УДК 796.325 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-70-78
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТРЕНИРОВОЧНОМУ ПРОЦЕССУ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД
А.А. Рожнов, Л.В. Жилина, С.А. Акулов
Проанализированы современные технологии, применяемые в тренировочном процессе волейбольных студенческих команд в России и за рубежом, и выявлены факторы, определяющие их результативность. Дано обоснование эффективности применения технологического подхода в тренировочном процессе волейбольных студенческих команд на основе применения различных игровых форм.
Ключевые слова: волейбол, студенческие команды, тренировочный процесс, технология, тренер.
Рожнов Андрей Александрович, старший преподаватель, [email protected], Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
Жилина Лариса Васильевна, доц., zhilina 1@ bsu.edu.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Акулов Сергей Александрович, магистрант, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Современные технологические подходы, применяемые в тренировочном процессе, по своей сути представляют одно из направлений технологий обучения. Оценка их эффективности происходит на основе качества реализации двигательного потенциала спортсмена, выполнения им целостных целенаправленных двигательных действий или их совокупности [5] и их дальнейшего взаимодействия для достижения планируемого результата. В настоящее время существует множество подходов к реализации тренировочного процесса студенческих волейбольных команд. В основном, они ориентированы на эффективное обучение спортсмена двигательным действиям, развитие важных для волейболистов физических качеств, тактико-техническую и психологическую подготовку, а также должны способствовать повышению уровня компетентности тренерского состава. К сожалению, не все применяемые подходы демонстрируют свою эффективность.
MODERN TECHNOLOGICAL APPROACHES TO THE TRAINING PROCESS OF STUDENT VOLLEYBALL TEAMS
Rozhnov A.A., senior lecturer, roznov1976@ yandex.ru, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Zhilina L.V., associate professor, zhilina l@ bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State National Research University, Akulov S.A., master student, 1242522@bsu. edu.ru, Russia, Belgorod Belgorod State National Research University
The modern technologies used in the training process of volleyball student teams in Russia and abroad are analyzed, and the factors that determine their effectiveness are identified. The rationale for the effectiveness of the application of the technological approach in the training process of student volleyball teams based on the use of various game forms is given.
Key words: volleyball, student teams, training process, technology, coach.
Цель исследования - изучить современные технологические подходы, используемые в тренировочном процессе волейбольных студенче -ских команд.
Задачи исследования:
- проанализировать современные технологии, применяемые в тренировочном процессе волейбольных студенческих команд;
- установить факторы, определяющие эффективность применения технологического подхода в тренировочном процессе волейбольных студенческих команд;
- обозначить основные подходы, необходимые при разработке эффективных технологий тренировочного процесса студенческих волей -больных команд.
Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ литературных источников по избранной тематике, педагогическое наблюдение за тренировочным процессом волейбольных студенческих команд, социологическое исследование в форме онлайн-опроса студентов-волейболистов на предмет установления причин возможной неэффектив -ности тренировочного процесса, а также изучение предложений спортсменов по активизации процесса физической подготовки.
В процессе исследования приняли участие 60 волейболистов, обучающихся в вузах Калужской области.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью установления причин возможной неэффективности тренировочного процесса было проведено анкетирование среди членов непрофессиональных студенческих волейбольных команд Калужской области. Установлено, что 40 % респондентов в качестве причины указывают «усталость после учебных занятий», 25 % - «отсутствие необходимости», 25 % - «монотонность процесса», 10 % - назвали другую причину (рис. 1).
10 %
25 %
■ Усталость "Отсутствие необходимости "Монотонность процесса "Другое
Рис. 1. Причины возможной неэффективности тренировочного процесса студенческих волейбольных команд
На основе полученных данных были изучены предложения спортсменов по повышению эффективности тренировочного процесса. В ре -зультате было установлено, что 20 % волейболистов хотели бы разнообразить спортивную подготовку, исключив узконаправленные упражнения на развитие определенных групп мышц, 25 % - придать тренировочному процессу динамичность, 5 % - исключить сам процесс тренировки, 50 % -использовать спортивные игры (рис. 2).
5 %
20 %
50 %
25 %
Исключить узконаправленные упражнения ■ Обеспечить динамичность процесса Использовать спортивные игры ■ Исключить процесс
Рис. 2. Предложения студентов-волейболистов по активизации
тренировочного процесса
В связи с полученными результатами и дальнейшим поиском путей повышения эффективности тренировочного процесса был проведен теоретический анализ особенностей применения современных подходов к тренировочному процессу по волейболу.
Эволюция методов подготовки волейболистов до недавнего вре-мени связывалась, главным образом, с повышением объема тренировочных и соревновательных нагрузок. Этот путь требует от спортсменов-студентов, в том числе входящих в состав волейбольной команд вуза, не только больших физических усилий, но и использование новых способов мобилизации функциональных резервов организма, что в условиях совмещения учебы и спорта достаточно проблематично.
В связи с этим, все актуальнее становятся вопросы оптимизации тренировочного процесса, заключающейся в поиске новых, более эффективных путей подготовки волейболистов студенческих команд, среди которых важное место занимает технологический подход.
Ярким примером применения технологического подхода к тренировочному процессу в волейболе является китайская система подготовки женских волейбольных команд, результатом которой является сохранение неповторимого технического и тактического стиля игры. В основе ее ре-
зультативности лежит принцип строгого соблюдения соревновательных и игровых потребностей студентов, реализуемых на всех этапах процесса обучения [9], в строгом соответствии с современными требованиями волейбола. Данные потребности реализуются, в том числе, и через применение различных игровых форм с элементами соперничества, в результате чего повышается уровень не только технической и психологической подготовленности студентов-волейболистов, но и уровень развития их скоро-стно-силовых качеств. Эффективность развития данных качеств находит свое отражение в результатах многих исследователей, включая работы по применению технологического подхода [8], благодаря которому появляется возможность установления параметров тренировочной деятельности волейболистов, их последовательности, качественных и количественных характеристик, необходимых для эффективного применения физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей с учетом возрастных морфофункциональных изменений.
Заслуживает внимания технологический подход, разработанный А.В. Лосевым (2019), основой которого являются фундаментальные знания об особенностях адаптации организма спортсмена к нагрузкам скоростно -силовой направленности, методы развития скоростно-силовых способностей, положения о средствах и способах повышения и оценки уровня ско-ростно-силовой подготовленности в процессе спортивной тренировки [4]. Целесообразность этого подхода заключается в объединении концептуального, содержательного, процессуального и результативно-оценочного подходов, что позволяет создать условия для использования принципиально новых возможностей организованного распределения тренирующих средств скоростно-силовой подготовки волейболистов.
Подтверждение перспективности технологического подхода в орга -низации тренировочного процесса по волейболу, возможности его эффективного внедрения и применения находит отражение в ряде современных научных исследований. Экспериментальный характер работ обусловливает широкий круг применения технологического подхода в подготовке студенческих волейбольных команд. Установлено, что его применение в тренировочном процессе способствует повышению показателей физической подготовленности волейболистов, в том числе, и скоростных возможностей [3].
Эффективность применения технологического подхода в подготовке волейбольных студенческих команд, по мнению Г.А. Камалиевой, заключается в особенностях реализации технологических условий для подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и, прежде всего, в соблюдении их строгой последовательности в тренировочном процессе [2].
Кроме того, одной из важных особенностей при использовании технологического подхода является возможность применения программи -рования при подготовке студентов-волейболистов, где особое внимание
уделяется алгоритмам обучения, регламенту выполнения упражнений, специфическим принципам обучения, методикам регуляции психомоторных характеристик действия, а также контролю и коррекции результатов воздействия.
Технологический подход позволяет реализовать комплексное использование результатов анализа моделей как тренировочного, так и иг -рового процесса в студенческих волейбольных командах. В частности, при помощи цифровых технологий существует возможность определения и дальнейшего использования оптимальных вариантов определенных тактических действий в процессе игры, а также обеспечения оперативного контроля статистических данных и создания баз данных. Данное направление, разработанное итальянскими специалистами, ведущими в мире по техническому обеспечению тренировочного и соревновательного процесса команд, было успешно апробировано в итальянской волейбольной лиге. Результаты апробации нашли широкое применение в подготовке не только зарубежных волейбольных команд, но в российском студенческом волейболе.
Цифровые технологии, применяемые в тренировочном процессе, позволяют в процессе тренировки проводить измерения показателей частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического давления, а также внешнего дыхания, сбор которых осуществляется с помощью телеметрической системы.
В. Frohner с целью контроля тренировочного процесса в волейболе разработал и экспериментально обосновал эффективность применения видеокомпьютерной технологии для систематического изучения техниче -ских и тактических действий с индивидуальной и командной точек зрения, а также предложил практические методы работы и анализа [7].
В современной научной литературе существует мнение, что для более эффективного освоения элементов волейбола в учебно-тренировочный процесс необходимо включать активные методы, средства и формы обучения. В частности, применение игровых форм в физической подготовке волейболистов широко обсуждается в зарубежной литературе. Например, в ряде научных исследований [12] констатируется, что применение игровых форм и методов обучения эффективно при формировании игровых умений и навыков в волейболе, а также развития необходимых для волейболиста координационных способностей и различных видов выносливости. Кроме того, существует мнение о необходимости применения игрового подхода в физической подготовке волейболистов. Молодым игрокам, в том числе и студенческого возраста, часто бывает трудно под -держивать традиционный формат физической подготовки с использованием широко известных упражнений из-за отсутствия удовольствия и потребности в динамической активности, возникающей из-за долгого нахождения в статическом положении во время обучения.
Ряд исследователей отмечают, что игры, основанные на навыках, которые имитируют физиологические требования соревнований у молодых волейболистов, предают им определенный тренировочный стимул [10]. В частности, навыки, полученные во время игрового подхода к физической подготовке волейболистов, существенно повышают точность выполнения подач и передач. Также в научных исследованиях отмечен положительный эффект при применении игрового подхода в развитии способностей по принятию волейболистами решений, которые имеют ключевое значение в соревновательной деятельности [11].
По мнению Л.В. Булыкиной и В.П. Губы, использование различных тренировочных средств в процессе технической подготовки волейболистов является ключевым условием, поскольку за счет именно этих средств закладывается фундамент эффективной игровой деятельности спортивного резерва [1]. Данное утверждение во многом основано на особенностях траектории развития волейбола за последние сто лет, которая указывает на то, что основным фактором достижения победы в игре зачастую является своевременное применение неожиданных технико-тактических элементов и приемов, обеспечивающих эволюционное развитие игры, в связи с чем их применение должно стать основой при разработке и применении технологического подхода к организации тренировочного процесса студентов-волейболистов. В дополнение к этому следует отметить, что на современном этапе развития волейбола традиционные средства развития скоростно -силовых способностей не всегда эффективны, поэтому включение в тренировочный процесс волейболистов нетрадиционных средств подготовки является необходимым условием их обучения на всех этапах подготовки.
Таким образом, для повышения эффективности тренировочного процесса студенческих волейбольных команд необходимо разрабатывать и внедрять технологический подход с применением игровых форм. В качестве их основы могут стать заимствования из спортивных игр [6], в результате использования которых возможна их модификация и дальнейшая модернизация в соответствии с изменяющимися задачами тренировочного процесса. В качестве заимствований могут выступать игровые правила, материально-техническое обеспечение (форма, инвентарь, оборудование и т. д.), направленность подготовки и др.
Выводы. Реализация игровых форм в рамках технологического подхода в тренировочном процессе волейбольных студенческих команд позволит сделать его интересным и увлекательным, способствуя повышению уровня развития физических качеств у волейболистов, что, в свою очередь, обеспечит успешность адаптации студентов-волейболистов к новой ситуации, высокую мотивацию для занятия волейболом, повышение уровня физической и психологической подготовленности, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья.
Применение технологического подхода в процессе спортивной подготовки волейболистов открывает новые возможности в организации распределения тренирующих средств. Его эффективность во многом зависит от соблюдения некоторых условий, а именно: использование при разработке технологии физической подготовки студенческих волейбольных команд концептуального, содержательного, процессуального и результативно-оценочного подходов с учетом принципов управления тренировочным процессом и специфики студенческого волейбола.
Технологический подход позволяет обеспечить контроль за процессом физической подготовки волейбольных студенческих команд путем применения комплексного подхода, включающего различные средства и методы его своевременной коррекции, а также строгую последовательность тренировочного процесса и интеграцию новых форм физической подготовки студентов-волейболистов.
Список литературы
1. Волейбол: учебник / под общ. ред. Л.В. Булыкиной, В.П. Губы М.: Советский спорт, 2020. 349 с.
2. Камалиева Г.А. Подготовка волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 4. С. 21-30.
3. Карева Ю.Ю. Технология совершенствования индивидуальных тактических действий у высококвалифицированных волейболистов при приеме мяча с подачи в прыжке: дис. ... канд. пед. наук. М., 2021. 191 с.
4. Лосев А.В. Скоростно-силовая подготовка квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде на основе модульной техноло -гии: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2019. 138 с.
5. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика: учеб. пособие. М.: Спорт, 2018. 317 с.
6. Рожнов А.А., Малышев А.Н., Калмыков В.В. Концентрация и заимствование как составляющие прогресса в спорте, науке, технике и жизнедеятельности // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 1. С. 91-96.
7. Скрипко А.Д., Сотский Н.Б. Инновационные технологии в физической культуре и спорте // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Родина. Смоленск: Изд-во СГАФКСиТ, 2020. С. 249254.
8. Спортивные и подвижные игры в оптимизации скоростно-силовой подготовки юных волейболистов / Е.А. Лубышев [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 9. С. 21-23.
9. Чжи Ян, Губа В.П., Юнь Хуан Эволюция теории и практики под -готовки женской национальной волейбольной команды Китая // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 73-75.
10. Changes in skill and physical fitness following training in talent-identified volleyball players / T. Gabbett [et al.] // Journal of Strength and Conditioning Research. 2006. V. 20. № 1. P. 29-35.
11. Kristicevic T., Madic D., Krakan. I. Effects of game-based conditioning training on volleyball skill accuracy in junior players // Acta Kinesiologica. 2016. № 10 (1). P. 15-19.
12. Wall M., Côté J. Developmental activities that lead to dropout and investment in sport // Physical education and sportpedagogy. 2007. № 12 (1). P. 77-87.
References
1. Volejbol [Volleyball]: uchebnik / ed. ed. L.V. Bulykina, V.P. Guba. M.: Soviet sport, 2020. 349 p.
2. Kamalieva G.A. Podgotovka volejbolistov k preodoleniyu sorevnovatel'nyh pre-pyatstvij i trudnostej [Preparation of volleyball players to overcome competitive obstacles and difficulties] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. 2016. V. 11. No. 4. P. 21-30.
3. Kareva Yu.Yu. Tekhnologiya sovershenstvovaniya individual'nyh takticheskih dejstvij u vysokokvalificirovannyh volejbolistov pri prieme myacha s podachi v pryzhke [Technology for improving individual tactical actions in highly qualified volleyball players when receiving the ball from a serve in a jump]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2021. 191 p.
4. Losev A.V. Skorostno-silovaya podgotovka kvalificirovannyh volejbolistov v podgotovitel'nom periode na osnove modul'noj tekhnologii [Speed-strength training of qualified volleyball players in the preparatory period based on modular technology]: dis. ... cand. ped. sciences. Surgut, 2019. 138 p.
5. Nikitushkin V.G., Suslov F.P. Sport vysshih dostizhenij: teoriya i metodika [Sport of higher achievements: theory and methodology]: textbook. allowance. M.: Sport, 2018. 317 p.
6. Rozhnov A.A., Malyshev A.N., Kalmykov V.V. Koncentraciya i zaimstvovanie kak sostavlyayushchie progressa v sporte, nauke, tekhnike i zhiznedeyatel'nosti [Concentration and borrowing as components of progress in sports, science, technology and life] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2017. Iss. 1. P. 91 -96.
7. Skripko A.D., Sotskij N.B. Innovacionnye tekhnologii v fizicheskoj kul'ture i sporte [Innovative technologies in physical culture and sports] // Sports games in physical education, recreation and sports: sat. materials XIV Intern. scientific-practical. conf. / under total ed. A.V. Rodin. Smolensk: Publishing House of SGAFKSiT, 2020. P. 249-254.
8. Sportivnye i podvizhnye igry v optimizacii skorostno-silovoj podgotovki yunyh volejbolistov [Sports and outdoor games in optimizing the speed-strength training of young volleyball players] / E.A. Lubyshev [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 9. P. 21-23.
9. Chzhi Yan, Guba V.P., Yun' Huan Evolyuciya teorii i praktiki podgotovki zhen-skoj nacional'noj volejbol'noj komandy Kitaya [Evolution of the theory and practice of training the Chinese women's national volleyball team] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 1. P. 73-75.
10. Changes in skill and physical fitness following training in talent-identified volleyball players / T. Gabbett [et al.] // Journal of Strength and Conditioning Research. 2006. V. 20. № 1. P. 29-35.
11. Kristicevic T., Madic D., Krakan. I. Effects of game-based conditioning training on volleyball skill accuracy in junior players // Acta Kinesiologica. 2016. № 10 (1). P. 15-19.
12. Wall M., Côté J. Developmental activities that lead to dropout and investment in sport // Physical education and sportpedagogy. 2007. № 12 (1). P. 77-87.