Научная статья на тему 'Волонтерство в обеспечении роста социальной ответственности бизнеса'

Волонтерство в обеспечении роста социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / БИЗНЕС / ВОЛОНТЕРСТВО / ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРА / ИНСТРУМЕНТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РОСТ НРАВСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Поветкина А.А.

Раскрыта сущность волонтерства в представлениях разных ученых. Определены функции волонтера как носителя социально-значимых инициатив, затрагивающих общество и бизнес. Рассмотрены инструменты продвижения волонтерства в масс-медиа. Обозначено влияние волонтерства на формирование нравственных ценностей в обществе и укрепление социальной ответственности бизнеса за принимаемые решения, инициирующего позитивные инновационные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTAGE IN THE SECURITY OF SOCIAL RESPONSIBILITY GROWTH OF BUSINESS

The essence of volunteering in the views of various scientists is revealed. The functions of a volunteer as a carrier of socially significant initiatives affecting society and business are defined. The tools for promoting voluntage in the media are considered.

Текст научной работы на тему «Волонтерство в обеспечении роста социальной ответственности бизнеса»

ВОЛОНТЕРСТВО В ОБЕСПЕЧЕНИИ РОСТА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Щепакин М.Б.

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

г. Краснодар Михайлова В.М. канд. экон. наук,

доцент кафедры маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

г. Краснодар Поветкина А.А.

студент кафедры маркетинга и управления предприятием ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»,

г. Краснодар

VOLUNTAGE IN THE SECURITY OF SOCIAL RESPONSIBILITY GROWTH OF BUSINESS

Shchepakin М.В.

doctor of economics, professor, head of the department marketing and business management Kuban state technological university, Krasnodar Mikhailova V.M. candidate of economic sciences, docent docent of the department marketing and business management Kuban state technological university, Krasnodar Povetkina A.A.

student of the department marketing and business management Kuban state technological university, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Раскрыта сущность волонтерства в представлениях разных ученых. Определены функции волонтера как носителя социально-значимых инициатив, затрагивающих общество и бизнес. Рассмотрены инструменты продвижения волонтерства в масс-медиа. Обозначено влияние волонтерства на формирование нравственных ценностей в обществе и укрепление социальной ответственности бизнеса за принимаемые решения, инициирующего позитивные инновационные изменения в разных сферах жизнедеятельности общества.

ABSTRACT

The essence of volunteering in the views of various scientists is revealed. The functions of a volunteer as a carrier of socially significant initiatives affecting society and business are defined. The tools for promoting vol-untage in the media are considered.

Ключевые слова: российское общество, бизнес, волонтерство, функции волонтера, инструменты продвижения, социальная ответственность, рост нравственности

Keywords: Russian society, business, volunteering, volunteer's functions, promotion tools, social responsibility, moral growth.

В последнее время в российском обществе приобретает значимость такое направление общественной и социальной деятельности как волонтерство. Бизнес понимает значимость роста своей социальной ответственности за все происходящее в обществе и пытается адекватно реагировать на

появляющиеся вызовы развивающегося рынка, переживающего в определенные периоды состояние нестабильности и кризисности. В литературе встречаются разные определения волонтерства. Некоторые из них представлены в таблице 1.

SCIENCES OF EUROPE # 13 (13), 2017 | ECONOMIC SCIENCES 83

Волонтерство: определение и сущность Таблица 1

Определение и сущность Автор

Это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение Гулина М.А. [1]

Это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером М. Олчман, П. Джордан [2]

Добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям ФЗ "О филантропии, меценатстве и волонтёрстве" [3]

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому Сайт сочинского Государственного Университета [4]

Волонтеры не получают зарплату не потому что они бесполезны, а потому что они бесценны Джесси Рассел [5]

Сердце добровольчества/волонтёрства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество - это конечное выражение главной цели существования ООН Зачиняева Е. [6]

Добровольчество создаёт национальный характер, с его помощью общины и страны живут в духе сострадания, дружбы и доверия Белановский Ю. [7]

Волонтерство может быть захватывающим, приятным опытом. Это действительно приятно служить делу, идеалам, проводить какую-либо работу с людьми, решать проблемы Гарриет Нэйлор [8]

Волонтер может выполнять следующие функции (рисунок 1):

Рисунок 1 - Функции волонтера

Если рассматривать маркетинговые функции, то видно, что волонтер должен взаимодействовать с разными масс-медиа. Для эффективного выполнения этого вида функций волонтер должен владеть инструментами продвижения через масс-медиа.

Функции маркетинга в контексте волонтерского движения следует рассматривать с точки зрения использования его ресурсов в интересах общества, государства и социумов [9, 10], в интересах ослабления внутренних противоречий между людьми, между бизнесом и населением, между стратификационными классами для достижения социального равновесия в обществе, особенно в периоды нестабильного развития экономики и обострения кризисов [11, 12, 13]. Волонтерское движение предполагает высокую мотивирован-

ность [14, 15] его участников на создание условий и предпосылок для повышения духовного, нравственного и поведенческого капиталов в обществе и построения сбалансированного (по интересах многих участников рынка и социумов) маркетингового поведения бизнеса при его адаптации к изменениям разного характера и меняющимся требованиям рынка и потребителей [16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25], а также перепроектирование деятельности бизнеса в области рекламы и РЯ [26]. Инструментарий продвижения волонтерства в системе динамичных рыночных отношений не может ограничиваться только рекламными инструментами, хотя они и важны на начальном этапе. Он должен включать инструментарий психологического, социального, коммуникационного, поведенческого воздействия [27] не только на непосред-

ственных адресатов получаемой информации, но и на тех, кто может ими стать в результате построения социальных полей субъектов, потенциально мотивированных на рост нравственных ценностей в обществе, на расширение доброжелательности и лояльности в окружающем мире ко всем общественно-значимым начинаниям [28, 29].

Таблица 2

Инструменты продвижения волонтерства через масс-медиа и их апробация_

Инструмент Пример

Реклама в социальных сетях

Контекстная реклама в социальных сетях [30] -вирусный маркетинг Размещение рекламы в соц. сетях текстовым сообщением. Так, например, продвигает себя АРТ-волонтерство - направление работы добровольцев, которые задействованы в сфере культурного пространства столицы: библиотеках, музеях, театрах, галереях и других. «Арт-волонтёры» помогают в проведении фестивалей, ярмарок, выставок или других крупных городских событий; могут выступать в качестве фотографа, журналиста, дизайнера, аниматора; проводят экскурсии.

Партизанский маркетинг в социальных сетях Например, в НИ ТПУ был проведен массовый флешмоб при поддержке компании «Мегафон» для привлечения внимания к волонтерству на Олимпиаде в Сочи 2014, как социально значимому явлению на государственном уровне. Летом ко дню города был также организован флешмоб при поддержке фитнес-клуба «Атмосфера», который представлял собой танец как пропаганда здорового образа жизни.

Вирусный маркетинг в социальных сетях Pass-along (с англ. «передавать») - люди сами обмениваются рекламными сообщениями: видео, картинками и т.д., касаемые волонтерского движения. Например на базе ЦПВ КубГТУ было размещено видео о информировании о наборе волонтеров на «XIX Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов 2017», который состоится в городе Сочи. Это видео волонтеры и все заинтересованные люди передавали друг другу видеоролик в соц. сетях

Наружная реклама

Билборды В 14 регионах страны к Олимпийским играм в сочи была запущена наружная реклама с коллажами «идеальных» кандидатов в волонтеры Олимпийских и Паралимпийских Игр на фоне Олимпийских стадионов. Кампания была ориентирована на людей с активной жизненной позицией и прежде всего молодых ребят, которым к моменту открытия Игр в Сочи исполнится 18 лет

Лайтбоксы внутри компании В компании «Трансаэро» благотворительная деятельность и программы корпоративного волонтерства - часть HR-политики и программы поддержания лояльности сотрудников продвигаеются при помощи лайтбок-сов, установленных в фойе компании

Телевизионная реклама

Рекламный ролик Анонсы волонтерских акций

Проблемная программа Телеканал «МИР» запустил новую программу «Я волонтер!»

Реклама в прессе

Контекстная реклама В корпоративных газетах многих кампаний, а также в глянцевых известных журналах посвящено много статей волонтерству. Например публикации под названием: «Волонтер имеет право уйти в любой момент», «Воронежские волонтеры занялись сетевой благотворительностью»

Модульная реклама Реклама в формате А 4, в глянцевых журналах, цветная. Например Сбербанк дает рекламу в журнале «Я покупаю» о проведении дня добрых дел, на который приглашает волонтеров

Реклама в среде интернет

- Цивилизованный e-mail -маркетинг (использование волонтерской базы) Рассылка информации по волонтерской базе с информационной частью.

Lifeplacement (реклама на одежде)

Реклама на футболках Название волонтерского движения на футболках; Официальные эмблемы мероприятия.

Реклама на кепках Например, поверх волос одевается кепка с символикой волонтерского движения

Дадим характеристику тем инструментам продвижения волонтерства, которые подтвердили свою действенность на этапе формирования волонтерского движения в сложных условиях нестабильного рынка (таблица 2).

Реклама на теле Например, в цвет XVIII Всемирного Фестиваля Молодежи и Студентов активисты наносили краски себе на щеки (синий, фиолетовый, красный, желтый, зеленый)

Транзитная реклама

Реклама на общественном транспорте внутри Информация о XIX Всемирном Фестивале Молодежи и Студентов 2017 в городе Сочи, который не состоится без помощи волонтеров

Реклама на общественном транспорте снаружи Например, размещение о Чемпионате Мира по футболу 2018 и Кубке конфедераций 2017 гг., который не состоится без помощи волонтеров

Рекламная полиграфия

Рекламный буклет Например, подробная информация о наборе волонтеров на Формулу 1 в городе Сочи

Рекламная визитка Размещение информации о волонтерском центре, его координатах и контактах

Рекламный лифлет Размещается более краткая информационная часть, чем в рекламном буклете

Рекламный плакат Размещение информации о мероприятии. Например, на базе ЦПВ КубГТУ существует проект «Ораторский клуб», в котором волонтеры и все желающие, могут научится правильно излагать мысли, не бояться публики, практиковаться в ораторском мастерстве. Информация об этом мероприятии размещена на плакате рядом с волонтерским центром.

Паблисити Информация о Волонтерских центрах, мероприятиях, проектах в научных статьях, газетах.

В волонтерском движении всегда присутствует тот человеческий ресурс, который может быть эффективно использован во всех сферах его возможной деятельности [31], и который может обретать свойства человекоцентричного ресурса [32, 33, 34] в определенных условиях. В этом случае вокруг него будут формироваться команды, и будет создаваться ореол высокой социальной ответственности и доброжелательности в отношении многих социальных и иных инициатив. И в этом движении бизнесу отводится значимая роль.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: а) волонтеры являются ресурсами компаний, организаций, объединений, выполняющими разные функции, в том числе маркетинговые, обращенные к разным участникам социального сообщества; б) волонтерство расширяет сферу влияния социальных инициатив на формирование общественного сознания; в) волонтерство укрепляет значимость позитивных действий бизнеса в отношении ресурсосбережения и поддержки социально-ориентированных инновационных проектов; в) волонтерство создает условия для расширения влияния масс-медиа в разных сферах общественной и социальной жизни; г) волонтерство способствует накоплению потенциала духовности и нравственности в обществе и мотивирует бизнес и его работников на укрепление имиджа и культурно-нравственных ценностей общества; д) расширяет круг небезразличных людей и субъектов бизнеса, обеспокоенных состоянием экологии и охраны природы.

Литература

1. Гулина М.А. Словарь справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

2. Олчман М., Джордан П. Добровольцы -ценный источник: Балтимор, штат Мэриленд, США: Ун-т Джона Хопкинса, 1997. 180 с.

3. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Сборник нормативных правовых актов РФ. М., 2010.

4. Сайт сочинского государственного университета

http ://www. sutr. ru/publicactivitv/volunteers/whoisvol unteer.php

5. Рассел Д. Волонтерство. М.: Дело, 2013. 170 с.

6. Зачиняева Е. Образовательные волонтерские практики. М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 244 с.

7. Белановский Ю. Корпоративное и социальное волонтерство. Опыт брендов и мнения экспертов. М.: Омега-Л, Книжкин дом, 2017.

8. Нейлор Г. Социальное волонтерство. http://volunteer.tversu.ru/index.php?option=com cont ent&view=article&id=15&Itemid=44

9. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч.3). С. 238-245.

10. Щепакин М.Б., Е.А. Устойчивое развитие и ресурсный рационализм // Энергоснабжение и водоподготовка. 2004. № 3. С. 61-62.

11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6(ч.3). С. 11631168.

12. Щепакин М.Б. Предпринимательство как системообразующий фактор переходной экономики. Дисс. на соискание ..... докт. экон. наук / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2002.

13. Щепакин М.Б., Ивах А.В. Экономический кризис в России и возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений / В сб. «Экономическая политика России в условиях нестабильности мировой экономики» / Материалы международной научно-практ. конференции / под ред. М.Б. Щепа-кина. Краснодар, 2016. С. 371-382.

14. Щепакин М.Б. Мотивация и поведение людей и организаций в условиях российского рынка // Межвузовский сб. научн. трудов "Предприятие в условиях рынка". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1996. С. 18-24.

15. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. - С. 131-144.

16. Маштаков А.И., Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Социально-нравственный капитал трудового ресурса в обеспечении устойчивого развития экономики региона // Sciences of Europe. 2016. VOL. 3. № 11(11). Р. 87-97.

17. Маштаков А.И. Щепакин М.Б. Модель управления социально-нравственным потенциалом трудового ресурса региона в условиях реализации приоритетов национальной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12 (ч.1) С. 803-811.

18. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия высших учебных заведений «Пищевая технология». 1996. № 5-6. С. 9-12.

19. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика им предпринимательство. 2016. № 12(ч.2). С. 743-758.

20. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Ерок А.Д. Управление экономическим ростом бизнеса по изменениям разного характера // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2017. Т. 17. № 2. P. 98-113

21. Щепакин М.Б. Модель управления поведением хозяйствующего субъекта в изменяющемся маркетинговом пространстве // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т. 6. № 1. C. 110-116.

22. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Адаптационное управление маркетинговым поведением субъекта в условиях нестабильного рынка // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) | EKONOMIA. 2016. Т. 6. № 1. C. 117-124.

23. Щепакин М.Б. Управление маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта в усло-

виях кризисных явлений в экономике // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016. Т 8. № 1. C. 173-180.

24. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как инструмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1 (ч. 1). С. 1090-1097.

25. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. № 3(21). С. 66-79.

26. Уфимцев Ф.Р., Щепакин М.Б., Петровский

B.И. Перепроектирование деятельности компаний в области РЕКЛАМЫ и PUBLIC RELATIONS // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. С. 277-279.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петровский В.И. Формирование коммуникационных сетей в условиях развивающегося рынка // Научно -технические ведомости СПбГПУ: экономические науки. 2007. № 4(52). С. 244-252.

28. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие мотивационно-комуника-ционной концепции маркетинга // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8(2) . С. 968-973.

29. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петровский В.И. Формирование коммуникационных сетей в условиях развивающегося рынка // Научно -технические ведомости СПбГПУ: экономические науки. 2007. № 4(52). С. 244-252.

30. Михайлова В.М., Шабаева Е.М. Блогинг как инструмент интернет-маркетинга //Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков: Материалы Междунар. научно-практ. конф.: Краснодар: КГУ, 2016. С.169-175.

31. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Куренова Д.Г. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия // Практический маркетинг. 2016. № 9 (235). С. 1018.

32. Щепакин М.Б., Еремеев А.В. Поведенческие аспекты в управлении деятельностью хозяйствующего субъекта в условиях различных изменений // Экономическая политика России в условиях нестабильности мировой экономики / Междунар. конф. Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2016.

C. 293-311.

33. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 205-213.

34. Shchepakin M.B., Krivosheyevа E.V. Management of increase of business enterprise's competitiveness in the changing market environment // INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. 2015. № 9(40). P. 81-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.