№ 4 - 2010 г.
13.00.00 педагогические науки
УДК 378.1(001.895)
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Кусакина, Г.П. Юсупова, Т.И. Бокова, М.С. Чемерис
ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет»
(г. Новосибирск)
Использование программ тестирования для контроля знаний студентов при использовании балльно-рейтинговой системы является одним из современных методов работы со студентами. Тестирование позволяет определить проблемную зону, выявить уровень знаний, умений, навыков.
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, учебное тестирование
Кусакина Наталья Алексеевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-mail: [email protected]
Юсупова Галина Павловна - доцент каф химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-mail: [email protected]
Бокова Татьяна Ивановна - доктор биологических наук, профессор кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», контактный телефон: (383) 267-32-31
Чемерис Марина Сергеевна - доктор биологических наук, профессор кафедры химии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет», е-mail: [email protected]
Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Именно новые технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Чтобы усилить практическую направленность курса химии, изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих студентов в их повседневной жизни, необходимо изменить акценты в учебной деятельности, нацеленные на интеллектуальное развитие студентов, использовать задания, проверяющие различные виды деятельности, учитывать объём заданий для объяснения окружающих явлений, при этом учитывать знания, которые студенты получают вне занятий, используя литературные источники, Интернет.
Новые информационные технологии, которые в последние годы широко внедряются в педагогическую практику, позволяют повысить самостоятельную активную, познавательную деятельность каждого студента. Одним из таких инновационных методов является учебное тестирование, которое широко применяется на кафедре химии.
Одним из механизмов оценки знаний студентов при использовании балльнорейтинговой системы является учебное тестирование. Специфика тестов по сравнению с традиционным контролем состоит в том, что их вопросы или задания требуют краткого и точного ответа. Каждый ответ студента можно рассматривать как дидактическую единицу знания.
Главная цель тестирования - обеспечить систематическую работу студентов показом достигнутого или уровня знаний.
Преподаватель также имеет возможность отслеживать, какой уровень достигли в своих знаниях и умениях студенты на отдельных этапах процесса обучения, что позволяет корректировать дальнейшую работу над изучаемым материалом.
Внедрение тестирования является важным методом активизации познавательного процесса. Тестирование позволяет решить ряд проблем современного преподавания учебных курсов.
Обычно выдвигаемые против тестирования возражения сводятся к следующему:
• выбор правильного объекта из ряда предложенных осуществить легче, чем сформулировать собственный;
• велик риск случайного выбора правильного ответа;
• программы с выборочным вводом ответов отучают студента мыслить, способствуют формированию у него примитивного стереотипа действий.
Мнимые опасности тестов препятствуют борьбе с истинными бедствиями современного обучения. Плохое обучение часто вытекает из недостаточности любознательности, любопытства обучаемых и недостаточности их заинтересованности в обучении. Тесты могут служить тем средством, которое создаёт такие обстоятельства, такой порядок обучения, который заставит если не всех, то, по крайней мере, большинство обучаемых учиться с должным усердием.
Применение тестов позволяет преподавателю быстрее и чаще контролировать подготовку студентов к занятиям.
Тесты можно разделить на открытые и закрытые.
Открытые тесты не содержат никакого ответа, и обучаемый должен сам его определить. Такими «тестовыми заданиями» являются упражнения, задачи, примеры и т. д. Поэтому их легче всего превращать в тесты. Нужно дать их обучаемым на отдельных карточках, и пусть они напишут ответ, который преподаватель соотнесёт с эталоном.
Если же к таким заданиям дать версии ответов, то они переходят во множество «закрытых» тестовых заданий.
Деление закрытых тестовых заданий происходит в зависимости от типа подготовленных «ответов». Если среди них имеются неправильные ответы, то это
выбор(отбор). При этом конкретизация упорядочения данного типа текстовых заданий зависит от числа предложенных ответов и числа неправильных и правильных элементов:
• один ответ и надо определить - правилен он или нет (альтернативный тест);
• один правильный ответ и один, два, три и т. д. ложных;
• правильных ответов более одного - два, три и т. д. (множественный выбор);
• существуют тесты установления соответствия и последовательности. Они не содержат неправильных ответов - все предложенные элементы ответов правильны. В них надо только установить их соотнесение или определить их последовательность. Задания на установление правильной последовательности можно считать наиболее развитым типом тестов.
Применение тестирования как метода активизации познавательного процесса расширяется во всех учебных заведениях. Это вытекает из его преимущества по сравнению с традиционными методами контроля.
Тестирование облегчает выполнение ряда трудоёмких операций в обучении. Контроль при этом становится более систематичным и фронтальным и тем самым создаёт такие условия, порядок обучения, который в большей мере понуждает всех обучаемых систематически учиться. А результаты тестирования облегчают оценку знаний студентов по балльно-рейтинговой системе.
Студенты воспринимают тестирование и с удовольствием проверяют свои знания. Они воспринимают тестирование как объективное средство, которое более адекватно оценивает достигнутый ими уровень знаний, поэтому воспринимают тестирование благосклоннее и предпочтительнее других форм контроля.
Таким образом, студенты могут оценить себя по европейской системе, так как на первое место выносится работа с книгами, статьями, журналами. Студенты сразу замечают недостатки в своих знаниях. Тестирование позволяет судить об уровне знаний, умений и навыков, о широте представлений, имеющихся у студента по данной дисциплине.
Список литературы
1. Инновационная политика высшего учебного заведения / М. А. Девяткина, Т. А.
Мирошникова, Ю. И. Петрова [и др.] ; под ред. Р. Н. Федосовой. - М. :
«Экономика», 2006. - 178 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. - М. : Прогресс,
1982. - С. 169-170.
3. Бузник В. М. Введение в инновационную деятельность в академических
организациях / В. М. Бузник, Ю. В. Лобурец. - Новосибирск : Изд-во СО РАН,
2003. - 88 с.
NEW PEDAGOGICAL AND RECENT TECHNOLOGIES IN EDUCATION SYSTEM
N.A. Kusakina, G.P. Yusupova, T.I. Bokova, M.S. Chemeris FSEIHPE «Novosibirsk State Agrarian University» (c. Novosibirsk)
Mark-rating system use for students' knowledge control is one of the actual methods working with students. Testing shows: problem sphere; knowledge, skills, abilities level.
Keywords: mark-rating system, educational testing
About authors:
Kusakina Natalia Alekseevna - candidate of biological sciences, assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », e-mail: [email protected]
Yusupova Galina Pavlovna - assistant professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », e-mail: [email protected]
Bokova Tatiana Ivanovna - doctor of biological sciences, professor of chemistry department SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », contact telephone: (383) 267-32-31
Chemeris Marina Sergeevna - doctor of biological sciences, chemistry department professor SEE HPE «Novosibirsk State Agrarian University », e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. High education institution innovative policy / M.A. Deviatkina, T.A. Miroshnikova, Y.I. Petrova [et.al.]; under the edit. of R.N. Fedosova. - M: «Economy», 2006.- 187p.
2. Shumpeter J. Economical development theory / J. Shumpeter. - M.: Progress, 1982. - P. 169-170.
3. Buznik V.M. Introduction into innovative activity of academic organizations / V.M. Buznik, Y.V. Loburets. - Novosibirsk: Publ-rs SD RAS, 2003. - 88p.