Научная статья на тему 'Особенности применения игровой деятельности в совершенствовании тактической подготовки волейболистов 18-19 лет (на примере студенческих команд)'

Особенности применения игровой деятельности в совершенствовании тактической подготовки волейболистов 18-19 лет (на примере студенческих команд) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
тактические действия / игровой метод / игровые задания / тактическое мышление / быстрота реакции. / tactical actions / game method / game tasks / tactical thinking / quick reaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Можаев Эдуард Люцианович, Григорьев Артем Павлович, Залялова Эльмира Равилевна, Шершунова Вера Николаевна, Бухтоярова Луиза Васильевна

В статье затронута проблема применения игровых заданий и упражнений в формировании и совершенствовании тактической подготовки в студенческих командах. Продемонстрирован комплекс игровых заданий, позволяющих значительно улучшить тактическую подготовку волейболистов 18-19 лет, занимающихся в спортивных секциях по волейболу. Проведено педагогическое исследование, доказывающее эффективность применения данных комплексов игровых заданий для повышения тактической подготовленности волейбольных команд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Можаев Эдуард Люцианович, Григорьев Артем Павлович, Залялова Эльмира Равилевна, Шершунова Вера Николаевна, Бухтоярова Луиза Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL PLAY IN THE EXPERIENCE OF TACTICAL PREPARATION SFROMY SLEMYS 18-19 YEARS (ON THE STUDENT TEAM)

The article touched on the problem of the use of game tasks and exercises in the formation and improvement of tactical training in student teams. A set of game tasks that significantly improve the tactical training of volleyball players 18-19 years old, engaged in sports sections in volleyball, is demonstrated. A pedagogical study was conducted to prove the effectiveness of using these complexes of game tasks to improve the tactical readiness of volleyball teams.

Текст научной работы на тему «Особенности применения игровой деятельности в совершенствовании тактической подготовки волейболистов 18-19 лет (на примере студенческих команд)»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10143

МОЖАЕВ Эдуард Люцианович,

кандидат педагогических наук, доцент Казанского кооперативного института Российского университета кооперации e-mail: [email protected]

ГРИГОРЬЕВ Артем Павлович,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: [email protected]

ЗАЛЯЛОВА Эльмира Равилевна,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: [email protected]

ШЕРШУНОВА Вера Николаевна,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: [email protected]

БУХТОЯРОВА Луиза Васильевна,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: [email protected]

ФОМИНА Евгения Владимировна,

старший преподаватель общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского (Приволжского) федерального университета

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 18-19 ЛЕТ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД)

Аннотация. В статье затронута проблема применения игровых заданий и упражнений в формировании и совершенствовании тактической подготовки в студенческих командах. Продемонстрирован комплекс игровых заданий, позволяющих значительно улучшить тактическую подготовку волейболистов 18-19 лет, занимающихся в спортивных секциях по волейболу. Проведено педагогическое исследование, доказывающее эффективность применения данных комплексов игровых заданий для повышения тактической подготовленности волейбольных команд.

Ключевые слова: тактические действия, игровой метод, игровые задания, тактическое мышление, быстрота реакции.

MOZHAEV Eduard Lyutsianovich,

PhD., аssociate Professor, Kazan Cooperative Institute of the Russian University of Cooperation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

GRIGORIEV Artem Pavlovich,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education and Sports of Kazan (Volga) Federal University

ZALALOVA Elmira Ravilevna,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education and Sports of Kazan (Volga) Federal University

SHERSHUNOVA Vera Nikolaevna,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education and Sports of Kazan (Volga) Federal University

BUKHTOYAROVA Louise Vasilievna,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education and Sports of Kazan (Volga) Federal University

FOMINA Evgenia Vladimirovna,

Senior Lecturer in the Department of Physical Education and Sports of Kazan (Volga) Federal University

THE INTERNATIONAL PLAY IN THE EXPERIENCE OF TACTICAL PREPARATION SFROMY SLEMYS 18-19 YEARS (ON THE STUDENT TEAM)

Annotation. The article touched on the problem of the use of game tasks and exercises in the formation and improvement of tactical training in student teams. A set of game tasks that significantly improve the tactical training of volleyball players 18-19 years old, engaged in sports sections in volleyball, is demonstrated. A pedagogical study was conducted to prove the effectiveness of using these complexes of game tasks to improve the tactical readiness of volleyball teams.

Key words: tactical actions, game method, game tasks, tactical thinking, quick reaction.

Введение. Анализ научно-методической литературы показывает, что одним из необходимых средств, обеспечивающих не только разностороннее и гармоничное физическое развитие волейболистов, но и формирование, совершенствование тактических умений и навыков, является игровая деятельность [1; 2; 4; 6; 7; 8; 10; 12]. В игре проявляется тактическое мышление, инициативность и настойчивость, рациональность и оперативность решений. Игровой метод является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях [12].

В связи с вышеуказанным можно констатировать наличие научной проблемы, которая характеризуется недостаточным использованием потенциала игрового метода в учебно-тренировочном процессе волейболистов [3; 11].

В этой связи обостряется необходимость проведения исследования, направленного на разработку специально подобранных подвижных игр и игровых заданий для формирования тактических умений, используя которую, можно было бы обеспечить увеличение показателей тактической

подготовленности и повысить интерес спортсменов к волейболу [5; 9].

Методика и организация исследования

Для достижения поставленной цели и решения задач применялся следующий комплекс методов исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) педагогический эксперимент;

3) тестирование;

4) методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился с

целью определения эффективности, предложенных нами комплексов подвижных игр и игровых заданий.

Тестирование. С целью выявления эффективности использования разработанных нами комплексов в тренировочном процессе волейболистов мы провели тестирование тактической подготовленности.

1. Действия при второй передаче

Спортсмен располагается в зоне 2 или 3 (на границе с зоной 3). Сигналом к действиям служат визуальные сигналы за сеткой (на сетке), положение рук тренера (учащегося) за сеткой или

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч перед передачей (мячемет или игрок) посылают из глубины площадки. Сигнал подают в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Дается 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитывают количество правильно выполненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.

2. Действия при нападающих ударах

Сюда входят два испытания.

1. Нападающий удар или «скидка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен блок или нет; блок имитируют специальными приспособлениями (типа механический блок и др.) блокировать может партнер, стоя на подставке; «блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Дается 6 попыток. Учитывают количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.

2. По заданию выбирается направление удара по указанию тренера. Дается 6 попыток. Учитывают количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.

3. Командные действия в нападении

Выявляют умение игроков взаимодействовать в составе команды. В испытания входят прием подачи, вторая передача игроком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападающий удар одним из игроков, другие выполняют имитацию удара, скрестные перемещения в зонах и т.д. (по заданию). Дается 6 попыток. Требования такие же, как при групповых действиях.

4. Действия при приеме мяча в площадке

Здесь главное - выбор способа действия в

соответствии с заданием, сигналом.

Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается по 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.

Исследование проводилось на этапе первого года обучения: с сентября 2018 г. по декабрь 2019 г.

В экспериментальную группу вошли волейболисты (12 человек) первого курса, занимающиеся на базе Казанского федерального университета. Для совершенствования тактической подготовки в данной группе применялись комплексы подвижных игр и игровых заданий, требующие от участников выполнения действий, схожих по содержанию с действиями в волейболе. Контрольная группа (12 человек) первого курса занимались в Казанском кооперативном институте по программе для ДЮСШ.

Нами были составлены комплексы специально подобранных подвижных игр и игровых заданий для экспериментальной группы, направленные на развитие тактической подготовленности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

В течение учебного года на учебно-тренировочных занятиях в экспериментальной группе мы применяли разработанные комплексы для совершенствования тактической подготовки. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ.

Использование наших комплексов обеспечивало интерес у волейболистов.

Разработанные комплексы включали подвижные игры, обязательные, вспомогательные упражнения подготовки спортсменов.

Необходимое условие, чтобы применяемые подвижные игры были сходны с упражнениями своего изучаемого вида спорта.

Упражнения, выполняемые в игровой форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов и т.д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на тактическую подготовленность волейболистов. Такие занятия повышают интерес к волейболу, стимулируют процесс усвоения тактических действий, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Главная задача нашего эксперимента состоит в сочетании направленного применения как общепринятых средств, содержащих имитационные действия, упражнения с мячом и упражнения во взаимодействии с партнёрами и противником, так и их модернизацию. В дополнение к традиционным упражнениям включены игровые упражнения, подвижные игры, создающие возможности моделирования ситуаций, последовательно приближающих спортсмена к соревновательной деятельности [11].

1. Этап углубленного разучивания (проводился в течение 3 месяцев).

Цель данного этапа - дальнейшее обучение распознаванию и поражению тактического объекта.

На втором этапе исследования применялись комплексы упражнений.

КОМПЛЕКС № 1

1. Передачи в цифровую мишень по заданию.

2. Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

3. Связующий игрок в зоне 3, нападающий -в зоне 4. Передача мяча для нападающего удара в зависимости от скорости, направления разбега нападающего игрока (связующий не знает параметров разбега).

4. То же, но нападающий игрок в зоне 2.

5. То же, но нападающий игрок дает сигнал рукой: рука вверху - высокая передача на край сетки; рука в сторону - передача на 3 м от сетки; круговое движение - быстрая передача на край сетки.

6. То же, но связующий игрок в зоне 2 (4), а нападающий в зоне 4 (2), и передача мяча в прыжке.

7. То же, но передача мяча после выхода связующего игрока из зон 1, 6, 5.

8. Нападающий игрок в зоне 4, связующий в зоне 3, блокирующий игрок - на противоположной стороне площадки в зоне 3. Если блокирующий игрок в момент передачи для нападающего удара перемещается в зону 2 - передача высокая; если не перемещается - низкая и быстрая.

9. То же, но передача в свободную от блока зону атаки.

10. Прыжок вверх толчком двумя ногами с разбега в 3 шага (шаги по разметке, с помощью звуковых ориентиров).

11. Нападающий удар через сетку выполняют теннисным мячом после разбега в 3 шага.

12. Подбрасывание мяча на различную высоту (в т.ч. и очень высоко) и нападающий удар, стоя на месте и в прыжке.

13. Нападающий удар с собственного подбрасывания.

14. В парах. Передача мяча в прыжке через сетку одной рукой.

15. Прием мяча от нападающего удара в разных направлениях (в парах).

16. Прием мяча от нападающего удара в зону защитника (удары с собственного подбрасывания).

17. То же, но нападающие удары со второй передачи.

18. То же, но передачи для удара различные по высоте, скорости, удаленности от сетки.

19. Блокирование нападающих ударов с собственного подбрасывания в определенном направлении.

20. Блокирование нападающих ударов в двух зонах.

21. Прием подач, выполненных различными способами, с различной траекторией и скоростью полета мяча в разные зоны.

22. Прием подач на связующего игрока.

Основными средствами обучения являются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

броски волейбольного мяча из-за головы в прыжке через сетку и выполнение нападающего удара через сетку с собственного подбрасывания.

Как дополнительное средство, для игроков, отстающих в освоении техники удара, для реализации решений по поражению тактического объекта применяется выполнение передачи двумя руками сверху в прыжке с собственного подбрасывания в зоны, обозначенные световыми сигналами. Световые сигналы размещаются в трех зонах обороны. По мере усвоения материала в упражнении вводится защитник.

На этом этапе мы применяли следующие подвижные игры: «Волейбольный обстрел», «Эстафеты у стены», «Пас-пас-удар», «По наземной мишени», «Двумя руками через сетку», «Убей связующего».

2. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (проводился в течение 4 месяцев).

Цель данного этапа - закрепление тактических умений при выполнении нападающего удара, приема подач, использование тактических умений в игровой деятельности.

КОМПЛЕКС № 2

1. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач нападающему игроку неизвестны).

2. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен - обманный удар; нет блока - силовой удар).

3. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).

4. То же, но два защитника, один из которых «слабый», - удар в него (защитники меняются зонами или не меняются, страхуют или нет).

5. То же, что в 2, 3, 4, но нападающий удар из зоны 2.

6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий одного блокирующего и одного защитника (есть блок и страховка - удар по ходу; есть блок, но нет страховки - обманный удар и т.д.).

7. Чередование нападающих ударов из зоны 4 (2) с передачи из зоны 3 в зависимости от действий двух блокирующих (два блока - обман; один блок - удар в свободную от блока зону и т.д.).

8. Нападающие удары из зоны 2 с передачи игрока из зон 3,4 с одиночным, групповым блоком, с одним, двумя защитниками.

9. Три игрока в зонах 1, 6, 5 - прием подач одним из игроков, двое других страхуют его.

10. То же, но страховка слабо принимающего игрока.

11. То же, но один из игроков (напр., в зоне 5) полностью выключается из приема подачи.

12. Прием подач на связующего игрока, который располагается у сетки в разных зонах.

13. Игроки в зонах 1, 6, 5. От сетки удар в зону 6 - прием мяча. Игроки зон 5 и 1 страхуют принимающего мяч игрока.

14. То же, но нападающие удары с собственного набрасывания.

15. То же, но нападающие удары со вторых передач.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

16. То же, но три нападающих игрока в зонах 4, 3, 2 чередуют нападающие удары с обманами.

Основными средствами обучения на данном этапе являются выполнение нападающего удара с передачи партнёра без блока, с противодействием одиночного и двойного блокирования, учебные игры. При усложнении тактических задач сигналы устанавливаются в трех зонах защиты, а затем и в зоне для выполнения обманных ударов. На этом этапе используются как поточный, так игровой и соревновательный методы. Игровой метод включает игры в уменьшенном составе; игры до определенного счета в партии; игры до первой ошибки, совершенной одной из команд, после которой вместо ошибившейся команды в игру вступает другая команда.

Подвижные игры, применяемые на втором этапе: «Чтение блока», «Быстрые передачи», «Передачи капитану», «Стремительные передачи», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой», «Волейбол с выбыванием».

Такие методические приемы повышают моторную плотность занятий, увеличивают возможность контакта с мячом, способствуют правильному принятию тактически правильных решений в нападении. Во время игр возможно расположение блоков сигналов в зонах 6, 5 и 1. Теперь тренер не задает направление удара нападающему, а наоборот, подсказывает местоположение защитников при помощи световых сигналов. Благодаря подсказке, нападающий учится применять полученные навыки в игре.

Результаты исследования и их обсуждение

В начале эксперимента мы провели тестирование тактической подготовленности обеих групп.

На первом этапе исследования средние показатели тестируемых качеств в экспериментальной и контрольной группах имеют, примерно, равный уровень развития, статистически не различаются и соответствуют среднему уровню возрастных норм. Таким образом, группы, участвующие в эксперименте, имеют одинаковые показатели подготовленности и не отличаются от своих сверстников высокими результатами, что статистически доказано (р<0,05).

Анализ литературных источников позволил определить, что тактическая подготовленность волейболистов оценивается по двум показателям: объем тактических действий - индивидуальных, групповых, командных, в нападении и защите на основе программы для спортивных школ и результаты выполнения контрольных испытаний по тактической подготовке.

Через 7 месяцев занятий в секции волейбола было проведено повторное тестирование тактической подготовленности в контрольной и экспериментальной группе. В течение этого времени на учебно-тренировочных занятиях экспериментальной группы мы применяли специально подобранные подвижные игры и игровые задания, способствующие повышению показателей тактической подготовленности. Контрольная группа занималась по обычной программе. Результаты

тестирования представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Показатели контроля тактической подготовленности экспериментальной группы волейболистов

2-я передача нап. удар или «обман» напр. удара прием подачи Выбор способа приема

нач кон нач кон нач кон нач кон нач кон

X 1.6 3.2 1.6 3.3 2.0 3.3 1.3 2.5 3.3 5.9

% 100 106 65 92 78

Тр 3.60 7.07 3.10 4.98 10.06

Ткр 2,101

Р <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Для выявления достоверности наблюдаемых различий в тестах мы определили значение tp и сравнили его с tкp Стьюдента. Доверительная вероятность расчетов является q = 1 - а = 0,95 (где а - уровень значимости равный 0.05). В случае если tp>tкp, то состояние группы изменилось достоверно и наблюдаемые различия в тестах являются статистически значимыми.

Из табл. 2 видно, что состояние экспериментальной группы, в целом, изменилось достоверно.

В контрольной же группе аналогичные показатели, кроме показателя действий при второй передаче, изменились не достоверно, но все же заметна тенденция к увеличению результатов (табл. 2).

Таблица 2

Показатели контроля тактической подготовленности контрольной группы волейболистов 12-13 лет

тесты 2-я передача нап. удар или «обман» напр. удара прием подачи Выбор способа приема

нач кон нач кон Нач кон нач кон нач Кон

X 1.5 2.2 1.8 2.2 2.1 2.6 1.4 1.8 3.4 3.85

% 46.6 22.2 23.8 28.6 13.2

Тр 3.07 1.95 1.96 1.98 1.93

Ткр 2.101

Р <0.05 >0.05 >0.05 >0.05 >0.05

Как видно из табл. 1 и 2, за период исследования, как в экспериментальной, так и в контрольной группе, наблюдаются положительные изменения показателей тактической подготовленности. В то же время мы установили, что темпы изменений исследуемых показателей в экспериментальной группе более высокие, чем в контрольной группе.

В экспериментальной группе показатели действий при второй передаче выросли в два раза (на 100%), что указывает на правильность выбора места игроком в зависимости от игровой ситуации (табл. 1). Так, если показатели действий при второй передаче в экспериментальной группе повысились на 100%, то в контрольной группе - на 46.6%.

Те же приемы вычисления мы использовали для обработки всех остальных результатов.

Более чем в два раза (на 106%) увеличилось количество результативных атак при нападающих ударах, когда игрок должен избрать бить или «скидывать» мяч, в зависимости от наличия - отсутствия блока. Поскольку tр7,07>tкр2,101 наблюдаемое различие является статистически значимым на уровне значимости 0.05. В контрольной группе результат улучшился на 22.2% №1,95<кр2,101),

т.е. различие является статистически не значимым.

В тесте, где волейболистам необходимо было определить направление нападающего удара, после указания тренера результат в экспериментальной группе улучшился на 65% @р3,10^кр2,101), т.е. различие является достоверным. В контрольной группе в этом тесте прирост составил 23.8% @р1,96<кр2,101), различие является статистически не значимым.

Количество результативных передач в зоны, указанные тренером, увеличилось у волейболистов в экспериментальной группе на 92% по сравнению с начальным результатом, поскольку tр4,98>tкр2,101 наблюдаемое различие является статистически значимым. У волейболистов контрольной группы результат улучшился на 28.6% @р1,98<кр2,101), различие является статистически не значимым.

При выборе способа приема мяча после подачи, результат в контрольном упражнении в экспериментальной группе улучшился на 78% @р10,06Икр2,101), а в контрольной группе на 13.2% @р1,93<№р2,101), т.е. различие в экспериментальной группе является статистически значимым, а в контрольной нет.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

В результате все показатели тактической подготовленности волейболистов экспериментальной группы достоверно увеличились (р>0.05).

Протокол контроля подготовленности контрольной группы волейболистов свидетельствует, что показатели тестирования волейболистов улучшились незначительно, лишь в упражнении

«2-ая передача» их результаты достоверно увеличились на 46.6% ^р 3,07^кр 2,101).

Сравнение показателей тактической подготовленности в конце исследования позволило выявить достоверные различия между исследуемыми группами (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение показателей контроля тактической подготовленности волейболистов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

2-я передача нап. удар или «обман» напр. удара прием подачи Выбор способа приема

Э К Э К Э К Э К Э К

X 3.2 2.2 1.8 2.2 2.1 2.6 1.4 1.8 3.4 3.85

% 100 46.6 106 22.2 65 23.8 92 28.6 78 13.2

Тр 2.47 5.02 1.93 3.32 8.25

tkp 2.101

Р <0.05 <0.05 >0.05 <0.05 <0.05

Сравнивая показатели тестирования контрольной и экспериментальной группы, можно определить, что в контрольном упражнении «2-я передача» результат достоверно выше у волейболистов экспериментальной группы. Так, в контрольной группе этот показатель составил 2.2 раза, а в экспериментальной 3.2 раза. Разница в результате теста между исследуемыми группами составляет 1 раз. Различия между группами достоверны tp 2,47> tkp 2,101 (р<0,05).

Показатели результатов тестирования тактической подготовленности при выполнении нападающего удара значительно выше у волейболистов экспериментальной группы (на 1 раз), количество результативных попыток достоверно выше, чем в контрольной группе. Сравнивая результаты между группами, опираясь на математические расчеты, можно утверждать, что различие в результатах достоверно ^р 5,02> tkp 2,101).

В тестировании умение выбирать направление при нападающем ударе, результаты контрольных упражнений в конце исследования у волейболистов экспериментальной группы превысили на 0.7 раза результаты контрольной группы, однако различие в результатах не достоверно Ар1,93<кр2,101).

Командные действия в нападении отражены в тесте, имитирующем прием подачи и вто-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

рую передачу игроком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападающий удар одним из учащихся. Показатели результатов в этом испытании у экспериментальной группы достоверно выше на 0.7 раза, чем у контрольной группы ^р 3,32> tkp 2,101).

Из табл. 3 видно, что значительно выше показатели в экспериментальной группе в упражнении по выбору способа выполнения действия при приеме мяча в поле. Здесь главное - выбор способа действия в соответствии с заданием, сигналом, который подает тренер или его помощник. Данные прироста результата в экспериментальной группе превысили контрольную группу почти в два раза. Различия между группами достоверны tp 10,06> tkp 2,101 (р<0,05).

Таким образом, реализация разработанных комплексов упражнений в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов показало свою высокую эффективность, что выразилось в статистически достоверных изменениях в изучаемых параметрах.

Выводы. Наряду с использованием традиционных подходов, нами были применены комплексы подобранных подвижных игр и игровых заданий, способствующих целенаправленному совершенствованию тактической подготовки у волейболистов. Главная задача наших комплек-

сов состоит в сочетании направленного применения как общепринятых средств, содержащих имитационные действия, упражнения с мячом и упражнения во взаимодействии с партнёрами и противником, так и их модернизацию.

В нашем исследовании была проверена эффективность применения комплексов специально подобранных подвижных игр и игровых заданий в учебно-тренировочном процессе волейболистов, где было выявлено, что спортсмены экспериментальной группы достоверно опережают сверстников из контрольной группы во всех изучаемых параметрах (р>0.05).

Список литературы:

[1] Данилова Г.Р., Можаев Э.Л. Эффективность применения разработанной методики технико-тактической подготовки волейболистов -нападающих второго темпа // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 27 - 28 ноября 2014 г. - Казань, 2014. - С.231-233.

[2] Кириллов Е.Н. Методика обучения техническим приемам в волейболе: учеб. пособие. -Чайковский: ЧГИФК, 2003. - 56 с.

[3] Клещёв Ю.Н. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие. - М.: СпортАка-демПресс, 2002. - 192 с.

[4] Корягин В.М. Структура и содержание современной тренировки волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 231 с.

[5] Можаев Э.Л. Игровая деятельность как объект полипарадигмального исследования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 2-6.

[6] Можаев Э.Л. Игровая деятельность как парадигмальный компонент профессиональной подготовки учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2001. - 180 с.

[7] Можаев Э.Л. Игровая педагогика в профессиональном становлении специалистов по физической культуре // Здоровье для всех: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. Пинск, Республика Беларусь, 19 -20 мая 2011 г. - Пинск, 2011. - С. 260-263.

[8] Можаев Э.Л. Технологии игровых форм обучения в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных знаний: современные подходы в их решении: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Мытищи, 2014. - С. 105108.

[9] Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 12. - С. 83-88.

[10] Можаев Э.Л., Данилова Г.Р. Феномен игры в процессе обучения специалистов по физической культуре // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

- Казань, 2014. - С. 445-447.

[11] Можаев Э.Л., Чумарин Н.А., Журавлева М.С. Особенности методики отбора в волейбольные спортивные школы // Образование и право. -2019. - № 1. - С. 313-319.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. - М.: Кн. и бизнес, 2009. - 400 с.

Spisok literatury:

[1] Danilova G.R., Mozhaev E.L. Effektivnost' primeneniya razrabotannoj metodiki tekhniko-taktich-eskoj podgotovki volejbolistov - napadayushchih vtorogo tempa // Fiziologicheskie i biohimicheskie osnovy i pedagogicheskie tekhnologii adaptacii k raz-nym po velichine fizicheskim nagruzkam: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 40-letiyu Povolzhskoj gosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 27 - 28 noyabrya 2014 g. - Kazan', 2014. - S. 231-233.

[2] Kirillov E.N. Metodika obucheniya tekhnich-eskim priemam v volejbole: ucheb. posobie. - Chajk-ovskij: ChGIFK, 2003. - 56 s.

[3] Kleshchyov Yu.N. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam: ucheb. posobie. - M.: SportAkadem-Press, 2002. - 192 s.

[4] Koryagin V.M. Struktura i soderzhanie sovre-mennoj trenirovki volejbolistov. - M.: Fizkul'tura i sport, 2001. - 231 s.

[5] Mozhaev E.L. Igrovaya deyatel'nost' kak ob"ekt poliparadigmal'nogo issledovaniya // Fizich-eskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka.

- 2011. - № 4. - S. 2-6.

[6] Mozhaev E.L. Igrovaya deyatel'nost' kak paradigmal'nyj komponent professional'noj podgotovki uchitelya fizicheskoj kul'tury: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2001. - 180 s.

[7] Mozhaev E.L. Igrovaya pedagogika v pro-fessional'nom stanovlenii specialistov po fizicheskoj kul'ture // Zdorov'e dlya vsekh: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch. / redkol.: K.K. She-beko [i dr.]. Pinsk, Respublika Belarus', 19 -20 maya 2011 g. - Pinsk, 2011. - S. 260-263.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

[8] Mozhaev E.L. Tekhnologii igrovyh form obu-cheniya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga vysshej shkoly // Aktual'nye problemy estestvennyh i gumanitarnyh znanij: sovremennye podhody v ih reshenii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -Mytishchi, 2014. - S. 105-108.

[9] Mozhaev E.L., Bikmuhametov R.K. Igra v strukture chelovecheskoj deyatel'nosti // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2010. - № 12. - S. 83-88.

[10] Mozhaev E.L., Danilova G.R. Fenomen igry v processe obucheniya specialistov po fizicheskoj kul'ture // Fiziologicheskie i biohimicheskie

osnovy i pedagogicheskie tekhnologii adaptacii k raz-nym po velichine fizicheskim nagruzkam: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 40-letiyu Povolzhskoj gosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. - Kazan', 2014. - s.445-447.

[11] Mozhaev E.L., Chumarin N.A., Zhuravleva M.S. Osobennosti metodiki otbora v volejbol'nye sportivnye shkoly // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 1. - S. 313-319.

[12] Rycarev V.V. Volejbol: popytka prichinnogo istolkovaniya priemov igry i processa podgotovki volejbolistov. - M.: Kn. i biznes, 2009. - 400 s.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Л_

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.