Научная статья на тему 'Города проведения спортивных мегасобытий как новые направления туристских маршрутов'

Города проведения спортивных мегасобытий как новые направления туристских маршрутов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ МЕГАСОБЫТИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дулина Н.В., Икингрин Е.Н.

Спортивные мегасобытия всегда привлекают миллионы зрителей, влияют на престиж стран-организаторов и дают хорошую возможность усилить их позицию на мировом рынке. Чемпионата мира по футболу в 2018 г. (ЧМ-2018), матчи которого стартуют в 11 городах России, несомненно, относится к мегасобытиям. Города, принимающие на своей территории ЧМ-2018, столкнутся с его как отрицательными, так и положительными последствиями, одним из которых может стать привлечение потока туристов. В статье приводятся данные, полученные в ходе общероссийского исследования РОС «Чемпионат мира по футболу в оценках и мнениях молодежи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Города проведения спортивных мегасобытий как новые направления туристских маршрутов»

УДК 316.334.56

ГОРОДА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕГАСОБЫТИЙ КАК

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ

Дулина Н. В. ,

доктор социол. наук, профессор, Волгоградский государственный университет, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, г. Волгоград

Икингрин Е. Н. ,

канд. социол. наук, доцент, Нижневартовское отделение РОС, Нижневартовск-Уфа, Россия

Аннотация. Спортивные мегасобытия всегда привлекают миллионы зрителей, влияют на престиж стран-организаторов и дают хорошую возможность усилить их позицию на мировом рынке. Чемпионата мира по футболу в 2018 г. (ЧМ-2018), матчи которого стартуют в 11 городах России, несомненно, относится к мегасобытиям. Города, принимающие на своей территории ЧМ-2018, столкнутся с его как отрицательными, так и положительными последствиями, одним из которых может стать привлечение потока туристов. В статье приводятся данные, полученные в ходе общероссийского исследования РОС «Чемпионат мира по футболу в оценках и мнениях молодежи».

Ключевые слова: спортивные мегасобытия, направления туристских маршрутов, туристические объекты.

Масштабные мероприятия, которым присущ глобальный охват массовой аудитории, принято относить к мега-событиям. Морис Рош утверждает, что мегасобытия - это «парады» и «шоу» современного общества, широкомасштабные культурные (коммерческие и спортивные) мероприятия, которые имеют драматический характер, привлекают массовое общественное внимание и обладают международным значением... [9]. Такие спортивные мероприятия проводятся в одном городе или распределяются по нескольким городам страны, привлекают большое количество участников и зрителей, вызывают интерес средств массовой информации и требуют от принимающей страны значительных инвестиций в инфраструктуру, логистику и обеспечение безопасности [8]. Важно, что отличительными чертами событий такого рода считается наличие значительных последствий (как позитивных, так и негативных) для принимающего города и страны в целом.

166

Отличительными чертами мегасобытий могут выступать внутренние и внешние характеристики данного мероприятия. Внутренние характеристики - это, в первую очередь, его продолжительность и масштаб (количество участников и зрителей, количество мероприятий - игр, сеансов, таймов и пр., и уровень организационной сложности). Внешние характеристики в основном включают в себя освещение мероприятия в СМИ и его туристскую привлекательность, а так же оказание влияния на развитие принимающего города.

Мегасобытия могут быть подразделены на культурные, политические, спортивные и др. К спортивным мегасобытиям в настоящее время относят Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу, данные мероприятия привлекают наибольшую аудиторию, участие и победа в них считаются наивысшими достижениями в жизни спортсменов [2]. Мегаспортивные мероприятия, как правило, служат импульсом к вовлечению бизнеса и власти в необходимые инфраструктурные инвестиции, например, сервис и туризм.

Уже упомянутый выше М. Роше в своих работах обращает внимание на то, что мегасобытия - это краткосрочные события с долгосрочными последствиями, причем эти последствия не только экономические, но и социальные, политические, культурные. Опыт проведения спортивных мегасобытий в России свидетельствует, что города, принимавшие на своей территории спортивные мероприятия мирового масштаба, по их окончании привлекают большое количество туристов, что подтверждается результатами социологических исследований, выполненных, в том числе и с нашим участием (см., напр., [2-4] и др.).

Станет ли проведение Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018) точкой роста для городов, принимающих его на своих стадионах, покажет время. Пока же студенты страны следующим образом оценивают факт того, удачно ли, по их мнению, выбраны города для проведения матчей ЧМ-201820 (см. табл. 1, в таблице знаком н/д обозначено отсутствие данных, иначе говоря, студенты этих городов участие в опросе не принимали, а потому не представляется возможным отобразить их мнение, и, соответственно, разницу в сравнении с общероссийским массивом данных).

20 Всероссийское социологическое исследование «Чемпионат мира по футболу 2018 в оценках и мнениях молодежи», выполненного под эгидой Российского общества социологов (РОС) с 1 ноября по 30 декабря 2017 года. Территория исследования включала в себя более 30 городов страны, в том числе 9 из 11 городов, в которых будет проходить ЧМ-2018. В опросе приняли участие студенты 70 вузов. В массив данных для обработки было отобрано 4703 анкеты. Подробно технические параметры выполненного исследования представлены на официальном сайте РОС.

167

Таблица 1

Оценки студентами степени удачности / не удачности выбора городов-хозяев чемпионата, индексы*

Город-участник ЧМ2018 Оценка по массиву Оценка студентов данного города Разница

Сочи 0,686 н/д н/д

Москва 0,681 0,746 0,065

Санкт-Петербург 0,646 0,667 0,021

Казань 0,624 0,741 0,117

Екатеринбург 0,338 0,491 0,153

Ростов-на-Дону 0,309 н/д н/д

Нижний Новгород 0,242 0,396 0,155

Калининград 0,234 0,095 -0,139

Волгоград 0,174 0,250 0,076

Самара 0,065 0,020 -0,045

Саранск -0,126 0,361 0,486

* Индекс измерялся от «-1»(неудачный) до «+1»(удачный)

По мнению, студентов наиболее удачными для проведения матчей ЧМ -2018 являются четыре города - Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Казань. Все эти города имеют опыт проведения спортивных мегасобытий, соответственно, уже и апробированную инфраструктуру для их проведения. Напомним, что только в последнее время наша страна впервые провела на своей территории достаточно большое количество спортивных мероприятий мирового масштаба. Так, в 2013 году были проведены Всемирные студенческие игры - Универсиаду (г. Казань) и Чемпионат мира по легкой атлетике (г. Москва). В 2014 году в Сочи прошли Олимпийские и Паралимпийские игры, Чемпионат мира по водным видам спорта - 2015 года (г. Казань). Наименее удачными студенты назвали - Саранск, Самару и Волгоград. При этом нельзя не заметить, что, как правило, студенты, обучающиеся в городах проведения ЧМ - 2018, оценивают удачность выбора своего города значительно выше, чем его оценивают студенты в целом по стране. Полагаем, что во многом это объясняется тем, что студенты городов ЧМ - 2018 воочию наблюдают за размахом строительства и делают заключения о возможных последствиях для города самостоятельно. Что

168

касается Калининграда и Самары, то даже студенты этих городов признают их выбор не очень удачным.

Заметим, что оценки студентов степени удачливости выбора городов для проведения матчей ЧМ-2018 совпадают с оценками социально-экономических эффектов для этих городов, выставленных специалистами. Доктор экономических наук А. В. Павлова отмечает, что «доходы в разрезе городов, принимающих турнир, будут неравномерны вследствие разного потенциала туристических территорий. Очевидно, что львиная доля доходов придется на такие города, как Москва и Санкт-Петербург, являющиеся "традиционными зонами притяжения" туристов, а также Сочи и Казань, получившие международную узнаваемость после проведения Зимней 0лимпиады-2014 и Универсиады-2013. Сочи можно выделить отдельно, так как этот город, имеющий значительный туристический потенциал, подкрепленный курортной составляющей. Наименьшим туристическим потенциалом обладает Саранск» [7, с. 66].

Подтверждением тезиса о привлекательности городов, принимающих ЧМ - 2018, могут служить ответы студентов на другой вопрос анкеты о формах участия в ЧМ - 2018 (см. табл. 2).

Таблица 2

Мнение студентов об их возможных формах участия в ЧМ - 2018, %%

Как Вы будете следить или участвовать в ЧМ-2018? Территория исследования

Города -участники ЧМ-2018 Города - не участники ЧМ-2018 В целом по России

Участвую /планирую участвовать в чемпионате в качестве волонтера 14,8 3,8 11,4

Буду посещать матчи чемпионата (в качестве зрителя) 14,4 8,1 12,5

Буду активно смотреть все трансляции матчей 14,8 16,8 15,4

Буду выборочно смотреть интересные трансляции матчей 28,7 26,5 28,0

Буду узнавать о событиях из новостей 32,3 30,3 31,7

Буду узнавать о событиях от друзей, знакомых 26,4 25,1 26,0

Вообще не буду следить за ЧМ2018 21,6 24,0 22,3

Другое 1,1 0,4 0,9

Затрудняюсь ответить 5,7 8,9 6,7

* Общая сумма по столбцу превышает 100 %, поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.

169

Если нижняя часть таблицы демонстрирует совпадение оценок студентов вне зависимости от территории проживания, то две верхние позиции свидетельствуют о значимых различиях в оценках. Города, принимающие ЧМ -2018, предоставляют иные возможности, и количество желающих воспользоваться этими возможностями заметно увеличивается, закладывая иной вектор формирования молодежных потребностей и интересов.

З. М. Кузнецова с соавторами пишут о том, что наследие крупных мероприятий является одной из главных целей МОК. Они выделяют три причины: позитивное наследие предоставляет доказательства того, что мероприятие было положительным для города / страны - организатора; он оправдывает использование ограниченных государственных ресурсов для инфраструктуры мероприятия; позитивное наследие мотивирует другие [6].

Будем надеяться, что проведение матчей ЧМ - 2018 в 11 городах России, заложит не только новое отношение к спорту в целом, но и заложит новые траектории туристических маршрутов, втягивая в эту орбиту и города, которые пока у молодежи не пользуются популярностью. А «Если говорить о спортивных и туристических объектах Сочи, вся инфраструктура постолимпийского наследия привлекает все большее число туристов. В прошлом году здесь отдохнули 6,5 млн. человек. Олимпийские объекты используются практически круглый год, - подчеркивает премьер-министр России Дмитрий Медведев. - Здесь тренируются сборные команды, проходят спортивные соревнования, в том числе международного уровня. Доходы в бюджет края с территории Сочи увеличились в 3,5 раза» [1].

Литература:

1. Богатое наследие. Пригодились ли Сочи объекты Олимпиады?// «АиФ-ЮГ» № 5 1/02/2017

http://www.kuban.aif.ru/sport/events/naravne_s_poletom_gagarina_kak_izm enila_stranu_olimpiada-2014_v_sochi дата доступа: 19.04.2018.

2. Галанин С. В. Спортивные мегасобытия как фактор внутренней консолидации и усиления межкультурных связей // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2015. № 27.

3. Давыдова С. А., Дулина Н. В., Икингрин Е. Н., Коричко А. В., Коричко Ю. В., Лубышева Л. И. Олимпийские игры в Сочи в оценках и мнениях населения страны // Теория и практика физической культуры. 2014. № 12.

170

4. Дулина Н. В., Икингрин Е. Н. Постолимпийский Сочи - новая точка притяжения студенческой молодежи (по итогам социологического исследования) // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 20-21 марта 2015 г.) / Отв. ред. Л. Г. Пащенко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та. 2015.

5. Дулина Н.В., Икингрин Е. Н. Феномен Олимпийских игр в социализации студенческой молодежи (по итогам прикладного социологического исследования) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015 года). Часть II. / Отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2015.

6. Кузнецова З. М., Грэттон К., Пройс Х. Увеличение воздействия Олимпийских игр путем создания наследия // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». 2012. № 3 (24).

7. Павлова А. В. О прямых и косвенных социально-экономических эффектах от проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году // Журнал «Наука и спорт: современные тенденции». Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. Казань, 2015. № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uhimik.ru/6180/index.html.

8. Airton Saboya Valente Junior, Joan Noguera Tur. Mega Sporting Events and Legacy: The Case of the 2014 World Cup. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.regionalstudies.org/uploads/Airton_Saboya_Valente_Junior.pdf (дата обращения 19 марта 2018 г.).

9. Roche, M. Mega-events & modernity. - London: Routledge, 2000. London Reference Collections shelfmark: YC.2003 b.2166.

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.