№ 4 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 371.3:159.953
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
О. Н. Потеряева, Г. В. Безродная
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Целью исследования была проверка нового учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Неорганическая химия» на академическую адаптацию первокурсников. Оценивали результаты контрольных работ, качественную успеваемость, выход студентов на экзамен. Внедрение УМКД в учебный процесс повышает качество обучения студентов первого курса в 2-3 раза.
Ключевые слова: адаптация, учебно-методический комплекс, первокурсники.
Потеряева Ольга Николаевна — доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской химии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-65-41, е-таШ Olga_Poteryaeva@mail.ru
Безродная Галина Валентиновна — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета менеджмента ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-98-31, е-mail: gala_bzr@hotmail.com
Введение. В связи с изменением статуса Новосибирской государственной медицинской академии на Университет открываются новые факультеты, на которых студенты получают новые медицинские специальности, в том числе «Медицинская биохимия». По данной специальности на преподавание неорганической химии на первом курсе первого семестра отводится 18 занятий по 4 часа и 18 лекций по 2 ч (сравнить: у студентов педиатрического и лечебного факультетов 8 занятий по 3 ч и 5 лекций по 2 ч). В связи с большой учебной нагрузкой первокурсники испытывают различного рода трудности: неумение распределять свое время и силы; неготовность к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;
неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности и др. Задача преподавателя помочь студентам ускорить процесс адаптации к учебной деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Различают несколько видов адаптации: социальная, психологическая, академическая [3].
Целью исследования была экспериментальная проверка влияния нового учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Неорганическая химия» на академическую адаптацию студентов.
Материалы и методы. Разработанный УМКД «Неорганическая химия» состоит из рабочей программы (РП), методических указаний к семинарским или лабораторным занятиям, контролирующих материалов (входной тест, варианты двух контрольных работ (КР), экзаменационные билеты, тест остаточных знаний), лекций в виде слайд-презентаций и текста. РП составлена на основании требования ФГОС 3-го поколения высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1118. С РП можно познакомиться на сайте http://www.ngmu.ru/ кафедра медицинской химии/документы/рабочие программы/медико-профилактический факультет/специальность медицинская биохимия. РП составлены с использованием методических рекомендаций преподавателей кафедры педагогики и психологии факультета менеджмента [1, 2]. В качестве объективного критерия адаптации использовался показатель эффективности учебной деятельности — оценки двух КР, итогового тестирования (в качестве первого этапа экзамена) и письменной экзаменационной работы (второй этап экзамена). В эксперименте участвовали две группы студентов первого курса медико-профилактического факультета по специальности 060601 «Медицинская биохимия», обучавшиеся в 2011 году (контрольная группа), когда только началась разработка УМКД, и студенты, обучавшиеся в 2012 году (экспериментальная группа), когда УМКД был завершен и утвержден. В каждой группе обучалось по 24 студента.
Результаты исследования и обсуждение. При опросе выяснилось, что после окончания учебы в школе у студентов средняя оценка — тройка. Поэтому в начале обучения студентам предлагался входной тест, состоящий из восьми вопросов с ответами (выбрать правильный — оценивались по 1 баллу) и двух задач (по 2 балла). Наивысшее количество баллов — 12. Набрано в среднем по 6,2 балла. Обе группы плохо справились с заданием, что свидетельствует об их низком уровне подготовки по химии. Что приводит к этому? По мнению педагогов [3, 4], имеются несколько причин: сокращение школьной программы по естественным дисциплинам в старших классах (по химии — до одного часа в неделю, по физике — до двух часов); необязательность школьного экзамена по физике, химии, биологии позволяет учащимся вообще не тратить усилия на овладение этими предметами; для многих студентов-первокурсников необходимость изучать химию в вузе фактически заново оказывается неприятной неожиданностью; значительная часть выпускников средней школы не готова к освоению фундаментальных дисциплин, тем более в режиме самоподготовки.
КР № 1 охватывала основные темы: растворы и их свойства, особенности растворов сильных и слабых электролитов, понятие водородный показатель и рН, свойства буферных растворов, явления осмоса, основы химической кинетики и термодинамики. Работа содержала 8 вопросов и отражала все пройденные темы. Выполнение КР № 1 оценивалась по пятибальной шкале. Из 24-х обучающихся II группы к КР № 1 было допущено только 15 человек, 9 студентов имели пропуски по занятиям или неудовлетворительные оценки
за текущие занятия. Выход на КР № 1 составил 62,5 %. Из 15-ти студентов с первого раза сдали 10, средняя оценка 3,5 ± 0,4; остальные пересдавали на отработках. В итоге, средний балл 3,3 ± 0,3.
Из 24-х обучающихся I группы к КР № 1 было допущено уже 19 человек, 5 студентов имели пропуски по занятиям или неудовлетворительные оценки за текущие занятия. Выход на КР № 1 составил 79,2 % (на 16,7 % больше). Из 19-ти студентов с первого раза сдали 16, средняя оценка 3,8 ± 0,4; в итоге, средний балл 3,7 ± 0,3, что на 12 % больше. Но, после расчета качественной успеваемости (в расчет брались только оценки 4 и 5) оказалось, что в I группе она выше в три раза (р < 0,01). Итак, преимущество использования разработанного УМКД «Неорганическая химия» очевидно. Уже на первом этапе изучения дисциплины качество обучения повысилось. Студенты I группы регулярно получали домашние задания в виде разработанных задач, лекции были представлены на сайте. К каждому занятию были разработаны контролирующие тесты, с которыми студенты могли познакомиться также на сайте.
КР № 2 охватывала следующие основные темы: окислительно-восстановительные процессы, строение атома, периодический закон Д.И. Менделеева, химическая связь и строение химических соединений, химия s-, р-, d- элементов. КР № 2 содержала 6 вопросов и отражала все пройденные темы. Выполнение КР № 2 также оценивалась по пятибальной шкале. Из 24-х обучающихся II группы к КР было допущено только 18 человек (75 %), 6 студентов имели пропуски по занятиям или неудовлетворительные оценки за текущие занятия. Из 18-ти студентов с первого раза сдали 12, средняя оценка 3,2 ± 0,4; остальные пересдавали на отработках. В итоге, средний балл 3,37 ± 0,3. Ко второй КР из II группы вышло 18 студентов из 24-х, что на 33 % больше по сравнению с КР № 1.
Средний балл в I группе — 3,72 ± 0,3, к КР № 2 вышел 21 студент из 24-х, что составляет 87,5 % выхода, и это на 8,3 % больше по сравнению с КР № 1. Это свидетельствует об адаптации студентов к обучению в вузе.
Экспериментальная группа на контрольной работе № 2 получила оценку на 10 % выше, а качественная успеваемость в данной группе выше в два раза. Выход на КР № 2 в I группе на 13 % больше, чем во II группе.
Составление УМКД привело к тому, что студентам стало легче адаптироваться к обучению, так как устраняются многие причины, в том числе УМКД позволяет выделить главное из огромного количества информации, что облегчает обучение, запоминание, подготовку к занятиям и контроль над обучением.
Следующий контроль осуществлялся в процессе проведения выпускного экзамена по дисциплине «Неорганическая химия» (итоговое тестирование и письменный экзамен). Из II группы на экзамен вышло только 16 студентов (66,7 %), 4 были отчислены за систематические пропуски и академическую неуспеваемость, 4 не успели отработать задолженности. В I группе на экзамен вышел 21 студент (87,5 %), 1 был отчислен за систематические пропуски и академическую неуспеваемость, 2 не успели отработать задолженности. Экспериментальная группа на итоговом тестировании получила в среднем 78,8 балла, что на 16,5 балла больше по сравнению с контрольной группой (р < 0,05). Качественная успеваемость в данной группе по результатам экзаменационной работы в три раза выше (23,3 и 71 % соответственно). Выход студентов на экзамен в I группе на 20,8 % больше (р < 0,05).
Динамика выхода студентов на контрольные рубежи (КР № 1 и 2, экзамен) представлена
на рис. 1. Качественная успеваемость по всем итоговым контролям показана на рис. 2. Все показатели в экспериментальной группе выше. На рис. 1, 2 обозначены контрольные рубежи: 1 — контрольная работа № 1; 2 — контрольная работа № 2; 3 — экзамен.
Рис. 1. Динамика выхода студентов на контрольный рубеж, %
Рис. 2. Качественная успеваемость (%) по всем итоговым контролям в динамике
Выводы. Разработанный нами УМКД «Неорганическая химия» активизирует процесс академической адаптации студентов. Внедрение УМКД в учебный процесс повышает качество обучения студентов первого курса в 2-3 раза. Разработка и применение УМКД любой дисциплины является важной задачей, стоящей перед преподавателем для повышения качества образования.
Список литературы
1. Безродная Г. В. Презентация методики разработки ООП и рабочих программ на базе ФГОС 3-го поколения [Электронный ресурс] / Г. В. Безродная. — Режим доступа: http://www.ngmu.ru/common.php?page_doc&doc=1873
2. Безродная Г. В. ФГОС ГОУ ВПО — методические рекомендации для (ГОУ ВПО РОСЗДРАВА) по разработке и оформлению Основной образовательной программы (ООП) и рабочих программ учебных дисциплин. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Г. В. Безродная, С. Н. Колпаков. — Режим доступа : http://www.ngmu.ru/common.php?page_doc&doc=1897
3. Репьева Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Н. Г. Репьева. — Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf
4. Cавельева Н. Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению
в вузе / Н. Н. Савельева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — Т. 14, Вып. 37. — С. 328-333.
EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF DISCIPLINE AS THE FACTOR PROMOTING SUCCESSFUL ACADEMIC ADAPTATION OF FIRST-YEAR
STUDENTS
O. N. Poteryaeva. G. V. Bezrodnaya
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
Check of the new educational and methodical complex of discipline (EMCD) «Inorganic chemistry» on the academic adaptation of first-year students was the objective of research. Estimated results of examinations, qualitative progress, appearance of students on the examination. Introduction of EMCD in educational process increases quality of training of first-year students in 2-3 times.
Keywords: adaptation, educational and methodical complex, first-year students.
About authors:
Poteryaeva Olga Nikolaevna — doctor of medical science, professor of medical chemistry chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-65-41, e-mail: Olga_Poteryaeva@mail.ru
Bezrodnaya Galina Valentinovna — candidate of pedagogical science, head of pedagogics and psychology chair of management faculty at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-98-31, e-mail: gala_bzr@hotmail.com
List of the Literature:
1. Bezrodnaya G. V. Presentation of techniques of development of CP and working programs on the basis of FSES of the 3rd generation [electron resource] / G. V. Bezrodnaya. — Access mode: http://www.ngmu.ru/common.php? page_doc&doc=1873
2. Bezrodnaya G. V. FSES of SBEI HPE — methodical references for (SEI HPE Roszdrav) on development and veneering of the Concentration program (CP) and working programs of subject matters. P.1 [Electron resource] / G. V. Bezrodnaya, S. N. Kolpakov. — Access mode: http://www.ngmu.ru/common.php? page_doc&doc=1897
3. Repyeva N. G. Problem of adaptation of first-year students to training in higher education institution [electron resource] / N. G. Repyeva. — Access mode: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf
4. Savelyeva N. N. Projection of system of adaptation of first-year students to training
in higher education institution / N. N. Savelyeva // News of the Russian state pedagogical university n. a. A. I. Herzen. — 2007. — V. 14, Iss. 37. — P. 328-333.