Научная статья на тему 'Жаркие. Зимние. Твои: общее и особенное в отношении студентов страны к Олимпийским играм в Сочи-2014 (часть 2) (по итогам социологического исследования)'

Жаркие. Зимние. Твои: общее и особенное в отношении студентов страны к Олимпийским играм в Сочи-2014 (часть 2) (по итогам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ОЛИМПИАДА / OLYMPICS / СПОРТ / SPORTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дулина Н.В., Засыпкин В.П., Икингрин Е.Н.

В статье рассматриваются результаты социологического исследования, посвящённого изучению отношения студентов страны к зимним Олимпийским играм, выделяется общее и особенное в оценках студентов, проживающих в разных городах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Дулина Н.В., Засыпкин В.П., Икингрин Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOT. COOL. YOURS: COMMON AND SPECIAL IN STUDENTS'' OPINION ABOUT THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI-2014 (Part 2)

The article discusses the results of sociological research in the study of students' opinion about the Winter Olympic Games. The article highlights common and special features in the assessment of students living in Russian cities.

Текст научной работы на тему «Жаркие. Зимние. Твои: общее и особенное в отношении студентов страны к Олимпийским играм в Сочи-2014 (часть 2) (по итогам социологического исследования)»

оииология спорта

Е

YAK 303.1:796.011 ББК 60.564.03

Н.В. АУЛИНА, В.П. ЗАСЫПКИН, Е.Н. ИКИНГРИН

N.V. DULINA, V.P. ZASYPKIN, E.N. IKINGREEN

ЖАРКИЕ. ЗИМНИЕ. ТВОИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ОТНОШЕНИИ СТУАЕНТОВ СТРАНЫ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ В СОЧИ-2014 (Часть 2) (по итогам социологического исследования)

HOT. COOL. YOURS: COMMON AND SPECIAL IN STUDENTS' OPINION ABOUT THE OLYMPIC GAMES IN SOCHI-2014 (Part 2)

В статье рассматриваются результаты социологического исследования, посвя-щённого изучению отношения студентов страны к зимним Олимпийским играм, выделяется общее и особенное в оценках студентов, проживающих в разных городах страны.

The article discusses the results of sociological research in the study of students' opinion about the Winter Olympic Games. The article highlights common and special features in the assessment of students living in Russian cities.

Ключевые слова: студенты, молодёжь, олимпиада, спорт.

Key words: students, youth, Olympics, sports.

Созданию обстановки праздника в большей степени способствовали и церемонии открытия, и закрытия Олимпиады и Паралимпиады. По «школьной» 5-балльной шкале церемонию открытия Олимпиады респонденты в большинстве своём оценили на «отлично» (75,7%) и «хорошо» (19,1%). Церемонии закрытия Олимпиады «отлично» поставили 81,8% от числа опрошенных, «хорошо» - 14,1%. Не ниже, а даже в какой-то степени и выше, были оценены Церемонии открытия и закрытия Паралимпиады.

Спорт, как известно, выполняет и социально-интегрирующую функцию, обеспечивая пусть даже не столько реальную, сколько, порой, символическую интеграцию (болельщики разных социальных слоёв). Памятуя, что объединение, обеспечение коллективной идентичности является одной из важнейших социальных функций культуры, интеграционный потенциал спорта, несомненно, выступает как важная символическая атрибутика последнего. Отсюда, видимо, и ощущение всеобщего праздника. Для студентов оказалось важным (см. табл. 5 части 1 статьи в № 1 Вестника за 2015 г.), что на трибунах стадионов болельщики были из всех регионов страны (на флагах были надписи городов, регионов): разброс оценок от 29,9% (Нижневартовск) до 41,5% (Сургут). Своеобразная «картина страны» в интерьере олимпийского Сочи, как символ единения и единства.

Однако, полагаем, что обстановку праздника студенты обеспечивали себе и сами, участвуя в различных мероприятиях, которые проводились в вузах страны в преддверии зимней Олимпиады (табл. 7).

Таблица 7

В каких мероприятиях принимали участие

Какие мероприятия проходили в вашем учебном заведении, посвящённые Олимпийским играм? В каких из них Вы принимали участие? % от числа ответивших

Астрахань Волгоград Нижневартовск Сургут Общий массив

Принимал участие в факельном шествии 55,2 36,2 4,8 8,1 29,6

Проведены открытие лекции, посвящённые Олимпийскому движению, страноведенье на английском языке 5,4 2,2 10,0 12,2 6,5

Проведены разного рода соревнования 4,7 3,0 7,8 13,8 7,5

Вывешивалась информация о событиях в Сочи 13,0 18,7 31,6 77,2 24,5

Викторина по теме олимпиада, конкурс плакатов - - 0,9 25,2 1,8

Прямая трансляция из олимпийского Сочи - - 2,2 1,6 1,9

Другое 5,4 1,1 0,4 2,4 0,8

Затрудняюсь ответить 24,4 43,7 48,9 10,0 37,5

Примечание: сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на одного опрошенного 2.1 для массива в целом.

От 36,2% (Волгоград) до 55,2% (Астрахань) студентов приняли участие в факельном шествии (в том числе и в качестве факелоносцев). Для студентов Нижневартовска и Сургута самым заметным событием стало то, что «вывешивалась информация о событиях в Сочи» - 31,6% и 77,2%. Видимо, на фоне таких массовых и зрелищных мероприятий как факельное шествие, студенты Астрахани и Волгограда, вообще не заметили таких мероприятий, как проведение викторин по теме олимпиады, конкурсов плакатов, соревнований и т. д., как, впрочем, и прямых трансляций из олимпийского Сочи. Студенты г. Сургута участвовали в таких мероприятиях чаще, чем студенты других вузов.

Тройка самых любимых студентами видов спорта, выглядит следующим образом: фигурное катание, хоккей и биатлон (табл. 8).

Предпочитаемые студентами виды спорта выделены общими рамками, отдельными рамками выделены виды спорта, претендующие на четвертую позицию в рейтинге студентов. Вот какие характеристики дают студентам наиболее предпочитаемым видам спорта: «Биатлон - сочетание скорости и меткости, лыж и винтовки, снега и пороха, трассы и стрельбища очень завораживают. Хоккей - это, безусловно, достаточно жёсткий, тактический, но от того не менее интересный вид спорта, и для женщин в том числе. Не зря ведь говорят: «В хоккей играют настоящие мужчины». Интерес к хоккею в нашей стране всегда был, есть и будет. Ведь именно такие великие люди, как Харламов, Петров, Михайлов и Третьяк привили нам эту любовь. Знаменитая и легендарная команда Советского Союза и по сей день у всех на устах. Но интерес постепенно падает из-за провального выступления нашей сборной на играх. «Для каждого поклонника хоккея это был настоящий удар. Но все всегда поддержат наших хоккеистов, ведь именно наша вера помогает почувствовать уверенность каждому и побеждать». Хоккей настолько популярен, что в него стали играть и женщины, и этот вид был введён в Олимпийскую программу. «Фигурное катание - это очень тяжёлый вид спорта, в котором мастерство в полной мере достигается в очень

лёгком, плавном и воздушном исполнении всех супер сложных элементов. Выступление нашей сборной было блестящим. Даже в командном соревновании у нас золото, а ведь данный вид был введён именно в Сочи. Тут все решается в любую секунду - это и недокрут тулупов, и не синхронность и, не дай Бог, падение».

Таблица 8

Спортивные мероприятия Олимпийских игр, по которым студенты следили за результатами, или которые они посетили бы, если бы была такая возможность (%)

По каким видам спорта Вы смотрели соревнования или следили за результатами во время Олимпиады? Если бы Вам представилась возможность оказаться на Олимпийских играх, то на соревнования по каким видам спорта Вы бы пошли?

Виды спорта Астрахань Волгоград Нижневартовск Сургут Общий массив Астрахань Волгоград Нижневартовск Сургут Общий массив

Биатлон 47,5 51,9 47,6 46,3 53,0 23,7 31,3 29,4 30,3 30,4

Бобслей 21,4 25,0 19,5 22,3 23,2 6,7 10,1 9,5 15,6 8,5

Горнолыжный спорт 16,7 16,0 16,9 22,3 18,1 6,4 4,5 8,2 12,3 7,3

Кёрлинг 25,4 29,5 25,1 29,8 26,2 8,7 11,2 9,5 14,8 9,8

Конькобежный спорт 33,4 33,2 28,6 43,0 30,0 5,4 9,0 7,8 17,2 8,5

Лыжное двоеборье 5,7 5,6 6,1 9,1 7,7 2,7 2,2 2,2 4,1 2,1

Лыжные гонки 27,8 28,0 30,3 31,4 30,5 8,7 7,8 8,7 15,6 10,7

Прыжки с трамплина 14,0 17,2 12,6 12,4 14,6 5,0 13,8 11,3 18,9 9,7

Санный спорт 19,4 18,7 15,2 11,6 16,2 5,4 6,7 5,2 8,2 5,2

Скелетон 13,7 15,3 11,7 14,0 14,4 4,0 2,2 6,1 10,7 4,5

Сноубординг 17,7 16,8 16,0 16,5 17,0 9,7 16,4 16,0 25,4 14,9

Фигурное катание 66,2 60,4 58,9 65,3 60,2 47,5 41,8 46,8 68,9 47,2

Фристайл 14,7 14,2 10,8 8,3 12,7 7,7 9,3 8,7 11,5 7,8

Хоккей 55,9 59,3 43,7 56,2 51,0 41,1 46,3 32,5 52,5 40,6

Шорт-трек 28,4 30,6 22,9 15,7 26,6 10,4 11,6 11,3 11,5 11,6

Затрудняюсь ответить 1,3 4,1 2,6 0,0 2,2 5,0 4,9 5,2 0,8 3,9

Примечание: сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.

То, что фигурное катание, хоккей и биатлон действительно любимые виды спорта, подтверждается как ответами на вопрос: «По каким видам спорта Вы смотрели соревнования или следили за результатами во время Олимпиады?», так и ответами на другой вопрос: «Если бы Вам представилась возможность оказаться на Олимпийских играх, то на соревнования по каким видам спорта вы бы пошли» (табл. 8). Известно, что одно дело декларировать своё расположение чему-либо, и совсем другое - совершить что-либо, чтобы подтвердить свой выбор. С тройкой лидеров все понятно: и смотрели, и пошли бы именно на эти виды спорта, если бы представилась такая возможность. А вот с четвёртой позиции предпочтения студентов разделились между конькобежным спортом и лыжными гонкампи (следили за этими соревнованиями). А «пошли бы» на 4 месте у астраханских студентов - шорт-трек, а у остальных - сноубординг.

Притягательность спорта вообще и самых любимых нашими студентами видов спорта можно проиллюстрировать, сославшись на авторитетнейшее мнение знатока, в том числе истории советского футбола и массовых зрелищ [25], спорта и его истории американского историка, профессора Р. Эдельмана. Он полагает, что изучение спорта многие годы находилось в своего рода научном гетто. «Но все начало меняться в 1990-е годы. Хорошо это или плохо, но в истории произошло то, что получило название "культурный поворот", и подталкивали её в этом направлении мыслители, испытавшие влияние постмодернизма и гендерных исследований. Прежняя гегемония и прежние реалии социально-политической истории были вынуждены потесниться под натиском целого спектра новых тем и предметов исследования. Вещи, долгое время считавшиеся маргинальными, стали видеться важными и решающими. Предметом серьёзного и обстоятельного изучения стала популярная культура, и то же самое можно сказать о главной составляющей спортивной практики - человеческом теле» [28, р. 17].

Популярность фигурного катания среди студентов, конечно же, можно было бы объяснить, как красотой человеческого тела, так и большим количеством девушек в выборке. Однако предположение о гендерных предпочтениях при выборе видов спорта не подтвердилась (но, видимо, это тема уже для другой статьи), но появились другие варианты возможной интерпретации полученных результатов.

Практически с одинаковым азартом и в равных долях юноши и девушки следят за событиями на спортивных аренах, где проходят соревнования по любимым видам спорта. О. Кривощапова, комментарии из эссе которой мы уже цитировали выше, данный феномен объяснила следующим образом: «Существующий стереотип о том, что мужчины должны смотреть мужские виды спорта, а женщины женские давно уже устарел и вышел из моды. Изначально прародителем биатлона были «соревнования военных патрулей», а, следовательно, участвовали в них мужчины. Сейчас же оба пола участвуют и соревнуются на равных основаниях. И столь малая разница, всего-то в 8,4%, доказывает нам это. В современном обществе роль женщины очень сильно изменилась. Сейчас мы более самодостаточные, сильные и успешные». Кроме того, как полагает О. Кривощапова, женщины получают удовольствие от просмотра «мужских» видов спорта: «Как известно, женщины любят высоких, спортивных, сильных, умеющих постоять, как за себя, так и за близких, с хорошим чувством юмора мужчин. Биатлонист, как раз и отвечает всем изложенным выше требованиям. И пускай не брать только наших русских спортсменов. Хорошо известны норвежцы Эмиль Хегле Свендсен, Тарьей Бё, Уле-Эйнар Бьёрндален, они ещё те шутники и весельчаки. Биатлонисты с Франции, братья Фуркады - Мартен и Симон». И ещё: «Можно предположить, что женщины смотрели соревнования так, как хотели почувствовать себя слабым полом и ощутить защиту мужественных и сильных мужчин, которые, возможно не окружают их в реальной жизни». Высказанное мнение вполне претендует на то, чтобы всерьёз задуматься, в том числе и над проблемами воспитания в рамках высших учебных заведений.

Но праздник, как известно, не может длиться вечно. Как оценили итоги Олимпийских игр студенты страны? Ответ можно найти, если обратиться к данным, представленным в таблице 9 (рамками в таблице выделены три наиболее значимые позиции). В целом оценка итогов проведения Олимпиады - положительная. И вновь повторилась ситуация в оценках студентов из разных городов, при совпадении трёх первых позиций, порядок присуждённых мест меняется.

Для студентов Астрахани (46,8%) и Нижневартовска (44,6%) самым значимым оказалось понимание того, что Россия - великая держава. Для студентов Волгограда (50,0%) и Сургута (52,5%) то, что появились спортивные сооружения мирового уровня, подкреплённое мнением, что городу остаёт-

ся инфраструктура (общее третье место в перечне наиболее важных итогов Олимпиады). Можно сказать, что вновь подтвердилось, что студенты Волгограда и Сургута - прагматики, а студенты Астрахани и Нижневартовска более эмоциональны, традиционны. Здесь, наверное, можно провести параллель с «общиной» и «обществом» Ф. Тённиса на примере городов, с разной численностью населения, территориально-поселенческой и структурой занятости. Индивидуализм, рационализм, категоричность и прагматизм у студентов Волгограда и Сургута (как в большей степени носителях городского типа менталитета) выражен более ярко, чем у студентов Астрахани и Нижневартовска, которые проявляют себя как носители деревенского типа менталитета с присущими ему коллективизмом, эмоциональностью, иррационализмом.

Таблица 9

Мнение респондентов об итогах и перспективах проведения Олимпиады

Каковы, по Вашему мнению, итоги и перспективы проведения Олимпиады в России? % от числа ответивших

Астрахань Волгоград Нижневартовск Сургут Общий массив

Дети пошли записываться в секции 24,1 23,5 28,6 29,2 26,8

Остаётся городу инфраструктура 35,5 50,0 28,1 44,2 41,5

Спортивные сооружения 44,1 50,0 41,1 52,5 44,6

Понимание, что без государственной поддержки спорта сложно добиться высоких результатов 11,0 12,7 9,5 16,7 16,5

Опыт олимпийских соревнований 19,1 25,7 22,5 25,8 24,2

Понимание того, что Россия - великая держава 46,8 42,5 44,6 47,5 42,5

Изменилось отношение населения к спорту 21,1 21,6 23,8 25,8 23,3

Изменилось отношение населения к инвалидности 26,8 25,0 23,8 29,2 25,4

Ничего - - 1,3 1,7 1,7

Денежные траты - - 0,0 0,8 0,5

Другое 2,0 1,1 - - 0,1

Затрудняюсь ответить 5,7 6,0 6,1 - 5,3

Примечание: Сумма превышает 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно. Среднее число ответов на одного опрошенного в целом по массиву составляет 2,6.

В рамках отдельной статьи мы, конечно же, не имели возможности представить все полученные в ходе социологического исследования данные.

Приведённые выше результаты исследования свидетельствуют о том общем и особенном, что проявляется в оценках студентов разных городов страны. Мы же готовы обратить внимание ещё на одну значимую, с нашей точки зрения, оценку результатов проведения Олимпиады. В печати можно встретить довольно-таки заметное количество публикаций, основным акцентом которым является усиление негативной составляющей в проведении Олимпийских игр в Сочи [16, 17,19] и др. В публикации «Олимпийская социология: магия опросов и её разоблачение» [17] читаем: «Полученные резуль-

таты опроса дали основание авторам исследования заявить о том, что "суммы, которые жители страны готовы платить за "нематериальные выгоды", которые приносит им Олимпиада, могут пониматься как денежная оценка "национальной гордости" страны-хозяйки". Из чего следовал бы (и последовал, судя по некоторым публикациям СМИ) вывод о том, что национальная гордость россиян в связи с Олимпиадой в Сочи находится на крайне низком уровне». В этой связи хотелось бы напомнить, что студенты, принявшие участие в опросе, - это поколение, которое выросло в условиях преодоления всей страной посттравматического синдрома [20].

Мы разделяем мнение о том, что повышение уровня зрелищности спорта, связанное не только с необходимостью привлечения «живого» зрителя, но и, главным образом, зрителя телевизионного; гедонистически окрашенные тренды развития потребительского общества; все большее заострение такой проблемы, как субкультура спортивных болельщиков, фанатизм и его социальные последствия - все эти проблемные зоны, акцентируемые самой практикой, наглядно свидетельствуют о том, что нет спорта «вообще» [1, с. 13]. Полагаем, что есть спорт для людей, и в первую очередь, для всех жителей страны, где проходят спортивные соревнования такого мирового масштаба.

После зимней Олимпиады в Сочи Бобцова Татьяна, ученица 11 класса Ойусардахской средней общеобразовательной школы им. С.Н. Горохова Среднеколымского улуса (с. Ойусардах Республика Саха-Якутия), населённого пункта очень далёкого и от Москвы, и от олимпийского Сочи, для выражения своего отношения к Олимпийским играм подобрала слова журналиста Эй Джей Торковича из Олимпийского комитета США, который говорил: «Я тоже не верил, что у русских все получится. Не знаю, как вы это сделали, но все оказалось просто фантастическим: и инфраструктура, и уровень безопасности... Да и люди здесь очень классные, дружелюбные, волонтёры, готовые помочь каждому». Думается, что это очень точная характеристика этого грандиозного произошедшего в нашей стране события.

Литература

1. Быховская, И.М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена [Текст] / И.М. Быховская // Культурологический журнал. - 2011. - № 1. -С. 1-15.

2. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений (Философские очерки) [Текст] / Н.Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 184 с.

3. Выступление 23 апреля в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа» министра спорта РФ Виталий Мутко с докладом о реализации «Программы о развитии физической культуры и спорта в РФ до 2020» и выступлении сборной России на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.sportbox.ru/ business/fcp/spbnews NI450528_Vitaliy-Mutko-v-Rossii-rabotayut-270-000-sportsooruzheniy (дата обращения 24.05.14).

4. Давыдова, С.А. Олимпийские игры в Сочи в оценках и мнениях населения страны [Текст] / С.А. Давыдова, Н.В. Дулина, Е.Н. Икингрин, А.В. Корич-ко, Ю.В. Коричко, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 12. - С. 34-37.

5. Дулина, Н.В. Справочные материалы по социологическому исследованию «XXII Зимняя Олимпиада и XI Зимняя Паралимпиада глазами россиян, Сочи-2014» (март-май 2014 г.) [Текст] / Н.В. Дулина, Е.Н. Икингрин // Дети и общество: социальная реальность и новации : сб. докл. на Всерос. конф. с междунар. участием ; ред. кол. В.А. Мансуров ; отв. ред. Е.А. Губанова [и др.]. - М. : РОС, 2014. - С. 1350-1372.

6. Дулина, Н.В. Опыт участия региональных отделений российского общества социологов во всероссийских исследованиях изучения общественного мнения [Текст] / Н.В. Дулина, Е.Н. Икингрин, Е.И. Пронина // Дети и общество:

социальная реальность и новации : сб. докл. на Всерос. конф. с междунар. участием ; ред. кол. В.А. Мансуров ; отв. ред. Е.А. Губанова [и др.]. - М. : РОС, 2014. - С. 1373-1379.

7. Дулина, Н.В. Менталитет молодёжи в условиях социокультурной модернизации [Текст] / Н.В. Дулина, С.В. Каргаполов, Е.В. Каргаполова // Модернизация полиэтнического макрорегиона и сопределельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития : материалы Всерос. науч. конф. (г. Ростов-на-Дону, 18-19 сентября, 2014 г.) ; отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. - С. 41-46.

8. Дулина, Н.В. Олимпийский проект «Сочи-2014» как фактор развития имиджа региона (по итогам конкретного социологического исследования) [Текст] / Н.В. Дулина, В.В. Токарев // Имидж в стратегии инновационного развития регионов России : сб. науч. ст.: матер. всерос. науч.-практ. конф. (19-21 июня 2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. - Волгоград, 2014. - С. 262-266.

9. Икингрин, Е.Н. «Белая Олимпиада» у Чёрного моря: нужна ли она детям? (по итогам Всероссийского социологического исследования) [Текст] / Е.Н. Икингрин, Н.В. Дулина, Е.И. Пронина // Дети и общество: социальная реальность и новации : сб. докл. на Всерос. конф. с междунар. участием ; ред. кол. В.А. Мансуров ; отв. ред. Е.А. Губанова. - М. : РОС, 2014. - С. 485-496.

10. Итоги Олимпиады в оценке специалистов, СМИ, участников, зрителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wikL.

11. Каргаполова, Е.В. Олимпиада в Сочи глазами студентов (опыт социологического исследования) [Текст] / Е.В. Каргаполова, Е.В. Пальмова, Е.С. Иван-никова // Потенциал интеллектуально одарённой молодёжи - развитию науки и образования : материалы III Междунар. науч. форума молодых учёных, студентов и школьников (21-25 апреля 2014 г.) ; под общ. ред. В.А. Гутмана, Д.П. Ануфриева. - Астрахань : АИСИ, 2014. - Т. 1. - С. 254.

12. Коган, Е.А. Олимпийские игры в Сочи: отношение и оценки студенческой молодёжи [Текст] / Е.А. Коган // Девятые Ковалевские чтения : материалы науч.-практ. конф. (14-15 ноября 2014 г.) ; отв. ред. Ю.В. Асочаков. - СПб. : Скифия-принт, 2014. - С. 1209-1212.

13. Лубышева, Л.И. Олимпийский проект «Сочи-2014» как фактор развития физкультурного образования в России [Текст] / Л.И. Лубышева // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : материалы третьего междунар. науч. конгресса ; под ред. В.К. Пельменева ; БФУ им. И. Канта. - Калининград, 2013. - С. 181-183.

14. Нуреев, Р.М. Издержки и выгоды Олимпийских игр: этапы подготовки и проведения Олимпийских игр, перспективы проведения Олимпиады в Сочи 2014 г. [Текст] / Р.М. Нуреев, Е.В. Маркин // Общественные науки и современность. - 2010. - № 1. - С. 88-104.

15. Олимпиада-2014: россияне о подготовке к спортивным состязаниям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/obshchestvo/11159.

16. Олимпиада не повод для гордости [Текст] / Газета.ги. - 3 января 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru / politics/2013/06/26_a_5394569.shtml.

17. Олимпийская социология: магия опросов и её разоблачение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass-analytics.com/positions/1702.

18. Путин: результаты Олимпийских игр доказывают, что трудный период спорта РФ позади // РИА Новости. - 2014, 25 февраля // http://sochi2014. rsport.ru/sochi2014/20140224/729344272.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. С 2007 года россияне вдвое охладели к Олимпиаде в Сочи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superjob.ru/research/articles/111354/s-2007-goda-rossiyane-vdvoe-ohladeli-k-olimpiade-v-sochi.

20. Симонян, Р.Х. Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России [Текст] / Р.Х. Симонян ; Российская академия наук, Институт социологии РАН, Институт экономики РАН. - 2-е изд., доп. - М. : Экономика, 2014. - 351 с.

21. Социологи заявили, что Олимпиадой в Сочи довольны 94% жителей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yugopolis.ru/news/ social/2014/05/21/68288/sociologicheskie-issledovaшya-oПmpiada-oПmpiada-2014- olimpiada-v-sochi- orgkomitet-sochi- 2014.

22. Соцопрос. Что думают россияне об олимпиаде в Сочи и Санкт-Петербурге? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/297.html

23. Талеб, Н. Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости [Текст] / Н. Талеб ; пер. с англ. В. Сонькина [и др.] ; под ред. М. Тюнькиной. - М. : Азбука - Ат-тикус, 2010. - 456 с.

24. Уолкен, Д. Сочинская Олимпиада заканчивается: страхи по поводу безопасности оказались преувеличенными? («USA Today», США) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru/ sport/20140224 /217841698.html #ixzz35UjAJr16.

25. Эдельман, Р. Серьёзная забава. История зрелищного спорта в СССР [Текст] / Р. Эдельма ; пер. с англ. И.С. Давидян. - М. : Советский спорт ; АИРО-XXI, 2008. - 400 с.

26. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс ; пер. с нем. -2-е изд. - М. : Республика, 1994. - 527 с.

27. Dulina, N.V Russian Society of Sociologists Regional Offices Experience of All-Russia Public Opinion Research [Тех^ / N.V. Dulina, E.N. Ikingrin, E.I. Pronina // Facing an Unequal World: Challenges for Russian Sociology ; Editor-in-Chief V Mansurov. - M., 2014. - Р. 337-343.

28. Edelman, R. Serious Fun. A History of Spectator Sports in the USSR [Text] / R. Edelman. - New York : Oxford University Press, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.