Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1696
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия продвижения / сфера услуг / рекламные и маркетинговые инструменты / конкурентоспособность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павличенко Филипп Александрович, Михайлова Вероника Михайловна

Развитие рынка и рост конкурентоспособности предприятий порождают новые формы общения между производителем, посредниками и потребителем, в результате чего сущность стратегий продвижения необходимо пересматривать во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере услуг. В статье уточнено определение понятия «стратегия продвижения», рассмотрено несколько подходов к трактовке определения «стратегия продвижения», предложены современные стратегии продвижения для сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ»

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

СФЕРЫ УСЛУГ

Павличенко Ф.А., студент Михайлова В.М., к.э.н., доцент Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Ключевые слова: стратегия продвижения, сфера услуг, рекламные и маркетинговые инструменты, конкурентоспособность.

Аннотация. Развитие рынка и рост конкурентоспособности предприятий порождают новые формы общения между производителем, посредниками и потребителем, в результате чего сущность стратегий продвижения необходимо пересматривать во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в сфере услуг. В статье уточнено определение понятия «стратегия продвижения», рассмотрено несколько подходов к трактовке определения «стратегия продвижения», предложены современные стратегии продвижения для сферы услуг.

В современных условиях развитие сферы услуг и повышение их конкурентоспособности связано с применением в их деятельности современных стратегий продвижения, которые имеют свои особенности. Прежде всего, это обусловлено спецификой сферы услуг, заключающейся в: индивидуальном спросе на услуги; высоком уровне предложения на рынке; сложном ценообразовании; высокой чувствительности услуг к изменяющейся конъюнктуре рынка; стремительном развитии и распространении новых каналов масс-медиа и др.

Существуют разные подходы к понятию «Стратегия продвижения». Авторами предпринята попытка их систематизации, представленная в таблице 1.

Таблица 1 - Подходы к понятию «стратегия продвижения»

Автор Понятие Подход

Лочан С.А., Федюнин Д.В.[1] это документ, в котором подробно описывается план действий по продвижению компании на рынок Документационный

Сотников О.Н., Ивасенко А.Г. [2] это организованный, спланированный и скоординированный во времени процесс продвижения компании на рынок Организационный

Щепакин МБ. [3] это последовательный план действий, направленных на продвижение продукции, с использованием различных рекламных и маркетинговых инструментов, направленных на конкретную целевую аудиторию Маркетинговый

На наш взгляд, маркетинговый подход к определению понятия «стратегия продвижения» является более точным и полным, поскольку ориентирован на целевые группы потребителей и включает в себя как рекламные, так и маркетинговые инструменты продвижения фирмы на рынок. На наш взгляд стратегию продвижения можно представить в виде маркетингового подхода как управленческий процесс, направленный на продвижение целевого потребителя по цепочке взаимоотношений от потенциального клиента фирмы до постоянного.

Так, предприятия сферы услуг, в настоящее время для продвижения могут использовать следующие рекламные и маркетинговые инструменты:

- PR - мероприятия (статьи в ведущих отраслевых журналах, пресс-конференции и т.д);

- реклама на телевидении, радио, в прессе;

- наружная реклама;

- SMM, SMO и SEO продвижение;

- событийный маркетинг (праздники для клиентов, флешмобы, участие в промо-акциях и т.д);

- мобильное продвижение (мессенджеры, чат боты и т.д.);

- спонсорство и благотворительность и др.;

- мероприятия по стимулированию сбыта продавцов, посредников, потребителей;

- мероприятия New-normal маркетинга [4].

В рамках маркетингового подхода к понятию «стратегия продвижения» можно выделить следующие типы стратегий:

А) Традиционные стратегии:

I. По вовлеченности в процесс продвижения:

1. Стратегия проталкивания (подразумевает использование агрессивных методов торговли, в которой продукция навязывается по цепочке продаж, а рекламные и маркетинговые инструменты производитель направляет на менеджеров по продажам - разрабатываются материальные и нематериальные стимулирующие программы для продавцов);

2. Стратегия выталкивания (подразумевает использование агрессивных методов торговли, в которой продукция навязывается по цепочке продаж, а рекламные и маркетинговые инструменты производитель направляет на посредников - дилеров или дистрибьюторов - разрабатываются бонусные специальные программы для посредников);

3. Стратегия вытягивания (подразумевает использование агрессивных методов торговли, в которой продукция навязывается по цепочке продаж, а рекламные и маркетинговые инструменты производитель направляет на конечного потребителя - использует все виды рекламы, стимулирующие акции, PR-кампании и др.);

II. По уровню активности:

1. Флайтовая стратегия (подразумевает мощное начало рекламной и маркетинговой активности компанией с дальнейшим их снижением - часто применяется при выводе на рынок новых видов услуг, при проведении реперепозиционирования или ребрендинга);

2. Постоянная стратегия (подразумевает непрерывную рекламную и маркетинговую активность, четко спланированную и последовательную во времени - часто применяется в высококонкурентных отраслях для доминирования лидеров);

3. Импульсная стратегия (подразумевает рекламную и маркетинговую активность, проводимую через равные промежутки времени в течение одного рекламного периода - часто применяется для сохранения уровня известности бренда);

4. Сезонная стратегия (подразумевает использование рекламных и маркетинговых инструментов только перед и в период сезонного спроса на услуги - часто применяется для борьбы за потребителя на высококонкурентном рынке);

Б) Современные стратегии:

I. По видам рекламных коммуникаций:

1. SMMстратегия (подразумевает действия направленные, на поиск и сбор целевой аудитории, донесения до неё коммерческой информации и формирование положительного отклика, путём размещения контента в социальных сетях и медиа. В разных социальных сетях свои средства продвижения:

а) во ВКонтакте: рекламные виджеты; рассылки; создание подписной страницы; таргетированная реклама; умная лента; вывод в рекомендации (через алгоритм Прометей); VK LIVE; статьи, чаще всего информационные большого объема; активность в сообществах (опросы, призывы к действию, вопросы к аудитории, конкурсы и викторины).

б) Инстаграм: пост-вопросы; марафоны; конкурсы упоминаний; призывы к действию; дискуссионные темы; конкурсы на активность; продвижение в stories; посты на разные темы; разные элементы в фото и видео; IGTV; Live; таргетированная реклама; реклама у блогеров; рекламные хэштеги; взаимный PR; розыгрыши; конкурсы-репостов; творческие конкурсы; лайк-таймы; коммент-таймы; AR-реальность и др.

[5];

в) Фейсбук: на фейсбуке реклама только платная - это коммерческая площадка; таргетированная реклама; продвижение личного бренда.

г) Одноклассники: таргетированная реклама (баннеры): баннеры размещаются в сети в правой колонке и двух размеров - большой (240 на 400 пикс.) и маленький (90 на 75 пикс.); промопосты - пост появляется у пользователя ленте новостей в Одноклассниках без привязке к какой-либо группе и с пометкой «реклама»; контекстная реклама - чаще

всего это реклама в виде информационного текста о фирме, об особенностях товаров или услуг, о ценах и о проводимых конкурсах или предоставляемых скидках; раскрутка группы в Одноклассниках - чаще всего это реклама на страницах в тематических группах, посвященных кулинарии, рукоделию, рыбалке, и т.д.; платное размещение в сторонних группах;

2. SMO стратегия (подразумевает комплекс технических мероприятий, направленных на преобразование контента сайта таким образом, чтобы его можно было максимально просто использовать в сетевых сообществах. Среди главных инструментов SMO выделяют: кнопки социальных сетей; плагины для социальных сетей; добавление дополнительных социальных материалов инструменты для программистов);

3. SEO стратегия (подразумевает работы и действия с веб-сайтом, направленные на лучшее соответствие его внутреннего содержимого (контента) алгоритмам ранжирования в поисковых системах, а также в повышении «веса» веб-сайта в интернете, заключающемся в количестве упоминаний о нём среди авторитетных интернет-ресурсов специализированной тематической или информационной направленности).

II. По взаимодействию с компанией:

1. Сегментационная стратегия (подразумевает использование рекламных и маркетинговых инструментов, направленных на микрогруппы потребителей, разделенных по полу, возрасту, ценностям, интересам, болям и др.);

2. Конкурентная стратегия (подразумевает использование рекламных и маркетинговых инструментов, направленных на борьбу с конкурентами, разделенных на аутсайдеров, предприятий со слабой конкурентной позицией, предприятий с сильной конкурентной позицией и лидеров рынка) [6].

Таким образом, в современных условиях сущность стратегии продвижения предприятий сферы услуг перестала соответствовать лишь применению традиционных стратегий продвижения. В век информатизации общества акцент стратегии продвижения предприятий сферы услуг сместился к формированию долгосрочных взаимоотношений компании и целевого потребителя, чему способствует широкое распространение рекламных и маркетинговых коммуникаций, в том числе посредствам сети Интернет.

Литература

1. Лочан С.А., Федюнин Д.В. Этапы разработки стратегии продвижения продукции в социальных сетях // Транспортное дело России, 2012. - С. 29-32.

2. Сотников О.Н., Ивасенко А.Г. Стратегия продвижения нового бренда: особенности разработки // Современные наукоемкие технологии. -2014. - № 7-2. - С. 167-167.

3. Щепакин М.Б. и др. Маркетинговые инструменты управления конкурентоспособностью производственных предприятий: монография. -Краснодар, 2019. - С. 43.

4. Михайлова В.М., Куренова Д.Г., Кривошеева Е.В., Кузнецова О.А. New-normal маркетинг в условиях нормальности // Международный научно-исследовательский журнал, 2019. - № 2(80). - С. 109-116.

5. Михайлова В.М. Шабаева Е.М. Блогинг как инструмент интернет-маркетинга // Материалы международной научной конференции «Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков». Краснодар. - 2016. - С. 169-175.

6. Михайлова В.М. Куренова Д. Г., Кривошеева Е.В. Исследование конкурентной среды на примере рынка фасовочно-упаковочного и весоизмерительного оборудования (Краснодарский край) // Практический маркетинг». - 2016. - № 10 (236). - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.