Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн курсы в системе высшего образования на примере Самарского государственного технического университета'

Массовые открытые онлайн курсы в системе высшего образования на примере Самарского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МООК / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФГОС / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПЛАТФОРМА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / MOOC / ELECTRONIC LEARNING / MIXED LEARNING / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / OPEN EDUCATION / EDUCATIONAL PLATFORM / INTERNET-RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Анна Алексеевна

В статье рассматривается феномен МООК Массовые (массивные) открытые онлайн курсы. Особое внимание в статье уделено тому факту, что вузы считают МООК перспективным направлением. Дискуссионным остается вопрос о внедрении МООК в систему высшего образования, хотя онлайн курсы признаются средством расширения возможностей обучения. Онлайн курсы дают возможность внедрить элементы открытого образования в систему высшего образования. В статье приводятся особенности работы с курсами ресурса MOOEC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM BY THE EXAMPLE OF SAMARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The article examines MOOC (massive open online courses) phenomenon. Special attention is paid to the fact that higher schools consider MOOC a promising trend. The problem of introducing MOOC into the higher education system is still debatable, though on-line courses are perceived as a means to broaden learning possibilities. On-line courses allow introducing the elements of open education into higher education system. The paper describes the peculiarities of working with MOOEC resources.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн курсы в системе высшего образования на примере Самарского государственного технического университета»

Хохлова Анна Алексеевна

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА

ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается феномен МООК - Массовые (массивные) открытые онлайн курсы. Особое внимание в статье уделено тому факту, что вузы считают МООК перспективным направлением. Дискуссионным остается вопрос о внедрении МООК в систему высшего образования, хотя онлайн курсы признаются средством расширения возможностей обучения. Онлайн курсы дают возможность внедрить элементы открытого образования в систему высшего образования. В статье приводятся особенности работы с курсами ресурса МООЕС. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-2/62.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

210

ISSN 1997-2911. № 5 (71 ) 2017. Ч. 2

Таким образом, анализируемое учебное пособие позволяет решить вышеописанные проблемы обучения иностранных студентов в техническом вузе и способствует формированию у обучающихся профессионально-ориентированных коммуникативных компетенций, связанных с развитием языковых навыков и умений в области построения связных высказываний на основе общенаучной и специальной лексики. На наш взгляд, использование пособий данного типа в рамках дисциплин «Русский язык как иностранный» и «Деловой иностранный язык (русский)» будет способствовать формированию у студентов умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем понимать и грамотно использовать научную терминологию своей специальности в письменной и устной речи.

Список источников

1. Писарь Н. В. Русский язык как иностранный. Научный стиль речи: учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся по направлениям подготовки в бакалавриате «Автоматизация технологических процессов и производств», «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Машиностроение». Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2016. 99 с.

THE SPECIFICITY OF TEACHING THE SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH TO FOREIGN STUDENTS IN A TECHNICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Pisar' Nadezhda Vladimirovna, Ph. D. in Philology Kaliningrad State Technical University nadezdapisar@mail. ru

The article deals with the main problems of teaching the scientific style of speech to foreign students-non-philologists, which impede the formation of professionally-oriented communicative competence of students within the framework of the disciplines "Russian as a foreign language" and "Business Foreign Language". The ways of solving these problems are identified by the example of the introduction of the author's textbook "Russian as a foreign language. Scientific style of speech" into the educational process.

Key words and phrases: Russian as foreign language; scientific style of speech; technical specialization; automation of production; textbook.

УДК 378

В статье рассматривается феномен МООК - Массовые (массивные) открытые онлайн курсы. Особое внимание в статье уделено тому факту, что вузы считают МООК перспективным направлением. Дискуссионным остается вопрос о внедрении МООК в систему высшего образования, хотя онлайн курсы признаются средством расширения возможностей обучения. Онлайн курсы дают возможность внедрить элементы открытого образования в систему высшего образования. В статье приводятся особенности работы с курсами ресурса MOOEC.

Ключевые слова и фразы: МООК; электронное обучение; смешанное обучение; ФГОС; открытое образование; учебная платформа; интернет-ресурс.

Хохлова Анна Алексеевна

Самарский государственный технический университет khokhlova. anna@mail. ru

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Массовые (массивные) открытые онлайн курсы (МООК) вызывают интерес студентов и преподавателей. Свободный доступ к новейшим курсам, несомненно, снижает стоимость получения высшего образования, что дает возможность изменять существующие модели высшего образования. Актуальность данной статьи обусловлена большим интересом и высоким уровнем востребованности онлайн курсов в настоящее время для решения ряда образовательных проблем и задач. Кроме того, существует необходимость в изучении как самого феномена МООК, так и в изучении методов внедрения онлайн курсов в систему высшего образования.

Курсы, как правило, организуют ведущие университеты мира, запуская открытые обучающие порталы. Российские вузы также включаются в этот процесс. Уже несколько лет работают такие коммерческие проекты как Coursera и Udacity. Они были запущены совместно с престижными университетами. Указанные проекты предлагают платные и бесплатные онлайн курсы. В соответствии с действующими условиями и политикой, Coursera предоставляет ограниченный доступ (лицензию) к использованию услуг. Материалы, предоставляемые в рамках услуг, можно загружать только для личного использования. Разрешается создавать только один аккаунт и запрещается передавать доступ к аккаунту и учетным данным. Документальное

13.00.00 Педагогические науки

211

подтверждение прохождения онлайн курсов в виде сертификатов платное. Кроме того, существует ежемесячная и ежегодная подписка на материалы Coursera. Важно отметить, что Coursera не предоставляет академические зачетные единицы.

Крупные корпорации (Pearson, Google) сегодня также представлены в секторе электронного образования. Технологии Google создают методическую поддержку для преподавателей в продвижении профессиональной карьеры, разрабатывают сервисы Google и сервисы Интернет для образования. Google работает в сфере облачных технологий и платформ для создания учебно-образовательной среды учебных учреждений. Образовательная корпорация Pearson разрабатывает учебные и образовательные приложения, поддерживает программы дистанционного обучения.

Проект Futurelearn объединил вместе все бесплатные, открытые онлайн курсы от лидирующих британских университетов [3].

Вузы в России сталкиваются с необходимостью принимать решения о том, как, выполняя образовательные задачи, удовлетворять различные потребности обучающихся на меняющемся рынке образования. Традиционная модель и система высшего образования, заложенная в средние века, устаревает, а МООК стали сегодняшней реальностью и вошли в нашу жизнь.

Массивные открытые онлайн курсы (МООК) в последнее время привлекают пристальное внимание. МООК предоставляют свободный доступ к новейшим курсам. Изначальная цель МООК - «открыть» образование и предоставить бесплатный доступ к высшему образованию для большего количества студентов из разных стран. В отличие от традиционных университетских онлайн курсов, МООК имеют две ключевые черты:

1) открытый доступ - любой человек может бесплатно стать участником онлайн курса;

2) масштаб - в курсе может участвовать бесконечное количество людей.

В основе концепции развития МООК лежат идеалы открытого образования, идея о том, что знания должны свободно передаваться от человека к человеку, желание учиться должны быть поддержаны без каких-либо демографических, экономических или географических ограничений.

Надо признать, настоящее время - это время осмысления, что же такое МООК, что полезного это явление нам дает, как эффективно использовать все преимущества и возможности МООК. Сходят на нет радикальные заявления о том, что традиционная система образования и процесс обучения настолько исчерпали себя, что «подрывные инновации» безвозвратно вытеснят их. Маловероятно, что это произойдет. А вот что должно произойти и к чему необходимо стремиться, так это интеграция всевозможных учебных платформ и интернет-ресурсов с системой управления и контроля за учебный процессом, повышение гибкости учебного процесса, изменения структуры учебных планов, изменение содержания рабочих программ, координация учебной работы, замена традиционных ресурсов обучения, усовершенствование и адаптация структуры вуза и много другое.

Следует помнить, что образование - это многогранная система, которая включает многочисленных участников, сложные процессы. Таким образом, использовать понятие «подрывные инновации» для того, чтобы объяснить феномен МООК, нужно с осторожностью, чтобы избежать поверхностных суждений.

Стремление большого количества институтов высшего образования участвовать в этом «открытом» образовании не обошло и Самарский Государственный Технический университет (СамГТУ). В сентябре 2016 года СамГТУ заключил договор с национальной платформой «Открытое образование». В учебные планы нескольких групп с различных факультетов были включены онлайн-лекции преподавателей таких вузов как Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Дисциплины аналогичны тем, которые преподаются в СамГТУ.

Курсы, представленные на Платформе, доступны бесплатно и не предъявляют формальных требований к базовому уровню образования. Для тех, кто пожелает подтверждение (зачет) пройденного онлайн-курса при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе, есть возможность получения сертификатов. Получение сертификата становится возможным после прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса. Обязательным условием получения сертификата являются идентификация личности обучающегося и контроль условий прохождения.

В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:

• курсы разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС;

• курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых

в вузах;

• особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

Открытая платформа поддерживает динамичное и интерактивное сообщество открытого образования, создавая и обеспечивая функционирование привлекательного и стабильного пользовательского интерфейса для преподавателей и студентов. Информационное облако и использование открытых стандартов делают обмен данными для разных платформ и сервисов более простым. Открытое образование становится источником инноваций в высшем образовании, которые способствуют сохранению фундаментальных ценностей образования в университете. Само обучение становится больше основанным на личностно-ориентированном подходе.

На национальной платформе «Открытое образование» пока нет курсов для изучения иностранного (английского) языка. Однако студенты СамГТУ, активно интересующиеся языковыми курсами, проходили самостоятельно онлайн-курсы (10 человек). Так, студенты факультета «Пищевые производства» и «Химико-

212

ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 2

технологический» на первом этапе проводили отбор доступных курсов. Основными критериями отбора были: доступность (бесплатный доступ), удобные и понятные меню и интерфейс, тематика языковых курсов. Среди многообразия платформ и представленных курсов был выбран ресурс MOOEC (Massive open online english courses). MOOEC был организован в Австралийском городе Брисбен при поддержке правительства штата Квинсленд и местного сообщества преподавания английского языка; MOOEC является открытым он-лайн-курсом, ориентированным на преподавание английского языка на всех уровнях.

Уроки MOOEC организованы в соответствии с общепризнанными уровнями владения иностранным языком (A1, A2, B1, B2, C1, C2). Курсы MOOEC предоставляются бесплатно для всех и дают возможность получения онлайн-обучения английскому языку высокого качества.

Курсы MOOEC не отрицают значимость роли преподавателя и непосредственного контакта обучаемого и преподавателя. Тем не менее, курсы MOOEC дают возможность использования смешанного обучения (blended learning) в изучении английского языка. MOOEC является инициативным, некоммерческим международным проектом образовательных услуг, посвященным совершенствованию международного образования.

После прохождения курсов MOOEC мы получили следующие результаты и сделали следующие выводы (оценка обучаемых по пятибалльной шкале):

Удобство Контент Интерактивность Мотивация Гибкость графика

и доступность и его подача и стимул обучения

5 4 4 3 5

Среди недостатков 90% обучаемых отметили потребность личного взаимодействия с преподавателем, разрозненность курсов, невозможность выстроить некую систему курсов по конкретному предмету или специальности, отсутствие входного теста (обучаемому приходилось самому определять уровень владения языком). Но, с другой стороны, отмечалось, что этот ресурс предлагает небольшие практичные курсы (регистрация в аэропорте, распространенные ошибки, советы по аудированию). Студенты отметили, что данная форма обучения интересна для них и в будущем они планируют пройти еще некоторые курсы на этой платформе, а также других ресурсах или платформах.

Таким образом, анализ работы с онлайн курсами позволяет сделать вывод о том, что использование курсов позволяет решать различные образовательные и учебные задачи. Выбор онлайн-курса, его тематика и объем обусловлены целью обучения. Среди многочисленных плюсов и минусов использования технологий смешанного и электронного обучения необходимо отметить возможности расширения горизонтов в выборе материалов, методов и приемов преподавания.

Также следует отметить, что в условиях современной глобализации обучаемый имеет возможность повысить свои иноязычно-коммуникативные навыки и умения, работая с современным «живым» языком, что очень важно, поскольку язык - это явление постоянно меняющееся и развивающееся. Дискуссионность вопроса использования и внедрения онлайн курсов в систему высшего образования и подготовки инженерных кадров не является поводом для отказа о того, что предлагают современные технологии.

Рассматриваемые в статье вопросы могут иметь практическую значимость. Работа с онлайн курсами развивает у студентов самостоятельность, повышает мотивацию к изучению языка. Можно предположить, что онлайн курсы могут частично или полностью быть заложены в самостоятельную работу студента, определенную учебным планом и рабочей программой. Внедрение онлайн курсов может создать условия для оптимизации учебного процесса в современном вузе.

Список источников

1. Афанасьев А. Н., Егорова Т. М. MOOC в традиционном Российском образовании // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2014. № 1. С. 6-12.

2. Конюшкин Э. А. Развитие Массовых открытых онлайн курсов в российском образовании // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 6. С. 15-18.

3. Моок и открытое образование: значение для высшего образования [Электронный ресурс] // Open education network. URL: https://open-education.net/services/mook-i-otkrytoe-obrazovanie-znachenie-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 05.04.2017).

4. Уваров А. Ю. Зачем нам эти муки // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 3-17.

MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM BY THE EXAMPLE OF SAMARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Hohlova Anna Alekseevna

Samara State Technical University khokhlova.anna@mail. ru

The article examines MOOC (massive open online courses) phenomenon. Special attention is paid to the fact that higher schools consider MOOC a promising trend. The problem of introducing MOOC into the higher education system is still debatable, though on-line courses are perceived as a means to broaden learning possibilities. On-line courses allow introducing the elements of open education into higher education system. The paper describes the peculiarities of working with MOOEC resources.

Key words and phrases: MOOC; electronic learning; mixed learning; Federal State Educational Standard; open education; educational platform; Internet-resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.