Ю.В. Наволочная, О.А. Чекун
развитие иноязычного письменного дискурса
студентов-бакалавров
посредством социальных сервисов
Автор анализирует понятие «дискурс», рассматривает историю данного понятия. в статье также обосновывается целесообразность и эффективность применения социальных сервисов как одного из средств развития иноязычного письменного дискурса.
Ключевые слова: дискурс, социальные сервисы, синергетический подход, аттрактор, субъектный дискурс, бессубъектный дискурс.
В отечественной системе подготовки студентов-бакалавров языковых факультетов, как и во всей системе высшего образования, произошел переход на компетентностную модель, которая в первую очередь направлена на формирование профессионально значимых компетенций обучаемых, одной из которых, согласно ФГОС, является способность логически вести устную и письменную речь. В этой связи развитие ино-
Филологические
науки
Методика
язычного письменного дискурса студентов-бакалавров приобретает особое значение.
Следует отметить, что традиционно выделяют устный и письменный типы дискурса. Это разграничение связано с каналом передачи информации: при устном дискурсе канал - акустический, при письменном - визуальный [3].
Что касается понятия «дискурс», то исторически первым собственно лингвистическим употреблением этого термина было его использование в названии статьи «Дискурс-анализ» американского лингвиста З. Харриса, опубликованной в 1952 г. Однако в полной мере этот термин был востребован в лингвистике примерно через два десятилетия [Там же].
Французские структуралисты использовали этот термин для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Предложенное ими употребление термина «дискурс» в последние годы вышло за рамки науки и стало популярным в публицистике. Прежде всего, оно восходит к М. Фуко, хотя в обосновании этого употребления важную роль сыграли также А. Греймас, Ж. Деррида, Ю. Кристева; позднее данное понимание было отчасти модифицировано М. Пешё. Термин «дискурс», в их понимании, описывает способ говорения и обязательно имеет определение -какой или чей дискурс [Там же].
Третье употребление термина «дискурс» связано, прежде всего, с именем немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса. Оно может считаться видовым по отношению к предыдущему пониманию, но имеет значительную специфику. В этом третьем понимании «дискурсом» называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации [Там же].
Особый интерес для нашего исследавания представляют идеи Тена ван Дейка о том, что в дискурсе (на макросоциальном уровне) воспроизводится идеология и культура (макросоциальные феномены) как коллективные репрезентации. В широком смысле дискурс представляется комплексным коммуникативным событием, которое происходит между говорящим и слушающим в процессе коммуникативного действия в определенном временном и пространственном контексте [1]. В узком смысле ученый понимает дискурс как текст или разговор. Исследователь убежден, что для адекватного лингвистического анализа дискурса и текста необходимы знания из области когнитивной психологии и социологии. Практически все интересные проблемы дискурса нуждаются в «триангуляции», т.е. вовлечении перспектив соседних наук [Там же].
В нашей стране, как отмечает Ю.С. Степанов, термин «дискурс» употреблялся первоначально в значении, близком к тому, в каком в русской лингвистике бытовал термин «функциональный стиль» (речи или языка) [7]. Причину этого ученый видит в особенностях национальных школ.
О.Г. Ревзина, опираясь на исследования М. Фуко и теории интертекстуальности, предлагает выделять субъектный и бессубъектный виды дискурса [6, с. 25]. Под субъектным дискурсом понимается способ говорения, присущий каждому конкретному человеку, т.е. как речь отдельного человека. Дискурс бессубъектного типа, как отмечает исследователь, анонимен, нелинеен, воспроизводим [Там же, с. 26].
Рассматривая дискурс с позиций социолингвистики, В.И. Карасик выделяет два основных типа:
- персональный дискурс, когда говорящий выступает как личность (личностно-ориентированный);
- институциональный, когда говорящий выступает как представитель определенного социального института [2].
По мнению В.И. Карасика, персональный дискурс существует в двух основных разновидностях:
- бытовое общение, т.е. общение между хорошо знакомыми людьми, данное общение сводится к поддержанию контакта и решению бытовых проблем;
- бытийное общение или бытийный дискурс, который раскрывает внутренний мир; данное общение монологично и представлено произведениями художественной литературы и философскими и психологическими интроспективными текстами [Там же].
Обобщая сказанное выше, следует сделать вывод, что дискурс, в целом, и письменный дискурс, в частности, многоаспектен, т.к. носит визуальный, субъективный, персональный и институциональный характер, отражает культуру и идеологию, раскрывает внутренний мир.
Учитывая данные аспекты при развитии иноязычного письменного дискурса, следует также отметить, что дискурс является живой, развивающейся системой, в которой происходит как организованное, так и спонтанное рождение новых значений и смыслов, его можно назвать самоорганизующейся системой, если рассматривать с точки зрения синергетического подхода [4].
Для эффективного развития иноязычного письменного дискурса сту-дентов-бакалавров необходим поиск мотивирующих и активизирующих средств. Одним из средств-аттракторов выступают компьютерные и интернет-технологии и, в частности, социальные сервисы. Существование и привлекательность социальных сервисов или социальных сетей
Филологические
науки
Методика
обоснованы самим развитием общества. Эффективность их использования объясняется тем, что сегодня информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Стиль мышления, в частности, студентов изменился. Современная молодежь принадлежит к поколению, которое не представляет жизни без мобильных телефонов, компьютеров и Интернета [8, с. 5].
Современные студенты, как отмечает С.Б. Переслегин, не готовы тратить много времени на обучение, они спешат работать [5]. Поэтому перед современным университетом и педагогом стоит вопрос, как их обучать. Одним из выходов является использование социальных сервисов. Студенты проводят огромное количество времени онлайн, особенно в социальных сетях, что открывает большие возможности для обучения.
Первоначально социальные сети были созданы как инструмент общения, постепенно спектр их функции увеличился. Мы наблюдаем экстраполяцию влияния социальных сетей на многие сферы жизни общества. Это дает нам право выделить следующие функции социальных сетей:
1) коммуникативная;
2) образовательная (в социальных сетях можно найти большое количество материалов по различным тематикам, также многие преподаватели создают группы для обучения, что делает социальные сети средством обучения и самообразования);
3) воспитательная (тесно связана с образовательной функцией);
4) мировоззренческая (современная молодежь проводит в социальных сетях довольно большое количество времени, что позволяет формировать взгляды и ценности, а также мировоззрение молодых людей, так, социальные сети в настоящее время наряду с наукой, культурой и религией формируют мировоззрение молодежи).
Все это в очередной раз доказывает, что социальные сети обладают большим лингводидактическим образовательным потенциалом, который необходимо использовать для развития иноязычного письменного дискурса студентов. Использование образовательных возможностей социальных сетей в обучении иностранному языку позволяет преподавателю переводить частично обучение в режим «онлайн».
Библиографический список
1. Ван Дейк Т.А. К определению дискурса // PSyberLink. Психологическая сеть российского Интернета. ЦЯЬ: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/ vandijk2.htm (дата обращения: 24.05.2013).
2. Карасик В.И. О типах дискурса // Rudocs.exdat. ЦЯЬ: http://rudocs.exdat.com/ docs/index-267604.html (дата обращения: 24.05.2013).
г
3. Кибрик А., Паршин П. Дискурс // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. URL: http://www.kragosvet ru/enc/gumamtamye_nauki/lmgvistika/DISKURS.htmГ?page=0,0 (дата обращения: 24.05.2013).
4. Левина О. Что такое синергетика // Школа-мастерская личного развития. URL: http://www.isra-trainings.com/articles/holo/synergy.html (дата обращения: 24.05.2013).
5. Переслегин С.Б. Открытая лекция «От университета к знаниевому реактору» // Имперский Генеральный штаб. Официальный сайт С.Б. Переслегина. URL: http://www.igstab.ru/materials/black/Per_fromUniv.htm (дата обращения: 24.05.2013).
6. Ревзина О.Г. Язык и дискурс // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999. № 1. С. 25-33.
7. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, дискурс, факт причинности // Abuss. Философия истории. ЦБЬ: http://abuss.narod.ru/Biblio/stepanov.htm (дата обращения: 24.05.2013).
8. Чекун О.А. Дидактический потенциал информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в высшей школе // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам: Сб. научных статей по итогам ежегодного научного семинара 20 ноября 2012 г. Вып. I. / Под ред. Мастюковой И.Е., Чекун О.А. М., 2012. С. 4-9.
Филологические
науки