Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР'

Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2031
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР»

совместного пространства творческого взаимодействия взрослых, детей с ОВЗ и с сохранным здоровьем и родителей.

Список литературы

1. Крячко А. А. Введение в традицию: прогр. студийных занятий с детьми. - М.: Планета-2000, 2004.

2. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях: метод. пособие / Е.И. Якубовская, Н.В. Еремина. - СПб.: СпбАППО, 2008.

3. Инклюзивное образование в России. - М., 2011. / http://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-v-rossii.pdf.

Е.А. Мосявра

аспирант,

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Развитие коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР

Коммуникативная компетентность - одна из ключевых составляющих, которой должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

В научном контексте словосочетание «коммуникативная компетентность» (от лат. competens - «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) впервые было использовано в социальной психологии.

К настоящему времени появилось много определений коммуникативной компетентности.

В психологии межличностного общения компетентность коммуникативная определяется как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Коммуникативная компетентность предполагает сформирован-ность коммуникативных умений, таких как:

1) речевые - связанные с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения;

2) социально-психологические - связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний;

3) психологические - связанные с овладением процессами самомобилизации, саморегуляции: умения преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы, ритм своего поведения, мобилизоваться на достижение коммуникативной цели, распределять свои усилия в общении;

212

4) умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией;

5) умение использовать невербальные средства общения: применять паралингвистические средства общения;

6) умение общаться в различных организационно-коммуникативных

формах деятельности: использовать организационно-коммуникативные формы установления отношений: организационно-коммуникативные

формы планирования совместной деятельности;

7) умение взаимодействовать на уровне диалога с личностью или группой, на уровне палилога - с массой или группой [2].

Задержка психического развития - одна из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. По данным психолого-педагогических исследований, среди стойко неуспевающих младших школьников дети с ЗПР составляют около 50 %. Специалисты считают, что чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма - часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности [1].

Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С.Я. Рубинштейн).

Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить (Л.И. Переслени) следующие:

• быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

• отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

• непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекват-

213

ными и не способствуют продолжению общения.

Известно, что для успешного функционирования в социальной жизни человеку необходим ряд личностных качеств и умений. По мнению философов и социологов, социализация - результат формирования, развития, становления личности на протяжении всей жизни, который достигается в процессе взаимодействия личности и общества (Д.В. Ольшанский, К.В. Рубчевский, Л. Филипс и др.). Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия -отчуждением, избеганием или конфликтом (В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми - их социализация [4].

Исследования показывают, что у детей с ЗПР возникает непонимание некоторых задаваемых им вопросов инструкций, содержащих слова, значение которых им неизвестно или недостаточно ясно, или не усвоенные ими грамматические формы. Затруднения понимания могут быть связаны и с недостатками произношения, довольно часто наблюдаемыми у детей с задержкой психического развития. В результате они часто, даже зная нужное слово, не могут его употребить или употребляют неверно, что также затрудняет формирование коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Исследованием актуального уровня развития коммуникативных умений у школьников второго класса с задержкой психического развития в настоящее время занимается О.С. Степина, которая исследовала компоненты коммуникативных умений: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Более чем у половины детей (56 %) отмечались низкий уровень восприятия информации, отсутствие внимания к сообщениям другого, стремление не к диалогическому, а монологическому общению, частое перебивание рассказчика, стремление рассказать что-то своё. У 64 % испытуемых был отмечен низкий уровень умения передачи информации. Дети могли выразить мысль только при помощи наводящих вопросов, использовали большое количество слов-«паразитов». Наибольшей группе детей с ЗПР (88 %) характерно неумение планировать высказывание. Но наибольшее затруднение у младших школьников с ЗПР вызывает умение взаимодействовать с партнером при совместном планировании предстоящей работы. Дети либо способны планировать совместную деятельность только по побуждению взрослого, либо отказываются от каких-либо взаимодействий, испытывают недоверие к партнеру [3].

Анализ теоретического материала по проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с нарушением интеллектуального развития позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. Во-вторых, от ком-

214

муникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Список литературы

1. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - С. 67.

2. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций для вузов - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.

3. Степина О.С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. - № 4(8). - 2007.

4. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.

М.А. Муфтеева

учитель,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №72, г. Челябинск

Музейная деятельность как эффективное условие воспитания нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья

Школьный комплексный музей «Край родной - моя Отчизна» является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Одной из самых главных задач школьной программы является воспитание гражданина, патриота России. Актуальность воспитания нравственности вызвана значимыми изменениями у современной молодёжи в отношениях к ценностям, таким как Отечество, патриотизм, верность традициям, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, края.

В 2001 г. назрела необходимость создания школьного музея, который может объединить учащихся школы, обеспечить условия нравственного воспитания посредством включения школьников в различные формы познавательной и творческой деятельности; формировать гражданские

215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.