Научная статья на тему 'Современные студенты и физкультура и спорт: вместе или врозь? (по итогам опроса студентов Волгограда)'

Современные студенты и физкультура и спорт: вместе или врозь? (по итогам опроса студентов Волгограда) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ / SPORT / MASS SPORT / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / SPORT GREAT EVENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дулина Н.В., Поздняк В.М.

В статье представлены результаты серии социологических исследований, выполненных в Волгограде. Опрос студентов показал отсутствие среди них массового интереса к занятиям физкультурой и спортом. Показано, что ценностных ориентиров поколения происходит по мере обновления самой молодежной страты, отчасти под влиянием изменений социальных условий жизни группы. Обоснована необходимость дальнейшего изучения поставленного исследовательского вопроса для понимания процесса «спортивной социализации» молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дулина Н.В., Поздняк В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные студенты и физкультура и спорт: вместе или врозь? (по итогам опроса студентов Волгограда)»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.010

YAK 316.454:796 ББК 60.543.1 72-45в6

H.B. ДУАИНА, B.M. ПОЗДНЯК

СОВРЕМЕННЫЕ СТУДЕНТЫ И ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ: ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ? (ПО ИТОГАМ ОПРОСА СТУДЕНТОВ ВОЛГОГРАДА)

N.V. DULINA, V.M. POZDNYAK

MODERN STUDENTS AND PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: TOGETHER OR APART? (ACCORDING TO THE SURVEY OF STUDENTS OF VOLGOGRAD)

В статье представлены результаты серии социологических исследований, выполненных в Волгограде. Опрос студентов показал отсутствие среди них массового интереса к занятиям физкультурой и спортом. Показано, что ценностных ориентиров поколения происходит по мере обновления самой молодежной страты, отчасти - под влиянием изменений социальных условий жизни группы. Обоснована необходимость дальнейшего изучения поставленного исследовательского вопроса для понимания процесса «спортивной социализации» молодежи.

The article presents the results of a series of sociological studies carried out in Volgograd. The survey of students showed the lack of mass interest in physical education and sports among them. It is shown that the generation value orientations occur as the youth stratum itself is updated, and partly under the influence of changes in the social conditions of the group. The necessity of further study of the research question for the understanding of the process of «sports socialization» of young people is proved.

Ключевые слова: спорт, массовый спорт, физкультура, студенты, здоровый образ жизни, спортивные мегасобытия.

Key words: sport, mass sport, physical education, students, healthy lifestyle, sport great events.

Введение. В настоящее время заметно вырос исследовательский интерес к проблемам функционирования и развития физической культуры и спорта. Повышенное внимание данному социальному феномену уделяется и социологией, в рамках которой спорт рассматривается как универсальный инструмент, выработанный социумом для воспитания и развития человека, социализации личности, оздоровления населения в целом. Вряд ли стоит особо доказывать, что физкультура и спорт стоят на одном из первых мест в рейтинге возможных способов укрепления здоровья человека. Занятия физкультурой и спортом формируют характер, дисциплинируют: практически каждый человек однажды давал себе честное слово, что с понедельника (возможны варианты: со следующей недели, начала нового месяца, с нового года и пр.) обязательно начнет заниматься физкультурой (как минимум делать утреннюю зарядку), но далеко не каждый способен сдержать свое обещание. И тому есть свое объяснение: спорт - это не только мышцы / красивое тело, это скорее единство телесного и духовного начал человека, системы ценностей, которые он разделяет. В свое время Аристотель говорил о том, что «снятие напряжения - одна из важнейших социальных функций спортивных игр», а общество «должно заботиться о снятии нравственного, душевного, телесного напряжения у своих членов» [цит. по: 7, с. 19], если предполагает нормально функционировать и развиваться.

Обращение к толковому словарю русского языка дает понимание того, что под термином «спорт» понимаются физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры [8]. Однако

изначально за словом «спорт» стояли иные смыслы, а именно: «отвлекаться», «развлекаться», «веселиться». Так, например, старофранцузское слово «^рог1е» переводится как развлечение, увлечение, забава [11, с. 32]. Современный английский язык термин «спорт» трактует как «физкультура, которая укрепляет здоровье, улучшает настроение и самочувствие, повышает работоспособность человека» [10, с. 264].

Цель статьи. В связи с повышенным вниманием исследователей к проблемам спорта, с одной стороны, и обеспокоенностью общества [2] и исследователей разных научных дисциплин (см., напр.: [6] и др.) состоянием здоровья молодежи, с другой стороны, хотелось бы понять, как современная российская молодежь относится к спорту. Наш исследовательский интерес к данной проблематике на протяжении ряда лет устойчив (см., напр.: [4] и др.), но он был подкреплен проведением в нашей стране летом прошлого года Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018) [3, 5].

Материалы и методы. В рамках данного материала мы сошлемся на результаты социологических исследований, выполненных в разные годы, но на одном и том же объекте и с использованием аналогичной методики (анкетирование по месту учебы), что, на наш взгляд, позволяет сравнивать результаты, полученные в разное время, и рассматривать их как взаимодополняемые. Первое, среди обозначенных, это исследование «XXII Зимняя Олимпиада и XI Зимняя Паралимпиада глазами россиян», которое было выполнено в 2014 году. Тогда в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) было опрошено 268 студентов, из них юноши составили 47,1%, девушки - 52,9%. Второе - «Год экологии - 2017». Среди опрошенных студентов ВолгГТУ, а это 250 студентов, 56% составили юноши, 44% - девушки. И, наконец, третье исследование было посвящено Чемпионату мира по футболу ^ША-2018). В ВолгГТУ было опрошено 265 человек, из них юноши составили 67,2%, девушки - 32,8%. В опросе в основном принимали участие студенты первой ступени бакалавриата, т.е. те, кто обучается на 1-2 курсе. Все три проекта - инициативные, выполнены под эгидой Российского общества социологов, на официальном сайте которого полностью представлены все параметры исследований. Волгоград среди других городов неизменно принимает участие в этих исследованиях.

Результаты и их обсуждение. Отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?» в рамках исследования «Год экологии -2017», студенты констатировали следующее: больше половины опрошенных (52,7%) оценили свое здоровье как плохое или очень плохое, только 2,5% смогли похвастать отличным здоровьем (табл. 1).

Таблица 1

Оценка респондентами собственного здоровья

Варианты ответа %

Очень плохое 13,7

Плохое 39,0

Удовлетворительное 39,0

Хорошее 5,8

Отличное 2,5

Итого 100

Что же предпринимают студенты, чтобы сберечь собственное здоровье на долгие годы? Ответ можно получить, обратившись к данным, представленным в таблице 2. Три наиболее значимые, по мнению респондентов, меры, помогающие сберечь здоровье, выделены в таблице рамками. Не сложно заметить, что занятия спортом и физкультурой среди студентов для укрепления собственного здоровья не пользуются популярностью: не входят не толь-

ко в тройку, но и пятерку лидеров. Причем «отрыв» даже от пятерки наиболее значимых мер, способствующих сохранению здоровья, весьма заметный. Есть основания утверждать, что пропаганда здорового образа жизни не осталась незамеченной: ухудшению здоровья, по мнению студентов, способствуют исключительно вредные привычки, такие как употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение. Но если каждый десятый от числа опрошенных (10,8%) говорит, что делает по утрам зарядку, то ровно столько же предпочитают посмотреть передачи о здоровье, почитать литературу. Каждый восьмой от числа опрошенных (12,8%) честно признался, что не делает ничего для сбережения здоровья, живет как живется.

Таблица 2

Меры, к которым прибегают респонденты, чтобы сберечь здоровье*

Варианты ответа %

Не употребляю алкоголь 57,2

Не курю 77,2

Слежу за своим питанием 39,2

Занимаюсь спортом 51,6

Делаю по утрам зарядку 10,8

Занимаюсь аутотренингом 7,2

«Ухожу от проблем» в социальные сети 14,4

Помогают отвлечься компьютерные игры 22,4

Стараюсь дружить с теми, у кого нет проблем 13,6

Соблюдаю режим дня 16,8

Не вступаю в случайные половые связи 68,8

Не употребляю наркотики 86,4

Заболев, сразу обращаюсь к врачам 15,6

Для успокоения хожу в церковь, общину 6,4

Смотрю передачи о здоровье, читаю литературу 10,8

Не забываю отдыхать 69,2

Не смотрю ТВ, не читаю газет, чтобы не расстраиваться 20,4

Моя семья хочет сменить / сменила место жительства на более экологически чистый район 3,2

Ничего не делаю, живу, как живется 12,8

Другое 1,2

Примечание. *Сумма ответов превышает 100%, так как каждый респондент мог указать более одной альтернативы.

В ходе социологического исследования «XXII Зимняя Олимпиада и XI Зимняя Паралимпиада глазами россиян, Сочи - 2014» студентам был задан прямой вопрос: «Занимаетесь ли Вы спортом?», отвечая на который, почти каждый пятый (18,3%) признался, что спортом не занимается. Чаще всего в качестве причины, по которой студенты не занимаются спортом, указывается нехватка времени (см., напр.: [12, с. 198] и др.). В целом студенты на поставленный вопрос дали следующие ответы (табл. 3).

Сравнение данных, полученных в разные годы, показывает, что существует довольно устойчивая группа (около 60%), в той или иной форме проявляющая интерес к физкультуре и спорту, но «активных пользователей» спорта едва ли набежит 20%. Существует мнение, что массовая физкультура и спорт среди студентов находятся в стадии кризиса, для выхода из которого необходим поиск путей.

Таблица 3

Занимаетесь ли Вы спортом?

Варианты ответа %

Не занимаюсь 18,3

В университете, в рамках учебной нагрузки 16,8

В секции 14,9

Самостоятельно (зарядка, пробежки, тренажер) 37,7

Отказ от ответа 12,3

Всего 100,0

Учитывая малоподвижный образ жизни студентов, их постоянную «прописку» в Интернете, серьезную обеспокоенность взрослых за здоровье подрастающего поколения [1, 6], хотелось бы, чтобы желающих заниматься физкультурой и спортом стало больше. При ответе на поставленный выше вопрос о том, как современные студенты относятся к спорту, есть основания говорить о том, что отношение это пассивное, созерцательное. Результаты выполненных исследований свидетельствуют, что неподдельный интерес молодежи «просыпается» только при проведении спортивных мегасобы-тий (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Всемирные универсиады и др.).

Мы не случайно в начале данной статьи привели разные толкования понятия «спорт», среди которых есть и такие, как «отвлекаться», «развлекаться», «веселиться». Так, например, больше всего в рамках Олимпиады в Сочи студенты смотрели церемонии открытия (48,1%) и закрытия Олимпиады (31,3%), именно потому, что это было красиво, зрелищно, интересно. Больше половины из тех, кто принял участие в опросе по футболу, признались, что не считают себя футбольными болельщиками и профессиональным футболом не интересуются. Почти у четверти опрошенных (26,0%) интерес просыпается к играм уровня FIFA. Чемпионат мира по футболу в Бразилии (2014 г.) смотрели 40,2% опрошенных, во Франции (2016 г.) - 37,2%. Даже тот факт, что на Волгоград выпал случай стать одним из городов, принимающих Чемпионат мира по футболу, сочли удачным чуть больше половины опрошенных (54,5%).

И это притом, что большая часть студентов, опрошенных в Волгограде, полагает, что в городе созданы все условия, чтобы заниматься футболом, да и спортом в целом (табл. 4). Загадочное «чего-то не хватает» - это, скорее всего, зрелищность, о которой шла речь выше, и публичность, столь необходимая молодому человеку эпохи постмодерна.

Таблица 4

Оценка студентами возможности для занятий футболом в городе

Варианты ответа %

Есть все возможности - стадионы, площадки, клубы, секции и т.д. 31,6

Для занятий футболом возможности есть, но чего-то не хватает 29,7

Для занятий футболом мало возможностей 16,3

Для занятий футболом практически нет возможностей 4,9

Затрудняюсь ответить 17,5

Итого 100,0

Выводы. Завершая представление данных, полученных в серии исследований, можно заключить, что современной молодежи необходима физическая активность, но проявлять они ее не желают, не видя для себя особой пользы от занятий физкультурой и спортом. Вряд ли стоит особо доказывать,

что ценностные ориентации молодежи меняются с каждым поколением, поскольку, во-первых, происходит смена экономических, социальных и политических условий ее социализации, а во-вторых, их смена продиктована необходимостью формирования собственной ценностной подсистемы, акцентирующей отличия в стандартах поведения и стереотипах общественного мнения от других поколений. Отчасти смена ценностных ориентиров происходит по мере обновления самой молодежной страты, отчасти - под влиянием изменений социальных условий жизни группы. Так, например, период относительной социально-экономической стабильности отправил в прошлое активные практики потребления наркотиков и алкоголя (что подтверждается данными, приведенными выше), против табакокурения проводилась государственная политика вытеснения из повседневности. Полученные нами результаты, как минимум, не противоречат результатам исследований, выполненных другими авторами (см., напр., [9] и др.).

Можно заключить, что стиль жизни молодых людей приобретает качественно новые черты, несвойственные прежним молодым поколениям и поколению старших возрастных групп. Необходимо, чтобы физкультура и спорт заняли верхние строчки в ценностной иерархии молодежи, что вынуждает не только искать ответы на исследовательские вопросы, но и внедрять новые формы и методы участия молодежи в занятиях физкультурой и спортом. Например, такие, которые повышают зрительский интерес к спортивно-массовым мероприятиям или выстраивают тесные взаимоотношения (на выгодных условиях) с фитнес-клубами, но это уже тема другой статьи.

Литература

1. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Сер. Естественные и технические науки. 2013. № 3. С. 852-854.

2. Более 70% подростков в России имеют проблемы со здоровьем [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. иНЬ: https://гegnum. гu/news/1806956.html.

3. Давыдова С.А., Дулина Н.В., Икингрин Е.Н., Коричко Ю.В. Чемпионат мира по футболу FIFA-2018: ожидания и мнения студентов России // Теория и практика физической культуры. 2018. № 6. С. 68-72.

4. Дулина Н.В., Засыпкин В.П., Икингрин Е.Н. Жаркие. Зимние. Твои: общее и особенное в отношении студентов страны к Олимпийским играм в Сочи -2014 (по итогам социологического исследования) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 1 (34). С. 148158; № 2 (35). С. 217-224.

5. Дулина Н.В., Засыпкин В.П., Икингрин Е.Н. Чемпионат мира по футболу FIFA 2018: общее и особенное в оценках и мнениях студентов разных регионов России (на примере Волгограда, Нижневартовска и Сургута) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 93-110.

6. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. М., 2012. 252 с.

7. Мазов Н.Ю. Спорт как социокультурное явление: дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2009. 301 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. М., 2010. иНЬ: https://slovaгozhegova.гu/woгd.php?woгdid=30197.

9. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: социологический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15-33.

10. Сенчук В.В. Методология исследования спорта как социального института // Общественные науки. 2011. № 5. С. 261-267.

11. Терминология спорта: толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.

12. Черепанова В.Н., Шилова Н.Н. Здоровый образ жизни в представлениях молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). С. 197-200.

References

1. Bobileva O.V Sostojanie zdorovja studencheskoy molodezi kak socialno-eco-logicheskay problema, Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennie i technicheskie nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Natural and technical Sciences]. 2013, N 3, pp. 852-854 (in Russian).

2. Bolee 70% podrostkov v Rossii imeut problemi so zdorovjem, Information agency REGNUM [More than 70% of teenagers in Russia have health problems, Infor-macionnoe agentstvo REGNUM]. Available at: https://regnum.ru/news/1806956. html.

3. Davidova S.A., Dulina N.V, Ikingrin E.N., Korichko U.V Chempionat mira po phutbolu FIFA - 2018: ozidaniy i mneniy studentov Rossii, Teoriy i praktika phi-zichesloi kulturi [Theory and practice of physical culture]. 2018, N 6, pp. 68-72 (in Russian).

4. Dulina N.V, Zasipkin VP., Ikingrin E.N. Zharkie. Zimnie. Tvoi: obshee i osoben-noe v otnoshenii studentov strani k Olimpiyskim igram v Sochi - 2014 (po itogam sociologicheskogo issledovaniy), Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical University]. 2015, N 1 (34), pp. 148-158; N 2 (35), pp. 217-224 (in Russian).

5. Dulina N.V, Zasipkin VP., Ikingrin E.N. Chempionat mira po phutbolu FIFA -2018: obshee i osobennoe v osenkazh i mneniyzh studentovraznizh regionov Rossii (na primere Volgograda Niznevartovska h Surguta), Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut state pedagogical University]. 2018, N 2 (53), pp. 93-110 (in Russian).

6. Zdorovje studentov: sociologicheskii analiz [Health of students: a sociological analysis] / ed. I.V Zhuravleva; Institut sociology RAN. Moscow, 2012. 252 p.

7. Mazov N.U. Sport kak sociokulturnoe yavleyie, Diss. doktora philos. nauk. Ufa [Sport as a socio-cultural phenomenon: Thesis of dissertation Ph.D. (philosophical science)]. 2009. 301 p.

8. Ozegov S.I., Shvedova N.U. Tolkoviy slovar russkogo jazika [Explanatory dictionary of Russian language]. Moscow, 2010. [Electronic resource]. Available at: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=30197.

9. Radaev VV Milleniali na phone predshesvuushizh pokolenii: sociologicheskii analiz, Sociologicheskie issledovaniy [Sociological research]. 2018, N 3, pp. 1533 (in Russian).

10. Senchuk VV Metodologiy issledovanii sporta kak sociokulturnogo institute, Ovshestvennie nauki [Social science]. 2011, N 5, pp. 261-267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Terminologiy sporta: tolkoviy slovar spornivnizh terminov / comp. Ph.P. Suslov, D.A. Tishler. Moscow: SportAcademPress, 2001. 480 p.

12. Cherepanova V.N., Shilova N.N. Zdorovii ovraz zizni v predstavleniyzh molodezi, Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state University]. 2015, N 9 (364), pp. 197-200 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.