№ 4 - 2010 г.
13.00.00 педагогические науки
УДК 378.14:681.3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
М.С. Чемерис, Н.А. Кусакина, Г.П. Юсупова
ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет»
(г. Новосибирск)
Технический прогресс является всеобщим законом общественного развития. Новые информационные технологии многообразны. Пассивные методы изучения не предполагают контроля уровня усвоения. Активные методы принуждают студентов проявлять инициативу при изучении курса и не ограничиваться только услышанной информацией на лекциях. Задача преподавателя состоит в том, чтобы на основе определенных форм обучения донести до студентов разделы изучаемого курса. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможности.
Ключевые слова: новые информационные технологии
Кусакина Наталья Алексеевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-шаП: [email protected]
Юсупова Галина Павловна - доцент каф химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-таП: [email protected]
Чемерис Марина Сергеевна - доктор биологических наук, профессор кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-mail: [email protected]
Сейчас общепризнанными являются целесообразность и необходимость привлечения информационных технологий во все сферы жизни деятельности общества.
Особенно интересной представляется идея сбора на одной электронной площадке интеллектуального ресурса, созданного сотрудниками. По мере формирования к ресурсу будет подключаться все большее число студентов. Этим, безусловно, создается важное условие принципиально нового подхода к преподаванию и изучению дисциплин.
Становятся общедоступными не только текстовая информация, но и различные формы мультимедия. Их использование на лекциях и практических занятиях необходимо и полезно. В то же время дополнительное вдумчивое освоение подобной информации на домашнем ПК обеспечит явное повышение эффективности самостоятельной работы студентов.
Компьютеризация высшей школы в системе аграрного образования представляет сложную проблему. При компьютеризации контроля необходим самый серьезный труд по обобщению практики тестирования. Компьютеризация расширяет возможности тестирования. Имеются такие формы тестирования, которые осуществимы только на основе компьютеров. В настоящее время преподаватели уделяют больше внимания плохо работающим студентам, а при компьютерном контроле можно сделать наоборот. При росте лекционных потоков и передаче текущего и других форм контроля на компьютерное тестирование можно существенно сократить затраты труда и уделить большое внимание студентам, успешно изучающим курс.
Компьютеризация расширяет возможности тестирования. Развитие компьютерного тестирования происходит от простого к сложному. Можно выделить три стадии внедрения компьютеров в процессы контроля обучения.
В простейшем случае с их помощью контролируют только часть изучаемого материала. В более сложном случае с их помощь контролируют весь материал на основе внешних контрольных программ в виде книг. Наиболее эффективной формой будет контроль в том случае, когда программа содержится внутри и представляется студентам посредством дисплеев. Программы с вводом контролируемой информации являются наиболее эффективными. Они могут быть различными. Однако в любом случае компьютерный контроль обеспечивает осуществление принципа «повторение - мать учения».
При росте значения самостоятельного изучения студентами разделов программ курса компьютерный контроль позволит адекватным образом обеспечить обратную связь в обучении. В таком случае можно исключить из функций семинаров текущий контроль успешности изучения курса и передать его на самостоятельную работу студентов в компьютерных аудиториях и достигнуть обязательной сдачи каждым студентом зачета по каждой теме посредством компьютерного контроля. Компьютерный контроль позволит отказаться от вопросно-ответной формы семинаров и развивать на семинарах навыки обсуждения, диспутов, мышления.
Режим самопроверки лучше использовать только для текущего контроля по темам. При использовании компьютерного тестирования для самопроверки можно предоставить студенту возможность 100 % проверки своих знаний. Зачетный контроль включает все изученные в течение семестра темы. Итоговый контроль отражает все темы курса.
Число нормальных проверок у контроля разного типа может быть разным и возрастать при переходе к итоговому.
При компьютеризации контроля изучаемого курса необходимо учитывать много факторов. Студенты стремятся свести изучение курса к однократному прослушиванию его на лекции и «присутствию» на семинаре. В таком случае не происходит собственно познания науки. В то же время с помощью компьютеризации можно обеспечить жесткий контроль проработки курса.
Имеющийся опыт преподавания на кафедре химии позволяет совершенно обоснованно сделать вывод о том, что использование электронного общения между преподавателями и студентами повышает эффективность изучения дисциплины.
Список литературы
1. Инновационная политика высшего учебного заведения / М. А. Девяткина, Т. А. Мирошникова, Ю. И. Петрова [и др.] ; под ред. Р. Н. Федосовой. - М. : «Экономика», 2006. - 178 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс, 1982. - С. 169-170.
3. Бузник В. М. Введение в инновационную деятельность в академических организациях / В. М. Бузник, Ю. В. Лобурец. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. - 88 с.
INFORMATIONAL METHODS IN EDUCATION
M.S. Chemeris, N.A. Kusakina, G.P. Yusupova
FSEIHPE «Novosibirsk State Agrarian University» (c. Novosibirsk)
Technical progress is the common law of social development. New informational methods are variable. Passive educational methods don’t give the control level of understanding. Active methods make students show the initiative in course study, but not only the lection material. The teacher’s task is to give the students all the course chapters, based on the definite forms of study. To use all the possibilities for this purpose is necessary.
Keywords: new informational methods
About authors:
Chemeris Marina Sergeevna - doctor of biological sciences, chemistry department professor SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », e-mail: [email protected]
Kusakina Natalia Alekseevna - candidate of biological sciences, assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University», e-mail: [email protected]
Yusupova Galina Pavlovna - assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. High education institution innovative policy / M.A. Deviatkina, T.A. Miroshnikova, Y.I. Petrova [et.al.]; under the edit. of R.N. Fedosova. - M: «Economy», 2006.- 187p.
2. Shumpeter J. Economical development theory / J. Shumpeter. - M.: Progress, 1982. - P. 169-170.
3. Buznik V.M. Introduction into innovative activity of academic organizations / V.M. Buznik, Y.V. Loburets. - Novosibirsk: Publ-rs SD RAS, 2003. - 88p.