Выводы. Таким образом, обозначенная педагогическая модель формирования здоровьесберегающей позиции студента генерирует в себе целый комплекс прогрессивных педагогических идей, с целью формирования здоровесберегающей позиции студента, определяя ценностный мир и установки студентов в процессе личностной и профессиональной самореализации.
Литература:
1. Двоеносов В.Г., Юсупов Р.А. Здоровье студента как один из факторов повышения конкурентоспособности специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2006 №6. С. 194-201
2. Фетисов А.С., Аристова И.В. Проблема формирования здоровьесбеоегающей позиции студентов в цифровой образовательной среде. Журнал «Глобальный научный потенциал» 2020, № 5 (110) С. 77-79
3. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. - М., 1988.
4. Charlton, A. Predicting the onset of smoking in boys and girls / A. Charlton, V. Blair // Soc. Sci. Med. -1989. - V. 29. - P. 813-818.
5. Janis, I.L. Decision making: A psychological analysis of conflict, choice and commitment / I.L. Janis, L. Mann. - N. Y.: The Free Press & L.: Collier Macmillan, 1977. - 19 p.
6. Becker, M.H. The health belief model and personal health behavior / M.H. Becker // Health Educat. Monogr. - 1974. - V. 2. - P. 324-508.
7. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3-14
8. Tones, K. Health education: Effectiveness, efficacy and equity (2nd edition) / К. Tones, S. Tilford. - L.: Caption and Hall, 1994. - 305 p.
9. Maiman, L.A. The Health Belief Model: Origins and correlates in psychological theory / L.A Maiman, M.H. Becker // Health Education Monographs - 1974. - Р. 336-353.
10. Rosenstock, I.M. Historical origins of the Health Belief Model / I.M. Rosenstock // Health Education Monograph - 1974. - Р. 328-335.
11. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001, С. 17-19.
12. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2010. №33. С. 99-104.
13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл,
2001. - 365 с.
14. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК»,1996. - 384 с.
15. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников. Развитие личности № 1, 2006.
16. Панов В.И. Экопсихологическая модель образовательной среды // 4-я Российская конференция по экологической психологии / Психологический институт РАО. - М.: УМК «Психология», 2005. - С. 213-216.
17. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.
18. Блауберг И.В., Мирский Э.М., Садовский В.Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. - М., 1982.
19. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
20. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов н/Д., 1999
21. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. -Москва: Высшая школа, 1991. - 204 с.
22. Комарова Э.П. Эмоциональный интеллект: понятие, роль и формы интеграции в социокультурном общении / Э.П. Комарова // Вестник ВГТУ. - 2014. - Т. 10, № 3-2. - С. 43-45.
23. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - Москва: Акад. проект, 2008. - 117 с.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов / И.А. Зимняя. - Москва: Логос,
2002. - 383 с.
25. Комарова Э.П., Аристова И.В. Проблема формирования здоровьесберегающей позиции студентов в вузе. Журнал «Вестник ВГУ» Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 1, С. 56-60
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Коник Оксана Геннадиевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей влияния современных социокультурных и психологичексих особенностей на процесс формирования коммуникативных навыков ребенка.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, формирование, современные социокультурные условия, коммуникативная компетенция.
Annotation. The article is devoted to the study of the influence of modern socio-cultural and psychological features on the process of forming a child's communication skills.
Keywords: communication skills, formation, modern socio-cultural conditions, communicative competence.
Введение. Современное технологичное общество с развитыми и разнообразными каналами обмена информацией вносит коррективы в процесс коммуникации на всех уровнях взаимодействий в социуме, часто заменяя лингвистические конструкции на иллюстрированный материал, видео-звуковой ряд, и изобретая новые методы передачи данных: акронимы, сокращённые формы слов, подразумевающие целый процесс, эмоцию, состояние, жизненные обстоятельств и пр. Влияние данных новшеств, если оно в ходе воспитания ребёнка не регулировалось родителями (и/или лицом-ответственным за становление и формирование личности), педагогами, вносит свои коррективы в процесс овладения коммуникативными навыками. Особенно они сказываются на процессе формирования коммуникативных навыков у детей.
Так, согласно исследований Института Современных Медиа (МОМШ) [1] современный ребёнок в возрасте от 4 до 10 лет проводит за просмотром телевизора около 138 минут. Учитывая тот факт, что до 9 лет основной механизм формирования поведенческих структур у ребёнка - это копирование моделей поведения окружающих, независимо от того реальны они или виртуальны, то можно сделать вывод, что формирование характера ребёнка, его склонностей, коммуникативных способностей на 30% зависит от предложенного телевидением и интернетом материала. К тому же, такой процесс освоения способов взаимодействия с окружающим миром носит векторный характер, поскольку не требует от ребёнка обратной реакции, и не предполагает альтернатив, и что более важно, не предполагает ответственности за свои высказывания и действия.
Результатами такого влияния являются:
1. Сокращение словарного запаса, затруднение связно излагать мысль, находить логические связи в тексте. В ходе исследования детей в возрасте от 7 до 17 лет Адамянц Т.З. выявила, что высокий уровень коммуникативных навыков показывают только 15-22% школьников, причём у детей 5-6 лет этот показатель всего 12% [2].
2. Затруднения с концентрацией внимания и мотивацией.
3. Затруднения с освоением учебного материала. Этот процесс характеризуется тем, что школьники «узнают» информацию, а не осваивают её.
4. Трудностями в нахождении взаимопонимания со сверстниками.
5. Возникновение противоречия между требованиями социума к ребёнку, его поведению, умениям, навыкам и требованиями «виртуального» мира.
За время обучения в начальной школе ребёнок осваивает новый этап формирования личности, это процесс взаимодействия, соревнования с равными себе, это сравнение освоенных им и другими форм коммуникации. Но, как следует из вышеизложенного, к моменту начала обучения к школе современные дети в большинстве своём приходят с низким уровнем развития коммуникативных навыков, что может привести к повышенной агрессии в поведении или наоборот закрытости, тревожности, сниженной самооценке или завышенной оценке своих способностей, на почве боязни быть отвергнутым, неумении построить уравновешенные, продуктивные отношения с окружающими [3].
Главный вопрос, на который мы искали ответ в нашем исследовании, состоит в том, как педагог, имея перед собой обязательную учебную программу и широкий круг учащихся может помочь ученику адаптироваться к новым условиям школьной жизни и, вместе с тем, освоить навыки самостоятельного взвешенного взаимодействия с социумом.
Изложение основного материала статьи. Прежде всего, хотим отметить, что в научно-педагогической литературе существует также понятие «коммуникативная компетентность», под которым понимают «способность человека применять в конкретном общении знание языка, способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями». Иными словами под коммуникативной компетентностью понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативная компетентность формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного взаимодействия, но и опосредованного, в том числе из литературы, театра, кино, из которых человек получает информацию о характере коммуникативных ситуаций, особенностях межличностного взаимодействия и средствах их решений. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
В этой связи, важной целью изучения родного языка в школе, языков национальных меньшинств как языков обучения является формирование у учащихся коммуникативной компетентности путем усвоения доступного и необходимого объема знаний, освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определенного социального опыта. Для достижения указанной цели предусматривается выполнение следующих задач: формирование у учащихся мотивации изучения языка; обеспечение гармоничного развития всех видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); формирование коммуникативных умений; освоение важнейших функциональных составляющих языковой системы с учетом особенностей фонетической и грамматической систем каждого из языков обучения; социально-культурное развитие личности; формирование умения учиться.
К структурным компонентам коммуникативной компетентности относятся:
- ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и жизненном опыте человека;
- умение эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений, условий социальной среды;
- адекватная ориентация индивида в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, ситуации;
- готовность и способность контактировать с людьми;
- внутренние средства регуляции коммуникативных действий;
- знания, умения и навыки конструктивного общения;
- внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Следовательно, коммуникативная компетентность представляет собой структурный феномен, включающий как составные ценности, мотивы, установки, так и социально-психологические стереотипы, знания, умения и навыки.
По мнению Н. Моревой, людей с высокой коммуникативной компетентностью характеризуют такие внешние, поведенческие проявления:
- быстрое, своевременное и точное ориентирование в ситуации взаимодействия и партнерства;
- желание понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
- установка в общении не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
- уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;
- существенное удовлетворение общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе разговора;
- умение общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливать и поддерживать требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки отношениям, которые складываются;
- высокий статус и популярность в том или ином коллективе;
- умение организовать дружную совместную работу, формировать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, достигать высокого результата деятельности.
В своих лекциях Е.В. Руденский [4], выделяет два пути развития коммуникативных навыков: включение личности в разнообразную социальную практику и специальная подготовка к общению. Поскольку процесс обучения в младшей школе предполагает взаимодействие ребёнка, с разнообразным окружением, отличным по возрасту, статусу, интересам, то задача педагога в данном случае в основном состоит в корректировке моделей поведения и предоставлению положительных образцов для подражания, например, герои литературных произведений.
Однако сложность специальной подготовки к общению ребёнка младшего школьного возраста, по нашему мнению, состоит в том, что современная педагогика опирается на концепцию, что неразвитые коммуникативные навыки у ребёнка создают фундамент для его неадекватного взаимодействия с окружающими, трудностями в восприятии информации и самомотивации. Однако, как обосновала своими исследованиями Л.Ф. Обухова «особенность учащегося младшего школьного возраста состоит в том, что до момента прихода в школу его интеллект, поведение строились методом подражания, в основе своей процесса бессознательного» [5, с. 189].
Эти исследования подтверждаются также наработками американского психотерапевта Т.Э. Харриса [6]. Они говорят нам о том, что коммуникативные навыки ребёнка являются не обособленной, самобытной характеристикой, а результатом бессознательного сбора ребёнком всех возможных реакций, форм поведения, схем мотивации, общения, которые его окружали и окружают, и выбора, зачастую такого же бессознательного, наиболее частого по проявлению, либо наиболее привлекательного с точки зрения ребёнка. Например, ребёнок смотрит мультфильм, в котором герой «пинает» своего товарища за то, что тот взял его ластик без спросу; данная модель поведения принимается ребёнком как подходящая, поскольку ластик герою возвращается незамедлительно, вместе с извинениями оппонента и одобрением окружающих. В условиях реальной школьной жизни подобное поведение может вызвать агрессивную реакцию у одноклассников ребёнка и их отчуждение от него.
Следовательно, попытки корректировки неразвитых коммуникативных навыков современного школьника, малоэффективны поскольку ребёнок оперирует хаотично собранными программами поведения, тестируя их на эффективность, а не совершая сознательный акт с прогнозируемыми последствиями. И мало эффективно педагогу предлагать альтернативные формы поведения, поскольку в момент реакции ребёнок не осознаёт своей мотивации.
Применение любых методов для формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста должно начинаться с навыка понимания учеником самого себя, своих потребностей, эмоций, реакций, понимания влияния их на окружающих. В первую очередь стоит обратить внимание на помощь учащимся в осознание причин своих эмоций, действий, мотиваций в поведении, общении, взаимодействии с окружающими, развитии способности к анализу своего поведения и его результатов, а также анализу эмоций, мотивов окружающих. То есть основная задача педагога в направлении формирования коммуникативных навыков детей состоит в поддержке развития способности к эмпатии. Отечественные педагоги и психологи Е.В. Мельник и В.И. Долгова также связывает коммуникативную компетентность со способностью к эмпатии [9].
Современный процесс формирования коммуникативных навыков, учитывающий данную рекомендацию, будет иметь следующую структуру: понимание себя - понимание оппонента - поиск эффективной модели взаимодействия - реализация модели - анализ полученного результата.
Ещё одним весомым фактором, влияющим на формирование коммуникативных навыков у младших школьников в ходе образовательной деятельности, является противоречие между положением Национальной доктрины Российской Федерации [8], которая определяет образование сферой, призванной обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» и популярными в обществе идеями глубокого индивидуализма, разрыва поколений, что часто имеет под собой обоснования в виду резкого технологического скачка за последние 20 лет. Идеи и ценности, которые призвано прививать детям образование не соответствует той реальности, которая их окружает вне уроков. Такое несоответствие снижает мотивацию к образовательному процессу в целом.
Педагог может привить ценности преемственности поколений и национальной культуры детям с помощью определения их личных мотивов и формирования личной заинтересованности.
На основе анализа научно-педагогической литературы о проблемах коммуникативной компетентности, установлено что младший школьный возраст является оптимальным периодом обучения поведению в социуме, искусству общения, освоения коммуникативных и речевых умений, методов различения социальных ситуаций. В течение данного периода на качественно новом уровне будет реализовываться потенциал развития ребенка как активного субъекта, который познаёт окружающий мир и самого себя, приобретает собственный опыт действия в данном мире. Его собственное поведение отличается наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, готовностью согласовывать собственные действия со сверстниками, регулируя собственные действия с общественными
нормами поведения, готовностью к весьма адекватной оценке в своей деятельности и собственных возможностей. В процессе исследования было выяснено, что развивать коммуникативную компетентность учеников необходимо с применением информационно-коммуникативных технологий, позволяющих активизировать мышление, поддержать их интерес, развить их речь, сделать материал доступным для понимания, научить корректным и внимательным образом относиться друг к другу.
Общими задачами по формированию коммуникативных умений и навыков детей являются:
а) обеспечить речевую среду для детей: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и др.;
б) обеспечить создание речевых ситуаций, речевой практики для детей; в) обеспечить правильное усвоение детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи; г) вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с темами занятий. Педагогическими условиями формирования коммуникативных умений могут быть: коммуникативно-речевая направленность обучения; мотивация коммуникативной деятельности; наличие положительных стимулов; погружение детей в активную коммуникативно-речевую деятельность, а именно: коррекционно-развивающие занятия с целью развития коммуникативных умений навыков и навыков общения.
Выводы. Подводя итог данного исследования можно говорить о трёх основных особенностях условий формирования коммуникативных навыков школьников: увеличение влияния медиа на процесс развития ребёнка, игнорирование преобладания бессознательного характера процесса формирования коммуникативных навыков ребёнка младшего школьного возраста, наличие диссонанса между государственной доктриной и социально-культурными условиями жизни школьника. Такие условия ставят новые вызовы перед педагогами, методистами и психологами, в частности усиленное развитие в школьниках эмпатии с целью формирования устойчивой способности к самомотивации, осознанному управлению своими реакциями, формирования эффективной образовательной среды.
Литература:
1. Институт современных медиа (МОМЫ) по заказу «Цифрового телевидения» (ВГТРК и «Ростелеком»). Как дети в России потребляют медиа: телевидение, уоиШЬе-каналы, мобильные приложения.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://momri.org/2018/newsaboutmomri/adindex-kak-deti-v-rossii-ро^еЬЦ aj ut-media-televidenie-youtube-kanaly-mobilnye-prilozhenij а/
2. Адамьянц, Т.З. О коммуникативных навыках современных детей / Т.З. Адамьянц. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www. isras.ru/index.php? page_id=997 - Загл. с экрана.
3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза и общение / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - С. 31-57.
4. Социальная психология [Текст]: текст лекций / Е.В. Руденский, Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев; Отв. ред. Е.В. Руденский; Новосибирский институт народного хозяйства. - Новосибирск: [б. и.], 1993. - 143 с.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
6. Филонович, С.Р. Навыки вербальных коммуникаций / С.Р. Филонович - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. polbu.ru/ filonovich_leadership/ ch18_i.html - Загл. с экрана.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
8. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва.
9. Мельник, Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность / Е.В. Мельник. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа :https://docplayer.ru/44551913-Empatiya-i-kommunikativnaya-kompetentnost.html
Педагогика
УДК 378.1
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой документоведения и архивоведения Латышева Елена Викторовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ОСНОВЕ
АНАЛИЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Аннотация. Статья посвящена изучению современного состояния системы профессиональной подготовки специалистов по управлению документационными процессами в учреждениях высшего образования различных государств мира. Рассмотрены формы обучения и элементы организации образовательного процесса. Осуществлен анализ образовательных программ их подготовки и повышения квалификации в рамках данной специализации. Проанализирован международный опыт и качество осуществления профессиональной подготовки специалистов по управлению документационными процессами.
Ключевые слова: документоведение, управление документационными процессами, международный опыт, профессиональная подготовка, документно-информационная сфера.
Annotation. The article is devoted to the study of the current state of the system of professional training of specialists in the management of documentation processes in institutions of higher education in various countries of the world. The forms of training and elements of the organization of the educational process are considered. The analysis of educational programs of training and professional development within this specialization is carried out. International experience and quality of professional training of specialists in document management are analyzed.
Keywords: document science, management of documentation processes, international experience, professional training, document and information sphere.