Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ И ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В статье рассматривается проблема привлечения молодых специалистов в систему образования. Раскрываются сложности профессиональной адаптации молодых специалистов. Описываются этапы их профессионально-личностного развития. Отмечается, что в основу реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов легла ориентация на учет их индивидуальных особенностей. Автор предлагает систему мероприятий, направленных на содействие профессионально-личностному развитию будущего педагога, и психолого-педагогическое обеспечение его индивидуальной образовательной траектории (в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ) . На этапе профессиональной адаптации психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза может осуществляться в разных формах. Аавтор раскрывает эти конкретные формы ( создание информационного сайта «Школа молодого педагога»; онлайн индивидуальные консультации с преподавателями института (методистами, психологами и педагогами); организация взаимодействия с городским Сообществом молодых педагогов (мастер-классы, круглые столы, практикумы, семинары, форумы, обмен опытом, тренинги, деловые игры, очные консультации, проектная деятельность, коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности). .Отмечается необходимость проведения опросов, на основе которых можно спланировать формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза. Формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза могут быть определены на основе результатов опросов, отражающих наличие возникающих у них проблем. Автор предлагает рассмотреть новые формы сопровождения молодых специалистов. Также представлен комплекс мероприятий для социально-психологической адаптации молодых учителей. На основе проведенной диагностики ,автором были выявлены трудности социально-психологической адаптации в данной образовательной организации. В статье рассматриваются и современные способы профессиональной адаптации молодых педагогов. Автор считает ,что только комплекс современных форм, способов и методов как со стороны вуза, так и со стороны администрации образовательной организации сможет привлечь молодых педагогов в сферу образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WAYS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article deals with the problem of attracting young professionals to the education system. The difficulties of professional adaptation of young specialists are revealed. The stages of their professional and personal development are described. It is noted that the implementation of an individually differentiated approach in the process of training future teachers was based on the orientation to take into account their individual characteristics. The author proposes a system of measures aimed at promoting the professional and personal development of the future teacher, and psychological and pedagogical support of his individual educational trajectory (including disabled people and persons with disabilities) . At the stage of professional adaptation, psychological and pedagogical support of graduates of a pedagogical university can be carried out in various forms. The author reveals these specific forms (creation of the information site "School of a young teacher"; online individual consultations with teachers of the Institute (methodologists, psychologists and teachers); organization of interaction with the city Community of young teachers (master classes, round tables, workshops, seminars, forums, exchange of experience, trainings, business games, face-to-face consultations, project activities, collective, group and individual forms of educational activity). The necessity of conducting surveys is noted, on the basis of which it is possible to plan forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university. The forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university can be determined based on the results of surveys reflecting the presence of problems they have. The author suggests considering new forms of support for young professionals. A set of measures for the socio-psychological adaptation of young teachers is also presented. Based on the diagnosis, the author identified the difficulties of socio-psychological adaptation in this educational organization. The article also discusses modern ways of professional adaptation of young teachers.. The author believes that only a complex of modern forms, methods and methods from both the university and the administration of the educational organization will be able to attract young teachers to the field of education. he article deals with the influence of psychological and pedagogical features of students and the process of adaptation to professional motivation. Attention is paid to the peculiarities of education of students in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

4. Малютина, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение становления профессиональной идентичности студента медицинского вуза: дис. ...канд. психол. наук / Т.В. Малютина. - Кемерово 2018. - 265 с.

5. Миронова, Т.В. Структура и развитие профессионального самосознания: дис. ... д-ра психол. наук / Т.В. Миронова. - М., 1999. - 436 с.

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001. - 348 с.

7. Marcia J.E. Ego identity status: Relationship to change in self-esteem, «general adjustment» and authoritarianism / J.E. Marcia // Journal of Personality. - 1967. - № 35. - Р. 118-133.

8. Mead, G.H. Mind, self and Society / G.H. Mead. - Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.

9. Perry, W.G., Jr. Forms of intellectual and ethical development in the college years / W.G. Perry Jr. - NY: Holt, Rinehart & Winston, 1970.

10. Riegel, K.F. Adult life crises: A dialectical interpretation of development // In N. Datan & L.H. Ginsberg (Eds.), Lifespan developmental psychology: Normative life crises. - New York: Academic Press, 1975.

Психология

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема привлечения молодых специалистов в систему образования. Раскрываются сложности профессиональной адаптации молодых специалистов. Описываются этапы их профессионально-личностного развития. Отмечается, что в основу реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов легла ориентация на учет их индивидуальных особенностей. Автор предлагает систему мероприятий, направленных на содействие профессионально-личностному развитию будущего педагога, и психолого-педагогическое обеспечение его индивидуальной образовательной траектории (в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ) . На этапе профессиональной адаптации психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза может осуществляться в разных формах. Аавтор раскрывает эти конкретные формы ( создание информационного сайта «Школа молодого педагога»; онлайн индивидуальные консультации с преподавателями института (методистами, психологами и педагогами); организация взаимодействия с городским Сообществом молодых педагогов (мастер-классы, круглые столы, практикумы, семинары, форумы, обмен опытом, тренинги, деловые игры, очные консультации, проектная деятельность, коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности). .Отмечается необходимость проведения опросов, на основе которых можно спланировать формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза. Формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза могут быть определены на основе результатов опросов, отражающих наличие возникающих у них проблем. Автор предлагает рассмотреть новые формы сопровождения молодых специалистов. Также представлен комплекс мероприятий для социально-психологической адаптации молодых учителей. На основе проведенной диагностики ,автором были выявлены трудности социально-психологической адаптации в данной образовательной организации. В статье рассматриваются и современные способы профессиональной адаптации молодых педагогов. Автор считает ,что только комплекс современных форм, способов и методов как со стороны вуза, так и со стороны администрации образовательной организации сможет привлечь молодых педагогов в сферу образования.

Ключевые слова: молодой специалист, профессиональная адаптация, образовательная организация, современные способы и формы.

Annоtation. The article deals with the problem of attracting young professionals to the education system. The difficulties of professional adaptation of young specialists are revealed. The stages of their professional and personal development are described. It is noted that the implementation of an individually differentiated approach in the process of training future teachers was based on the orientation to take into account their individual characteristics. The author proposes a system of measures aimed at promoting the professional and personal development of the future teacher, and psychological and pedagogical support of his individual educational trajectory (including disabled people and persons with disabilities) . At the stage of professional adaptation, psychological and pedagogical support of graduates of a pedagogical university can be carried out in various forms. The author reveals these specific forms (creation of the information site "School of a young teacher"; online individual consultations with teachers of the Institute (methodologists, psychologists and teachers); organization of interaction with the city Community of young teachers (master classes, round tables, workshops, seminars, forums, exchange of experience, trainings, business games, face-to-face consultations, project activities, collective, group and individual forms of educational activity). The necessity of conducting surveys is noted, on the basis of which it is possible to plan forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university. The forms of psychological and pedagogical support for graduates of a pedagogical university can be determined based on the results of surveys reflecting the presence of problems they have. The author suggests considering new forms of support for young professionals. A set of measures for the socio-psychological adaptation of young teachers is also presented. Based on the diagnosis, the author identified the difficulties of socio-psychological adaptation in this educational organization. The article also discusses modern ways of professional adaptation of young teachers.. The author believes that only a complex of modern forms, methods and methods from both the university and the administration of the educational organization will be able to attract young teachers to the field of education. he article deals with the influence of psychological and pedagogical features of students and the process of adaptation to professional motivation. Attention is paid to the peculiarities of education of students in modern conditions.

Key words: young specialist , professional adaptation, educational organization, modern methods and forms

Введение. Отсутствие комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению будущего педагога, начиная с этапа выбора профессии и завершая этапом первичной профессионализации, является одной из актуальных задач современного педагогического образования. Это особенно важно в условиях дефицита высокопрофессионального кадрового резерва в образовательной сфере, ориентированного на профессиональную реализацию в профессии «Педагог».

Выбор профессионального будущего, который еще вчера был так актуален для выпускников школ, воплотился в их выборе профессиональной образовательной организации. Именно в период профессиональной подготовки происходит

профессионально-личностное развитие будущего специалиста, отличающееся не только новой социальной ролью и новыми взаимоотношениями в коллективе, но и большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием [4]. Значимость содержания профессионально-практической подготовки в стенах образовательной организации высшего образования невозможно переоценить, т.к. высшее учебное заведение является последним этапом перед вступлением будущего специалиста на самостоятельный профессиональный путь [6].

Возросшие требования к уровню профессионализма выпускников педагогических вузов указывают на то, что традиционная вузовская модель не позволяет в полной мере соответствовать им, а одним из эффективных направлений формирования профессиональной готовности является реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения в педагогическом вузе [4].

Изложение основного материала статьи. В основу реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов легла ориентация на учет их индивидуальных особенностей с целью дальнейшей организации образовательного процесса таким образом, чтобы позволить студентам сформировать (или усовершенствовать) систему профессионально-личностных качеств и способностей, необходимых для будущей трудовой педагогической деятельности.

Система мероприятий, направленных на содействие профессионально-личностному развитию будущего педагога, и психолого-педагогическое обеспечение его индивидуальной образовательной траектории (в т. ч. инвалидов и лиц с ОВЗ) предполагает следующее:

- начальный этап профессиональной подготовки. Диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов с использованием диагностического тестового комплекса «Профкарьера» и дальнейшее проектирование индивидуальной профессионально-образовательной траектории на основе анализа и мониторинга показателей их профессионально-личностного развития;

- основной этап. Вовлечение студентов в конкурсное движение: профессиональный конкурс педагогического мастерства «Призвание» и конкурс профессионального мастерства WoridSkiИs (компетенции педагогической направленности);

- заключительный этап. Реализации серии семинаров «Адаптация к современному рынку труда» и проведение Дней карьеры с приглашением работодателей сферы образования.

На наш взгляд, реализация данного комплекса мероприятий в период профессиональной подготовки позволит не только создать условия, наиболее благоприятные для профессионально-личностного развитя каждого студента в течение всего срока обучения, но и обеспечить реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов.

На этапе профессиональной адаптации психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза может осуществляться в следующих формах:

- со стороны вуза - создание информационного сайта «Школа молодого педагога»; онлайн индивидуальные консультации с преподавателями института (методистами, психологами и педагогами); организация взаимодействия с городским Сообществом молодых педагогов (мастер-классы, круглые столы, практикумы, семинары, форумы, обмен опытом, тренинги, деловые игры, очные консультации, проектная деятельность, коллективные, групповые и индивидуальные формы образовательной деятельности); проведение научных исследований магистрантами и аспирантами в соответствии с планом работы Лаборатории психолого-педагогических исследований;

- со стороны работодателей - оказание помощи молодым учителям (закрепление наставников из числа опытных педагогов, возможность прохождения курсов повышения квалификации, участие в методических семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства).

На наш взгляд, реализация данного комплекса мероприятий в период профессиональной подготовки позволит не только создать условия, наиболее благоприятные для профессионально-личностного развитя каждого студента в течение всего срока обучения, но и обеспечить реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в процессе подготовки будущих педагогов.

В ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник определяется как «физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [1].

Формы психолого-педагогического сопровождения выпускников педагогического вуза могут быть определены на основе результатов опросов, отражающих наличие возникающих у них проблем. Трудности профессиональной адаптации связаны с недостаточным уровнем знаний в области инклюзивного образования, специальной психологии и коррекционной педагогики; в области методики преподавания своего предмета, в том числе детей-инофонов; в области теории и психологии воспитания и обучения при работе с детьми с низким уровнем учебной мотивации. В психологическом плане важно, чтобы у молодых педагогов не возникал внутриличностный конфликт между внутренней профессиональной мотивацией и удовлетворенностью выбором профессии.

Результаты исследований показывают, что в целом наличие проблем в начальный период своей работы выпускники педагогического вуза оценивают, как фактор своего профессионального развития. Профессиональные планы молодые педагоги связывают с продолжением работы в школе, с приобретением нового профессионального опыта. Целью программы адаптации МБОУ СОШ № 71 является создание условий для эффективной работы сотрудника в минимальные сроки путем ускорение процесса вхождения его в должность, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к образовательной организации и реализма в ожиданиях, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности сотрудника.

Содержание программы адаптации, представлена в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий адаптации персонала МБОУ СОШ № 71

Наименование мероприятия | Срок реализации | Ответственный | Примечание

Психофизиологическая адаптация.

Ознакомление с режимом труда и отдыха. Первая рабочая неделя Медицинский работник Групповое или индивидуальное

Тренинг «Снятие тревоги и напряжения». Еженедельно Педагог-психолог По плану педагога психолога

Информирование нового сотрудника, кто в каких вопросах может оказать помощь и предоставить необходимую информацию. Первый рабочий день Заместитель директора

Анкетирование принятого сотрудника. Начало и конец испытательного срока Заместитель директора

Беседы с непосредственным руководителем и других сотрудников по различным возникающим вопросам у нового сотрудника. На протяжении всего периода адаптации сотрудника Все сотрудники образовательного учреждения

Социально-психологическая адаптация

Знакомство работника с организацией: вручение информационного листа и краткий комментарий к нему (история развития учреждения; положение учреждения в настоящее время; организационная структура, перечень подразделений). В процессе собеседования Заместитель директора

Представление работника непосредственному руководителю. Первый рабочий день Заместитель директора -

Представление сотрудника коллегам. Заместитель директора

Ознакомление с локальными актами организации: - устав; - правила внутреннего трудового распорядка; - должностная инструкция и должностные обязанности; - положение об оплате труда и др. локальные акты. При оформлении на работу Заместитель директора

Вводный инструктаж по технике безопасности. При оформлении на работу Завхоз Под подпись в журнале инструктажа

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. При собеседовании и при приеме на работу Заместитель директора

Включение сотрудника в «малую рабочую группу» с четкой постановкой задач. С первой рабочей недели Заместитель директора Возможно включение в несколько групп

Закрепление «наставника». Первый рабочий день Заместитель директора

Проведение социально психологического тренинга (групповая сплоченность). Один раз в квартал Педагог-психолог Для всех сотрудников

Проведение традиционных праздников, дней рождения сотрудников. В течении года Музыкальный руководитель

Знакомство с системой оценки результатов работы сотрудников и принципами системы вознаграждения. В первый рабочий день Заместитель директора

Профессиональная адаптация

Ознакомление с миссией, целями и задачами организации. При приеме на работу Заместитель директора

Повышение квалификации (посещение курсов, семинаров, составление плана самообразования). В течении года Заместитель директора

Участие сотрудника в производственных совещаниях (собраниях по рабочим вопросам, пед. консультациях, круглых столах). В течении года Заместитель директора

Анкетирование, диагностика педагогов, определение направления организационной и психолого-педагогической помощи. В течении года Заместитель директора

Прохождение аттестации, присвоение квалификационной категории. Согласно плана Заместитель директора

Организационная адаптация

Ознакомление с миссией, целями и задачами организации. При приеме на работу. В течении года Заместитель директора

Выводы. Реализация «сквозной» модели психолого-педагогического сопровождения будущих педагогов, начиная с учащихся педагогических классов и заканчивая молодыми специалистами позволит удовлетворить потребность образовательных организаций в профессионально мотивированных, компетентных педагогических кадрах.

Проведение профориентационной диагностики и индивидуального консультирования, обучение в педагогических классах, организация профессиональных «проб» позволит поступающим в педагогический вуз юношам и девушкам совершить осознанный выбор профессии «Педагог».

Преимущество второго этапа проекта будет заключаться в формировании высокой учебной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза, в приобретении опыта педагогической деятельности в рамках участия в различных профессиональных конкурсах, в формировании готовности к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников педагогического вуза на третьем этапе реализации «сквозной» модели направлено на успешную адаптацию, дальнейшую профессионализацию молодых педагогов, обеспечивающую их гармоничное вхождение в профессию и профессиональное саморазвитие.

Высокий уровень подготовки молодых педагогов возможен только в условиях целенаправленного «сквозного» психолого-педагогического сопровождения их профессионального становления в школах, вузах, учреждениях образования, выступающих в роли работодателей. В связи с тем, что в 2023 году в России будут отмечать 200-летие Константина Дмитриевича Ушинского, одного из основателей российской педагогики, 25 августа, в ходе онлайн-встречи с учителями и школьниками Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил объявить 2023 год в России Годом педагога.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 25.09.2021).

2. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования / Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 30.03.2021 г. N ВБ-511/08. - Режим доступа: https://sowy.ru/rekomendacii-dlja-shkol-po-otkrytiju-klassov-psihologo-pedagogicheskoj-napravlennosti/ (дата обращения: 29.09.2021).

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 04.02.2010 г. N Пр.-271). - Режим доступа: http://base.garant.ru/6744437/ (дата обращения: 25.09.2021).

4. Белогуров А.Ю. Модернизация процесса подготовки педагога в контексте инновационного развития общества: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 116 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Академия, 2006. - 240 с.

6. Рыльский О.Н. Дифференцированный подход в профессиональной подготовке будущих педагогов физической культуры // Известия Саратовского университета. - 2012. - № 3. - С. 109-112.

7. Шмелев А.Г., Серебряков А.Г., Кононова В.Н., Алтухов В.В., Иванова О.Н. Прогностическая валидность психодиагностической методики «Профориентатор» (по материалам отсроченного анкетирования) [Электронный ресурс] // Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». - Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/kompyuternyy-diagnosticheskiy-kompleks-proforientator-rezultaty-issledovaniya-prognosticheskoy-valid.html (дата обращения: 21.09.2021).

Психология

УДК 370

аспирант Мелихова Виктория Игоревна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Старвополь); кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Старвополь)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА СЕПАРАЦИИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данная статья является результатом теоретического анализа и эмпирического исследования речевого развития ребенка и сепарационного процесса как фактора, влияющего на развитие речи. Сепарация является процессом отделения ребенка от родителей и развития самостоятельной личности. Ощущение ребенком своей отдельности, желание заявить о себе, своих нуждах создает у ребенка потребность в овладении речью. Для своевременной сепарации ребенка необходимо благоприятное течение предыдущих этапов сепарационного процесса: аутистической и симбиотической стадии. Они создают фундамент для дальнейшего развития ребенка. В ходе исследования установлено, что сложности в сепарационном процессе оказывают влияние на развитие речи. Нарушения сепарационного процесса могут быть вызваны как ранней сепарацией, так и ее отсутствием или задержкой. Установив связь между сепарацией и речевым развитием, можно оказывать влияние на развитие речи ребенка, наблюдая за сепарационным процессом. В статье приводятся результаты исследования, в ходе которого получены данные о факторах, влияющих на сепарационный процесс: биологических и социальных. Полученные в исследовании данные будут способствовать улучшению детско-родительских отношений, течению сепарационного процесса и, как следствие - благоприятному развитию речи ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: сепарация, сепарационный процесс, речевое развитие, детско-родительские отношения, мать, ребенок, коммуникация, потребность, фрустрация, слияние.

Annotation. This article is the result of a theoretical analysis and empirical study of the child's speech development and the separation process as a factor influencing the development of speech. Separation is the process of separating a child from its parents and developing an independent personality. The child's feeling of his individuality, the desire to express himself, his needs creates in the child the need to master speech. For the timely separation of a child, a favorable course of the previous stages of the separation process is necessary: the autistic and symbiotic stages. They create the foundation for the further development of the child. The study found that the difficulties in the separation process affect the development of speech. Disturbances in the separation process can be caused by both early separation and its absence or delay. Having established a connection between separation and speech development, it is possible to influence the development of a child's speech by observing the separation process. The article presents the results of the study, during which data were obtained on the factors influencing the separation process: biological and social. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.