13. Степанова, М.Е. Формирование основ техники выполнения ударов у юных теннисистов 5-7 лет : автореф. дис. ... канд. пед. / Степанова Мария Евгеньевна. - Москва, 2021. - 22 с.
14. Тычинин, Н.В. Отбор и подготовка дошкольников к занятиям спортивной борьбой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Тычинин Николай Викторович. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.
15. Щепелев, А.А. Методика занятий легкой атлетикой с детьми 5-7 лет на основе интеграции образовательных областей программы детского сада : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Щепелев Александр Анатольевич. - Тамбов, 2021. - 24 с.
REFERENCES
1. Bystritskaya, E.V., Burkhanova, I.Yu. and Germanov, G.N. (2022), Cognitive-motor games for children ofpreschool and primary school age: tutorial manual, Moscow, Nizhny Novgorod.
2. Voloshina, L.N. (2001), The influence of mobile games with sports elements on the development of motor abilities of children of older preschool age, dissertation, Yekaterinburg.
3. Babaeva, T.I., Gogoberidze, A.G., Solntseva, O.V. et al (2014), Childhood Exemplary Early Childhood Education Program, Childhood press, St. Petersburg.
4. Zavyalova, T.P. (2022), Methods of training and education in the field ofpreschool education. Tourism in kindergarten: textbookfor universities, Yurait, Moscow.
5. Zavyalova, T.P. (2022), Theory and methodology of physical education in preschool institutions: football classes: a textbook for universities, Yurait, Moscow.
6. Zavyalova, T.P. (2022), Physical rehabilitation of preschoolers with posture and foot disorders by swimming aids: textbookfor universities, Yurait, Moscow.
7. Paramonova, L.A. (2013), Origins: Approximate basic general education program of preschool education, Sphere, Moscow.
8. Karaseva, O.A., Germanov, G.N. (2021), "Inclusion of sports-oriented exercises in early childhood education programs: theoretical analysis and rationale", Young scientists: materials from a scientific conference, Moscow, pp. 149-151.
9. Kolesnikova, E.S. (2015), Formation in older preschool children of abilities to differentiate muscle efforts in the process of physical education, dissertation, Moscow.
10. Perekopskaya, M.A. (2002), Pedagogical conditions for the formation of interest among preschoolers in sports (karate), dissertation, Chelyabinsk.
11. Jacobson, C.G., Grizik, T.I., Doronova, T.N. et al (2014), Rainbow. Approximate basic educational program of preschool education, Enlightenment, Moscow.
12. Stepanenkova, E.Ya. (2009), Physical education in kindergarten. Program and Guidelines, Mosaic-synthesis, Moscow.
13. Stepanova, M.E. (2021), Formation of the basics of the technique of performing strikes in young tennis players 5-7years old, dissertation, Moscow.
14. Tychinin, N.V. (2011), Selection and preparation ofpreschoolers for wrestling classes, dissertation, St. Petersburg.
15. Shchepelev, A.A. (2021), Methodology of athletics with children 5-7 years old on the basis of integration of educational areas of the kindergarten program, dissertation, Tambov.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2022
УДК 796.325
РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ У СТУДЕНТОВ-ВОЛЕЙБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ
Егор Александрович Горбунов, преподаватель, Александр Владимирович Горбунов, доцент, Маргарита Сергеевна Виншу, старший преподаватель, Ольга Федоровна Крику-нова, доцент, Антон Денисович Хлыбов, студент, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград
Аннотация
В статье поднимается вопрос влияния силовых упражнений тяжелой атлетики на скоростно-силовые качества волейболистов студенческой команды. Цель исследования - изучить влияние си-
ловых упражнений тяжелой атлетики на развитие прыгучести у студентов -волейболистов. Согласно цели поставлены задачи: 1) Разработать программу скоростно-силовой подготовки волейболистов средствами тяжелой атлетики; 2) Апробировать и доказать эффективность предложенной программы в мезоцикле тренировочного процесса студенческой волейбольной команды. Методы исследования: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент, метод математической статистики. Анализ результатов эксперимента позволил установить повышение показателей скоростно-силовых качеств волейболистов в среднем на 6,7%.
Ключевые слова: волейбол, студенты-волейболисты, прыгучесть, силовые упражнения тяжелой атлетики.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p114-118
DEVELOPMENT OF JUMPING ABILITY IN VOLLEYBALL STUDENTS BY MEANS OF STRENGTH EXERCISES OF WEIGHTLIFTING
Egor Alexandrovich Gorbunov, the teacher, Alexander Vladimirovich Gorbunov, the docent, Margarita Sergeevna Vinshu, the senior teacher, Olga Fedorovna Krikunova, the docent, Anton Denisovich Khlybov, the student, Volgograd State Technical University
Abstract
The article raises the question of the influence of weightlifting strength exercises on the speed and strength qualities of the volleyball players of the student team. The aim of the study is to study the effect of weightlifting strength exercises on the development of jumping ability in volleyball students. According to the goal, the tasks are set: 1) To develop a program of speed and strength training of volleyball players by means of weightlifting; 2) To test and prove the effectiveness of the proposed program in the mesocycle of the training process of the student volleyball team. Research methods: analysis of scientific literature, pedagogical observation, method of control tests, pedagogical experiment, method of mathematical statistics. Analysis of the results of the experiment allowed us to establish an increase in the indicators of speed and strength qualities of volleyball players by an average of 6.7%.
Keywords: volleyball, volleyball students, jumping, weightlifting strength exercises.
ВВЕДЕНИЕ
Современный волейбол представляет очень высокие требования к физической, технической и тактической составляющей подготовки игроков.
Прыжковая подготовленность волейболиста в соревновательной деятельности в большей степени преобладает над всеми остальными [3].
Прыгучесть - это способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих (нападающий удар, подача мяча) и защитных действий (блокирование) [2].
Прыгучесть связана с взрывной силой. Взрывная сила - способность нервно-мышечного аппарата преодолевать сопротивление с максимально высокой скоростью мышечного сокращения. Она зависит от развития силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон [4, 5].
Современная практика показывает, что скоростно-силовые качества весьма трудно поддаются развитию и должны соответствовать соревновательным условиям. Поэтому, необходимы методы, позволяющие воздействовать не только на собственно скоростные способности, но и на силовые качества, а так же скоростную выносливость [1].
В связи с этим выбор средств и методов, способствующих развитию прыгучести и повышению их эффективности в тренировочном и соревновательном процессах, являются актуальными.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Института Архитектуры и Строительства Волгоградского государственного технического университета, в котором принимали участие
студенты-спортсмены сборной команды по волейболу, с общим количеством 10 человек, среднего возраста 19,7±0,7 лет, длины тела 184,6±1,7 см, массы тела 79,9±1,1 кг. Эксперимент длился с апреля по май 2022 года.
В мезоцикл спортивной тренировки была включена программа, включающая средства тяжелой атлетики. Величина отягощений для развития прыжковой направленности составляла 40-50% от максимального результата исследуемого. Данные упражнения ско-ростно-силовой направленности включались в процесс тренировочного занятия после основной части. Каждое упражнение делилось на подходы и количество повторений. В первый этап подготовки входили скоростно-силовые упражнения, вес отягощений которых составлял 40% от максимального, количество подходов в каждом упражнении составляло 2, количество повторений - 5. Второй этап подготовки - 45% от максимального результата, на данном этапе использовалось 3 подхода и 6 повторений для каждого упражнения. Третий этап подготовки - 50% от максимального результата исследуемого, на данном этапе количество подходов возросло до 5, а количество повторений до 8 раз. Интервал отдыха между каждым из упражнений не зависимо от этапа подготовки составлял одну минуту.
В начале и в конце эксперимента проводилось тестирование скоростно-силовых качеств. Выявлялась динамика их развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования выявили динамику улучшения в развитие взрывной силы средствами тяжелой атлетики (таблица 1). В упражнении рывок штанги показатели увеличились на 7,2%, при подъеме штанги результат увеличивается на 6,2% и в силовом упражнении выпрыгивания со штангой - на 10,3%.
Таблица 1 - Результаты скоростно-силовых качеств волейболистов средствами тяжелой атлетики в процессе эксперимента
№ Испытуемые Рывок штанги (кг) Подъем штанги на грудь (кг) Выпрыгивания со штангой (кг)
До экспери- После экспе- До экспери- После экспе- До экспери- После экспе-
мента римента мента римента мента римента
1 Осипов 45 47 55 60 30 35
2 Осмоловский 55 60 65 67 30 35
3 Рыженко 50 52 60 63 40 45
4 Горбатов 45 50 50 55 30 35
5 Лазарев 50 55 60 62 30 36
6 Митрофанов 50 55 65 68 40 45
7 Растеряев 55 57 70 75 43 45
8 Малахов 60 65 75 78 45 48
9 Куцуба 50 55 60 65 35 38
10 Прачук 40 43 55 58 30 35
Х ср. 50 53,9 61 65,1 35,3 39,5
В результате увеличились показатели прыгучести волейболистов по тесту прыжок в высоту по Абалакову на 11,1%, прыжок в длину с места - на 2,4% (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели развития специальной прыгучести у волейболистов в процессе эксперимента_
№ Испытуемые Прыжок в высоту по Абала-кову (см) Прыжок в длину с места, толчком с двух ног (см) Прирост (см)
До экспери- После экспе- До экспери- После экспе- Прыжок в вы- Прыжок в
мента римента мента римента соту (см) длину(см)
1 Осипов 41 45 219 225 4 6
2 Осмоловский 44 51 240 242 7 2
3 Рыженко 42 47 245 255 5 10
4 Горбатов 40 45 248 253 5 5
5 Лазарев 42 49 238 240 7 2
№ Испытуемые Прыжок в высоту по Абала-кову (см) Прыжок в длину с места, толчком с двух ног (см) Прирост (см)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента Прыжок в высоту (см) Прыжок в длину(см)
6 Митрофанов 57 63 250 254 6 4
7 Растеряев 50 57 270 276 7 6
8 Малахов 45 50 225 231 5 6
9 Куцуба 44 49 237 250 5 13
10 Прачук 57 61 259 269 4 10
(n=10) 442 497 2431 2493 55 62
x 44,2 49,7 243,1 249,3 5,5 6,2
Наибольший прирост прыгучести по тесту прыжок вверх показали студенты № 2, 5 и 7. По тесту прыжок в длину с места наилучшие показатели у испытуемых № 3, 9 и 10. Самые высокие результаты по сумме тестирования имеют студенты №7 и №10. По игровому амплуа данные студенты являются диагональными игроками.
ВЫВОДЫ
1) Программа подготовки включала применение силовых упражнений с величиной отягощения 40-50% от максимальных усилий.
2) Полученные результаты свидетельствуют о том, что включение в тренировочный процесс упражнений тяжелой атлетики благоприятно влияет на развитие силы мышечных сокращений, что способствует увеличению взрывной силы и соответственно прыгучести в среднем на 6,7%. Самые высокие показатели прыгучести обнаружились у диагональных игроков. Положительная динамика прироста показателей подтверждает правомерность включения данной методики в тренировочный процесс для студентов -спортсменов занимающихся волейболом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко, К.С. Применение игрового метода для совершенствования скоростно-силовых способностей волейболистов / К.С. Герасименко, АН. Болгов, А.М. Карагодина // Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 20-21 октября 2021 года. - Волгоград : Волгоградская, 2021. - С. 62-68.
2. Лосев, А.В. Педагогический анализ скоростно-силовых способностей волейболистов на основе прыжковой подготовки / А.В. Лосев, В.Ю. Шнейдер // Теория и практика физической культуры и спорта. - 2019. - № 3. - С. 90-91.
3. Особенности физической подготовки студентов-волейболистов / И. Г. Горбань, Г Б. Холодова, В. А. Гребенникова, Е. В. Удовиченко // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 1(224). - С. 14-20.
4. Рязанов, А.А. Развитие скоростно-силовых способностей волейболистов / А.А. Рязанов, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24, № 178. - С. 53-59.
5. Щетинина, С.Ю. Развитие прыгучести в тренировочном процессе волейболистов / С.Ю. Щетинина, Д.А. Кривошеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2(180). - С. 469-475.
REFERENCES
1. Gerasimenko, K.S., Bolgov, A.N. and Karagodina, A.M.(2021), "Application of the game method to improve the speed and strength abilities of volleyball players", Theoretical and methodological aspects of training specialists for the sphere ofphysical culture, sports and tourism: collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference, Volgograd, October 20-21, 2021,Volgograd: Volgogradskaja, 2021, pp. 62-68.
2. Losev A.V. and Shnejder V Ju. (2019), "Pedagogical analysis of speed and strength abilities of volleyball players based on jump training", Theory and practice of physical culture and sport, No. 3, pp. 90-91.
3. Gorban, I.G., Holodova, G.B.,Grebennikova, V.A. and Udovichenko, E.V.(2020), "Features of physical training of volleyball students", Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No.1(224), pp.14-20.
4. Rjazanov A.A. and Bogdanov M.Ju. (2019), "Development of speed and strength abilities of volleyball players", Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki, Vol. 24, No.178, pp.53-59.
5. Shhetinina S.Ju. and Krivosheeva D.A. (2020), "Development of jumping ability in the training process of volleyball players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2(180). pp. 469475.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2022
УДК 797.21
ВЛИЯНИЕ ПЛИОМЕТРИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЛОВЦОВ
Светлана Александровна Григан, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, СевероЗападный институт управления, г. Санкт-Петербург; Светлана Геннадьевна Аболья-нина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается плиометрический метод тренировки, который может быть включен в тренировочную программу на суше. Одной из проблем для многих пловцов является неполное использование силы мускулатуры ног в так называемых «взрывных» видах деятельности, например, при отталкивании от стенки бассейна при выполнении поворота или старта. Часто пловцы, обладающие развитой мускулатурой ног, не могут оптимально использовать ее при выполнении «взрывной» тренировки, обеспечить взаимосвязь между мышечной силой и мощностью. Такой метод тренировки, называемый плиометрическим, используют некоторые спортсмены, так как он удобен, не дорогостоящий и может быть включен в тренировочную программу на суше. Цель исследования: выявить влияние плиометрии на спортивные результаты пловцов и дать практические рекомендации для тренировки на суше. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовало 15 студентов. При подготовке спортсменов были использованы тренировки на суше с применением плиометрических упражнений. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента сравнили величины средних скоростей на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, показанных до эксперимента и соревнованиях после эксперимента. В ходе педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния плиометрических упражнений при подготовке пловцов на их спортивные результаты, были выявлены изменения исследуемых показателей. Рост результатов у студентов-пловцов в результате дополнительных упражнений на суше намного ускорился, таким образом, в результате применения в тренировочном процессе пловцов плиомет-рических упражнений, включенных в программу тренировок на суше, были улучшены результаты на соревнованиях.
Ключевые слова: «взрывная» тренировка, плиометрическая тренировка, плавание, упражнения на суше, действие сил торможения и сопротивления.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p118-121
INFLUENCE OF PLYOMETRIC TRAINING ON SPORTS RESULTS OF SWIMMERS
Svetlana Aleksandrovna Grigan, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, North-Western Institute of Management, St. Petersburg; Svetlana Gennadievna Aboly-anina, the candidate ofpedagogical sciences, docent, Saint-Petersburg University of the