Хохлова Анна Алексеевна
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается феномен МООК - Массовые (массивные) открытые онлайн курсы. Особое внимание в статье уделено тому факту, что вузы считают МООК перспективным направлением. Дискуссионным остается вопрос о внедрении МООК в систему высшего образования, хотя онлайн курсы признаются средством расширения возможностей обучения. Онлайн курсы дают возможность внедрить элементы открытого образования в систему высшего образования. В статье приводятся особенности работы с курсами ресурса МООЕС. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-2/62.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 210-212. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
210
ISSN 1997-2911. № 5 (71 ) 2017. Ч. 2
Таким образом, анализируемое учебное пособие позволяет решить вышеописанные проблемы обучения иностранных студентов в техническом вузе и способствует формированию у обучающихся профессионально-ориентированных коммуникативных компетенций, связанных с развитием языковых навыков и умений в области построения связных высказываний на основе общенаучной и специальной лексики. На наш взгляд, использование пособий данного типа в рамках дисциплин «Русский язык как иностранный» и «Деловой иностранный язык (русский)» будет способствовать формированию у студентов умений и навыков, которые помогут им в дальнейшем понимать и грамотно использовать научную терминологию своей специальности в письменной и устной речи.
Список источников
1. Писарь Н. В. Русский язык как иностранный. Научный стиль речи: учебное пособие для студентов-иностранцев, обучающихся по направлениям подготовки в бакалавриате «Автоматизация технологических процессов и производств», «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика», «Машиностроение». Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2016. 99 с.
THE SPECIFICITY OF TEACHING THE SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH TO FOREIGN STUDENTS IN A TECHNICAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Pisar' Nadezhda Vladimirovna, Ph. D. in Philology Kaliningrad State Technical University nadezdapisar@mail. ru
The article deals with the main problems of teaching the scientific style of speech to foreign students-non-philologists, which impede the formation of professionally-oriented communicative competence of students within the framework of the disciplines "Russian as a foreign language" and "Business Foreign Language". The ways of solving these problems are identified by the example of the introduction of the author's textbook "Russian as a foreign language. Scientific style of speech" into the educational process.
Key words and phrases: Russian as foreign language; scientific style of speech; technical specialization; automation of production; textbook.
УДК 378
В статье рассматривается феномен МООК - Массовые (массивные) открытые онлайн курсы. Особое внимание в статье уделено тому факту, что вузы считают МООК перспективным направлением. Дискуссионным остается вопрос о внедрении МООК в систему высшего образования, хотя онлайн курсы признаются средством расширения возможностей обучения. Онлайн курсы дают возможность внедрить элементы открытого образования в систему высшего образования. В статье приводятся особенности работы с курсами ресурса MOOEC.
Ключевые слова и фразы: МООК; электронное обучение; смешанное обучение; ФГОС; открытое образование; учебная платформа; интернет-ресурс.
Хохлова Анна Алексеевна
Самарский государственный технический университет khokhlova. anna@mail. ru
МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Массовые (массивные) открытые онлайн курсы (МООК) вызывают интерес студентов и преподавателей. Свободный доступ к новейшим курсам, несомненно, снижает стоимость получения высшего образования, что дает возможность изменять существующие модели высшего образования. Актуальность данной статьи обусловлена большим интересом и высоким уровнем востребованности онлайн курсов в настоящее время для решения ряда образовательных проблем и задач. Кроме того, существует необходимость в изучении как самого феномена МООК, так и в изучении методов внедрения онлайн курсов в систему высшего образования.
Курсы, как правило, организуют ведущие университеты мира, запуская открытые обучающие порталы. Российские вузы также включаются в этот процесс. Уже несколько лет работают такие коммерческие проекты как Coursera и Udacity. Они были запущены совместно с престижными университетами. Указанные проекты предлагают платные и бесплатные онлайн курсы. В соответствии с действующими условиями и политикой, Coursera предоставляет ограниченный доступ (лицензию) к использованию услуг. Материалы, предоставляемые в рамках услуг, можно загружать только для личного использования. Разрешается создавать только один аккаунт и запрещается передавать доступ к аккаунту и учетным данным. Документальное
13.00.00 Педагогические науки
211
подтверждение прохождения онлайн курсов в виде сертификатов платное. Кроме того, существует ежемесячная и ежегодная подписка на материалы Coursera. Важно отметить, что Coursera не предоставляет академические зачетные единицы.
Крупные корпорации (Pearson, Google) сегодня также представлены в секторе электронного образования. Технологии Google создают методическую поддержку для преподавателей в продвижении профессиональной карьеры, разрабатывают сервисы Google и сервисы Интернет для образования. Google работает в сфере облачных технологий и платформ для создания учебно-образовательной среды учебных учреждений. Образовательная корпорация Pearson разрабатывает учебные и образовательные приложения, поддерживает программы дистанционного обучения.
Проект Futurelearn объединил вместе все бесплатные, открытые онлайн курсы от лидирующих британских университетов [3].
Вузы в России сталкиваются с необходимостью принимать решения о том, как, выполняя образовательные задачи, удовлетворять различные потребности обучающихся на меняющемся рынке образования. Традиционная модель и система высшего образования, заложенная в средние века, устаревает, а МООК стали сегодняшней реальностью и вошли в нашу жизнь.
Массивные открытые онлайн курсы (МООК) в последнее время привлекают пристальное внимание. МООК предоставляют свободный доступ к новейшим курсам. Изначальная цель МООК - «открыть» образование и предоставить бесплатный доступ к высшему образованию для большего количества студентов из разных стран. В отличие от традиционных университетских онлайн курсов, МООК имеют две ключевые черты:
1) открытый доступ - любой человек может бесплатно стать участником онлайн курса;
2) масштаб - в курсе может участвовать бесконечное количество людей.
В основе концепции развития МООК лежат идеалы открытого образования, идея о том, что знания должны свободно передаваться от человека к человеку, желание учиться должны быть поддержаны без каких-либо демографических, экономических или географических ограничений.
Надо признать, настоящее время - это время осмысления, что же такое МООК, что полезного это явление нам дает, как эффективно использовать все преимущества и возможности МООК. Сходят на нет радикальные заявления о том, что традиционная система образования и процесс обучения настолько исчерпали себя, что «подрывные инновации» безвозвратно вытеснят их. Маловероятно, что это произойдет. А вот что должно произойти и к чему необходимо стремиться, так это интеграция всевозможных учебных платформ и интернет-ресурсов с системой управления и контроля за учебный процессом, повышение гибкости учебного процесса, изменения структуры учебных планов, изменение содержания рабочих программ, координация учебной работы, замена традиционных ресурсов обучения, усовершенствование и адаптация структуры вуза и много другое.
Следует помнить, что образование - это многогранная система, которая включает многочисленных участников, сложные процессы. Таким образом, использовать понятие «подрывные инновации» для того, чтобы объяснить феномен МООК, нужно с осторожностью, чтобы избежать поверхностных суждений.
Стремление большого количества институтов высшего образования участвовать в этом «открытом» образовании не обошло и Самарский Государственный Технический университет (СамГТУ). В сентябре 2016 года СамГТУ заключил договор с национальной платформой «Открытое образование». В учебные планы нескольких групп с различных факультетов были включены онлайн-лекции преподавателей таких вузов как Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Дисциплины аналогичны тем, которые преподаются в СамГТУ.
Курсы, представленные на Платформе, доступны бесплатно и не предъявляют формальных требований к базовому уровню образования. Для тех, кто пожелает подтверждение (зачет) пройденного онлайн-курса при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе, есть возможность получения сертификатов. Получение сертификата становится возможным после прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса. Обязательным условием получения сертификата являются идентификация личности обучающегося и контроль условий прохождения.
В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения, курсы национальной платформы имеют определенные особенности:
• курсы разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС;
• курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых
в вузах;
• особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.
Открытая платформа поддерживает динамичное и интерактивное сообщество открытого образования, создавая и обеспечивая функционирование привлекательного и стабильного пользовательского интерфейса для преподавателей и студентов. Информационное облако и использование открытых стандартов делают обмен данными для разных платформ и сервисов более простым. Открытое образование становится источником инноваций в высшем образовании, которые способствуют сохранению фундаментальных ценностей образования в университете. Само обучение становится больше основанным на личностно-ориентированном подходе.
На национальной платформе «Открытое образование» пока нет курсов для изучения иностранного (английского) языка. Однако студенты СамГТУ, активно интересующиеся языковыми курсами, проходили самостоятельно онлайн-курсы (10 человек). Так, студенты факультета «Пищевые производства» и «Химико-
212
ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 2
технологический» на первом этапе проводили отбор доступных курсов. Основными критериями отбора были: доступность (бесплатный доступ), удобные и понятные меню и интерфейс, тематика языковых курсов. Среди многообразия платформ и представленных курсов был выбран ресурс MOOEC (Massive open online english courses). MOOEC был организован в Австралийском городе Брисбен при поддержке правительства штата Квинсленд и местного сообщества преподавания английского языка; MOOEC является открытым он-лайн-курсом, ориентированным на преподавание английского языка на всех уровнях.
Уроки MOOEC организованы в соответствии с общепризнанными уровнями владения иностранным языком (A1, A2, B1, B2, C1, C2). Курсы MOOEC предоставляются бесплатно для всех и дают возможность получения онлайн-обучения английскому языку высокого качества.
Курсы MOOEC не отрицают значимость роли преподавателя и непосредственного контакта обучаемого и преподавателя. Тем не менее, курсы MOOEC дают возможность использования смешанного обучения (blended learning) в изучении английского языка. MOOEC является инициативным, некоммерческим международным проектом образовательных услуг, посвященным совершенствованию международного образования.
После прохождения курсов MOOEC мы получили следующие результаты и сделали следующие выводы (оценка обучаемых по пятибалльной шкале):
Удобство Контент Интерактивность Мотивация Гибкость графика
и доступность и его подача и стимул обучения
5 4 4 3 5
Среди недостатков 90% обучаемых отметили потребность личного взаимодействия с преподавателем, разрозненность курсов, невозможность выстроить некую систему курсов по конкретному предмету или специальности, отсутствие входного теста (обучаемому приходилось самому определять уровень владения языком). Но, с другой стороны, отмечалось, что этот ресурс предлагает небольшие практичные курсы (регистрация в аэропорте, распространенные ошибки, советы по аудированию). Студенты отметили, что данная форма обучения интересна для них и в будущем они планируют пройти еще некоторые курсы на этой платформе, а также других ресурсах или платформах.
Таким образом, анализ работы с онлайн курсами позволяет сделать вывод о том, что использование курсов позволяет решать различные образовательные и учебные задачи. Выбор онлайн-курса, его тематика и объем обусловлены целью обучения. Среди многочисленных плюсов и минусов использования технологий смешанного и электронного обучения необходимо отметить возможности расширения горизонтов в выборе материалов, методов и приемов преподавания.
Также следует отметить, что в условиях современной глобализации обучаемый имеет возможность повысить свои иноязычно-коммуникативные навыки и умения, работая с современным «живым» языком, что очень важно, поскольку язык - это явление постоянно меняющееся и развивающееся. Дискуссионность вопроса использования и внедрения онлайн курсов в систему высшего образования и подготовки инженерных кадров не является поводом для отказа о того, что предлагают современные технологии.
Рассматриваемые в статье вопросы могут иметь практическую значимость. Работа с онлайн курсами развивает у студентов самостоятельность, повышает мотивацию к изучению языка. Можно предположить, что онлайн курсы могут частично или полностью быть заложены в самостоятельную работу студента, определенную учебным планом и рабочей программой. Внедрение онлайн курсов может создать условия для оптимизации учебного процесса в современном вузе.
Список источников
1. Афанасьев А. Н., Егорова Т. М. MOOC в традиционном Российском образовании // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2014. № 1. С. 6-12.
2. Конюшкин Э. А. Развитие Массовых открытых онлайн курсов в российском образовании // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 6. С. 15-18.
3. Моок и открытое образование: значение для высшего образования [Электронный ресурс] // Open education network. URL: https://open-education.net/services/mook-i-otkrytoe-obrazovanie-znachenie-dlya-vysshego-obrazovaniya/ (дата обращения: 05.04.2017).
4. Уваров А. Ю. Зачем нам эти муки // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 3-17.
MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM BY THE EXAMPLE OF SAMARA STATE TECHNICAL UNIVERSITY
Hohlova Anna Alekseevna
Samara State Technical University khokhlova.anna@mail. ru
The article examines MOOC (massive open online courses) phenomenon. Special attention is paid to the fact that higher schools consider MOOC a promising trend. The problem of introducing MOOC into the higher education system is still debatable, though on-line courses are perceived as a means to broaden learning possibilities. On-line courses allow introducing the elements of open education into higher education system. The paper describes the peculiarities of working with MOOEC resources.
Key words and phrases: MOOC; electronic learning; mixed learning; Federal State Educational Standard; open education; educational platform; Internet-resource.