайн-среду на базе социальных сервисов, знакомит студентов с особенностями работы в данной виртуальной группе, что оптимизирует развитие исследуемого дискурса.
3. Формирование информационной компетенции. Несмотря на то, что современные студенты, хотя и являются «цифровыми аборигенами», зачастую, как справедливо отмечают А. Лансдорф, Д. Кристал, не имеют четкого представления о характере и сложности той аудитории, с которой
2° =
О."©" И
о о ^ О) о.\о
они взаимодействуют онлайн; они владеют обширными знаниями о технологиях, но не умеют ими правильно управлять [11; 12]. Поэтому перед непосредственным использованием ИКТ в обучении необходимо определить уровень сформированности информационной компетенции [5, с. 57] и провести подготовительную работу со студентами, разъяснив обучающимся не только технологические особенности работы с социальными сервисами, но и раскрыв их образовательный потенциал, а также объяснив правила информационной безопасности.
4. Организация подготовки к речевой деятельности онлайн. Формирование и развитие иноязычного письменного дискурса заключается в сохранении и переносе уже имеющихся у учащихся навыков создания письменных работ на родном языке, однако сегодня, по мнению зарубежных [11; 12] и отечественных [1; 2] исследователей, в свете широкого распространения ИКТ, перед преподавателями стоит задача формирования умений и навыков создания письменных работ студентов с «чистого листа» [2, с. 43]. Преподавателю важно принимать во внимание характеристики письменной речи онлайн и существующие различия между письменной речью онлайн и оффлайн.
5. Создание мотивации студентов к использованию социальных сервисов для развития иноязычного письменного дискурса. Практика обучения показывает, что успешность любой деятельности зависит от побуждения и потребностей индивида, его мотивации, которая является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание [3, с. 285]. Применение социальных сетей не является исключением: мотивация студентов к использованию социальных сетей в процессе обучения иностранному языку будет оказывать влияние на сам процесс обучения и на конечный результат. С целью создания мотивации к использованию социальных сервисов для формирования иноязычного письменного дискурса применялись задания проблемного характера, проектные задания, технология перевернутого класса.
Учет и соблюдение данных педагогических условий в процессе развития иноязычного письменного дискурса посредством социальных сервисов будет способствовать повышению эффективности процесса обучения и достижения поставленных целей.
Библиографический список
1. Борщева В.В. Особенности организации самостоятельной работы учащихся «цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 2. С. 30-34.
2. Завьялова О.С. Проблема использования информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку: о задачах компьютерной лингводидактики // Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 38-45.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-н/Д., 1997.
4. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущ- 55 ность, классификация // DOCPLAYER. URL: http://docplayer.ru/178175-Analiz-ponyatiya-pedagogicheskie-usloviya-sushchnost-klassifikaciya-analysis-of-the-notion-pedagogical-conditions-essence-and-classification.html (дата обращения: 6.01.2016). Е ^
5. Наволочная Ю.В. Формирование иноязычной информационной компетенции § == в электронном обучении // Современное языковое образование: инновации, | 5 проблемы, решения: Сб. научных тр. / Под ред. О.А. Чекун. М., 2014. С. 56-63. | ^
6. Павлова Л.В. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза: Монография // s I Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествозна- ¡5 § ния. URL: http://www.rae.ru/monographs/105 (дата обращения: 6.01.2016). g Ц
7. Раицкая Л.К. Информационно-образовательная среда Интернет: дидактиче- czÜ ские и психологические аспекты: Учебное пособие. М., 2011.
8. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона социализации // Просвет. URL: http://vprosvet.ru/biblioteka/psysience/smi-v-razvitii-lichnosti/ (дата обращения: 23.12.2015).
9. Чекун О.А., Лушникова И.И.Современные технологии в обучении иностранным языкам цифрового поколения студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 1. С. 69-73.
10. Чекун О.А. Дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам: Сб. научных статей по итогам ежегодного научного семинара 20 ноября 2012 г. Вып. I. С. 4-9.
11. Crystal D. Texts and Tweets: myths and realities // YouTube. URL: http:// www.youtube.com/watch?v=Boj8VYzDAy8 (дата обращения: 12.01.2016).
12. Lunsford A. Teaching in the Digital Age // YouTube. URL: http:// www.youtube.com/watch?v=9QeJg81QPRw (дата обращения: 12.01.2016).
А.Ю. Р0маненк0
Потенциал образовательного модуля «Педагогика» для формирования готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков
В статье анализируются отдельные аспекты поликультурного воспитания студентов. Выявлен потенциал дисциплины «Педагогика» и педагогической практики в формировании готовности будущих учителей к поликультурному воспитанию подростков и особенности его проявления.
Ключевые слова: студент, поликультурное воспитание, потенциал дисциплины «Педагогика», профессионально-педагогическая позиция студента, педагогическая практика.