№ 3 - 2010 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 612:378.147]:159.9
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ
1 2 12 3
Л.К. Антропова , Г.Я. Двуреченская , Л.А. Козлова , В.Ю. Куликов , Е.Д. Динниц
1 Новосибирский гуманитарный институт (г. Новосибирск)
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»
(г. Новосибирск)
В статье говорится о важности формирования личности будущего специалиста. Рассматриваются три условия, необходимые для достижения успеха в преподавании. Цель преподавания - формирование у студентов-медиков системного мышления.
Ключевые слова: системное мышление, обучение студентов-психологов
Антропова Людмила Кондратьевна - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин НГИ, e-mail: [email protected]
Козлова Лариса Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин НГИ, e-mail: Doctor_хаос@mail.ru
Двуреченская Г алина Яковлевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: [email protected]
Куликов Вячеслав Юрьевич - заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», e-mail: kulikov_42@mail .ru
Динниц Елена Дмитриевна - кандидат биологических наук, доцент ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», контактный телефон: (383) 225-07-37
Одной из важнейших задач процесса преподавания нормальной физиологии в системе высшей школы является, с одной стороны, теоретическая подготовка с учетом
существующих фундаментальных знаний, с другой, создание условий максимальной наглядности и иллюстративности изучаемых явлений и процессов с широким использованием для этой цели различных биологических объектов, включая иллюстративные программы по виртуальной физиологии.
Важной особенностью такого курса является также более углубленное рассмотрение роли центральной нервной системы (ЦНС) в регуляции физиологических и патологических процессов за счет формирования специфических регуляторных контуров, включающих в себя как надсегментарные отделы ЦНС и ВНС, так и эндокринную, и иммунные системы, как элементы единого «регуляторного многопараметрического пространства».
Современные условия требуют также подготовки высококвалифицированных специалистов-психологов, обладающих глубокими профессиональными знаниями как в области нормальной физиологии, так и ориентирующимися в различных смежных областях деятельности.
Формирование личности будущего специалиста в высшей школе является сложным и многогранным процессом, успех которого обеспечивается, прежде всего, организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых профессиональных качеств. При этом необходимо учитывать, что становление специалиста происходит не только с наряду дальнейшим развитием и закалкой качеств, полученных им до поступления в вуз, но и с развитием новых, а также с приобретением знаний, умений и навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности.
Достижение в успехе преподавания определяется тремя непременными условиями
- желанием и умением студентов учиться, желанием и умением преподавателя обучать и уровнем организации учебного процесса. Рассмотрим их поэтапно применительно к изучению трех дисциплин: «Анатомия центральной нервной системы», «Физиология центральной нервной системы» и «Физиология высшей нервной деятельности», в курсе которых студенты получают знания о нейрофизиологических механизмах работы материального носителя психики - мозга.
Эти дисциплины относятся к базовым дисциплинам медико-биологического профиля и являются фундаментальными в образовании будущего психолога. Высококачественный учебный процесс не может быть без профилизации и дифференцированного преподавания теоретических дисциплин, а в условиях создания многоуровневого высшего профессионального образования значимость фундаментальных дисциплин существенно повышается.
Итак, желание и умение студентов учиться. Желание учиться, несомненно, у большинства студентов имеется, но оно, особенно на первом курсе, еще не «выкристаллизовалось». Как известно, источником активности студентов в усвоении знаний, овладении умениями и навыками является формирование мотивации. Так вот -мотивационные предпосылки изучения сложного материала явно недостаточны. Отсутствие должного интереса к изучению этих дисциплин или их формальное изучение может быть связано с недостаточной профессиональной ориентацией школьников до поступления в вуз либо с недостаточной работой преподавателей, направленной на повышение заинтересованности своим предметом. У студентов создается обманчивое представление, что этот материал не имеет прямой связи с психологией и далек от их
будущей профессиональной деятельности. Частично такого рода представления можно объяснить сложностью учебного материала; не случайно при опросе студентов они оценивали эти предметы как чрезвычайно сложные для изучения и понимания.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что у студентов психологических факультетов нет специального медико-биологического образования и соответствующего «настроя». Подчас они психологически «не готовы» к изучению этих наук со своей специальной терминологией и сложными нейрофизиологическими процессами.
Мы стараемся объяснять студентам, что психолог в своей работе будет иметь дело с результатом деятельности ЦНС, с проявлением высших психических функций человека
- памятью, вниманием, эмоциями и т. д. Для грамотной профессиональной деятельности, коррекции психофизиологических состояний, использования методов психологического воздействия, нейротропных средств и потребуется знание нейрофизиологических механизмов функционирования нервной системы в целом. Особенно актуальным это становится в настоящее время, поскольку становится все более очевидным, что вся работа мозга основывается не только на электрических и биохимических процессах в нейронах, синапсах и нервных центрах с участием нейромедиаторных систем мозга. Рядом ученых ставятся вопросы о голографических механизмах функционирования как мозга в целом, так и памяти в частности.
Теперь - об умении студентов учиться. Студенты младших курсов не имеют достаточных навыков самостоятельной работы. Школа не приучает их к этому, как, впрочем, к учебе как к труду. Как это ни парадоксально, многие студенты даже не осознают, что учеба - это довольно напряженный труд.
Выработка навыков самостоятельной работы является одной из задач высшей школы. Умение самостоятельно работать - это гарантия будущих успехов в профессиональной и общественной деятельности; оно развивает творческий подход к профессиональной деятельности. В организации учебного процесса мы стараемся создать оптимальные условия для полнокровной самостоятельной работы, включая самоуправление, самоконтроль, самооценку и самомотивацию. В этом плане, с нашей точки зрения, может помочь УИРС в виде так называемых сквозных программ, что позволит студентам заниматься и совершенствоваться в рамках одной проблематики по мере обучения на разных предметах и курсах. Например, тема «Память»: в курсах «Анатомия и физиология ЦНС» изучаются структуры мозга, ответственные за формирование памяти. В курсе «Физиология высшей нервной деятельности» -нейрофизиологические механизмы формирования разных видов памяти, а в курсе «Психофизиология» - психофизиологические механизмы памяти. Дисциплины «Нейропсихология» и «Клиническая психология» изучают механизмы нарушения и совершенствования памяти.
Нам приходится учить студентов-психологов и новым для них методам изучения функциональных дисциплин, к числу которых относится физиология. Эти предметы отличаются от других, с которыми им приходится встречаться. Наши предметы требуют не простого заучивания, а понимания основ сложнейших механизмов регуляции физиологических функций. Помочь в этом плане может построение графических и логических схем и рассуждений, создание рисунков, решение ситуационных задач, составление глоссариев, обучающих тестов и т. д.
То обстоятельство, что «Физиология ЦНС» преподается на 1-м курсе, ставит и проблему адаптации студентов к новой вузовской системе обучения, к новым требованиям, как одну из важнейших психофизиологических проблем каждого студента, обеспечивающих успех последующего освоения им знаний. В этом плане проблема обучаемости студента как и варианты освоения им того или иного предмета требуют, как нам представляется, углубленных и специальных исследований, поскольку они подразумевают в перспективе организацию дифференцированных принципов преподавания с учетом индивидуальных особенностей индивидов.
Рассмотрим второе обстоятельство - профессиональный уровень преподавателя и его желание и умение обучать. Эффективность и качество преподавания в значительной степени зависит от личностных качеств преподавателя, его профессиональной подготовки и педагогического мастерства. Преподаватель выступает ведущей фигурой всего образовательного процесса. Он должен быть носителем профессиональных знаний, профессиональной культуры, нравственно-этических принципов и являться творческой личностью. Роль преподавателя заключается в согласовании мотивационных и смысловых новообразований у студентов в процессе обучения. От мастерства преподавателя зависит, насколько продуктивно построен учебный процесс, организована самостоятельная работа студентов, правильно выбраны методы контроля. Он должен видеть конечную цель и способы ее достижения. Преподаватель должен осмыслить место своей дисциплины в процессе подготовки квалифицированного специалиста. Мы стараемся в своей работе следовать этим принципам: тщательно и кропотливо отбираем необходимый учебный материал, структурируем курс в соответствии с целями, согласуем его с профильными кафедрами и соответственно выстраиваем деятельность обучаемого (самостоятельную и аудиторную работу).
Преподавание дисциплин естественнонаучного блока имеет еще одну очень важную особенность: физиология - экспериментальная наука. Все знания, накопленные ею, получены из опыта. Поэтому нельзя ограничиваться чисто теоретическим преподаванием. Учитывая это, мы вводим в курс физиологические эксперименты, как источник знаний и материал для анализа. На глазах студентов с их собственным участием из опыта рождается новое знание.
Мы стараемся использовать еще один педагогический прием - воспитание через предмет. Например, обсуждая и разбирая механизмы работы нервных клеток, очень наглядно можно показать негативное воздействие никотина, алкоголя и наркотиков на мозг и другие системы организма. Изучая механизмы стресса как позитивного явления с одной стороны (закаливание, тренировки и адаптации систем организма), мы обращаем внимание на «болезни стресса», которыми может заканчиваться это состояние (гипертоническая болезнь, язва желудка, нервно-психические расстройства). Изучая первую и вторую сигнальную системы, мы на конкретных примерах показываем, почему слово может лечить и ранить, подводя научную базу для психотерапевтической коррекции в будущей профессиональной деятельности студента.
Что касается традиционного «классического» процесса образования, то здесь личное общение преподавателя и студента решает все. Развитие информационных технологий вносит радикальные изменения в процесс обучения: классическая диада -преподаватель-студент перестает быть актуальной. Однако, исследование, проведенное в московском филиале СГИ с помощью рейтинговой методики, показало, что студенты позитивно оценивают значимость и перспективы преподавания и в дистанционном обучении.
Мы глубоко убеждены в том, что насколько бы ни индивидуализировалось и ни совершенствовались системы и принципы образования, педагог всегда будет занимать достойное место в образовательной системе.
Что касается уровня организации учебного процесса, то появление в арсенале педагогики инновационных обучающих технологий, в том числе дистанционных и модульных, находит своих сторонников и противников. Однако всем ясно, что общепринятое традиционное обучение в чистом виде не способно обеспечить должную подготовку специалистов. Но не следует забывать, что и дистанционная, и модульная технологии обучения сочетают в себе и традиционные методы.
У нас имеется восьмилетний опыт преподавания анатомии и физиологии ЦНС и ВНД с использованием традиционных (НГМУ, СГУПС), дистанционных (СГИ, НГИ) и модульных (НГИ) технологий. Основным в преподавании является лекционной курс. Лекции по физиологии должны превратиться в философию этой науки, стать предметом обсуждения всех проблемных ситуаций. Мы используем традиционные, слайд-, видео-, модульные и интерактивные лекции, транслирующиеся через спутниковое телевидение. В лаборатории продуктивности обучения НИИ психологии обучения и социологии образования Современного гуманитарного университета (СГУ) были проведены сравнительные исследования разных видов лекций по структуре подачи материала, в ходе которого пытались выяснить, имеют ли преимущества какие-то виды лекций. Лекции всех типов оказались близки между собой. Было также выявлено, что влияние преподавателя на когнитивные процессы, отвечающие за усвоение знаний студентами, не столь существенно, как это полагается сторонниками традиционных методов обучения. Мы согласны с этим мнением: важен не вид лекции, а ее содержательная часть, способы представления информации, манера изложения, наглядность и т. д.
Что касается практических занятий и семинаров, то они проводятся как в традиционной форме опроса по принципу «вопрос-ответ», так и коллективных тренингов, активных семинаров с использованием метода «круглого стола», семинаров-собеседований, решения ситуационных задач. Иногда планом такого семинара становится вопросник, который заблаговременно доводится до сведения студентов. Активные семинары позволяют успешно развивать творческое мышление студентов, умение аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения. Дело в том, что психология относится к публичным профессиям, и успешная подготовка психологов возможна только в условиях дискуссионного тренинга, деловых игр соревновательного характера и даже при изучении теоретических дисциплин надо проводить такие занятия.
Что касается методов контроля усвоения знаний, то мы используем традиционные методы - устный и письменный опросы, в которых имеет место живой контакт преподавателя и студента, а также тестовый контроль с помощью унифицированных тестов. Каждый метод имеет свои позитивные и негативные особенности.
К положительным сторонам дистанционного и модульного методов обучения следует отнести хорошую методическую оснащенность образовательного процесса (обучающие и контролирующие компьютерные программы, слайд- и видеолекции, рабочие учебники, унифицированные тесты и др.). Это упрощает организацию учебного процесса. Наш опыт показывает, что дистанционная и модульная системы образования воспитывают у студентов большую самостоятельность, чем в условиях традиционной системы обучения.
К сожалению, приходится констатировать, что при всех методах обучения выживаемость знаний низка. Очевидно, что в процессе обучения основной упор следует делать не только на механизмах памяти, а заставлять включаться все механизмы аналитико-синтетической и эмоциогенной деятельности мозга, обеспечивающие эффективное восприятие, переработку и консолидацию информации. Необходимо повышать глубину усвоения и частоту применения этих знаний, т. е. их востребованность в последующих дисциплинах.
Наша цель не в том, чтобы вложить в головы студентов заранее оговоренный объем знаний, а сформировать у них системное мышление. Студент должен осознанно прийти к пониманию того, что его задача - не просто овладеть некоторой суммой знаний по отдельному предмету, но и уметь привлекать их из смежных дисциплин, донести до следующих курсов, где они должны быть непременно востребованы, обеспечивая преломление фундаментальных знаний на завершающих этапах обучения студентов в формирование конкретных знаний и навыков, включая навыки освоения новых знаний.
Список литературы
1. Афанасьев В. П. Развитие университетского комплекса : традиции и новации / В. П. Афанасьев, В. Б. Давыдов, Г. И. Дмитриев, В. М. Кутузов [и др.] ; под ред. Д. В. Пузанкова. - СПб. : СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2004. - 304 с.
2. Развитие гуманитарного образования в Сибири // Сб. научных трудов. -Новосибирск, 2003. - Вып. 7, 8. - 250 с.
3. Современное образование / Газета Современного гуманитарного университета. -Новосибирск, 2000. - Вып. 9 (41).
4. Современное образование / Газета Современного гуманитарного университета. -Новосибирск, 2000. - Вып. 12 (44).
5. Современное образование / Газета современного гуманитарного университета. -Новосибирск, 2004. - Вып. 1.
6. Соколков Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е. А. Соколков. - Новосибирск, 1999. - 170 с.
7. Соколков Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе / Е. А. Соколков. - Новосибирск, 2004 . - 464 с.
8. Филиппов В. М. Управление в высшей школе : опыт, тенденции, перспективы : аналитический доклад / В. М. Филиппов, Б. П. Агранович, В. М. Кутузов, Д. В. Пузанков [и др.] ; руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. - М. : Логос, 2005. - 540 с.
MEDICO-BIOLOGICAL SUBJECTS' TEACHING FEATURES IN PSYCHOLOGISTS' BACKGROUND
1 2 12 3
L.K. Antropova , G.I. Dvurechenskaia , L.A. Kozlova , V.Y. Kulikov , E.D. Dinnits
Novosibirsk Humanitarian Institute (c. Novosibirsk)
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth»
(c. Novosibirsk)
3SEE HPE «Siberian State University of Rail Communication»
(c. Novosibirsk)
It is important to form the future specialist’s personality. Three important things are necessary to achieve success in teaching. Systemic thinking in medical students is the aim of teaching.
Keywords: systemic thinking, psychology students’ education
About authors:
Antropova Lyudmila Kondratievna - medical sciences candidate, assistant professor, head of natural sciences department NSI, e-mail: [email protected]
Kozlova Larisa Alexandrovna - biological sciences candidate, assistant professor, head of natural sciences department NSI, e-mail: Doctor [email protected]
Dvurechenskaia Galina Iakovlevna - medical sciences candidate, assistant professor of normal physiology department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», e-mail: kulikov [email protected]
Kulikov Viacheslav Yurjevich - doctor of medical sciences, professor, honored scientist RF, head of normal physiology department SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-07-37
Dinnits Elena Dmitrievna - biological sciences candidate, assistant professor, SEE HPE «Siberian State University of Rail Communication», contact telephone: (383) 225-07-37
List of the Literature:
1. Afanasiev V. P. University Complex development: traditions and updating / V.P. Afanasiev, V.B. Davydov, G.I. Dmitriev, V.M. Kutuzov [et al.]; red. by D.V. Puzankov.
- SPb.: SPbSETU LETI, 2004. - 304p.
2. Humanitarian education development in Siberia // Scientific works anthology. -Novosibirsk, 2003. - Issue 7, 8. - 250p.
3. Actual education / Modern Humanitarian University newspaper. - Novosibirsk, 2000. -Issue 9(41).
4. Actual education / Modern Humanitarian University newspaper. - Novosibirsk, 2000. -Issue 12(44).
5. Actual education / Modern Humanitarian University newspaper. - Novosibirsk, 2000. -Issue 1.
6. Sokolkov E.A. Modulus educational technology in humanitarian sciences teaching / E.A. Sokolkov. - Novosibirsk, 1999. - 170p.
7. Sokolkov E.A. Psychology-pedagogical principles of professional specialist’s background in high school / E.A. Sokolkov. - Novosibirsk, 2004. - 464p.
8. Filippov V. M. Administration in high school: experience, tendencies, prospects: analytical report / V. M. Filippov, B. P. Agranovich, V.M. Kutuzov, D.V. Puzankov[et al.]; head of author’s group V. M. Filippov. - M.: Logos, 2005.- 540p.