№ 4 - 2010 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 378.147:63
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ
Т.И. Бокова, И.В. Васильцова, Н.А. Кусакина, Г.П. Юсупова
ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»
(г. Новосибирск)
Рассмотрены процессы интеграции науки, образования и производства на базе студенческого бизнес-инкубатора Новосибирского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: студенческий бизнес-инкубатор, инновационный потенциал студентов
Бокова Татьяна Ивановна - доктор биологических наук, профессор кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», контактный телефон: (383) 267-32-31
Васильцова Ирина Васильевна - доцент кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», контактный телефон: (383) 267-32-31
Кусакина Наталья Алексеевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-шаП: [email protected]
Юсупова Галина Павловна - доцент каф химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-таП: [email protected]
Вступление России в единое экономическое и информационно-образовательное пространство, выход на уровень международного взаимодействия в области высшего профессионального образования требует более глубокого осмысления проблем подготовки специалистов, определяет стратегию модернизации содержания профессиональной подготовки специалистов.
В развитых странах мира все учебные заведения проводят активную инновационную политику и стремятся иметь высокий инновационный рейтинг. В России доля высших учебных заведений среди всех организаций, которые занимаются исследованиями и разработками, за последнее десятилетие составляла лишь около 10 % [1].
Вузы в инновационной деятельности выполняют комплексную задачу. Они должны заниматься не только фундаментальными и прикладными исследованиями, но и разработкой содержания прогрессивных образовательных программ, опережающих по знаниям и навыкам существующие потребности, поискам новых образовательных технологий, по-новому управлять учебным процессом и своей деятельностью.
Еще Шумпетер утверждал, что сущность экономического развития заключается в том, что оно не может существовать без постоянных изменений [2].
Уровень развития инновационной деятельности в промышленности России намного отстает от мирового уровня. К основным причинам этого можно отнести следующее:
• недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;
• неблагоприятный инвестиционный климат в стране;
• нестабильность российского законодательства;
• нехватка собственных средств;
• отсутствие системы страхования инновационных рисков;
• высокая стоимость патентов и лицензий;
• высокая доля производственных затрат.
Если рассмотреть состав затрат, включенных в любой инновационный процесс, то можно выделить следующие затраты:
• проведение маркетинговых исследований;
• подготовка кадров;
• приобретение патентов и лицензий;
• приобретение основных средств (машины, оборудование, станки);
• технологическая подготовка производства.
Таким образом, если промышленные предприятия зарубежных стран активно направляют большинство финансовых средств в маркетинговые исследования и на приобретение патентов и лицензий, то, к сожалению, на российских промышленных предприятиях основной долей затрат все еще остаются затраты производственного характера [3].
В данный период развитие производства достигло такого уровня, что по многим товарам на рынках развитых стран мира начала усиливаться конкурентная борьба; чтобы выиграть в ней, необходимо активизировать творческий потенциал и отдачу каждого работника в целях производства более качественного товара.
Цель исследования - выявить, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие инновационного потенциала специалистов аграрного профиля в процессе обучения.
Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов сельского хозяйства.
Основными задачами исследования являются:
1. Обобщить и проанализировать современные подходы к решению проблемы, уточнить определение и структуру инновационного потенциала специалистов сельского хозяйства.
2. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие инновационного потенциала студентов сельскохозяйственных вузов.
3. Разработать содержание и структуру курса, а также технологию развития инновационного потенциала и экспериментально проверить их в реальном процессе обучения.
Методологической базой исследования являются системный, личностный и деятельностный подходы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: а) теоретические: изучение и анализ трудов по рассматриваемой проблеме, обобщение педагогического опыта; б) эмпирические: наблюдение, опрос, индивидуальные беседы, анкетирование, тесты.
В рамках выполнения задания администрации Новосибирской области в ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» был создан центр развития инновационных компетенций для студентов. Цель этого проекта заключалась в подготовке кадрового потенциала для инновационной сферы деятельности из числа студентов, обучающихся по программе целевой контрактной подготовки за счет средств областного бюджета, создание условий содействия коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов. Выявление среди студентов-контрактников лидеров, способных заниматься инновационной деятельностью, и дальнейшая их поддержка.
В качестве основной формы организации и осуществления инновационной деятельности в сфере образования является инновационный проект. Инновационный проект - это комплекс мероприятий в рамках полного инновационного цикла, направленный на создание востребованного рынком конкретного инновационного продукта (услуги). Инновационный научный проект - это проект, реализация которого позволяет создавать и коммерциализировать новые или модернизировать существующие технологии. В университете оборудовано помещение под студенческий бизнес-инкубатор. В нем будет создана благоприятная интеллектуальная и предпринимательская среда, которая обеспечит быстрый рост научных результатов. С его помощью цепочка - от идеи до внедрения - становится реальной.
Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование сельского хозяйства, а также других сфер АПК, обеспечение конкурентоспособности отечественного продовольствия неразрывно связано с активизацией инновационных процессов. К условиям и факторам, тормозящим освоение инноваций в АПК, относится недостаточный уровень подготовки кадрового персонала в области инновационного менеджмента. Формирование инновационных компетенций у студентов аграрных вузов является важной задачей. Одним из путей решения данной проблемы является проектная деятельность студентов на базе бизнес-инкубатора.
Выводы
1. Проведен анализ теоретических и практических подходов и методов расширения инновационных компетенций в аграрных вузах. Он показал, что совершенствование процесса развития инновационного потенциала студентов является актуальным.
2. Выявлены педагогические условия развития инновационного потенциала
будущих специалистов сельского хозяйства. Они включают: 1) проектирование
педагогического инструментария развития инновационного потенциала будущих специалистов АПК; 2) готовность преподавателей к использованию инструментария; 3) готовность студентов к целенаправленной учебной деятельности; 4) непрерывный мониторинг процесса развития инновационного потенциала студентов аграрных вузов.
3. Перспективными направлениями исследований по совершенствованию процесса развития инновационного потенциала студентов может стать поиск новых приемов активизации учебной деятельности студентов и организации их самостоятельной работы при более тесной интеграции процесса обучения с реальным производством.
Список литературы
1. Инновационная политика высшего учебного заведения / М. А. Девяткина, Т. А. Мирошникова, Ю. И. Петрова [и др.] ; под ред. Р. Н. Федосовой. - М. : «Экономика», 2006. - 178 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982. - С. 169-170.
3. Бузник В. М. Введение в инновационную деятельность в академических организациях / В. М. Бузник, Ю. В. Лобурец. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. - 88 с.
AGRARIAN STUDENTS ACTUAL EDUCATION METHODS
T.I. Bokova, I.V. Vasiltsova, N.A. Kusakina, G.P. Yusupova
FSEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University Rushealth» (c. Novosibirsk)
Science, education and production integration processes, on the base of students' Novosibirsk State Agrarian University business-incubator, are shown here.
Keywords: students' business-incubator, students' innovational potential
About authors:
Bokova Tatiana Ivanovna - doctor of biological sciences, professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », contact telephone: (383) 267-32-31
Vasiltsova Irina Vasilievna - assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », contact telephone: (383) 267-32-31
Kusakina Natalia Alekseevna - candidate of biological sciences, assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », contact telephone: (383) 26732-31
Yusupova Galina Pavlovna - assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », contact telephone: (383) 267-32-31
List of the Literature:
1. High education institution innovative policy / M.A. Deviatkina, T.A. Miroshnikova, Y.I. Petrova [et.al.]; under the edit. of R.N. Fedosova. - M: «Economy», 2006.- 187p.
2. Shumpeter J. Economical development theory / J. Shumpeter. - M.: Progress, 1982. - P. 169-170.
3. Buznik V.M. Introduction into innovative activity of academic organizations / V.M. Buznik, Y.V. Loburets. - Novosibirsk: Publ-rs SD RAS, 2003. - 88p.