УДК 372.881.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
© 2018
Евстропова Нина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного
Опарина Ксения Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного Самарский государственный технический университет (443100, Россия, Самара, улица Молодогвардейская, 244, e-mail: [email protected])
Аннотация. Кардинальные преобразования в системе высшего профессионального образования в России требуют принципиально новых подходов к обучению. Одним из основных требований к современным выпускникам технических вузов выступает иноязычная коммуникативная компетенция. Указанная компетенция рассматривается авторами как знание лексико-грамматического минимума иностранного языка, умение переводить научно-техническую литературу в сфере профессиональной коммуникации, а также навыки монологической и диалогической речи на изучаемом языке. В данной статье рассматриваются массовые открытые онлайн-курсы как один из наиболее результативных способов изучения иностранного языка. Массовые открытые онлайн-курсы полностью соответствуют концепции коннективизма и образования на протяжении всей жизни. Данная концепция позволяет обеспечить целостное, систематическое и индивидуально-ориентированное владение иностранным языком. В исследовании выражается авторское понимание сути, структуры и основных характеристик массовых открытых онлайн-курсов применительно к изучению иностранного языка в техническом вузе. Кроме того, формулируется цель, и указываются объект и предмет исследования, а также поясняются применяемые методы. В практической части статьи анализируются конкретные учебные пособия, разработанные преподавателями кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного с целью внедрения технологии массовых открытых онлайн-курсов в Самарском государственном техническом университете. В заключительной части статьи подводятся итоги проделанной работы, и анонсируются дальнейшие перспективы исследования.
Ключевые слова: коннективизм, критическое мышление, высшее образование, неязыковой вуз, массовые открытые онлайн-курсы, дистанционное обучение, интерактивные методы, английский язык, немецкий язык, аутентичный текст, грамматика, лексика.
IMPLEMENTING TECHNOLOGY OF MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT TECHNICAL UNIVERSITY
© 2018
Evstropova Nina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department
of linguistics, crosscultural communication and russian as a foreign language Oparina Kseniya Sergeevna, candidate of philological sciences, associate professor of the department of linguistics, crosscultural communication and russian as a foreign language Samara State Technical University (445020, Russia, Samara, streetMolodogvardeiskaya 244, e-mail: [email protected])
Abstract. Considerable changes in the system of higher professional education in Russia require fundamentally new approaches to teaching. One of the main requirements for modern graduates of technical universities is foreign-language communicative competence. This competence is considered by the authors as knowledge of the lexical-grammatical minimum of a foreign language, the ability to translate scientific and technical literature in the field of professional communication, as well as the skills of monological and dialogical speech of the language under study. The authors consider mass open online courses as one of the most effective ways of learning a foreign language. Mass open online courses fully correspond to the concept of connectivity and education throughout life. This concept allows providing a complete, systematic and individually-oriented knowledge of a foreign language. The study expresses the author's understanding of the essence, structure and main characteristics of mass open online courses in relation to the foreign language teaching at technical university. Moreover, the authors have formulated the goal and indicated the object and subject of the study, explained the methods. In the practical part of the paper, specific textbooks developed by the teachers of the department of linguistics, cross-cultural communication and Russian as a foreign language are analyzed with the aim of introducing the technology of mass open online courses at the Samara State Technical University. The final part of the paper sums up the results of the research, and announces further prospects of the research.
Keywords: connectivism, critical thinking, higher education, non-linguistic university, massive open online courses, distance learning, interactive methods, English, German, authentic text, grammar, vocabulary.
Российские стандарты высшего образования, принадлежащие к третьему поколению, постулируют принципиально новый подход к обучению. На первое место выходит так называемая концепция образования на протяжении всей жизни (life long learning), характеризующаяся получением знаний на добровольной основе и непрерывным стремлением к личностному и профессиональному росту. Наиболее подходящим способом решения задач, возникших перед современной образовательной системой, являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online courses, МООК). Стратегическая важность и необходимость скорейшего внедрения данной технологии обучения отмечалась во многих концептуальных образовательных документах [1; 2].
Данный термин появился в первом десятилетии XXI века (2008 г., Д. Кормье, Канада, Университет Острова Принца Эдуарда; С. Тран и П. Норвиг, Стэнфорд) [3; 4]. МООК базируется на принципе коннективизма, в рам-224
ках которого обучение больше не является обособленной познавательной деятельностью конкретной личности при взаимодействии с преподавателем (нуклеарная модель обучения) [5-7].
Целью данной работы является определение массовых открытых онлайн-курсов, анализ их основополагающих характеристик, а так же анализ особенностей применения данной технологии в обучении иностранному языку (ИЯ) в техническом вузе.
В данном исследовании применялись как теоретические, так и практические методы. К первой подгруппе можно отнести анализ законодательных актов и нормативно-стандартных документов, а также сравнение и систематизацию уже имеющихся достижений в этой сфере. С помощью практических методов (педагогическое тестирование анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент и др.) проводилась оценка конкретных результатов по внедрению технологии МООК в Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Евстропова Нина Сергеевна, Опарина Ксения Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАССОВЫХ ...
Самарском государственном техническом университете (СамГТУ).
Объектом настоящего исследования является внедрение технологии МООК в СамГТУ. В качестве предмета исследования выступает использование МООК при обучении ИЯ студентов технического вуза.
Вслед за А.А. Стольниковой и Н.Н. Дацун мы определяем МООК как «обучающий курс с массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования» [8, с. 440].
МООК обладает особой структурой, определяющей форму его реализции в образовательном процессе. Каждый отдельный онлайн-курс создается университетом-разработчиком и передается компании-поставщику (провайдеру). Затем специальные порталы, так называемые агрегаторы, формируют каталоги имеющихся в различных университетах онлайн-курсов, которыми могут воспользоваться все желающие обучаться [9-11].
Каждому онлайн-курсу присущ обширный лингво-дидактический потенциал, благодаря которому, на наш взгляд, МООК становится оптимальной технологией обучения ИЯ в нелингвистическом вузе:
1) развитие когнитивных способностей. Как отмечает Титова С.В., «возможность рефлексии и саморефлексии увеличивается благодаря не только интерактивным и игровым форматам заданий и тестов или визуализации учебного материала, но и обсуждению в социальных сетях и взаимооцениванию обучающихся» [12, с. 146].
2) формирование представлений у учащихся о деятельности в их профессиональной сфере за рубежом;
3) развитие иноязычной коммуникативной компетенции у студентов;
4) моделирование ситуации реального академического и профессионального общения на иностранном языке, работа с аутентичными материалами [13, 14];
5) увеличение запаса профессиональной лексики, закрепление грамматических явлений ИЯ [13];
6) четкая привязка к срокам и достаточно строгое ограничение по времени выполнения задания, что соответствует требованиям к обучению в вузе ("настоящее обучение в университете») [15].
Коллективом кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного СамГТУ был разработан ряд электронных учебных пособий по английскому и немецкому языкам, применяемых в процессе дистанционного обучения, которое, в свою очередь, может быть рассмотрено как подготовительный этап по внедрению технологи МООК в университете:
1) "Construction and Engineering: Innovative Methods of Teaching English for Specific Purposes" [16];
2) "Bauingenieur: ein Beruf mit guten Aussichten. Innovative Methodik des Deutschunterrichts für Bauwesenstudierende" [17];
3) "Gute Entscheidung: Ich werde Bauingenieur! Innovative Methodik des Deutschunterrichts für Bauwesensstudenten" [18].
Указанные пособия предназначены для студентов 1 и 2 курсов строительных специальностей. Тематически пособия коррелируют с вопросами, которые вызывают наибольший интерес у учащихся в самом начале освоения специальности. Материалы для пособия (тексты, видеофрагменты и визуальные образы) являются аутентичными и ориентированы на отработку ситуаций, характерных для специалиста в той или иной профессиональной области [19; 20]. Данные тексты могут быть использованы в рамках групповой и самостоятельной работы студентов [21]. Они направлены на расширение и дополнение знаний, представленных в основных разделах пособия, также на освещение новых проблем в области строительства. Разделы учебного пособия имеют следующую структуру:
- несколько текстов по определенной тематике, дополненные предтекстовыми и послетекстовыми упраж-
нениями;
- задания на расширение лексического запаса с последующим закреплением изученной лексики по специальности;
- групповые творческие задания на развитие навыков говорения;
- видеофрагменты с упражнениями на развитие навыков аудирования;
- задания для активизации пройденного материала в письменной речи.
Данное учебное пособие создано в соответствии с принципами дистанционного образования. В рамках работы с данным учебным изданием была использована программа Sanako Study - новейшее программное обеспечение для создания в компьютерном классе интерактивной, мультимедиасреды с аудиосоединениями и функциями лингафонного кабинета. Представляется целесообразным выделить следующие принципы дистанционного обучения.
Принцип интерактивности заключается не только во взаимодействии преподавателя и студентов, опосредованных средствами НИТ, но и обучающихся друг с другом [22]. Так, например, после просмотра видео-сюжета о различных типах карьеры, студенты могут задавать и отвечать на вопросы, вести друг с другом дискуссию с помощью видео-трансляции или записи голоса. Дополнительно к разделу программы «Обсуждению в парах и группах», Sanako имеет режим «Круглый стол», позволяющий формировать маленькие группы с назначенным лидером, проводящим дискуссию.
Принцип стартовых знанийзаключается в том, что перед работой с видео- и аудиоматериалами студенты ознакомлены с лексикой занятия, которая была отработана в упражнениях. Программное обеспечение позволяет открыть лексический минимум в любой момент занятия в качестве визуальной опоры для составления устного высказывания. Соответственно, студенты уже имеют языковую предварительную подготовку [22].
В основе принципа индивидуализации дистанционного обучения заложен режим входного и текущего контроля [22]. Преподаватель контролирует работу учащихся, прослушивает диалоги и монологи и наблюдает за ходом выполнения заданий. Все экраны учащихся одновременно отображаются на экране преподавателя в виде миниатюрных изображений. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию каждого студента, так как по окончанию занятия идет регистрация результатов их работы .
Принцип идентификации способствует мониторингу уровня самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных точек, что может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств [22]. Например, идентифицировать личность экзаменуемого можно с помощью видеоконференцсвязи. Более продвинутые ученики могут быть переведены в раздел программного обеспечения «Самостоятельная работа» и выполнять работу индивидуально, в то время как преподаватель может уделить больше внимания более слабым учащимся. В режиме «Самостоятельная работа» каждый ученик занимается индивидуально.
Некоторые задания из вышеуказанного учебного пособия содержат вопросы для создания монологического высказывания на время, т.е. отвечая на вопросы, студент помнит, что он должен записать свою речь, длящуюся не более 2 минут. В этом заключается принцип регламентированности обучения. Преподаватель может прослушать образцы синтезированных аудиофайлов, созданных с помощью синтеза речи программного обеспечения.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий позволяет ставить и решать значительно более сложные и чрезвычайно актуальные задачи педагогики, задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления,
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
225
самостоятельности в приобретений знаний, работе с различными источниками информации. Например, при работе с данным учебным пособием в рамках дистанционного обучения студенты развили умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, классифицировать информацию; нестандартно мыслить и развивать собственные нестандартные схемы при работе с новой информацией и проблемами, рассматривать проблему с новых, нетрадиционных сторон; самостоятельно принимать решения исходя из реальных условий; анализировать собственную деятельность, выявлять проблему, формулировать противоречия.
Важным показателем принципа обеспечения открытости и гибкости обучения является привязка образовательного процесса к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса. Так, например, преподаватель может установить определенное время сдачи материала. При выполнении такого сложного задания как создание трех-минутной презентации можно будет увидеть, что студент выходил в определенное время в сеть и когда был выложен аудио-файл с мини-высказыванием.
Таким образом, создание рассмотренных выше электронных пособий и их эффективное использование на занятиях ИЯ наряду с уникальной программой Sanako Study может служить первым этапом по внедрению МООК в СамГТУ.
В заключение необходимо отметить, что в данной статье была проанализирована актуальность технологии МООК при обучению ИЯ в техническом вузе. Во введении были сформулированы цель и задача исследования, описаны методы исследования, а также определены объект и предмет изучения. В основной части статьи было дано определение технологии МООК и приведены ее основные характеристки. В исследовательской части было проанализировано применение электронных пособий при обучении студентов иностранным языкам как подготовительный этап по использовании технологии массовых открытых онлайн-курсов в техническом университете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кустов Т.В., Тимофеев А.В., Токарев Н.В. Эффективность интерактивных приемов обучения в сфере massive open online courses // Дистанционные образовательные технологии материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 43-51.
2. Банков А.С., Макшанцева Н.В. Опыт создания массовых открытых онлайн-курсов (МООК): от идеи к результату // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2017. № 38. С. 186-194.
3. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование. 2013. № 3. С. 148-155.
4. Андреев АА. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
5. Тарасова Е.В. MOOC сквозь призму коннективиз-ма // Современные образовательные Web-технологии в системе школьной и профессиональной подготовки сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2017. С. 143-146.
6. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 3. С. 24-30.
7. Львова Ю.А., Карпенко А.Е. Особенности коммуникации в МООК // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 133-135.
8. Стольникова А.А, Дацун Н.Н. Проектирование МООС-агрегатора для рунета // Математическое и информационное моделирование: сборник научных тру-226
дов. Тюмень, 2017. С. 440-449.
9. Запорожко В.В., Парфёнов Д.И. Разработка структурной модели открытых онлайн-курсов на базе современных облачных образовательных платформ // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 3. С. 12-17.
10. Зюзьков В.М., Исакова О.Ю., Левшенкова И.П. Разработка массового открытого онлайн-курса по математической логике в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов Материалы международной научно-методической конференции. 2016. С.93-94.
11. Махмутова М.В., Махмутов Г.Р. Модели и платформы реализации массовых открытых онлайн курсов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 1. № 11. С. 486-496.
12. Титова С.В. МООК в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145-151.
13. Румянцева Л.Н. Использование массовых открытых онлайн-курсов в процессе обучения профессиональному иностранному языку // Образовательная деятельность вуза в современных условиях Материалы международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО Костромская государственная сельскохозяйственная академия. 2016. С. 61.
14. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции средствами массовых открытых онлайн курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 167-170.
15. Лопухова Ю.В,, Макеева Е.Ю. Возможности образовательной платформы COURSERA при повышении квалификации преподавателей Высшей школы // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки сборник статей. Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2016. С. 161-164.
16. Градалева Е.А., Евстропова Н.С., Полухина М. О. Construction and Engineering: Innovative Methods of Teaching English for Specific Purposes: Учеб. пособие. Самара: АСИ СамГТУ. 2017. 147 с.
17. Гриднева Н.А., Опарина К.С. Bauingenieur: ein Beruf mit guten Aussichten. Innovative Methodik des Deutschunterrichts für Bauwesensstudierende: Учеб. пособие по немецкому языку для студентов 1, 2 курсов строительных специальностей вузов. СамГТУ. Самара. 2018. 96 с.
18. Гриднева Н.А., Опарина К.С. Gute Entscheidung: Ich werde Bauingenieur!. Innovative Methodik des Deutschunterrichts für Bauwesensstudierende: Учеб. пособие по немецкому языку для студентов 1, 2 курсов строительных специальностей вузов. СамГТУ. Самара. 2018. 115 с.
19. Чекун О.А. Интеграция массовых открытых он-лайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 71-74.
20. Космодемьянская Н.И. Использование МООС в преподавании иностранных языков в техническом университете // Современное образование: практико-ори-ентированные технологии подготовки инженерных кадров Материалы международной научно-методической конференции. 2015. С.298-299.
21. Борщева В.В. Особенности использования массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку для специальных целей // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. № 1. 2017. С. 86-95.
22. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Полат Е.С.М.: Издательский центр «Академия». 2004. 416 с.
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)