9. Schedrin O.G. The ethnic features of Russian legal consciousness: Author's abstract of the dissertation ... the candidate of jurisprudence / O.G. Schedrin. - Rostov-na-Donu, 2004. - 33 p.
10. Shafirov V.M. Naturally-positive law (problems of theory and practice): Author's abstract of the dissertation ... the doctors of jurisprudence / V.M. Shafirov. - Nizhniy Novgorod, 2005. - 59 p.
11. Shumova Yu.V. Philosophical analysis of the genesis of legal consciousness: Author's abstract of the dissertation . the candidate of philosophical sciences / Yu.V. Shumova. - Chelyabinsk, 2007. - 23 p.
12. Smolenskiy M.B. Legal culture as an element of sociocultural space: the prospects of formation in modern Russia: Author's abstract of the dissertation ... the doctor of sociological sciences / M.B. Smolenskiy. - Rostov-na-Donu, 2003. - 48 p.
13. Tepliashin I.V. The legal activity of the Russian citizens / I.V. Tepliashin; Krasnoyarsk state agrarian university. - Krasnoyarsk, 2005.
- 162 p.
14. The brief philosophical dictionary / A.P. Alekseev, G.G. Vasilev [and others]; under A.P. Alekseev's edition. - The second edition, advanced and added - M.: TK Velbi, Publishing house Prospect, 2006.
- 496 p.
15. The encyclopaedic dictionary of legal knowledge (the Soviet law). The Editorial board ... V.M. Chhikvadze (editor-in-chief). - M.: Soviet Encyclopedia, 1965. - 512 p.
16. Toschenko Z. Paradoxes and contradictions of legal consciousness / Z. Toschenko // Safety of Eurasia. - 2002. - №3. - P. 561575.
17. Vainstein G. Public consciousness and the transformational process in Russia (about the problem of interrelations) / G. Vainstein // World economy and international relations. - 1999. - №12. - P. 13-22.
18. Zatonskiy V.A. The legal activity as a qualitative condition of legal life / V.A. Zatonskiy // Legal policy and legal life. - 2003. - №3. -P. 6-14.
Сведения об авторах
Зырянов Михаил Юрьевич - аспирант кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, член Союза российских писателей, г. Енисейск Красноярского края, e-mail: [email protected]
Data on authors
Zyryanov Mikhail Yurievich - the post-graduate student of philosophy and sociology faculty of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafev, the member of the Union of Russian writers, e-mail: [email protected]
УДК 378.016:10 ББК 74.580 2:87
Р.Н. Шматков
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ
В данной работе рассматриваются с философских позиций элементы профессиональной подготовки студентов гуманитарных специальностей. В контексте законов диалектики приводятся основные положения философии, которую автор рекомендует применять при подготовке современных специалистов-гуманитариев.
Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, законы диалектики, мотивация к обчению.
R.N. Shmatkov
PHILOSOPHICAL QUALITY ASPECTS OF PREPARATION FOR MODERN SPECIALIST OF HUMANITIES
In this paper elements ofprofessional preparation for students pertaining to the humanities are considered. In context of dialectic laws basic positions are given of philosophy which is recommended by the author to apply by preparation for modern specialist of humanities.
Key words: professional training of the students, laws dialectik, motivation to training.
Педагогическая философия, которую автор рекомендует применять в целях повышения качества профессиональной подготовки современного спе-циалиста-гуманитария, базируется на фундаментальных законах диалектики и по сути своей очень проста. Она заключается в том, что процесс обучения необходимо рассматривать, как учит диалектика -всесторонне, в развитии и во взаимосвязи с другими явлениями.
Всесторонность в обучении понимается автором, как подготовка всесторонне развитого специалиста-гуманитария как в профессиональном, так и в культурном, нравственном и физическом аспектах.
Подготовка высокопрофессионального специалиста осуществляется за счет внедрения в образовательную практику современных методов обучения, основными из которых являются методы, составляющие проблемно-модульную образовательную технологию [1]. Как известно, основным достоинством проблемно-модульной образовательной технологии является то, что она приучает студента свое-
временно и эффективно добывать знания, а не заучивать их, как это предусматривают традиционные технологии обучения. Добывание, а не заучивание знаний, особенно актуально в настоящее время, когда в условиях формирования информационного общества возрастает темп обновления информации, что совершенно обессмысливает процесс заучивания информации в гуманитарных областях. Кроме этого, проблемно-модульная образовательная технология предполагает применение таких передовых форм учебных занятий, как проблемные лекции, ролевые и деловые игры, круглые столы, лекции-дискуссии, студенческие конференции и пр., которые способствуют более прочному усвоению знаний, формированию умений и выработке навыков, которые помогут специалисту-гуманитарию в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Культурный элемент подготовки специалиста-гуманитария подразумевает участие студента в культурных мероприятиях вуза, таких как студенческие концерты, спектакли театральной студии, интеллек-
туальные конкурсы, олимпиады, научные конференции, турниры КВН, конкурсы «А ну-ка, девушки!» и «А ну-ка, парни!», посвящения в студенты и другие подобные мероприятия. Здесь действует очень важный педагогический принцип - обучение через деятельность, который позволяет формировать гармонично развитую личность специалиста-гуманитария. Кроме этого, необходимо всячески поощрять чтение студентами произведений отечественной (в первую очередь) и зарубежной классики, поскольку именно в классических произведениях формируются культурные образы, достойные подражания для современной молодежи. Ведь современное бескультурье в молодежной среде во многом обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время массовая литература предоставляет крайне мало достойных примеров для подражания, а порою просто искажает истинные культурные ценности и старается вульгарному и безнравственному придать статус модного и современного.
Нравственная подготовка является ключевым элементом подготовки современного специалиста-гуманитария, поскольку в современных условиях развития науки и техники безнравственный высококвалифицированный специалист представляет в большей степени угрозу, чем пользу для общества. Формирование нравственности во многом достигается благодаря осуществлению воспитательного процесса в вузе.
Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др. [2].
В то же время свойства и качества - это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование - качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в предстоящей области деятельности, о закономерностях ее развития:
- формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дис-
циплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза;
- выработка стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов;
- умение направлять все самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.
В этой связи необходимо отметить, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но недостаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействие на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий, своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм как своеобразная форма утверждения требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умение помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам.
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств. Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшее его развитие как личности.
Другое принципиальное требование к организации процесса воспитания в вузе состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого как полноценного и равноправного партнера любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества [3], принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении. Как утверждают многие крупные ученые и педагоги, основатели больших научных школ, наибольший учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда учитель и ученик вместе решают задачу, ответ на которую не знает ни тот, ни другой.
И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу: зачем нужен преподаватель в вузе, только ли как носитель и «передатчик» информации? Но как раз в этом качестве он значительно уступает многим другим источникам информации, таким, например, как книги и компьютеры. Специалиста, как представителя определенной культуры, характеризует не только специ-
фический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т. д. Поэтому он не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.
Эту истину свыше ста лет назад хорошо сформулировал выдающийся русский педагог К.Д. Ушин-ский: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать «характер»» [4].
В то же время преподаватель не может и не должен заранее решать за человека, каким ему быть, поскольку каждый человек обладает свободной волей, имеет право и должен сам прожить свою жизнь, не перекладывая на других ответственность за тот выбор, за те решения, которые ему приходится принимать.
Один из основных приемов современного воспитания - это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений. Только в этом случае будет сохраняться у воспитателя контакт с воспитуемым, что является единственным условием плодотворного взаимодействия обоих участников воспитательного процесса.
Означает ли это, что воспитатель должен занимать пассивную позицию в отношении тех выборов и принципиальных решений, которые принимает его воспитанник? Разумеется, нет. Главная задача воспитателя - раскрыть перед воспитуемым широкое поле выбора, которое часто не открывается самим подростком, юношей или девушкой, из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосво-енности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, воспитатель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за воспитанником право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на воспитателя. В качестве примера можно привести поведение воспитателя по отношению к распространившемуся в настоящее время курению среди молодежи, и, в особенности, среди девушек-подростков, являющихся носителями генофонда нации. Ввиду довольно агрессивной рекламы табачных изделий (в особенности, западного производства), скрывающей или сглаживающей пагубные последствия табакокурения для молодого растущего организма, молодые люди порой не имеют объективной информации о вреде курения для их здоровья. Поэтому воспитатель обязан разъяснить им такие последствия в полном объеме. Он должен обратить внимание молодежи на то, что курение оказывает пагубное влияние не только на их здоровье, но, в значительной степени, на здоровье их будущего потомства, которое, благодаря курению, может вообще не появиться на свет. И уже после этого, осознавая какой колоссальный вред они наносят курением своему здоровью и здоровью сво-
их будущих детей, юноши и девушки пусть сами примут решение курить им или не курить.
Пример нравственного благородства, трудолюбия, честности и принципиальности в учебном процессе, в общении со студентами и коллегами на кафедре - вот что еще может убедить студента, вот чем еще можно повлиять на его ум и сердце. Уместно привести в этой связи извлечение из Кратких правил для преподавателей императорского Московского университета: «Учитель, не показывающий собой примеров и добродетели, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым» [5]. Об этом необходимо постоянно помнить современным преподавателям, которые порой своим поведением подают студентам негативные примеры для подражания. Так, например, один преподаватель, который курит на виду у студентов, сводит на нет все усилия воспитательного отдела, осуществляющего комплекс мер по борьбе с курением в студенческой среде.
Другая важная задача воспитания - помощь вос-питуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения. Для решения такой задачи преподавателю необходимо владеть некоторыми навыками и методиками психодиагностики, а также вооружить студентов приемами самопознания. Важнейшее значение имеет знание психологических и психофизиологических особенностей студентов, определяемых их социальным статусом, возрастом и характером основной деятельности.
Часто преподаватели руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают учебники, выполняют задания и, когда это требуется, демонстрируют эти знания на экзаменах. Иногда это приводит к безличным и неадекватным требованиям, с которыми студенты просто не могут справиться [7]. Преподаватель должен учитывать, что эти нагрузки особенно велики в период контроля и оценивания. Но именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он неумен, ленив, безответствен и т. п.; заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье студента. Отношение же педагога к студенту как к социально зрелой личности, напротив, как бы повышает планку, раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.
Часто у студентов может наблюдаться гипертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворенность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причиной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для студента задачи неудовлетворенность
может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе.
Выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их эмоциональной сферы в целом. Без некоторой, пусть порой даже искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность его работы со студентами может сильно снизиться даже при ее очень высоком содержательном уровне. Без принятия таких мер у преподавателя самого могут возникнуть эмоциональные перегрузки, еще более усиливающие трудности нахождения верного эмоционального тона в общении со студентами.
Не следует забывать при этом, что при воспитании студентов необходимо учитывать лучший опыт народной педагогики, народные традиции, а также непреходящие и не меняющиеся от времени христианские ценности и добродетели, которые и послужили основой духовного богатства русского народа, легли в основу наших культуры и искусства.
По глубокому убеждению автора, для того чтобы наша страна стала вновь процветающей и великой державой, необходимо в процессе воспитания формировать гражданина своей страны, который готов трудиться на благо своей Родины, разделять с ней все ее радости и горести, а не стараться найти местечко в мире, где ему будет проще и сытнее жить. Для этого необходимо развивать патриотическую компоненту воспитательной деятельности. Ведь еще известный политик и общественный деятель У. Черчилль говорил, что нацию от толпы отличают две вещи - это общее прошлое и общие планы на будущее. А если человек не знает прошлого своей страны, то он не сможет построить надежного будущего для нее, поскольку неизбежно будет повторять ошибки, допущенные ранее его предками, о которых он даже не догадывался. Для осуществления патриотического воспитания студентов автором при поддержке воспитательного отдела НГИ был организован клуб патриотического воспитания молодежи «Отчизна», который действует и по сей день, привлекая все больше студентов НГИ, которым небезразлична судьба их Родины.
Основными задачами клуба «Отчизна» являются:
I. Изучение опыта отечественной экономики на примерах войн, в которых участвовала Русь, Россия, СССР.
В качестве примерного плана изучения основных событий, произошедших в XX в., можно привести следующий.
1) Русско-японская война 1904-1905 гг.:
- историко-экономические причины;
- цели воюющих сторон;
- экономическое обеспечение воюющих сторон;
- сравнение экономики России с экономикой Японии.
2) Великая Отечественная Война:
- историко-экономические причины;
- экономическое обеспечение воюющих сторон;
- сравнение экономики СССР с экономикой фашистской Германии.
Примеры крупнейших битв:
- Битва за Москву;
- Сталинградская битва;
- Курская битва;
- Битва за Берлин.
3) Создание ракетно-ядерного щита России.
II. Изучение опыта организации управления материальными, финансовыми и людскими ресурсами на уровне государства в экстремальных условиях.
III. Воспитание молодого поколения в лучших традициях патриотизма.
Основными методами работы клуба «Отчизна» являются:
- вербальные (краткие лекции, сообщения, беседы с ветеранами);
- наглядные (демонстрация художественных и
документальных фильмов, экскурсии в музеи, на предприятия военно-промышленного комплекса
г. Новосибирска).
Прививая студенту профессиональные знания, необходимо заботиться и о его физическом здоровье, которое просто необходимо студенту для того чтобы перенести немалые учебные нагрузки и стать полноценным специалистом в своей области. Для этого требуется постоянно вести среди студентов разъяснительную работу о вреде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков. Ведь порою гораздо проще не приобретать вредную привычку, чем пытаться потом героически от нее избавиться. Кроме этого, необходимо на собственном примере осуществлять среди студентов пропаганду здорового образа жизни, занятия спортом и физкультурой, правильного питания и профилактики стрессов, что позволяет с ранней молодости избежать многих заболеваний. Необходимо разрушить в сознании студентов стереотип возведения вредных привычек в ранг добродетелей, который так агрессивно навязывается молодежи современными СМИ.
Как упоминалось выше, обучение необходимо осуществлять в развитии, под которым понимается уровень развития личности студента. В связи с этим нецелесообразно осуществлять большую учебную нагрузку в самом начале преподавания учебной дисциплины - это может «отбить» у студентов инициативу при освоении данной дисциплины, а также само желание изучать данную дисциплину. Поэтому обучение необходимо вести от простого к сложному, снабжая теоретическую информацию яркими примерами из реальной жизни. Это позволяет задействовать эмоциональную составляющую процесса восприятия у студентов, что в соответствии с достижениями современной психологии, позволяет существенно повысить качество усвоения учебной информации [7].
Основными методами учебной деятельности студентов, позволяющими реализовать процесс обучения в развитии, являются: системно-
деятельностный подход; усиление самостоятельной работы; формирование творческого подхода к будущей профессиональной деятельности.
Системно-деятельностный подход базируется на таких принципах организации и технологии подготовки современных специалистов-гуманитариев, как
системность, интегративность, последовательность, дозированность, качество и эффективность [8]. При этом должна быть создана управляемая и с высоким уровнем саморегуляции развивающаяся программноцелевая структура.
Главным системообразующим фактором указанного подхода является категория цели. Поэтому главную цель системно-деятельностного подхода можно сформулировать как подготовку специалиста с современным гуманистическим, демократическим мировоззрением, профессиональным образованием, соответствующим не только отечественным, но и международным стандартам. При системном подходе процесс развития системы рассматривается как последовательный переход от одного уровня подготовки на другой, более высокий, в ходе которого возникают новые элементы качества.
Деятельностный подход в предложенной технологии подразумевает освоение студентами основных элементов изучаемой дисциплины через деятельность. Основной составляющей деятельностного подхода является участие студентов в деловых играх, поскольку деловая игра является коллективной, игровой формой обучения, максимально приближенной к реальной действительности.
Усиление самостоятельной работы студентов подразумевает работу студентов с модульными курсами, которые являются неотъемлемыми элементами проблемно-модульной образовательной технологии [1].
Т ак, например, в соответствие с модульной образовательной технологией, дисциплина «Математика» для юристов в Новосибирском гуманитарном институте разбита на три смысловых блока - модуля. Изучение каждого модуля сопровождается заполнением соответствующей части модульного курса «Математика для юристов». Модульный курс в соответствии с делением дисциплины на модули содержит несколько тем, а каждая тема - несколько позиций. Позиции представлены в виде схем, к каждой позиции даны теоретические и практические вопросы, которые должны быть осмыслены и заполнены студентами самостоятельно.
Перед заполнением соответствующей части модульного курса следует изучить его дидактическую структуру, предлагаемую логическую последовательность освоения материала, посетить предусмотренные лекции и практические занятия. Количество предлагаемых к заполнению вопросов и задач регламентировано соотношением часов, отведенных Государственным стандартом для аудиторных и самостоятельных занятий студентов каждой формы обучения: студенты дневного отделения заполняют модульный курс на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы, студенты заочного отделения
- самостоятельно. В конце каждой темы модульного курса представлен список рекомендуемой литературы. Заполнение модульного курса предполагает практический подход к изучаемой литературе, сопоставление различных источников, использование современных аудиовизуальных и мультимедийных средств обучения, материалов и публикаций в сети Интернет.
Завершающими этапами работы над модульным курсом является написание контрольных работ по двум последним модулям, а также выполнение рубежного контрольного теста в конце семестра. Прохождение порогового значения при выполнении указанных зачетных действий является допуском к экзамену, а их результаты учитываются при формировании общей рейтинговой оценки студента по дисциплине.
Изучив предложенный модульный курс, студент должен овладеть теоретическими основами и практическими навыками выполнения необходимых расчетов и формулирования основных выводов; знать и применять на практике основные математические методы и правила, а также уметь применять эти правила в ходе математико-логического анализа доказательств [9] и самостоятельного получения практически значимых выводов.
Формирование творческого подхода к будущей профессиональной деятельности заключается в активном участии студентов в научной деятельности, направленной на совершенствование применения математических методов и информационных технологий в юриспруденции (подготовка научных статей, докладов на конференции, участие в конференциях, математических и правовых олимпиадах, симпозиумах, круглых столах, разработка программных продуктов и т. д.).
И, кроме этого, обучение необходимо осуществлять во взаимосвязи с другими явлениями. Под этим понимается как раскрытие перед студентами межпредметных взаимосвязей при преподавании дисциплин гуманитарного цикла, так и органическое сочетание процесса преподавания с воспитательным процессом в вузе (о котором уже говорилось выше), руководством научной деятельностью студентов, а также с организацией их досуга.
Например, при изучении дисциплины «Математика» студентам юридического факультета необходимо иметь четкое представление о том, что данная дисциплина имеет тесную связь со многими дисциплинами учебного плана, такими как «Логика», «Информатика», «Криминалистика» и другие. Знания, умения и навыки, приобретенные студентом при изучении дисциплины «Математика», в свою очередь, необходимы при изучении таких дисциплин, как: «Теория государства и права», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Гражданское право», «Гражданский процесс», а также при подготовке рефератов, курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Данные обстоятельства должны послужить формированию более ответственного отношения студентов к изучению теоретических положений и практических методов, приемов и способов дисциплины «Математика» и применению этих методов в юриспруденции.
Все указанные мероприятия нацелены на повышение мотивации студента в процессе обучения, без которой невозможно осуществить полноценную профессиональную подготовку современного спе-циалиста-гуманитария. Таким образом, в конечном итоге перечисленные выше мероприятия будут спо-
собствовать повышению качества высшего гуманитарного образования в нашей стране.
Литература
1. Соколков Е.А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук / Е.А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 1999.
2. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1-3.
4. Ушинский, К.Д. Собр. соч. / К.Д. Ушинский. - М., 1948. -Т. 2. - С. 64.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. - М.: «Академия», 2001.
6. Кон, И. Психология юношеского возраста / И. Кон. - М.,
1979.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. -
М., 1986.
8. Миронов Ю.И. Системный подход в подготовке юристов / Ю.И. Миронов // Системы и технологии подготовки юристов в XXI веке: материалы межрегион. науч.-метод. конф., г. Волжский, 6 дек. 2002 г. / Волгогр. гос. ун-т; Волж. гуманит. ин-т (фил. ВолГУ); отв. ред. В.А. Летяев. - Волгоград, 2003. - С. 45-53.
9. Шматков Р.Н. Применение математических методов при подготовке специалистов в области юриспруденции / Р.Н. Шмат-
ков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 4254..
Literature
1. Sokolkov E.A. Modular educational technology by teaching humanitarian sciences / E.A. Sokolkov. - Novosibirsk: NHI, 1999.
2. Pedagogics and psychology of higher school. - Rostov-in-Don: Phoenix, 1998.
3. Suhomlinskij V.A. Selected pedagogical works / V.A. Su-homlinskij. - M., 1979. - V. 1-3.
4. Ushinskij K.D. Collected works / K.D. Ushinskij. - M., 1948.
- V. 2. - P. 64.
5. Smirnov S.D. Pedagogics and psychology of higher education: from activity to personality / S.D. Smirnov. - M.: Publishing center «Academy», 2001.
6. Kon I. Psychology of youthful age / I. Kon. - M., 1979.
7. Berns R. Development of Ego-conception and upbringing / R. Berns. - M., 1986.
8. Mironov Yu.I. System approach by preparation for jurists / Yu.I. Mironov // Systems and technologies of preparation for jurists on XXI century: proceedings of interregional scientific- methodical conference, Volgskij, 6 Dec. 2002 / Volgograd State University; Volgskij Humanitarian Institute (branch of VSU); editor-in-chief V.A. Letyaev.
- Volgograd, 2003. - P. 45-53.
9. Shmatkov R.N. An application of mathematical methods by schooling specialists in the branch of jurisprudence / R.N. Shmatkov // Siberian Pedagogical Journal. - 2007. - № 3. - P. 42-54.
Сведения об авторах
Шматков Руслан Николаевич - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономической теории и антикризисного управления Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС); г. Новосибирск, e-mail: [email protected] Data on authors
Shmatkov Ruslan Nikolaevich - Cand. of Phisics-Mathematics, associate professor of the Chair of Economic Theory and Anti-crisis Management of Siberian State University of Communications (STU); Novosibirsk, e-mail: [email protected]
УДК 101.8 ББК 87.21
ГЛОБАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
(теоретико-методологический эскиз)
В.И. Куйбарь
В статье рассматривается вопрос о возникновении исторически нового типа реальности — глобальной регионализации, отображающей одну из сторон социальной формы движения материи, и вытекающей отсюда необходимости формирования философско-методологической концепции деалектического реализма в научной философии.
Ключевые слова: глобализация, глобальная регионолизация, регион, концепция деалектического реализма.
V.I. Kuibar
THE GLOBAL REGIONOLISATION AS ONE OF THE FACTORS OF THE FORMATION OF PHILOSOPHY OF THE DIALECTICAL REALISM
In this article the question of the origin historically new type of the reality — the global regionalization, reflecting one of the aspects of the social form of the movement of the matter and folloving from this necessity of the formation of the philosophically — methodological conception of the dialectical realism in the scientific philosophy is considered
Key words: globalization, region, informative-virtual reality, global regionalization, conception of dialectic realism.
Глобальная регионализация экономической, социально-политической, иных сторон жизни земного сообщества является важнейшей проблемой современной науки, она напрямую связана с процессами универсально-всеобщих форм воспроизводства и выживания всего человечества. Переход мирового сообщества к модели безопасного устойчивого развития и становления Ноосферы следует рассматривать как объективную, прежде всего как политикоэкономическую, тенденцию решения глобальных
проблем и альтернативу самоуничтожению, деградации человечества. В этой модели ноосфера понимается как этап развития мировой цивилизации, на котором обеспечен приоритет разума и императивов безопасного устойчивого развития. В связи с этим ноосферные исследования сегодня приобретают сугубо практическое значение, а из наиболее продуктивных направлений реализации идеи безопасного устойчивого развития можно выделить два: глобальное и региональное. В основе глобальной парадигмы