Научная статья на тему 'Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку'

Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УМЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ВИКИ-ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / SOCIO-CULTURAL SKILLS / ICT IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES / WIKI TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщёва Ольга Владимировна

В данной статье освещается потенциал современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку. Рассматривается одна из таких технологий вики-технология, ее дидактические свойства и возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING ENGLISH USING WIKI TECHNOLOGY

The article highlights the potential of modern Internet-technologies while teaching English. More attention is given to wiki and its didactic characteristics.

Текст научной работы на тему «Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку»

Теория и методика профессионального образования

О.В. Борщёва

Использование вики-технологии в процессе обучения иностранному языку

В данной статье освещается потенциал современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку. Рассматривается одна из таких технологий - вики-технология, ее дидактические свойства и возможности.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, социокультурная компетенция в обучении иностранному языку, социокультурные умения, информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку, вики-технология при обучении иностранному языку.

Изменения, происходящие в современном мире, не могут не отразиться на системе образования. Настоящее поколение столкнется со сложными задачами, а сможет ли оно их решить? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько система образования сможет быстро реагировать на новые задачи путем формирования ключевых компетенций учащихся. Итак, главной целью высшего профессионального образования является формирование профессиональных компетенций [3]. Целью языкового образования является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, компонентом которой является социокультурная компетенция [1].

Мы, вслед за П.В. Сысоевым, под социокультурной компетенцией понимаем «уровень знаний социокультурного контекста использования иностранного языка, а также опыт общения и использования языка в различных социокультурных ситуациях» [5].

Преподаватели должны развить у учащихся социокультурную компетенцию, однако при небольшом количестве аудиторных часов это становится все сложнее. Поэтому, расширяя возможности образования,

мы можем использовать потенциал информационно-коммуникационных к технологий (ИКТ) в процессе обучения. | о

Итак, в процессе обучения иностранного языка с использованием | § ИКТ решаются следующие дидактические задачи: формирование и ^ ЕЕ совершенствование языковых навыков и умений чтения, говорения, аудирования и письма; расширение словаря учащегося; приобретение знаний о культуре; овладение культурой общения в электронной среде и навыками компьютерно-опосредованного общения; формирование элементов определенного вида мышления; овладение навыками самостоятельной когнитивной деятельности; формирование мотивации к использованию иностранного языка как средства общения; формирование навыков работы в группе [4].

В данной статье нам хотелось бы остановить на использовании вики-технологии на занятиях по иностранному языку. Вики - это технология, благодаря которой можно быстро создавать, просматривать, править, публиковать гипертекстовые страницы самых разных форматов в сети Интернет одному человеку или группе людей, что делает возможным работать над одним документом, находясь в любой точке нашей планеты.

Основными дидактическими свойствами вики-технологии являются следующие: публичность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа, мультимедийность, гипертекстовая структура [6].

Проведенное нами исследование показало, что использование вики-технологии способствует формированию социокультурной компетенции, что является одной из главных целей современного языкового образования. Нам считается важным подчеркнуть основные преимущества (возможности) использования вики-технологии на занятиях по иностранному языку: сэкономить время на занятии и перенести обучение в Интернет-среду; заинтересовать студентов одной из социокультурных проблем/вопросов современного мира; выйти за рамки учебника; развить творческие способности учащихся; развить исследовательские способности учащихся; развить умения чтения.

Нами было проведено исследование, которое доказало, что использование вики-технологии способствует развитию следующих социокультурных умений студентов:

• умение интерпретировать культурные факты и события сообществ стран родного и изучаемого языков, особенности реализации педагогического процесса в условиях полиэтнического и поликультурного общества;

• умение собирать, классифицировать, обобщать культуроведческую информацию в виде сообщения, доклада, защиты проекта, используя различные источники, в том числе Интернет;

s g ¡s • умение устанавливать культурные контакты (интерпретировать

о|| коммуникативную деятельность с особенностями родной и иной культуры,

¡¡J- идентифицировать, анализировать, прогнозировать и предотвращать

Я» возможные коммуникативные недопонимания и конфликты);

(DO w

^ • умение социокультурно приемлемо выступать против культурной дискриминации, культурного неравенства, культурного вандализма и культурной агрессии (формировать активную жизненную позицию) [2].

Таким образом, использование вики-технологии на занятиях по иностранному языку способствует формированию социокультурной компетенции. Современным преподавателям необходимо расширять возможности образования, например, используя ИКТ. Как показывает наш опыт, студенты с большим интересом принимают участие в проектах, реализуя свой творческий и исследовательский потенциал.

Библиографический список

1. Борщёва В.В., Розанова Е.В. Принципы формирования социокультурной компетенции бакалавров лингвистических направлений подготовки // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 4. С. 22-29.

2. Борщёва О.В. Методика развития социокультурных умений студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных Интернет-технологий: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

3. Наволочная Ю.В., Чекун О.А. Развитие иноязычного письменного дискурса студентов-бакалавров посредством социальных сервисов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Филологические науки». 2013. № 4. С. 75-79.

4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 5-12.

5. Сысоев П.В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка (для школ с углубленным изучением английского языка): Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 1999.

6. Сысоев П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 3. С. 142-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.