г
7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. 71 соч.: В 6 т. Т. 3.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.
10. Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография / Н.А. Рыбакина и др.; Под ред. Н.А. Рыбакиной. Самара, 2010.
11. Рефлексивный подход: от методологии к практике / Под ред. В.Е. Лекторского. М., 2009.
12. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на/Д., 1995.
13. Турбовской Я.С. Гомеостазные хитрости психики // Образование и общество. 2010. № 3. С. 83-87.
g®
та та ч: О. ф Ю 1= О
O.A. ЧЕКУН
Интеграция массовых открытых онлайн-курсов
в обучение иностранному языку
студентов неязыковых специальностей МПГУ
В статье анализируются массовые открытые онлайн-курсы, их разновидности, «с-МООС» и «х-МООС», теоретические основы и педагогический потенциал для использования в обучении иностранному языку в вузе. Автор рассматривает курсы «х-МООС» на платформе Future Learn, их эффективность в обучении иностранному языку.
Ключевые слова: учебные интерактивные курсы, массовые открытые он-лайн-курсы иностранного языка, «с-МООС», «х-МООС», коннективистский подход, когнитивно-бихевиористский подход.
Массовые открытые онлайн-курсы (MOOK, англ. Massive Open Online Courses, MOOC) все чаще интегрируются в систему обучения иностранному языку и являются новейшей технологией, создающей уникальную онлайн-языковую образовательную среду для эффективного обучения как общему, так и профессиональному иностранному языку.
МООК представляют собой учебные интерактивные курсы, разработанные профессорами ведущих мировых университетов, доступные для
0.-9- c^
о о CL CD o.\o
широкой аудитории через Интернет, который сегодня рассматривается не только как новая социальная, но и как целостная информационно-образовательная среда, характеризующаяся интегративностью, много-аспектностью, обширностью, открытостью, универсальностью [3; 6]. Рост интереса к МООК и их интеграция в образовательный процесс связаны с рядом объективных причин: а) децентрализацией современной системы высшего образования и ее превращением в образовательную сеть; б) стремительным распространением сети Интернет; в) сокращением аудиторных часов на учебные дисциплины; г) необходимостью профессионального развития; д) совершенствованием иностранного языка; е) развитием автономии учащегося; ж) формированием его индивидуальной образовательной траектории [1; 4; 5].
Зарубежные и отечественные исследователи (S. Downes, O. Rodriguez, G. Siemens, А. А. Дерюгина) отмечают два вида МООК, различающиеся по теоретическим подходам и структуре: «с-МООС» и «х-МООС» [5; 8-10].
В основе «c-MOOC» лежит коннективистский подход, согласно которому участие - это основа построения знания, в связи с этим учащиеся открыто предлагают свои идеи или возникающие проблемы и обмениваются ими. В соответствии с коннективистской моделью контент курса формируется из кластера ресурсов по определенной теме, который создается участниками и распространяется в сети. По S. Downes, фундаментальными характеристиками коннективистских курсов являются автономия, разнообразие, открытость, взаимодействие, интерактивность. Автономия позволяет выбрать интересующий материал и собеседника; разнообразие дает возможность общения с разными участниками, использовать различный материал, участвовать в многочисленных дискуссиях; открытость обеспечивается степенью вовлеченности участников, взаимодействием и свободным доступом к информации через Интернет; взаимодействие и интерактивность помогают осуществить общение. В данных курсах осуществляется модель равноправия учащегося и преподавателя [8; 9].
«х-МООК» основываются на когнитивно-бихевиористском подходе. Для данных курсов характерно: важность знания и его продуцирование учащимися; создание многочисленных попыток, чтобы продемонстрировать новое знание; контролирующая функция преподавателя; поощрение достижений учащихся; обратная связь. В целом курсы данного типа имеют достаточно традиционную структуру [Там же].
Исходя из теоретических оснований современных МООК, считаем возможным выделить принципы, характерные для данных курсов. Вслед за А.В. Гребенщиковой выделяем как общие принципы, присущие образовательному процессу высшей школы, так и специфические принципы
г
ч 2
g®
fD fD
Ч a
ш \o с о
взаимодействия учащихся МООК в Интернет-среде. Среди общих 73 принципов следует отметить принципы развивающего и воспитывающего обучения, научности, связи теории с практикой, активности учащихся, доступности, индивидуальные и коллективные формы обучения, рефлексии, обратной связи. К специфическим принципам для взаимодействия учащихся МООК в Интернет-среде относятся принципы меж-дисциплинарности, гипертекстуальности, интерактивности, полисубъ-ектности [4].
Следует также отметить, что, по свидетельству проведенных исследований, интеграция инновационных технологий и, в частности, онлайн-курсов способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка и отвечает психологическим особенностям студентов, принадлежащих к цифровому поколению [7].
Для студентов неязыковых специальностей МИГУ были предложены курсы на образовательной платформе Future Learn, которые относятся к курсам «х-МООК», разработаны в соответствии с вышеперечисленными принципами и являются наиболее доступными, удобными и отвечающими интересам студентов. Интеграция курсов на платформе Futere Learn является одним из требований программы «Иностранный язык» для студентов неязыковых специальностей, призванной модернизировать процесс обучения иностранному языку в МИГУ. Данная программа включает комплекс самых современных технологий: смешанного обучения, электронной рабочей тетради, языкового портфолио, платформы Moodle, блог-технологий, социальных сервисов, экстенсивного чтения, иноязычных онлайн-курсов [2].
Структура курсов на платформе Future Learn состоит из видеолекций, аудиоматериала, статей, квизов. Весь материал разбит по неделям, каждая из которых освещает определенную тему, включает разнообразные интерактивные задания, полезные ссылки, обсуждение в форуме. Ио окончании каждого раздела предлагается выполнить тест. Выбор курса предлагался по-разному: в одной группе студенты сами выбирали курс и затем выступали с отчетом-презентацией, во второй группе курс выбирался преподавателем, группа изучала одинаковый материал. Хотя результаты были в обеих группах положительные: увеличился словарный запас, улучшился навык письма, коммуникативные навыки, - все же показатели устной речи второй группы, изучавшей общий курс, были выше. Это объясняется дополнительным обсуждением изучаемых онлайн-тем в аудитории.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает большой потенциал массовых открытых онлайн-курсов, необходимость их использования в обучении иностранному языку в вузе и дальнейшего изучения их возможностей.
74
Библиографический список
1. Борщева В.В. Технология M-Leaming для формирования учебной автоно-о мии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование:
5 ё инновации, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О.А. Чекун.
Вып. 2. М., 2015. С. 58-61. 1 ° 2. Борщева В.В., Чекун О.А. Модернизация практического курса «Иностран-
^ у g ный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами
§-■§"!! современных технологий // Современное языковое образование: иннова-
" = о ции, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О.А. Чекун. Вып. 3.
М., 2015. С. 6-9.
3. Борщева О. В. Блог-технология на занятиях по иностранному языку // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. науч-ныхтр. / Отв. ред. О.А. Чекун. Вып. 2. М., 2015. С. 61-62.
4. Гребенщикова А.В. Лингвоинформационное сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса в высшей школе: понятие, закономерности, принципы // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3. С. 158-166.
5. Дерюгина А. А. Массовые открытые онлайн-курсы для обучения английскому языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 624-627.
6. Наволочная Ю.В., Чекун О.А. Развитие иноязычного письменного дискурса студентов-бакалавров посредством социальных сервисов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 75-79.
7. Чекун О.А. Роль инновационных технологий в создании языковой среды // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. научных тр. / Отв. ред. О. А. Чекун. Вып. 1. М., 2014. С. 72-75.
8. Downes S. An Introduction to Connective Knowledge. URL: http://www. dow-nes.ca/cgi-bin/page.cgi?post=33034 (дата обращения: 4.12.2015).
9. Rodriguez O. The concept of openness behind c- and x-MOOCs (Massive Open Online Courses). URL: http://www.openpraxis.org/index.php/OpenPraxis/article/ view/42/12 (дата обращения: 4.12.2015).
10. Siemens G. Connectivism: A learning the or y for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. № 2 (1). Р. 310. URL: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (дата обращения: 4.09.2015).